Институт государственной собственности в истории России
(Файнгерш С. И.) ("История государства и права", 2008, N 5) Текст документаИНСТИТУТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОБСТВЕННОСТИ В ИСТОРИИ РОССИИ
С. И. ФАЙНГЕРШ
Государственной собственностью в Российской Федерации согласно п. 1 ст. 214 ГК РФ является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации: республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации). Государственное имущество было одним из древнейших источников государственных доходов. Оно играло видную роль в хозяйстве классических Греции и Рима. А в Средние века, когда политическая жизнь пришла в упадок сравнительно с тем состоянием, до какого она дошла в Древнем Риме, государственные имущества, главным образом земли, служили почти единственным источником для покрытия несложных государственных потребностей той эпохи <1>. Но государственные имущества в то время совпадали с государевыми, т. е. с личными имениями государей. Феодальный политический строй еще более усилил значение земель. С землевладением соединялись всевозможные права суда и управления. Короли были полными властелинами только над принадлежавшими им лично землями; в землях же, которые получали вассалы, эти последние имели большинство прав. Королевские имения назывались доменами (от лат. dominium). Доходы от домен служили главным источником для покрытия как личных расходов королей, так и таких, которые носили чисто государственный характер. -------------------------------- <1> Учебник финансового права / Проф. С. И. Иловайский. 4-е изд. Одесса, 1904. С. 36.
В феодальную эпоху, при господстве в государственном строе частноправовых начал, не было правильных налогов, и те, которые существовали, носили чрезвычайный характер. Феодализм особенно упрочился и держался долго в германских государствах. В этом отношении Германия сильно отстала от Франции и Англии, гораздо ранее сложившихся в целые политические тела и развивших правильное податное хозяйство. Вследствие этого в хозяйстве германских государств домены гораздо долее сохранили преобладающее значение. Когда к концу XVII в. возрастание государственных расходов потребовало усиления средств к их покрытию, в германских государствах главным путем к достижению этого представлялось усиление доходности домен, которые здесь назывались также камеральными имуществами (от лат. camera - казна). Германские государи стали обращать серьезное внимание на рациональную эксплуатацию своих домен и заботились об образовании для них сведущих администраторов. Для той цели были учреждены в немецких университетах особые кафедры камеральных наук, являвшихся собранием разных прикладных знаний. История знает также много примеров увеличений государственных имуществ через обращение в таковые имуществ царствующих династий (например, во Франции во время революции, имуществ Гогенцоллернов в Пруссии и имуществ Браганцского дома в Португалии), путем конфискаций имуществ частных лиц, путем секуляризации, т. е. конфискации имуществ духовенства и церквей, посредством покупок и т. д. Несмотря на такие увеличения, все-таки в общем происходило заметное сокращение государственных имуществ. Таким образом, значение государственного имущества может быть двоякое: оно является доходной статьей государственного бюджета и может служить для непосредственного удовлетворения разных государственных потребностей. Российская дореволюционная правовая доктрина разделяла государственные имущества на три вида <2>: общественные, казенные и камеральные, или удельные. Это разделение было заимствовано из французского права, где имущество различалось на общественное и государственное (domaine public и domaine de l"Etat), и от обоих видов отличалось имущество, присвоенное короне (dotation de la couronne). Общественным имуществом называлось то, которое находится в общем пользовании, например дороги, реки. Оно по преимуществу имеет государственный характер, ибо составляет принадлежность общества как единого целого. Напротив, казенное имущество - то, которое принадлежит казне в качестве частного юридического лица. И здесь можно различать имущество, служащее для известного употребления, например дома, а также движимое имущество разного рода, которое приписывается к определенным учреждениям, и имущество, приносящее доход. Наконец, камеральное имущество есть государственное имущество, обращенное на расходы главы государства и его дома. От него отличается частное имущество тех же лиц. В Средние века, как отмечалось выше, государственное имущество и частное имущество князя вовсе не отличались, или, лучше сказать, было одно только частное имущество князя. Из него производились все общественные расходы. Но так как часто этого было недостаточно, то князья принуждены были прибегать к податям, а налагать подати они не могли без согласия чинов, которые, давая пособия, иногда сохраняли за собой право заведовать производимыми из них расходами. Отсюда в некоторых государствах образовалась двоякого рода казна: камеральная, находившаяся в распоряжении князя, и податная, состоявшая под контролем и даже в управлении чинов. -------------------------------- <2> Чичерин Б. Н. Курс государственной науки. М., 1894. С. 199.
В соответствии с советской политико-правовой доктриной государственная собственность являлась всенародным достоянием, а советское государство - единым и единственным носителем (субъектом) права государственной собственности. Правовые основы состояния и управления государственной собственностью были заложены в советских конституциях. Так, согласно ст. 15 Конституции РСФСР 1925 г. вся земля, леса, недра, воды, фабрики и заводы, железнодорожный, водный и воздушный транспорт и средства связи составляли собственность рабоче-крестьянского государства на основах, определяемых особыми законами СССР и РСФСР. Аналогичные положения сохранились и в последующих Конституциях Союза и РСФСР. В настоящий момент в России выделяются два уровня государственной собственности: федеральная и собственность субъектов Федерации.
Название документа