Преступность несовершеннолетних как угроза общественной безопасности России

(Шульга А. Е., Сарана В. А.) ("История государства и права", 2006, N 9) Текст документа

ПРЕСТУПНОСТЬ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ КАК УГРОЗА ОБЩЕСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ

А. Е. ШУЛЬГА, В. А. САРАНА

Сегодня "угрозы социумом" в России приобрели пороговый характер: происходящие в стране переломные процессы формирования новых духовных, социально-политических, экономических отношений, затрагивающие все социальные слои, группы, классы, само государство, что порождает все новые виды противоречия и опасности, с которыми сталкивается сегодня во всех сферах нашей жизни каждый человек. Обеспечение общественной безопасности - это система мероприятий, осуществляемых государственными и другими органами, организациями и учреждениями, а также отдельными гражданами в целях обеспечения жизненно важных интересов личности, общества и государства. Проблема оценки уровня допустимости "угроз социумом" исключительно сложна и пока еще слабо разработана, реально применимых методов его измерения пока не существует. Так, А. Н. Позднышев справедливо замечает, что для решения данной задачи весьма актуальной является разработка определенного набора индикаторов, позволяющих с достаточной степенью достоверности создать систему заблаговременного обнаружения и раннего предупреждения угроз, оценить их уровень <*>. В Концепции национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента РФ от 17 декабря 1997 г. N 1300, отмечается, что "Россия крайне заинтересована в выработке комплексной системы мер для эффективной защиты личности, общества и государства от преступных посягательств" <**>. Эта система мер в качестве своего непременного компонента должна включать группу уголовно-правовых норм, ориентированных на защиту от преступности несовершеннолетних. Трудно переоценить масштабы последствий данного вида преступности, которая разрушает личность подростка, а вместе с тем нравственные устои общества, делает жизнь родителей невыносимой из-за моральных и физических страданий, препятствует росту материального и духовного благополучия семьи. -------------------------------- <*> Позднышев А. Н. Государственная служба в сфере обеспечения общественной безопасности. Ростов-на-Дону: Изд-во РГУ, 2003. С. 40. <**> Концепция национальной безопасности Российской Федерации (в ред. Указа Президента РФ от 10 января 2000 г. N 24).

Представляя собой сложное явление, преступность несовершеннолетних является результатом действия множества обстоятельств, факторов, социальных причин, влияющих на состояние, структуру, уровень преступности. Гражданско-правовые институты и соответствующие социальные структуры сегодня не в состоянии обеспечить надежные меры профилактики преступности несовершеннолетних. Преступления несовершеннолетних есть в первую очередь результат дурного семейного воспитания <*>. По мере большей ориентации массовой культуры на установки "нравится/не нравится", "хочется/не хочется", чем на традиционные ориентиры "правильно/неправильно", "нужно/хочется", жизнь по чувству, влечению сегодня начинает, по крайней мере внешне, преобладать над жизнью по разуму, по укладу, что особенно заметно в межличностных отношениях. Этим объясняется то, что родители не могут систематически заниматься ребенком - не хватает душевных и духовных сил заниматься этим постоянно. -------------------------------- <*> Вельчев А. Д., Мошак Г. Г. Подросток и правонарушение. Кишинев, 1990. С. 40.

Противодействие преступности несовершеннолетних должно быть нацелено на расширение сферы контроля государства и общества над преступностью несовершеннолетних и предполагает: создание в обществе условий, при которых несовершеннолетние смогут в полной мере раскрыть свои способности и заложить основы для плодотворной жизни в зрелом возрасте; устранение угрозы правам, свободам и законным интересам подрастающего поколения, их активную защиту; недопущение вовлечения в преступность несовершеннолетних новых социальных слоев, вытеснение таких негативных явлений, как алкоголизм, наркомания, проституция, из сфер социальной жизни подрастающего поколения; ограничение неправовых методов регулирования межличностных и хозяйственно-экономических отношений, в которых участвуют несовершеннолетние; изменение общественного сознания и формирование позитивных ценностных ориентаций граждан (в первую очередь несовершеннолетних), понижение порога терпимости граждан к преступным проявлениям в обществе в целом и в отношении несовершеннолетних как наиболее слабозащищенной социальной группы в частности; создание полноценной системы реабилитации несовершеннолетних, нуждающихся в медико-психолого-воспитательно-коррекционном воздействии, в том числе на различных этапах реализации уголовной ответственности; повышение эффективности уголовно-правовых мер борьбы с преступностью несовершеннолетних и проявлениями преступной деятельности, направленной на ее самовоспроизводство; повышение эффективности и совершенствование деятельности органов, обеспечивающих противодействие преступности несовершеннолетних, в первую очередь усиление роли субъектов РФ и местного самоуправления; выработку действенного механизма практического осуществления государственных мероприятий в области детства, контроль и ответственность за выполнение принимаемых решений. Сегодня комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав состоит из сотрудников, работающих на общественных началах, что не позволяет достигнуть эффективности ее работы. Необходимо обеспечить функционирование этих комиссий на постоянной и профессиональной основе, которые должны возглавлять председатели - заместители глав администраций регионов, а заместители председателей комиссий должны быть освобождены от других обязанностей. В состав комиссий войдут ответственный секретарь и специалисты (инспектора). Количество последних будет зависеть от численности подросткового населения в регионе. На общественных началах и принципе добровольности в комиссии могли бы войти представители зарегистрированных общественных объединений, занимающихся проблемами несовершеннолетних. Целесообразно привлечение общественности к работе с трудными подростками, например студентов, обучающихся в юридических, педагогических и других вузах, организовав из их числа постоянно действующие волонтерские отряды. Перспективно на местном уровне создать службу "Защитника прав несовершеннолетних". В обязанности защитника должно входить: рассмотрение и разрешение жалоб несовершеннолетних, их опекунов, попечителей, а также иных заинтересованных лиц (групп лиц), организаций и органов на нарушения прав данной категории лиц, предусмотренных Конвенцией по правам ребенка, иными международными документами, внутригосударственными нормами права; рассмотрение жалоб на действия (акты) органов, в обязанности которых входит защита прав несовершеннолетних (трудоустройство, материальное обеспечение, реализация права на образование) и т. д.; контроль за соблюдением интересов несовершеннолетних, подвергшихся мерам воспитательного и административного воздействия, осужденных, досрочно освобожденных от отбывания наказания, возвратившихся из специальных воспитательных учреждений. В решении проблем несовершеннолетней преступности важную роль играет создание специального суда для несовершеннолетних. Кроме того, необходимо образование семейных судов по делам несовершеннолетних. Наряду с районными (городскими) судами общей юрисдикции они должны действовать в каждом районе (городе). Прежде всего к компетенции новых звеньев судебной системы следует отнести рассмотрение всех уголовных дел в отношении лиц, не достигших 18-летнего возраста, а также данными судами должны рассматриваться все гражданские дела, так или иначе затрагивающие интересы несовершеннолетних (например, о расторжении брака родителей, имеющих несовершеннолетних детей; о лишении родительских прав и т. п.), а также дела об административных правонарушениях, совершаемых лицами, не достигшими 18 лет. В семейный суд должна поступать вся информация о совершаемых несовершеннолетними правонарушениях в данном районе (городе), на основе которой можно принимать меры, направленные на устранение условий, способствующих совершению правонарушений. Деятельность предлагаемых судебных органов может не только способствовать более всестороннему и объективному исследованию обстоятельств совершенного преступления, но и выявлению в каждом конкретном случае внутренних механизмом, тех конкретных жизненных факторов, которые привели подростка к правонарушению, и содействовать их устранению. Необходимо, чтобы состав рассматриваемого суда качественно отличался от состава суда общей юрисдикции: наряду с профессиональными судьями в него должны входить педагоги, психологи, психотерапевты. Именно поэтому состав семейного суда по делам несовершеннолетних целесообразно увеличить до пяти человек. Судьями семейного суда по делам несовершеннолетних должны назначаться лица в возрасте от 30 лет, ранее проработавшие не менее пяти лет судьями районных (городских) судов и специализировавшиеся по делам несовершеннолетних, что обусловливается спецификой и особой сложностью дел. В системе профилактики преступности несовершеннолетних главенствующую роль должна играть ранняя профилактика социально-негативного поведения несовершеннолетних, а для обеспечения целостности и преемственности этой работы, отдельных ее звеньев в региональном масштабе следует сформировать единый комплексный субъект профилактики, способный оперативно реагировать и координировать деятельность всех социально-правовых элементов в системе профилактики.

Название документа