Основные направления деятельности ОВД по предупреждению рецидива насильственных преступлений против собственности

(Власов Д. В.) ("Российский следователь", 2006, N 7) Текст документа

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОВД ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ РЕЦИДИВА НАСИЛЬСТВЕННЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ ПРОТИВ СОБСТВЕННОСТИ

Д. В. ВЛАСОВ

Власов Д. В., адъюнкт ВНИИ МВД России, подполковник милиции.

Предупреждение рецидива преступлений включает в себя: расследование преступлений и установление лиц, виновных в их совершении; исполнение уголовных наказаний; профилактическое воздействие на лиц, освобожденных от отбытия наказаний. Каждый названный вид деятельности имеет предупредительное начало, ибо предупреждение преступлений имеет своей главной целью не допустить повторения совершения преступлений. Прежде всего, зачем для каждой службы, имеющей обширный набор собственных сугубо специфических функций, выдвигать на первый план еще одну - многоплановую, ответственную и чрезвычайно сложную - обязанность, к тому же не всегда адекватную целям данной службы? Определенные затруднения в разграничении различных видов деятельности создает то обстоятельство, что некоторые из них осуществляются одновременно одним органом. Так, органы предварительного следствия не только собирают доказательства виновности или невиновности лица в совершении преступления, но и выявляют причины и условия, способствующие совершению преступлений, и принимают меры по их устранению. Оперативные аппараты одновременно выполняют функции предотвращения преступлений, их пресечения и раскрытия. Различие между данными видами деятельности обнаруживается при рассмотрении их в качестве стадий единого процесса деятельности по отношению к преступлениям. Если деятельность по предупреждению преступлений предшествует их совершению, то уголовно-применительная деятельность осуществляется только в связи с фактом совершения преступления. Проведенное сравнение разновидностей деятельности по борьбе с преступностью подтверждает положение о том, что предупреждение преступлений, с одной стороны, пресечение и правоприменительная деятельность - с другой, представляют два связанных между собой, но все же самостоятельных вида социальной деятельности. При этом они тесно взаимодействуют друг с другом, взаимно переплетены на практике. Их переплетение наблюдается в том случае, когда они выполняются одним и тем же субъектом, регулируются одними и теми же нормативными актами. А выражается оно в том, что одновременно, параллельно, наряду с одним видом осуществляется и другой вид деятельности. Поэтому мы можем говорить о деятельности по предупреждению преступлений и деятельности, имеющей предупредительное (профилактическое) значение. Анализ функций органов внутренних дел по предупреждению рецидива преступлений под этим углом зрения показывает, что нормативные акты МВД России предполагают использование как тех, так и других функций. Для организации целенаправленной криминологической и виктимологической профилактики в качестве мероприятий, обеспечивающих личную безопасность граждан, жизни или здоровью которых может быть нанесен ущерб, наставлением о деятельности служб и подразделений органов внутренних дел по предупреждению преступлений предлагается <*>: -------------------------------- <*> Приказ МВД России от 6 августа 1993 г. N 390.

- немедленно принимать меры к обеспечению безопасности лиц, на жизнь и здоровье которых готовится посягательство, предотвращать и пресекать малую подготовку: задерживать лиц, имеющих подобные наказания, решать вопрос об их ответственности; - выявлять лиц, владеющих незаконно огнестрельным оружием или уклоняющихся от соответствующей регистрации, принимать меры по изъятию такого оружия и привлечению виновных к ответственности, проводить разъяснительную работу о необходимости добровольной сдачи незаконно хранящегося оружия; - выявлять лиц, страдающих психическими заболеваниями, склонных к агрессии и совершению насильственных действий, вносить в медицинские учреждения предложения по госпитализации таких лиц, организации за ними необходимого контроля. Помимо рекомендуемых мер предлагается также проводить мероприятия виктимологического характера в отношении женщин, стариков, несовершеннолетних, предпринимателей и других наиболее уязвимых категорий населения. Как видно из вышеуказанного, Наставление ориентирует практических работников как на предупреждение и профилактику, так и на предотвращение и пресечение преступлений, рассматривая все эти функции в едином контексте. Собственно, задачи предупреждения рецидива преступлений наставление ставит перед подразделениями уголовного розыска, участковыми уполномоченными милиции, предварительного следствия и дознания и частично перед другими подразделениями ОВД. В качестве методов соответствующей деятельности рекомендуется: склонение лица к добровольному отказу от совершения преступлений; применение норм с двойной превенцией (привлечение к ответственности за хулиганство, истязания, угрозу убийством и др.); использование уголовно-процессуальных мер, направленных на предупреждение рецидивных преступлений со стороны лиц, не взятых под стражу в период предварительного следствия; оперативно-розыскные мероприятия по выявлению лиц, замышляющих и подготавливающих совершение преступлений; обеспечение безопасности лица, на которое возможно преступное посягательство; выявление и пресечение деятельности организованных преступных групп; контроль за соблюдением ограничений, установленных в соответствии с действующим законодательством, за лицами, имеющими судимость; контроль за несовершеннолетними, осужденными к лишению свободы условно или с отсрочкой исполнения приговора; осуществление контроля за соблюдением установленных правил обращения оружия, функционированием организаций, подпадающих под разрешительную систему; проведение мероприятий по предупреждению преступлений, посягающих на жизнь, здоровье и собственность работников учреждений, исполняющих наказание; информирование горрайлинорганов на основе полученных оперативных данных о преступных намерениях либо устойчивой противоправной ориентации лиц, освобождаемых из исправительных учреждений. Данная структура функций ОВД по предупреждению рецидива преступлений нуждается в самостоятельном анализе. Чтобы выявить связи между ними, необходимо рассмотреть организацию подфункций и их элементный состав <*>. -------------------------------- <*> Тирский В. В. и др. Предупреждение рецидива преступлений.

Во-первых, необходимо внутри каждой из структур, составляющих систему деятельности по предупреждению рецидива преступлений, выделить элементы, выполняющие функцию предупредительного воздействия. Таковыми являются прежде всего данные (информация) о поведении судимых лиц до совершения ими преступления, позволяющие оценивать их поступки с точки зрения правомерности или нравственности. Во-вторых, следует определить звенья, связывающие названные структуры, иначе говоря, конкретные данные, позволяющие тому или иному работнику выполнять свои обязанности по отношению к судимому лицу. Единство сведений первого и второго порядка образует систему информационного обеспечения предупреждения рецидива, которая является началом (первой стадией, этапом) организации этой деятельности <*>. Данная система должна представлять собой замкнутую цепь специфических действий по обмену данными о судимых лицах между звеньями предупреждения рецидива, а также внутри каждого из этих звеньев. Решающую роль в информационном обеспечении предупреждения рецидива преступлений должны играть централизованные криминалистические учеты, которые предназначены для оперативного информационного обслуживания раскрытия и расследования, а также предупреждения особо опасных преступлений. -------------------------------- <*> Организация деятельности информационных работников горрайлинорганов внутренних дел // ГИАЦ МВД РФ. С. 54 - 57.

В централизованном учете особо опасных (квалифицированных) преступников (рецидивисты, "гастролеры", организаторы преступных групп) накопление и обработка информации осуществляются с помощью подсистемы "Досье". Постановка лиц на криминалистический учет осуществляется не по постатейному принципу, а исходя из важности информации для раскрытия, расследования и предупреждения особо опасных, серийных преступлений. В ГИАЦ МВД России на криминалистический учет берутся лица: имеющие устойчивую, выраженную, криминогенную ориентацию; совершившие особо опасные преступления, имеющие специфические признаки в характере и способе совершенного преступления: профессионализм исполнения, особая дерзость, особая жестокость, использование огнестрельного оружия и взрывных устройств и т. д. Нужно еще раз отметить, что криминалистический учет преступлений с характерными способами совершения предназначен именно для информационного обслуживания раскрытия, расследования и предупреждения особо опасных (квалифицированных) видов преступлений, совершаемых рецидивистами и "гастролерами". По оценке работников ГИАЦ МВД России, наиболее используемой и эффективной является подсистема "Автопоиск". К сожалению, эффективность криминалистических учетов в отношении рецидивистов остается достаточно низкой. В этой связи встает вопрос о мерах, направленных на усиление профилактического потенциала централизованных криминалистических учетов. В связи с принятием в 1996 г. УК РФ разрабатывается новая система статистической отчетности ОВД, и в этой связи крайне важно выделить в самостоятельный блок информацию о рецидивистах, распределенную по видам совершенных преступлений. Самый большой и представительный массив учетов формируется и сосредоточивается в горрайлинорганах. Здесь ведутся оперативно-розыскные, криминалистические, профилактические и справочные учеты с помощью картотек, фототек, коллекций, следотек. Картотека формируется из алфавитно-справочных картотек (АСК), заполняемых на 21 категорию лиц, в том числе: освобожденных из мест лишения свободы; находящихся под административным надзором; взятых на учет по розыскным делам; требующих оперативного контроля, наблюдения и профилактических мер. Последняя категория выделена по достаточно расплывчатому критерию. В этой связи необходимо более четкое описание данной категории лиц. Кроме того, концентрация в рамках ИВС сигнальной, ориентирующей, розыскной и доказательственной информации затрудняет обеспечение логической взаимосвязи ее компонентов и делает малоэффективной ее использование в делах профилактики преступлений. Верное, по существу, положение о том, что вся содержащаяся в ИВС информация может иметь профилактическое значение, теряет свой смысл в случае ее распыленности, диффузности, неконкретности. Поэтому необходимо создать в системе ИВС специальную подсистему "Профилактика" с выделением в ней частных подсистем первичной и рецидивной преступности, взрослых и несовершеннолетних, женской преступности и других криминологически значимых признаков преступности. Вторая важная проблема состоит в том, чтобы обеспечить оперативность получения необходимой информации теми, кто осуществляет непосредственную профилактическую деятельность: участковые уполномоченные милиции, дознаватели, следователи, оперативные работники. Анализ показывает, что эти категории работников ОВД очень слабо используют возможность ИВС в целях предотвращения, пресечения и профилактики преступлений. Добровольный отказ от преступления плохо согласуется с понятием "склонение к добровольному отказу", применение которого традиционно для ОВД. Поэтому совершенствование профилактических учетов неразрывно связано с совершенствованием критериев оценки органов внутренних дел по профилактике, предотвращению и пресечению преступлений, и прежде всего подразделений следствия и дознания. Как уже отмечалось, система функций ОВД по предупреждению рецидива преступлений в основном состоит из двух подсистем: функций участкового уполномоченного милиции по надзору за лицами, отбывшими меры уголовного наказания, и функций дознавателя (следователя) по установлению причин и условий, способствовавших совершению судимыми лицами повторных преступлений. Особенно много проблем за последние годы накопилось в профилактической деятельности участковых уполномоченных милиции. Низкая эффективность упреждающих мер воздействия в отношении криминогенных категорий населения в значительной степени обусловлена недостатками в ведомственном нормативном регулировании этой деятельности. В частности, изучение в различных регионах страны мнения руководящего и инспекторского состава участковой службы указало на необходимость расширения профилактических учетов правонарушителей (прежде всего за счет привлекавшихся к уголовной ответственности за насильственные преступления), определения порядка проведения с ними соответствующей предупредительной работы. Установление различных форм контроля за рецидивистами и лицами, которые могут предположительно ими стать, не решает в полной мере проблему предупреждения преступлений (грабежи, разбои, вымогательства), так как данные преступления совершаются лицами, имеющими значительный криминальный опыт, умеющими скрывать следы преступления, а также в совершаемых преступлениях исследуемой группы часто нет стадии приготовления, и оно совершается спонтанно. На основании вышеизложенного можно предположить, что деятельность по предупреждению рецидива насильственных преступлений против собственности должна содержать меры специфического характера, такие, как: 1) раскрытие и расследование насильственных преступлений против собственности, а также розыск лиц, их совершивших; 2) оперативно-розыскные мероприятия по предотвращению и предупреждению насильственных преступлений против собственности; 3) виктимологическая профилактика насильственных преступлений против собственности. Проблемы совершенствования деятельности органов дознания и следствия по предупреждению рецидива преступлений тесно связаны с качеством и полнотой расследования дел, по которым проходят ранее судимые лица. В этом контексте особую сложность представляет расследование преступлений, совершаемых организованными преступными группировками и сообществами. По нашему мнению, основной проблемой является устранение противодействия раскрытию и расследованию преступлений правоохранительным органам. Противодействие раскрытию и расследованию преступлений есть совокупность противоправных и иных действий преступников и связанных с ними лиц, направленных на воспрепятствование установлению истины правоохранительными органами в их деятельности по выявлению, раскрытию и расследованию преступлений <*>. -------------------------------- <*> Лавров В. П. Организованное противодействие раскрытию и расследованию преступлений (проблемы теории и практики) // Материалы научно-практической конференции (29 - 30 октября 1996 г., г. Руза). М., 1997. С. 95.

Противодействие можно разделить на два вида: традиционное, свойственное "одиночным" преступникам, и организованное, взятое на вооружение организованными группами и преступными сообществами <*>. -------------------------------- <*> Тихоненко В. И. Организованное противодействие раскрытию и расследованию преступлений и меры по его нейтрализации // Материалы научно-практической конференции (29 - 30 октября 1996 г., г. Руза). М., 1997. С. 3.

К традиционному виду можно отнести отказ или дачу ложных показаний, сокрытие похищенного имущества, уничтожение следов и оружия преступления, уклонение от следствия, симуляцию психического расстройства здоровья и т. д. К организованному виду противодействия можно отнести физическое (вплоть до убийства) и психическое воздействие на свидетелей (потерпевшего), давление на сотрудников органов внутренних дел и членов их семей, использование защитниками "приемов", не входящих в их процессуальный статус и направленных на создание "искусственных" помех при производстве по уголовному делу. Противодействуя раскрытию и расследованию преступления, корыстно-насильственный рецидивист может преследовать цель избежания наказания, а также смягчения ответственности в случае его задержания. Для устранения противодействия раскрытию и расследованию преступления правоохранительные органы могут проводить следующие мероприятия: 1) усиление воздействия на корыстно-насильственных рецидивистов с использованием оперативно-розыскных методов с целью устранения противодействия раскрытию и расследованию преступления; 2) устранение нелегальных каналов связи между преступниками-рецидивистами, находящимися в местах лишения свободы и на свободе; 3) проведение разъяснительной работы с населением по поводу виктимного поведения и создания виктимных ситуаций; 4) устранение возможности физического и психического воздействия на потерпевших и свидетелей с целью изменения ими показаний по поводу преступления в пользу преступника-рецидивиста; 5) пресечение попыток вербовки и подкупа сотрудников органов внутренних дел, а также давления на них и членов семей; 6) усиление контроля за возможностью симуляции психических заболеваний путем проведения ежегодных психических освидетельствований преступников-рецидивистов, отбывающих наказание в местах лишения свободы. Особое место в профилактике рецидивной преступности отводится оперативным подразделениям. Данные подразделения имеют в своем распоряжении необходимые силы и средства, а также возможность осуществлять оперативно-розыскные мероприятия, предусмотренные Федеральным законом "Об оперативно-розыскной деятельности". Необходимость проведения данных мероприятий обусловлена тем, что преступники-рецидивисты, имея намерения продолжать преступную деятельность, тщательно это скрывают и маскируют от окружающих, а также приготовление к преступлению ведут достаточно квалифицированно. Использование в профилактической работе оперативных аппаратов образует большие потенциалы для осуществления профилактической работы. Так, В. А. Лукашов пишет: "Практика убедительно подтверждает, что во многих случаях оперативно-розыскная деятельность является, в сущности, единственным средством эффективного воздействия на криминогенные явления, процессы и конкретные допреступные противоправные действия, нейтрализация и предотвращение которых с помощью гласных мер административно-служебного, уголовно-процессуального либо воспитательного характера невозможны" <*>. -------------------------------- <*> Лукашов В. А. Совершенствование оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел. М., 1997. С. 23.

Основными целями оперативно-розыскной деятельности являются предотвращение, пресечение и раскрытие преступлений. В практической деятельности специальных оперативно-розыскных подразделений во главу угла ставятся сбор, накопление и обработка разведывательной информации о тех деяниях, которые в данный момент более всего заявляют о себе, лицах, их совершивших <*>. -------------------------------- <*> Кириллов С. И. Общеуголовная корыстно-насильственная преступность: проблемы теории и методологии. Коломна, 1999. С. 215.

Долг оперативных аппаратов - выявлять причины и условия, способствующие совершению рецидивных преступлений, и принимать соответствующие меры по их устранению - предусмотрен законом и регламентирован нормативными актами, причем выполняется он в профилактических целях на стадии замышления и подготовки к преступлению. На данном этапе осуществляется и индивидуально-профилактическая работа с лицами, от которых можно ожидать совершения общественно опасного деяния (преступления). Оперативно-розыскная деятельность в основном направлена на установление лиц, склонных к совершению преступлений, которыми в первую очередь являются лица, ранее судимые, с психическими отклонениями, без определенного места жительства и работы, ведущие антиобщественный образ жизни. Сложнее обстоит дело в тех случаях, когда насильственные преступления против собственности совершаются внешне законопослушными гражданами. Решение этого вопроса зависит от эффективности взаимодействия, обмена информацией между оперативными аппаратами ОВД, осуществляющими данный вид деятельности. Часто продолжением преступной деятельности преступника, осужденного за насильственные преступления против собственности, является то, что назначенное судом возмещение ущерба потерпевшему в результате преступления не возмещается и не погашается в период отбытия наказания. Это объясняется рядом субъективных и объективных причин, таких, как нежелание работать, недостатки в области труда осужденных, криминальная пораженность личности. Отсюда можно сделать вывод, что корыстно-насильственный рецидивист изначально ориентирован на существование за счет средств, добытых криминальным путем. К предупреждению преступлений относится реализация оперативной информации о лицах, подготавливающих преступление, с целью проведения необходимых мероприятий для склонения их к отказу от совершения и доведения до конца. Сотрудники оперативных служб должны уделять внимание информации о готовящихся насильственных преступлениях против собственности и принимать меры для того, чтобы данное преступление не было осуществлено. Для этого нужно выявить причины и условия, которые могут способствовать совершению преступления. Для этого, например, усилить охрану объекта, на котором планируется преступление, на лицо, которое вынашивает замыслы с помощью родственников, знакомых и т. д., оказывается давление с целью отказа от совершения преступления. Профилактическая деятельность, осуществляемая оперативными аппаратами, по предупреждению рецидива насильственных преступлений против собственности формируется: 1) в организации учета данной категории лиц, которые по определенным признакам, количеству судимостей и общественно опасному поведению нуждаются в осуществлении оперативного контроля и профилактического воздействия; 2) в проведении оперативно-розыскных и профилактических плановых мероприятий; 3) в сборе и анализе оперативной и иной информации для предупреждения замышляемых, пресечения подготавливаемых и раскрытия совершенных профилактируемыми лицами преступлений. Меры по предупреждению рецидива насильственных преступлений против собственности не были бы эффективными, если бы не коснулись проблемы виктимного поведения граждан в результате грабежа, разбоя, вымогательства, так как последствия корыстно-насильственного преступления наносят не только материальный вред, но и ущерб здоровью. Виктимность - это то свойство определенной личности, социальной роли или ситуации, которое провоцирует или облегчает виктимное поведение, зависит от ряда факторов, таких, как: - личностные характеристики; - правовой статус должностного лица, специфика его служебных функций, материальной обеспеченности и уровня защищенности; - степени конфликтности ситуации, особенностей места и времени, в которых эта ситуация развивается <*>. -------------------------------- <*> Иншаков С. М. Зарубежная криминология. М., 1997. С. 184.

По мнению автора, стоит уделить внимание лицам со случайным виктимным поведением, так как лица со злостным виктимным поведением в большинстве случаев осознают, что могут стать жертвами преступления, однако в силу своего характера продолжают провоцировать к дальнейшему действию потенциальных преступников. Снижения виктимного поведения лиц можно достигнуть с помощью ряда мероприятий: 1) изучение типичных ситуаций при совершении насильственных преступлений против собственности; 2) привлечение средств массовой информации к разъяснительной деятельности по поводу виктимного поведения; 3) выработка соответствующих наставлений, инструкций, свидетельствующих о проявлениях виктимного поведения; 4) создание по примеру зарубежных государственных виктимологических общественных организаций в рамках населенных пунктов, микрорайонов, домов; 5) проведение индивидуальной разъяснительной работы по поводу виктимного поведения. Совершение насильственных преступлений против собственности наиболее часто происходит в вечернее и ночное время. Что касается места совершения преступлений, то чаще они происходят на железнодорожных станциях, автовокзалах, морских и речных портах, рынках, в подъездах домов и квартирах. Нужно отметить, что первая и последняя целевая программа борьбы с рецидивной преступностью была подготовлена в конце 70-х гг. Затем на долгие годы эта проблема ушла в тень. Весьма симптоматично, что в реализуемой сейчас программе организационно-практических и научно-исследовательских мероприятий по усилению борьбы с серийными преступлениями против личности и убийствами, совершенными по найму, о рецидиве и рецидивистах не сказано ни слова. Нельзя не отметить и то обстоятельство, что ведомственная нормативная база борьбы с рецидивом преступлений явно устарела. Последнее решение Коллегии МВД о рецидиве датируется 1988 г., эффективность административного надзора оказалась резко подорванной в результате отмены уголовной ответственности за его нарушения, проект закона "О профилактике правонарушений" уже несколько лет проходит криминологическую экспертизу, и конца этому процессу не видно <*>. -------------------------------- <*> Кобец П. Н., Власов Д. В. Предупреждение рецидивной преступности в России: Монография / Под ред. С. М. Кочои. М.: НИИ МВД России, 2006. С. 37.

Подводя итоги этому, следует подчеркнуть следующее. 1. Повышение эффективности деятельности ОВД по предупреждению рецидивных преступлений, связанных с насилием против собственности, неразрывно связано с повышением эффективности всей профилактической работы в целом. 2. Специфические аспекты эффективности предупреждения рецидива криминального насилия являются производными от эффективности предупреждения первичной насильственной преступности. 3. Наиболее перспективным направлением предупреждения преступлений, связанных с насилием против собственности, является сочетание гуманизации всей системы общественных отношений с неотвратимостью ответственности за любые преступные посягательства против собственности. 4. Необходимо более активно применять методологию и методику программно-целевого планирования к предупреждению рецидива преступлений в целом и к предупреждению рецидива преступлений, связанных с насилием против личности в частности.

Название документа