Некоторые аспекты коррупции в органах внутренних дел (по результатам криминологического исследования)
(Тирских А. А.) ("Российский следователь", 2006, N 8) Текст документаНЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ КОРРУПЦИИ В ОРГАНАХ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ (ПО РЕЗУЛЬТАТАМ КРИМИНОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ)
А. А. ТИРСКИХ
Тирских А. А., старший научный сотрудник Восточно-Сибирского филиала ВНИИ МВД России.
Современное состояние криминальной обстановки в Российской Федерации свидетельствует о продолжающемся нарастании негативных процессов, связанных с ростом преступных посягательств в отношении граждан. В таких условиях существенную значимость приобретает грамотная и эффективная деятельность правоохранительных органов государства. В значительной степени от их целенаправленной деятельности во многом зависит состояние общественного порядка и общественной безопасности, обеспечивается защита прав и свобод человека и гражданина. Вместе с тем следует отметить, что в последние годы правоохранительная сфера подверглась существенной деформации. В системе правоохранительных органов получили распространение такие негативные явления, как нарушения служебной дисциплины и законности, совершение различных преступлений. Однако несомненно, что на сегодняшний день особое беспокойство общества и государства вызывают многочисленные факты коррупции сотрудников правоохранительных органов. Определенно высокий уровень коррумпированности сотрудников правоохранительных органов в некоторой степени парализует усилия государства в борьбе с преступностью и порождает у значительной части населения неверие в государственные институты власти. Актуальность проблемы противодействия распространению коррупции в правоохранительных органах отмечается всеми должностными лицами государства, включая Президента Российской Федерации. Так, Президент Российской Федерации на первом заседании Совета по борьбе с коррупцией, в частности, отметил, что в целом коррупция деморализует общество, разлагает власть и государственный аппарат. И особенно она нетерпима в судебной и правоохранительной практике, в судебных и правоохранительных органах, для которых борьба с этим злом является прямой функцией <*>. -------------------------------- <*> Президент России В. Путин объявляет войну коррупции // Российская юстиция. 2004. N 1. С. 2.
Многообразие причин возникновения и распространения коррупции в правоохранительных органах, а также необходимости разработки эффективных мер ее профилактики, ставит на повестку дня вопрос о более качественном изучении данного негативного явления. Между тем опыт свидетельствует, что большинство преступлений, совершаемых сотрудниками правоохранительных органов, в том числе коррупционного характера, приходится на органы внутренних дел. Достаточно отметить, что по результатам некоторых исследований на долю сотрудников МВД приходится до 98% всех совершаемых в правоохранительной деятельности преступлений <*>. -------------------------------- <*> Королева М. В. Коррупция в сфере правоохранительной деятельности // Коррупция и борьба с ней. М., 2000. С. 88.
В этой связи изучение состояния и распространенности коррупции именно в органах внутренних дел в настоящее время является весьма актуальным. В ходе настоящего криминологического исследования были рассмотрены некоторые аспекты распространенности коррупции среди сотрудников органов внутренних дел Восточно-Сибирского региона. В целях получения эмпирического материала по данной проблеме в 2005 г. был проведен анкетный опрос осужденных сотрудников правоохранительных органов Восточно-Сибирского региона, содержавшихся в учреждении УК-272/3 ГУИН Минюста России по Иркутской области. Результаты данного исследования подтверждают тезис о том, что большинство правонарушений в правоохранительных органах по-прежнему совершается сотрудниками органов внутренних дел. Так, из общего числа опрошенных лиц почти 83 процента до осуждения являлись сотрудниками МВД. Для сравнения доля осужденных сотрудников прокуратуры составляет лишь 4 процента, судебных органов - 3,3 процента, таможни - 2 процента. Более половины опрошенных респондентов (66 процентов) совершили преступления в возрасте от 18 до 35 лет, что свидетельствует о наличии наиболее высокого криминогенного потенциала именно у этой возрастной группы. Почти треть (28,2 процента) участвующих в опросе осужденных сотрудников органов внутренних дел совершили преступления в возрасте от 35 до 45 лет и лишь 6 процентов опрошенных совершили преступные деяния в возрасте свыше 46 лет. Подавляющее число сотрудников органов внутренних дел (85,5 процента) было осуждено за совершение преступлений общеуголовной направленности и только лишь более 14 процентов за должностные преступления. Такое соотношение отчасти объясняется тем, что значительное место в структуре должностных преступлений занимают деяния коррупционного характера, а они, как известно, обладают высокой степенью латентности и в большинстве своем не попадают в данные официальной статистики. Так, более 70 процентов респондентов отметили, что в период службы в органах внутренних дел им поступали предложения взять взятку или получать определенную долю прибыли. При этом 36 процентов опрошенных лиц заявили, что, являясь должностным лицом органов внутренних дел, получали взятки, о которых до сих пор не осведомлены правоохранительные органы. Анализ ответов респондентов позволил выявить характер коррупционных связей между взяткодателями и бывшими сотрудниками органов внутренних дел. Примерно около трети опрошенных отметили, что взятки получали в виде постоянных выплат от определенных структур, с которыми они сотрудничали. Вместе с тем 74 процента коррумпированных сотрудников ОВД указали, что взятки носили разовый характер. Большинство осужденных сотрудников милиции (80 процентов) не помнят периодичность получения взяток и указывают, что брали взятки неоднократно. 19,7 процента опрошенных отмечают, что взятки получали несколько раз (не более трех-четырех случаев). Изучение причин коррупционного поведения показало, что в основе решения получить взятку подавляющего числа сотрудников ОВД (89 процентов) лежала материальная заинтересованность. 9 процентов опрошенных чувствовали себя обязанными за услуги, оказанные в прошлом, а 2,2 процента респондентов причиной получения взятки указали родственные и иные отношения. В ходе исследования было установлено, что коррупционеры из числа сотрудников ОВД нередко действуют в одиночку, так как в этом случае легче избежать привлечения к уголовной ответственности. Более половины опрошенных лиц (60 процентов) отметили, что брали взятки самостоятельно. И только 40 процентов участвующих в опросе ответили, что действовали вместе с соучастниками. Структурный анализ степени соучастия в коррупционной деятельности свидетельствует о том, что половина соучастников находилась в той или иной зависимости от взяткополучателя: 16,7 процента опрошенных являлись его подчиненными; 8,3 процента респондентов зависели материально; в отношении 25 процентов опрошенных у взяткодателя имелась информация об их противоправной деятельности. Половина соучастников не имела никакой зависимости от взяткополучателя. Рассматривая способы получения взяток, приходится констатировать, что основным из них по-прежнему остается передача наличных денег из рук в руки. Таким образом получали взятки почти 72 процента респондентов. Только 18 процентов опрошенных при получении наличных денег использовали посредника. Использование иных способов получения взятки было весьма ограничено: в 5,6% случаев получение взятки осуществлялось с помощью передачи различных вещей; в 2,2% случаев происходило перечисление денег на счет взяткополучателя; в виде услуг взятки предоставлялись в 2,2% случаев. Анализируя личностный состав взяткодателей, следует отметить, что треть из них составляли обычные граждане; 34,5 процента являлись предпринимателями и бизнесменами; 2,2 процента представляли нижестоящие или подчиненные взяткополучателю структуры. Наиболее значительную группу из числа лиц, дававших взятки сотрудникам органов внутренних дел (36 процентов) составляли лица, ведущие незаконный бизнес или занимающиеся какой-либо противоправной деятельностью. Основной причиной коррупционных взаимоотношений с криминальными структурами подавляющее число респондентов (87,5 процента) назвало наличие фактора материальной заинтересованности. Иные причины получения взяток отметили лишь 12 процентов опрошенных. Сведения, полученные в ходе исследования, позволяют выявить перечень действий, за которые сотрудники органов внутренних дел получали взятки. В более чем в 87% случаев сотрудники органов правопорядка получали взятки за совершение конкретных действий, при этом в 82% случаев эти действия носили характер незаконной деятельности. И лишь в 12,5% случаев получение взяток происходило за покровительство, возможное "прикрытие" в будущем без совершения конкретных действий. Незаконная деятельность, осуществляемая сотрудниками ОВД, выражалась в основном в сокрытии фактов неправомерных действий (43,5%); предоставлении незаконных льгот (13%); "развале" уголовных дел (21,8%); оказании помощи в организации незаконного бизнеса (8,7%); способствовании безопасности незаконной деятельности (13%). Результаты проведенного опроса со всей очевидностью свидетельствуют о том, что такое негативное социальное явление, как коррупция, глубоко пустило корни в органах правопорядка, оно развивается, растет и на сегодня представляет реальную опасность для государства и общества. В этой связи одной из мер, позволяющей разработать эффективные меры профилактики коррупции в правоохранительных органах, могло бы стать проведение комплексных криминологических исследований по данной проблеме.
Название документа