Профилактические меры противодействия религиозному экстремизму

(Жээнбеков Э. Т.) ("Российский следователь", 2006, N 7) Текст документа

ПРОФИЛАКТИЧЕСКИЕ МЕРЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ РЕЛИГИОЗНОМУ ЭКСТРЕМИЗМУ

Э. Т. ЖЭЭНБЕКОВ

Жээнбеков Э. Т., адъюнкт Академии управления МВД России.

Анализ основных социально-экономических, идеологических, геополитических, правовых причин религиозного экстремизма показывает, что в системе противодействия религиозному экстремизму нельзя допустить снижения значимости предупредительных мероприятий. В профилактике религиозного экстремизма должны использоваться усилия всех правительственных институтов и возможности общественных объединений. Необходимо координировать все здоровые силы общества, заинтересованные в решении этой весьма актуальной проблемы. При этом нужно выработать осторожную, взвешенную позицию, необходима систематическая, поэтапная, индивидуальная работа. Поэтому нам представляется важным, что при осуществлении профилактических мер противодействия экстремизму в религиозной сфере следует учитывать местные особенности. К ним можно отнести: уровень религиозности населения, приверженность к тем или иным религиозным верованиям и организациям, влияние экстремистских, религиозных формирований, количество религиозных организаций и их посещаемость, возможность зарегистрированных в регионе и других позитивных религиозных объединений. В противодействии религиозному экстремизму значимое место занимают профилактические меры общесоциального и специально-предупредительного характера. Они представляют собой целенаправленную деятельность государственных органов, должностных лиц, общественных и других негосударственных организаций, учреждений и их представителей по выявлению детерминантов экстремизма на религиозной сфере и осуществлению мер, направленных на их устранение либо нейтрализацию. С точки зрения профилактики возникновения и развития религиозного экстремизма немаловажное значение имеет решение экономических проблем страны, устранение деформаций в социальной сфере. Как справедливо отмечает Н. В. Степанов, в плане противодействия экстремизму и связанным с ним преступлениям "меры по оздоровлению экономики, повышению занятости, трудовой активности и повышению жизненного уровня и т. п. не только прямо и непосредственно подрывают экономические корни этих социально негативных явлений (что само по себе очень важно), но и способствуют устранению (блокированию, нейтрализации) иных (не экономических) детерминантов противоправного поведения - идеологических, социально-психологических, организационно-управленческих и других причин и условий правонарушений" <*>. -------------------------------- <*> Степанов Н. В. Криминологические проблемы противодействия преступлениям, связанным с политическим и религиозным экстремизмом. Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2003. С. 100.

Важно подчеркнуть, что в деле по устранению причин и условий, способствующих распространению религиозного экстремизма, огромную роль играют меры, связанные с повышением уровня материального благосостояния жизни населения. "В этом деле большую работу должно вести политическое руководство, органы власти, прежде всего решение проблем безработицы, улучшения крайне тяжелого состояния части населения в городе и на селе. Ведь это и есть социальная база для деструктивных сил. Сидит человек без работы, не знает, чем завтра детей кормить, тем более если он религиозно настроенный - внушить ему распространение таких листовок за деньги нетрудно" <*>. -------------------------------- <*> Фергана. Ру. Соб. инфо. 6 сентября 2004 г. Информационное агентство "Новости Центральной Азии".

Кроме того, по мнению Д. В. Новикова, блок социально-экономических мер в деле противодействия религиозному экстремизму включает в себя действия, направленные на подрыв и ликвидацию экономической базы экстремистов. Эта база включает две составляющие: содействие из-за рубежа и использование внутренних источников. Реализация на практике этих мер играет главенствующую роль, поскольку существенно ограничивает финансово-экономические возможности экстремистов и соответственно сужает их социальную базу <*>. -------------------------------- <*> Новиков Д. В. Этнорелигиозный экстремизм на Северном Кавказе: методы противодействия. Дис. ... канд. юрид. наук. Ростов-на-Дону, 2002. С. 139.

Так, по сообщениям спецслужб стран Центральной Азии, на их территории имеются предприятия, руководители которых являлись лицами, оказывавшими поддержку экстремистам. По данным специалистов, в основе религиозно-экстремистских организаций лежит производственная община, и они отчисляют ей часть прибыли. Таким образом, они уже находятся на самофинансировании и не зависят от вливаний из-за рубежа. Поэтому без реализации усилий в решении социально-экономических проблем, создающих условия для распространения и активизации религиозного экстремизма, добиться успехов в противодействии этому социально негативному явлению невозможно. Однако ликвидация проблем в экономической сфере, повышение жизненного уровня населения не всегда являются гарантией исчезновения религиозного экстремизма. На наш взгляд, в этом деле также необходима стабилизация политической системы государства. Не менее значимо выделение общесоциально-профилактических мер в сфере политики: - становление и развитие государственности; - укрепление демократии и всех ветвей власти; - улучшение межрегиональных отношений; - решение проблем при сбалансированном соблюдении интересов всех регионов страны. Кроме того, политические меры предупреждения служат решению государственными органами власти вопросов о разграничении полномочий и функций между центральными, территориальными органами и органами местного самоуправления власти в области профилактики религиозного экстремизма. Хочется отметить, что эффективность профилактических мер противодействия религиозному экстремизму может быть повышена, если параллельно удастся получить поддержку традиционных религиозных организаций. Ориентация на религиозные организации отторгнет экстремистские движения от религиозной общины. Например, в августе 2003 г. Совет верховных мусульманских священнослужителей Саудовской Аравии издал "фатву", осуждающий терроризм. Это религиозно-правовое заключение опровергает представление о приемлемости "джихада", которое широко использовалось исламистскими экстремистами в разных странах для оправдания своих действий. Подрывные акции, подобные взрывам и убийствам, квалифицируются в "фатве" как "опасные преступления, противоречащие законам шариата", а тех, кто выдает теракты за священную войну, документ называет "невежественными людьми, сбившимися с верного пути" <*>. -------------------------------- <*> Молдалиев О. А. Исламизм и международный терроризм: угроза ислама или угроза исламу? Бишкек: Издательство "Фонд им. Фридриха Эберта", 2004. С. 59.

В работе по преодолению влияний религиозно-экстремистской идеологии дали весьма положительные результаты разъяснительная деятельность богословов и других религиозных деятелей различных государств. Как показывает опыт отдельных стран мира, в результате систематических разъяснительных работ со стороны религиозных деятелей населения этих государств осознали их амбициозные цели, со временем не стали поддерживать и удалили из общества экстремистские идеи. Ведение разъяснительной работы среди населения о деятельности традиционных конфессий и создание всесторонней межконфессиональной системы толерантности и межрелигиозного диалога должны быть приоритетным направлением, необходимым условием для укрепления единства среди народа разной национальности и разного вероисповедания. Включение традиционных конфессий в дело профилактики экстремизма создает условия для взаимодействия различных конфессий и повышения их образовательного уровня. Это позволит ликвидировать тот дефицит богословской и правоведческой литературы, который в настоящее время компенсируется поступлением произведений зарубежных авторов, в которых нередко проталкиваются экстремистские идеи, прежде всего исламистов (аль-Ваххаб, аль-Маудуди, С. Кутб и многие другие) <*>. -------------------------------- <*> Новиков Д. В. Указ. соч. С. 137.

Необходимо подчеркнуть, что политика воинствующего атеизма, отрицание в советское время и отсутствие четкой позиции государств СНГ по взаимодействию с традиционными религиозными конфессиями и институтами в первые годы демократических реформ привели к проникновению религиозно-экстремистских организаций на постсоветскую территорию. В связи с этим государство должно быть максимально открыто по отношению к традиционным религиозным объединениям и наоборот. Здесь также нельзя забывать и о роли религии в становлении и развитии духовности и культуры страны. Необходимо более активно использовать возможности религии, традиционных ее течений, в профилактике правонарушений, формирование нравственных начал в обществе. В настоящее время одним из направлений деятельности государственных органов в предупреждении религиозного экстремизма должна быть идеологическая, воспитательная работа, направленная на претворение в жизнь идей интернационализма и разъяснение губительного влияния религиозного экстремизма для жизни общества. Как отмечает В. Н. Арестов, формы воспитательной работы выполняют еще одну важную функцию - формируют общественное мнение о деятельности и личностях религиозных экстремистов. Отношение общественности к религиозному экстремизму в целом <*>. Поэтому необходимо организовать выступления в СМИ духовенства, представителей интеллигенции, ветеранов, проводить "круглые столы" на государственных и местных телевизионных студиях. Необходимо проводить сходы жителей, собрания в трудовых коллективах, принимать обращения, которые однозначно доведут, что общество решительно осуждает деятельность международных экстремистов, террористов и видит свое будущее. -------------------------------- <*> Арестов В. Н. Религиозный экстремизм (содержание, причины и формы проявления, пути преодоления). Харьков: Вища школа, 1987. С. 138.

Эффективной стратегией профилактики религиозно-экстремистских проявлений является всестороннее просвещение населения по части культурного и конфессионального многообразия и единства народов, истории и последствий религиозной нетерпимости, геноцида и других преступлений, порожденных религиозным экстремизмом. Проблема религиозного экстремизма не может быть решена без принятия мер по повышению образовательного уровня населения в общем, связанная с изучением религии, ее истории, культуры, традиций в частности. Следует разъяснить широким массам, что экстремистская идеология не имеет ничего общего с истинными религиозными вероучениями и идеалами верующих. Для эффективности названных мер необходимо принимать их со скамьи средней школы. По мнению министра образования и науки России А. Фурсенко, преподавание религии в школах должно воспитывать межконфессиональную толерантность. Изучение исторических и культурных основ ведущих мировых религий в системе образования должно формировать у обучающихся представление о религии как о социокультурном феномене, важнейшей составляющей мировой культуры. Также изучение религии в школах призвано служить профилактике религиозного и межнационального экстремизма, фанатизма, ксенофобии, способствовать осознанному выбору мировоззрения на основе знаний и понимания ценностных систем и этических практик ведущих мировых религий <*>. -------------------------------- <*> Интерфакс. 1 февраля 2005 года.

В контексте профилактики религиозного экстремизма представляется целесообразным провести работу по выявлению и разоблачению фактов одобрения экстремистской деятельности. Как показывает практика, даже самое незначительное признание экстремистов усиливает их влияние среди населения, влияет на рост их популярности. Такое отношение к экстремизму - не придавать должного значения или же не воспринимать его как негативное и находящееся где-то на "последних рядах" общественной жизни явление, не представляющее угрозы жизнедеятельности страны, - приводит к тому, что у общества может возникнуть безразличное, равнодушное отношение и будут отсутствовать негативные взгляды к проявлениям религиозного экстремизма. Вместе с этим следует сказать, что международный опыт противодействия религиозному экстремизму и борьбы с терроризмом показывает недопустимость каких-либо уступок экстремистам. Экстремисты воспринимают такие уступки как проявление слабости властей и в ответ могут еще больше активизировать свои действия. Таким образом, нередко религиозный экстремизм активизируется по причине недостаточно глубокого осознания органами высшей государственной власти и управления реальной угрозы со стороны этого явления для личности, общества и государства. А также из-за отсутствия соответствующей программы действий, использования старых подходов и даже утраты прежних позиций в области борьбы с насильственными антиобщественными и антиконституционными посягательствами. Особое место при принятии мер противодействия экстремизму занимают молодежь и работа по разъяснению ей законодательства, разоблачению религиозного экстремизма. Становится очевидным, что в последнее время религиозный экстремизм делает ставку на молодежь для того, чтобы получить свежие силы. Вследствие этого мы считаем необходимым обеспечить такой нравственный микроклимат в молодежной среде, который в большей степени исключал бы возможность проникновения в сознание и поведение людей экстремистских, антиобщественных взглядов и способствовал бы нравственному формированию нового человека с положительными социальными качествами, богатыми духовными потребностями, положительными ценностными ориентациями и жизненными планами. Одной из причин быстрого распространения религиозного экстремизма на постсоветском пространстве, безусловно, явилось внезапное возрождение многих религиозных течений, сект различного толка, деятельность которых была запрещена в советское время. В этой связи соответствующим органам необходимо тщательно рассматривать деятельность религиозных организаций на предмет соответствия их уставным целям. При этом особое внимание следует уделять работе по государственной регистрации религиозных организаций. Изучить деятельность религиозных образовательных учреждений - вузов, медресе, начальных школ. Должны быть четко отработаны условия, по которым возможно юридическое ограничение или, в отдельных случаях, даже запрещение некоторых организаций, деятельность которых противоречит законодательству, нарушает права и свободы граждан. Однако нельзя забывать о том, что после таких запретов возникает другая проблема - вопрос о судьбе сторонников экстремистских организаций, которые после запрещения деятельности организаций не должны оказаться вне активного внимания. Нужно продолжать работу, чтобы они не стали искать новые пути реализации своих целей. Не исключается проведение диалога, в том числе и антиподов или заклятых ненавистников друг друга. Также здесь необходимо добавить, что некоторые страны иногда злоупотребляют силовыми методами, применяя их без крайней необходимости и в то же время неквалифицированно, с большими издержками и неоправданными потерями. В профилактике религиозного экстремизма необходимо особое внимание обратить на то, что экстремистская идеология поступает к нам как через религиозных эмиссаров, так и через наших граждан, которые выезжают в зарубежные страны, особенно в целях обучения в религиозных учебных заведениях. Во время обучения за рубежом эти граждане, в основном молодежь, подвергаются массированной психологической обработке, а иногда и физическому воздействию <*>. Для того чтобы контролировать этих граждан, необходимо составить банк данных граждан, выехавших на обучение в зарубежные религиозные учебные заведения, а также вернувшихся по окончании учебы. Проводить профилактическую работу с гражданами, вернувшимися после долгого пребывания за рубежом, особенно из стран, известных своей приверженностью к религиозному экстремизму. -------------------------------- <*> Хвыля-Олинтер А. Ваххабизм: вчера, сегодня, завтра // Профессионал. 2000. N 6(38). С. 29.

С учетом того что пропаганда религиозно-экстремистских идей может осуществляться через СМИ в форме морально-духовного просвещения населения либо отрицания и осуждения существующей идеологии и практики, центральные и региональные информационные потоки должны быть строго дозированными и целенаправленными. Предоставление трибуны экстремистам и террористам дает возможность им достичь своей главной цели - использовать средства массовой информации, пропагандировать свои идеи или запугать мировое сообщество. Кроме того, средства массовой информации, вещая о проявлениях религиозного экстремизма, не сообщают сведений из истории народов, религий, о мотивах событий, откуда взялись вооруженные люди и в чьих интересах совершаются насилия и массовые убийства. Огромный мировой скандал вызвали карикатуры, опубликованные в датской газете "Юлланд-Постен" (Jullands-Posten) в сентябре 2005 г., которые вызвали шквал протестов в различных странах мира и привели к пагубным последствиям. Во многих мусульманских странах разгромлены европейские представительства, были бойкотированы товары из тех западных стран, в прессе которых появлялись карикатуры. Не зря исследователь современного терроризма Р. Адельханян выделил одну из причин терроризма - "чрезмерная симбиотическая связь какой-либо национальной или религиозной группы со своей культурой, языком, символами, духовностью". Любое покушение на нее порождает страх тотальной катастрофы, а поэтому оправдываются любые средства ее предотвращения <*>. -------------------------------- <*> Адельханян Р. Современный терроризм // Законность. 2004. N 11. С. 33.

Мы разделяем мнение о том, что попытки прикрыться правом на свободу слова представителями СМИ не может их оправдать, ибо свобода слова совсем не значит вседозволенность, посягательство на менталитет того или иного народа, частную жизнь. Свобода слова вовсе не отменяет элементарное уважение к религиозным чувствам верующих. В этой связи необходимо проводить семинары в целях побуждения журналистов к освещению этнических аспектов жизни общества и научить их приемам и методам толерантной журналистики, способствующей консолидации граждан республики. Анализ материалов СМИ показывает, что, поднимая вопросы межэтнического противостояния, журналисты часто делают акцент на негатив в ущерб глубокому анализу ситуации. При этом материалы носят поверхностный, эмоциональный характер, в них часто отсутствует баланс мнений. В связи с этим становится актуальным умение журналистов преодолевать фиксацию общественного сознания на негативе и формировать установку на мирное разрешение конфликта. Вместе с тем в профилактике религиозного экстремизма правоохранительным органам следует широко использовать возможности СМИ. При этом взаимодействие со СМИ должно быть долгосрочным. Целесообразно готовить циклы статей о религиозном экстремизме, организовывать обсуждение проблемы экстремизма специалистами правоохранительных органов, духовенства, учеными. Более полезны выступления, специально посвященные разбору причин и условий, способствующих совершению преступлений, и мер, направленных на их устранение. Таким образом, использование возможностей СМИ при условии соблюдения вышеназванных и других правил, на наш взгляд, кажется наиболее эффективным при проведении профилактики в сфере противодействия религиозному экстремизму. Кроме того, важно отметить, что взаимодействие правоохранительных органов и региональных СМИ в сфере профилактики нарушений общественного порядка имеет психолого-педагогическое значение, поскольку направлено на популяризацию среди различных категорий граждан интересующих их правовых знаний, а в конечном счете - на повышение уровня их правосознания и выработку привычек правопослушного поведения <*>. -------------------------------- <*> Низаметдинов А. М. Взаимодействие милиции со средствами массовой информации в профилактике правонарушений общественного порядка // Организационно-правовые проблемы совершенствования деятельности органов внутренних дел и профессиональной подготовки кадров. Материалы научно-практической конференции. 18 - 19 октября 2001 г. Руза. Ч. 1. ЮИ МВД России. С. 302.

Необходимо учитывать тот факт, что религиозный экстремизм представляет собой многоплановое явление, каждому направлению которого должны противостоять определенный орган или группа государственных органов, обладающих соответствующими компетентными полномочиями. Таким образом, все проявления религиозного экстремизма должны находиться под контролем и вызывать соответствующую реакцию со стороны противостоящих им государственных структур. В организации этой работы важно, чтобы действия государственных структур осуществлялись комплексно. Они должны соответствовать положениям государственной политики противодействия религиозному экстремизму. Результативность профилактики религиозного экстремизма в значительной степени зависит от уровня профессионального мастерства сотрудников правоохранительных органов. В этой связи важное значение имеет рассмотрение вопросов подготовки, переподготовки и повышения квалификации сотрудников, особенно органов службы безопасности и внутренних дел по рассматриваемой линии. Необходимо разработать комплекс учебно-методических и практических спецкурсов в системе подготовки сотрудников правоохранительных структур по противодействию религиозному экстремизму. Такой подход предполагает создание в учебных заведениях этих ведомств, специализированных потоков с увеличением объема подготовки по линии борьбы с экстремизмом, с его насильственными и антиконституционными проявлениями, уделением особого внимания конфликтологии, социологии, психологии, теологии, спецподготовке и т. п. В заключение отметим основные задачи, стоящие перед государством и обществом по профилактике религиозного экстремизма, в целях укрепления и сохранения общественной стабильности, конституционного строя и межконфессионального благополучия и мира: - постепенное устранение причин и условий, способствующих возникновению и активизации религиозного экстремизма; - снижение социальных разногласий в обществе, а также повышение межрелигиозного взаимопонимания; - стабилизация политической обстановки в стране, создание атмосферы общественного согласия, недопущение острых политических, межнациональных и межконфессиональных конфликтов; - повышение культурно-образовательного уровня населения в общем, связанное с изучением религии, ее истории, культуры, традиций в частности; - преждевременный запрет деятельности зарубежных и местных деятелей в конфессиях и религиозных организациях, представляющих угрозу жизни, здоровью, правам и свободам человека, конституционному строю и безопасности государства; - противодействие вовлечению граждан в религиозно-экстремистские группы, организации; - противодействие распространению информации и литературы, направленных на разжигание межконфессиональных конфликтов, на унижение достоинства других вероучений; - создание толерантности и мира между конфессиональными группами; - выработка рекомендаций по совершенствованию координации деятельности органов государственной власти и местного самоуправления по профилактике религиозного экстремизма, совершенствованию форм и механизмов взаимодействия их с общественными и религиозными объединениями в данной сфере. Таким образом, предупреждение экстремистских проявлений должно стать одним из основных направлений государственной политики, что обусловливает необходимость повышения роли профилактической деятельности, пересмотра отношения к ней со стороны государства. Усиление профилактической практики в отношении религиозного экстремизма представляется важным и по той причине, что некоторые группы пока еще не реализовали свои радикальные устремления, но в их идеологии заложены принципы нетерпимости по отношению к людям других конфессий, а также содержатся прямые призывы к насильственному изменению конституционного устройства государства.

Название документа