Стреляющий антиквариат

(Шелковникова Е.)

("Бизнес-адвокат", 2006, N 14)

Текст документа

СТРЕЛЯЮЩИЙ АНТИКВАРИАТ

СОВРЕМЕННОЕ РОССИЙСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО НЕ ПОЗВОЛЯЕТ

ОТЛИЧИТЬ АНТИКВАРНЫЕ ЦЕННОСТИ ОТ ОРУЖИЯ

Е. ШЕЛКОВНИКОВА

Елена Шелковникова, доктор юридических наук.

В последнее время некоторые из нас стали увлекаться новым видом коллекционирования - собиранием антикварного оружия. По данным МВД России, в нашей стране сейчас официально насчитывается 562 коллекционера оружия (кстати, лицензия на коллекционирование оружия имеется и у главы нашего государства). В частных коллекциях находится 6660 единиц оружия, в том числе и антикварного. И число зарегистрированных коллекционеров оружия постоянно растет, например, только за последние полгода к ним прибавилось еще 97 человек.

Подобный вид коллекционирования довольно изыскан, поскольку в антикварном оружии, как ни в каком другом предмете, собраны воедино технические достижения, конструкторская мысль и художественный стиль той или иной эпохи. Поэтому лучшие его образцы являются не только частной коллекцией отдельного физического лица, но и культурным наследием государства. Коллекционерам надо лишь овладеть умением "читать" информацию, заложенную в каждом конкретном экземпляре антикварного оружия, изучение которого невозможно без соотнесения с другими его образцами. Увы, до сих пор, по справедливой сентенции ведущего ученого-криминолога, док. юрид. наук, профессора Д. А. Корецкого (а многим читателям он более известен как известный писатель Даниил Корецкий), "для отечественной юридической науки характерен интерес к оружию исключительно как к средству криминальной деятельности... Оружие является особым предметом материального мира, резко выделяющимся из остальных достижений мировой культуры".

Как же на законных основаниях коллекционировать антикварное оружие? В действующем Федеральном законе от 13 декабря 1996 г. N 150-ФЗ "Об оружии" (в ред. от 29 июня 2004 г.) записано, что коллекционированием оружия "имеют право заниматься юридические лица и граждане, имеющие соответствующие лицензии органов внутренних дел. Правила коллекционирования и экспонирования оружия, а также конструктивно сходных с оружием изделий, порядок их производства, торговли ими, их продажи, передачи, приобретения, экспонирования, хранения и транспортирования, а также номенклатура оружия устанавливаются Правительством Российской Федерации" (ст. 25). Исходя из смысла данной статьи объектами самого коллекционирования могут быть практически любые виды оружия, в том числе и не перечисленные в законе, а также конструктивно схожие с оружием изделия.

Однако в нашей стране коллекционирование оружия в количестве, превышающем 5 единиц (количество единиц оружия, установленное ст. 13 Федерального закона "Об оружии"), должно осуществляться в лицензионном порядке. Лицензии гражданам на коллекционирование оружия выдают органы внутренних дел. Сам механизм выдачи лицензий на коллекционирование оружия определен в п. 30 разд. VIII Правил оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21 июля 1998 г. N 814 (в ред. от 30 декабря 2005 г.; далее - Правила). Физические лица, к которым относятся только граждане Российской Федерации, имеют право коллекционировать гражданское оружие и патроны к нему при отсутствии противопоказаний к приобретению оружия, предусмотренных ст. 13 Федерального закона "Об оружии" и п. 24 указанных выше Правил, на основании лицензий, выдаваемых органами внутренних дел, по заявлению гражданина.

Соответственно на типы и модели гражданского оружия, приобретение которых разрешено без лицензий (а к таковым относятся: механические распылители, аэрозольные и другие устройства, снаряженные слезоточивыми или раздражающими веществами, электрошоковые устройства и искровые разрядники отечественного производства, пневматическое оружие с дульной энергией не более 7,5 Дж и калибра до 4,5 мм включительно), получение лицензии на коллекционирование оружия не требуется.

Подчеркнем, что нашим гражданам в целях коллекционирования Правилами (п. 32) разрешено приобретать следующие виды оружия:

а) оружие, не запрещенное к обороту на территории РФ;

б) огнестрельное, холодное и иное оружие, снятое с вооружения государственных и военизированных организаций;

в) патроны к указанному оружию.

В то же время граждане РФ не вправе:

а) коллекционировать оружие и патроны без получения соответствующей лицензии;

б) коллекционировать виды, типы и модели оружия и патронов, не предусмотренные лицензией на коллекционирование (п. 41 Правил).

Лица, нарушающие данные запреты, подлежат ответственности по нормам уголовного, административного и гражданского законодательства.

Нужно отметить, что в Федеральном законе "Об оружии" ни слова не сказано о коллекционировании именно антикварного оружия. Но ведь такой вид оружия существует как в музейных, так и в частных коллекциях. Заметим, что на XVII Российском антикварном салоне в Москве (март 2005 г.) впервые был представлен некоммерческий проект "Частные коллекции оружия в дореволюционной России" из собрания Военно-исторического музея артиллерии, инженерных войск и войск связи, одним из организаторов которого явилась Галерея авторского оружия "Русские палаты". И эта коллекция антикварного оружия вызвала восхищение и многочисленные отзывы у участников и посетителей салона.

Как видим, пока за пределами регулирования Федерального закона "Об оружии" осталось оружие, не относящееся ни к одному из трех видов легального ручного оружия: боевому ручному стрелковому и холодному, служебному или же гражданскому. Оно не занесено в Государственный кадастр служебного и гражданского оружия, а также не состоит на вооружении государственных военизированных организаций. Мы имеем в виду оружие, представляющее собой культурную ценность, к разновидности которого относится и оружие антикварное. Кстати, и в п. 1 Правил также упомянуто об "оружии, имеющем культурную ценность", правовой статус которого уже 5 лет назад следовало определить законодательно.

Очевидно, преамбулу Федерального закона "Об оружии" необходимо дополнить положением, что "действие настоящего Закона не распространяется на оборот антикварного и авторского художественного оружия, имеющего культурную ценность". Подобное дополнение полностью соответствует международной практике решения подобных вопросов в оружейном законодательстве большинства зарубежных государств (США, Великобритании, Франции, Беларуси, Литвы, Молдовы и др.). Напомним, что законопроект о внесении соответствующих изменений и дополнений в Федеральный закон "Об оружии" в первом чтении был единогласно принят Государственной Думой РФ еще в ноябре 2002 г., но так законопроектом и остался. А ведь проблема есть, и решать ее нужно как можно быстрее.

Полагаем, что в нашей стране приобретение, продажа (реализация), коллекционирование оружия, имеющего культурную ценность, в количестве, превышающем 5 единиц, должно осуществляться в лицензионном порядке. Лицензии юридическим и физическим лицам на право коллекционирования оружия, имеющего культурную ценность, может выдавать Министерство культуры РФ. В свою очередь, в соответствии со ст. ст. 25, 28 Федерального закона "Об оружии" на органы внутренних дел могут быть возложены обязанности по осуществлению контроля за его коллекционированием и экспонированием.

Впрочем, многие частные коллекционеры оружейных раритетов ныне опасаются открыто экспонировать свои коллекции, полагая, что они могут стать жертвами грабителей. Не случайно в п. 117 Инструкции по организации работы органов внутренних дел по контролю за оборотом гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации, утвержденной Приказом МВД от 12 апреля 1999 г. N 288 (в ред. от 15 июля 2005 г.), записано, что "проверки юридических лиц и граждан, занимающихся коллекционированием или экспонированием оружия и патронов, должны осуществляться сотрудниками органов внутренних дел совместно с представителями специально уполномоченных органов по сохранению культурных ценностей с учетом соблюдения требований по обеспечению конфиденциальности сведений об оружии и их владельцах".

А вот и печальные примеры из судебной практики. Уже несколько лет минуло с того нашумевшего дела об известном коллекционере оружия Марате Парае, в защиту которого вступился Департамент по сохранению культурных ценностей Министерства культуры РФ и некоторые средства массовой информации. Тогда в Бабушкинском райсуде г. Москвы слушалось дело известного коллекционера реликвий царской России 70-летнего участника Великой Отечественной войны Марата Парая, обвинявшегося в незаконном хранении шести антикварных пистолетов: морского "Кольта" образца 1851 г., револьвера Галана образца 1868 г., револьвера "Смит-Вессон" 1872 г., дульнозарядного и двуствольного капсюльного пистолетов, а также револьвера "Лефоше". Коллекционеру ни много ни мало предъявили обвинение по ст. 218 УК - незаконное хранение оружия. В течение 5 лет следователи ГУВД Москвы делали все возможное, чтобы отправить Парая за решетку, однако судебная экспертиза признала, что изъятые у него пистолеты непригодны для стрельбы без дополнительных приспособлений, а значит, не являются оружием в собственном смысле слова. В оправдательном приговоре суд указал, что из антикварного оружия Парая никто не стрелял и сам он никогда не пытался довести его до пригодного к стрельбе состояния.

Казалось бы, справедливость восторжествовала и весы Фемиды склонились в пользу обвиняемого коллекционера антикварного оружия М. Парая. Но сколько еще подобных уголовных дел рассматривались в судах страны, и далеко не всегда они решались в пользу подсудимых - частных коллекционеров антикварного оружия. Ныне в этом отношении действуют нормы ст. 222 "Незаконные приобретение, передача, сбыт, хранение, перевозка или ношение оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств" Уголовного кодекса РФ. Но, к сожалению, в них нет ответа на вопрос: является ли антикварный пистолет, ружье, шпага, сабля и т. п. оружием в собственном смысле слова, или же это "оружие, имеющее культурную ценность", правовой статус которого должен быть несколько отличным от правового статуса традиционного современного оружия - гражданского, служебного и боевого ручного стрелкового и холодного? Не дает ответа на этот вопрос и Федеральный закон "Об оружии". А значит, подобные уголовные дела будут по-прежнему рассматриваться судами.

Пока же при отсутствии законодательной базы о правовом статусе антикварного оружия Министерство внутренних дел РФ и Министерство культуры и массовых коммуникаций РФ были вынуждены прийти к так называемому джентльменскому соглашению. Оно состоит в том, что регистрацию антикварного оружия и самих коллекционеров осуществляет Федеральное агентство по культуре и кинематографии Министерства культуры и массовых коммуникаций РФ, а МВД России на основании Федерального закона "Об оружии" осуществляет контроль за его оборотом.

Немаловажно, что национальное российское право теперь является неотъемлемой частью международной системы права, что прямо зафиксировано в ч. 4 ст. 15 Основного Закона России. Еще в 2001 г. Российская Федерация подписала Протокол против незаконного изготовления и оборота огнестрельного оружия, его составных частей и компонентов, а также боеприпасов к нему, дополняющий Конвенцию Организации Объединенных Наций против транснациональной организованной преступности (утвержден резолюцией 55/255 Генеральной Ассамблеи от 31 мая 2001 г.). И, кстати, в ст. 3 этого Протокола записано следующее: "Старинное огнестрельное оружие и его модели определяются в соответствии с внутренним законодательством. Однако к старинному огнестрельному оружию не относится огнестрельное оружие, изготовленное после 1899 года". Таким образом, гражданин РФ вправе свободно приобретать, передавать, продавать, хранить, перевозить, носить и уж тем более коллекционировать антикварное огнестрельное оружие, изготовленное до 1899 г.

Что еще нужно, чтобы в дальнейшем не путать минное поле с правовым? В частности, что делать коллекционеру антикварного огнестрельного пистолета, подозреваемому в незаконной продаже огнестрельного оружия по ч. 1 ст. 222 УК РФ? Ответ прост: немедленно пишите заявление на имя начальника соответствующего подразделения органа внутренних дел с требованием проведения историко-искусствоведческой и историко-культурной экспертизы данного образца антикварного оружия. На основании упомянутого выше Постановления Правительства РФ от 21 июля 1998 г. N 814 этим вопросом должно заниматься Министерство культуры и массовых коммуникаций РФ, в частности его Федеральная служба по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия. Ведь полноценная криминалистическая экспертиза, включающая проведение выстрела из старинного антикварного огнестрельного оружия, как правило, невозможна, поскольку не исключена гибель оружейного раритета, о сохранности которого государство обязано заботиться, о чем говорится в по-прежнему действующих Основах законодательства о культуре СССР.

Как видим, правовые проблемы современных частных коллекционеров антикварного холодного оружия пока еще остаются, их необходимо решать, и как можно скорее.

Название документа