Экономическая безопасность в системе национальной безопасности России: сущность, спектр угроз и обусловливающих их возникновение факторов

(Степенко В. Е., Чернова О. А.) ("Юридический мир", 2006, N 5) Текст документа

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ В СИСТЕМЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ: СУЩНОСТЬ, СПЕКТР УГРОЗ И ОБУСЛОВЛИВАЮЩИХ ИХ ВОЗНИКНОВЕНИЕ ФАКТОРОВ

В. Е. СТЕПЕНКО, О. А. ЧЕРНОВА

Степенко В. Е., кандидат юридических наук.

Чернова О. А., кандидат юридических наук.

Интернационализация мирового хозяйства, предполагающая определенную степень взаимозависимости национальных социально-экономических систем разных государств, характеризующуюся переплетением и взаимодополнением их хозяйственных структур, достигла уровня, при котором усиливающее взаимное воздействие участвующих в экономическом сотрудничестве стран становится неизбежным. Будучи тесно связанными между собой сложной системой хозяйственных отношений, страны не могут изолироваться в надежде избежать воздействия на свою экономику таких факторов, как кризисные потрясения в ведущих странах, нестабильность валютных курсов, инфляция, резкие колебания процентных ставок, условия торговли и конъюнктура основных товарных рынков, падение цен на экспортные товары, имеющие жизненно важное значение для хозяйства, нарастание протекционизма в мировой торговле и т. п. Однако необходимость защиты собственных национальных интересов стала диктовать необходимость ограждения своего национального хозяйства от негативного воздействия целого ряда внешних факторов, вызванных происходящими в мировой экономике процессами <*>. -------------------------------- <*> Огнев А. П. Международная экономическая безопасность: проблемы и пути решения. М.: О-во "Знание" РСФСР, 1989. С. 5 - 14.

А потому проблема зависимости и независимости национальной хозяйственной системы от мировых процессов, ее уязвимость и подверженность воздействию со стороны внешних факторов начала приобретать уже на рубеже 90-х гг. XX в. качественно новое звучание. Сохранение или достижение экономической безопасности государств с точки зрения влияния неблагоприятных процессов в мировом хозяйстве становятся важнейшими задачами как на уровне отдельных государств, так и на уровне мирового сообщества в целом <*>. -------------------------------- <*> Кистерский Л. Л. и др. Международная экономическая безопасность: внешнеторговый, валютно-финансовый и энергетический аспекты / Л. Л. Кистерский, И. Г. Гайдучок, Ю. В. Полунеев; Отв. ред. Г. Н. Клименко. Киев: Наук. думка, 1991. С. 5 - 6.

Роль государства в обеспечении собственной национальной безопасности, по мнению А. П. Огнева, исторически сводилась, с одной стороны, к устранению угрозы военного нападения извне, а с другой - к обеспечению необходимых условий для стабильного развития своей экономики и пресечению каких-либо действий независимо от их источника (внутреннего или внешнего), направленных на ее подрыв <*>. -------------------------------- <*> Огнев А. П. Международная экономическая безопасность: проблемы и пути решения. М.: О-во "Знание" РСФСР, 1989. С. 5 - 14.

Базисные интересы любого государства состоят не только в незыблемости конституционного строя, суверенитета и территориальной целостности, в наращивании национальной мощи и ослаблении угроз национальной безопасности, но и в поддержании политической, экономической и социальной стабильности. Причем реализация важнейших национальных интересов России возможна только на основе устойчивого развития экономики. В связи с этим экономическая безопасность государства справедливо рассматривается как неотъемлемая составная часть национальной безопасности, ее фундамент, материальная основа. О значимости проблем, связанных с обеспечением экономической безопасности государства, в частности, говорится в Концепции национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента РФ от 17 декабря 1997 г. (в редакции Указа Президента РФ от 10 января 2000 г.), Государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации (Основные положения), одобренной Указом Президента РФ от 29 апреля 1996 г. Подходы к определению содержания понятия "экономическая безопасность государства", встречающиеся преимущественно в экономической литературе, не отличаются единообразием. В основном ученым-экономистам свойственно рассматривать экономическую безопасность как некоторое состояние национальной экономики, при котором обеспечивается экономическое благополучие нации, устойчивый экономический рост, стабильность внутреннего рынка страны, защита экономических интересов на национальном и международном уровнях <*>. Однако, если одни из них допускают воздействие на данное состояние внешних факторов, негативное влияние которых нейтрализуется собственными резервами <**>, другие, напротив, полагают, что состояние экономической стабильности возможно только в том случае, если экономика страны не испытывает зависимости и негативного влияния от действия внешних факторов, то есть негативное влияние извне нейтрализуется компенсирующими ресурсами хозяйства страны, позволяющими сохранить экономическую, социальную и политическую стабильность <***>. -------------------------------- <*> Экономическая безопасность: энциклопедия. М.: Издат. дом "Правовое просвещение", 2001. С. 445; Вопросы экономической безопасности в зарубежной литературе. Т. 1. Реферативный сборник. М., 1988 / Отв. ред. Ю. А. Борко. С. 6; Экономическая энциклопедия / Науч.-ред. совет изд-ва "Экономика". Гл. ред. Л. И. Абалкин. М.: ОАО Изд-во "Экономика", 1999. С. 61. <**> Экономическая безопасность: энциклопедия. М.: Издат. дом "Правовое просвещение", 2001. С. 445. <***> Вопросы экономической безопасности в зарубежной литературе. Т. 1. Реферативный сборник. М., 1988 / Отв. ред. Ю. А. Борко. С. 6; Огнев А. П. Международная экономическая безопасность: проблемы и пути решения. М.: О-во "Знание" РСФСР, 1989. С. 21.

Авторский коллектив энциклопедии "Экономическая безопасность" предлагает рассматривать национальную экономическую безопасность в широком и узком значении. В широком значении национальная экономическая безопасность представляется им в качестве общенациональной демократической программы постоянного развития и совершенствования национальной экономики, при реализации которой учитываются интересы всех слоев общества. Причем важными направлениями данной программы признаются открытость, сочетающаяся с разумным протекционизмом, легитимность всех необходимых изъятий для сохранения и защиты законных интересов участвующих в экономическом развитии сторон, преференции в пользу иностранных факторов. Национальная экономическая безопасность в узком значении представляет собой не что иное, как "набор методов и средств противодействия негативным проявлениям рыночных сил вследствие неорганизованного участия в мировых хозяйственных процессах, лечения общественных болезней, преодоления трудностей развития, обеспечения текущих военно-политических задач" <*>. -------------------------------- <*> Экономическая безопасность: энциклопедия. М.: Издат. дом "Правовое просвещение", 2001. С. 445.

Отдельные юристы склонны полагать, что экономическая безопасность - это создаваемые государством условия, гарантирующие недопущение нанесения хозяйству страны непоправимого ущерба от внутренних и внешних экономических угроз <*>. -------------------------------- <*> Барихин А. Б. Большой юридический энциклопедический словарь. М., 2000. С. 699.

Считаем необходимым согласиться с мнением кандидата юридических наук С. А. Тропина <*>, полагающего, что, рассматривая "экономическую безопасность" как важнейшую качественную характеристику экономической системы, ее способность поддерживать нормальные условия жизнедеятельности общества, государства, населения страны, устойчивое обеспечение необходимыми ресурсами развития народного хозяйства, отдельные ученые необоснованно сужают содержательное наполнение данной правовой дефиниции, так как национальная экономическая безопасность предполагает деятельность специально уполномоченных государственных органов по защите жизненно важных интересов личности, социально-экономической и военно-политической стабильности общества, сохранению целостности государства, успешному противостоянию от нежелательных и опасных по возможным последствиям воздействий со стороны внутренних и внешних угроз. Причем в качестве объектов защиты могут выступать: народное хозяйство страны в целом; отдельные регионы страны; отдельные сферы и отрасли хозяйства; юридические и физические лица как субъекты хозяйственной деятельности <**>. -------------------------------- <*> Тропин С. А. Экономическая безопасность России // Законодательство и экономика. 2004. N 5. <**> Савин В. А. Некоторые аспекты экономической безопасности России // Международный бизнес России. 1995. N 9.

Обеспечение национальной безопасности России в экономической сфере рассматривается в качестве приоритетного направления политики государства, так как без обеспечения экономической безопасности практически невозможно решить ни одну из задач, стоящих перед страной, как во внутригосударственном, так и в международном плане <*>. -------------------------------- <*> Государственная стратегия экономической безопасности Российской Федерации (Основные положения). Одобрена Указом Президента РФ от 29 апреля 1996 г. N 608. Раздел I "Цель и объекты Государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ. 1996. N 18. Ст. 2117.

Экономическая безопасность страны, как совершенно верно отмечает В. Д. Борисова в статье "Актуальные проблемы экономической безопасности России на современном этапе", выступает гарантией независимости страны, определяет возможность проведения самостоятельной экономической политики и создает условия для стабильности и достижения успеха в условиях глобализации мирового хозяйства. Состояние отечественной экономики наряду с несовершенством системы организации государственной власти, криминализацией общественных отношений, ростом организованной преступности и увеличением масштабов терроризма, обострением межнациональных и осложнением международных отношений создает широкий спектр внутренних и внешних угроз национальной безопасности. Весь спектр угроз и рисков в сфере экономики настолько широк, что в определенном смысле охватывает все сферы хозяйства и направления развития российской экономики. По мнению заместителя секретаря Совета Безопасности РФ В. Я. Потапова, основными источниками угроз экономической безопасности страны на современном этапе выступают накопленные диспропорции в структуре экономики, а также резкое повышение роли внешнего фактора и неопределенность происходящих в мире процессов <*>. -------------------------------- <*> Потапов В. Я. Оценка и прогноз опасностей и угроз современной России // Право и безопасность. 2003. N 3-4(8-9).

А. П. Огнев к числу факторов, способных оказать возможное негативное воздействие на экономическое состояние практически всех стран, относит прежде всего: - действия на международной арене отдельных стран, пытающихся использовать хозяйственную взаимозависимость в своих личных целях; - ухудшение социально-экономических условий развития нации, возможную возрастающую ее экономическую, научно-техническую и финансовую зависимость, что может быть использовано в политических интересах отдельных государств <*>. -------------------------------- <*> Огнев А. П. Международная экономическая безопасность: проблемы и пути решения. М.: О-во "Знание" РСФСР, 1989. С. 21.

Отметим также, что кроме выше обозначенных в качестве наиболее вероятных угроз экономической безопасности Российской Федерации, на локализацию которых должна быть направлена деятельность федеральных органов государственной власти, в Государственной стратегии экономической безопасности РФ перечислены: а) увеличение имущественной дифференциации населения и повышение уровня бедности; б) деформированность структуры российской экономики; в) возрастание неравномерности социально-экономического развития регионов; г) криминализация предпринимательской деятельности и действующей системы хозяйствования, вызванная прежде всего ростом безработицы населения и ослаблением системы государственного контроля <*>. -------------------------------- <*> Государственная стратегия экономической безопасности Российской Федерации (Основные положения). Одобрена Указом Президента РФ от 29 апреля 1996 г. N 608. Раздел II "Угрозы экономической безопасности Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ. 1996. N 18. Ст. 2117.

Следовательно, можно констатировать, что угрозы национальной безопасности РФ в сфере экономики носят преимущественно комплексный характер, что делает особо актуальной целенаправленную управленческую деятельность по обеспечению экономической безопасности страны, осуществляемую по следующим направлениям: - обеспечение способности российской экономики функционировать в режиме расширенного воспроизводства; - создание условий для достижения приемлемого уровня и качества жизни населения, приближенного к международным стандартам; - устойчивость финансовой системы; - рациональная структура внешней торговли, обеспечивающая доступ отечественных товаров на внешний рынок и удовлетворение внутренних потребностей за счет импорта; - сохранение единого экономического пространства, развитие межрегиональных экономических отношений.

Название документа