Правовые основы организации и деятельности подразделений жандармов внутренней стражи Российской империи (1817 - 1826 гг.)

(Мясников В. В.) ("История государства и права", 2006, N 6) Текст документа

ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ЖАНДАРМОВ ВНУТРЕННЕЙ СТРАЖИ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ (1817 - 1826 ГГ.)

В. В. МЯСНИКОВ

Еще до начала Отечественной войны у российского императора Александра I было намерение подчинить все имевшиеся конные полицейские силы в стране внутренней страже, но война не позволила провести эту реформу. С 1811 г. в Империи действовал Отдельный корпус внутренней стражи, на который были возложены задачи по оказанию содействия властям губерний в поимке преступников, в подавлении народных волнений, обучении рекрутов военному делу, взыскании податей и недоимок. В отличие от регулярных армейских подразделений корпус фактически выполнял функции местных войск. По завершении Отечественной войны Александр I приступил к реорганизации военно-полицейской службы, с тем чтобы в составе Отдельного корпуса внутренней стражи были созданы конные мобильные подразделения, организованные по военному принципу, для оказания помощи губернским властям на местах осуществлять полицейские функции в чрезвычайных условиях. Первое упоминание о российских жандармских подразделениях относится к периоду 1792 - 1796 гг., когда в составе Гатчинского военного гарнизона цесаревича Павла Петровича существовал в числе четырех кавалерийских полков и жандармский полк <*>. В 1815 г. при корпусных штабах русской армии, расположенной во Франции, были сформированы временные военно-полицейские команды <**>, которые, просуществовав несколько месяцев, были расформированы. По мнению высшего военного руководства, зарубежный поход русской армии вызвал опасения привнесения на российскую землю духа вольнодумства и как следствие - возможности возникновения политической неблагонадежности, прежде всего среди офицерского состава. Созданные в 1817 г. подразделения жандармерии, по нашему мнению, более всего соответствовали понятию "полиция при местных войсках", нежели "военная полиция". Профессор И. Т. Тарасов в своем исследовании "Полиция в эпоху реформ" (1885) так определял значение жандармских подразделений в составе Отдельного корпуса внутренней стражи: "Жандармское войско имело первоначально значение исключительно только полиции в армии, понимая полицию в тесном смысле; с этого же времени жандармы делаются военными органами общегражданской полиции, т. е. так называемой общей военной полицией, в отличие от полиции гражданской, не военной" <***>. -------------------------------- <*> Рождественский С. Столетие города Гатчины 1796 - 1896 гг. Т. 1. Гатчина, 1896. С. 37. <**> Военная энциклопедия. Т. X. СПб., 1912. С. 356. <***> Тарасов И. Полиция в эпоху реформ. Исследование профессора И. Т. Тарасова. М., 1885. С. 155.

Главными (основными) правовыми формами, по которым была проведена организация подразделений жандармов внутренней стражи в составе подразделений Отдельного корпуса внутренней стражи (далее - ОКВС) в 1817 г. и их дальнейшее функционирование, были указ и положение: 1) Указ императора начальнику главного штаба; 2) Положение для жандармов внутренней стражи. Дополнительной правовой формой можно определить отдельные распоряжения по этому аспекту, в частности распоряжение императора Санкт-Петербургскому генерал-губернатору. Указ императора начальнику главного штаба П. М. Волконскому о создании жандармских команд внутренней стражи структурно состоял из: I. Преамбулы (мотивация необходимости проведения реформирования полицейских драгунских команд КВС). II. Повелительной части: 1) об учреждении нового института в составе ОКВС; 2) об определение сил, из которых формировался новый институт (из полицейских драгунских команд ОКВС); 3) о системе подчинения подразделений жандармов внутренней стражи; 4) о механизме всестороннего обеспечения вновь создаваемых подразделений жандармов внутренней стражи (лошадьми, продовольствием, отопления и освещения казарм и т. д.) <*>. -------------------------------- <*> См.: ПСЗ. Собр. I. Отдел. I. Т. XXXIV. N 26650.

Положение для жандармов внутренней стражи от 1 февраля 1817 г. (далее - Положение) структурно состояло из пяти составных частей - трех отделений и двух инструкций: Отделение I. Состав и устройство жандармов. Отделение II. Об обязанностях жандармов внутренней стражи. Отделение III. О формах, кои должны быть сохраняемы в употреблении жандармов. Инструкция начальнику жандармов в губернском городе. Инструкция дивизионному командиру жандармов внутренней стражи в столице (начальствующему двумя эскадронами их) <*>. -------------------------------- <*> Там же.

Правовые основы деятельности подразделений жандармов внутренней стражи закреплялись во II отделении Положения. Специфика формируемого нового образования, предполагавшего военную организацию и структуру, с одной стороны, и полицейские функции - с другой, предопределяли обязанности по двум направлениям. Структурно они разделялись на: - воинские обязанности; - обязанности в отношении к губернскому начальству. К воинским обязанностям относились - по порядку службы и повиновения (более подробно изложены в отделении III "Инструкции дивизионному командиру жандармов внутренней стражи в столице"); в обучении предназначенных для кавалерийской службы рекрутов. В обязанностях по отношению к губернскому начальству разграничиваются полномочия жандармов внутренней стражи и собственно батальонов внутренней стражи. Параграф 12 определял, что все обязанности внутренней стражи (в соответствии с Положением для внутренней стражи от 3 июля 1811 г. <*>) распространяются и на жандармов, за исключением особо упомянутых задач, к которым жандармы внутренней стражи не привлекались: -------------------------------- <*> ПСЗ. Собр. I. Отдел. I. Т. XXXI. N 24704.

- на сбор податей и недоимок; - на отправление военнослужащих, просрочивших отпуска, к их командам; - на выставление часовых в присутственных местах, тюрьмах и острогах; - на сопровождение казны. В соответствии с данным параграфом Положения жандармы внутренней стражи "употребляются для сохранения порядка при разъездах экипажей и проч. в публичных местах" <*>. По требованию губернских начальств (параграф 13 Положения) жандармы внутренней стражи также могли выполнять следующие обязанности: -------------------------------- <*> ПСЗ. Собр. I. Отдел. I. Т. XXXIV. N 26650.

1) оказание помощи конной командой пешему отряду внутренней стражи; 2) выделение конного наряда на дежурство и для перевозки пакетов: - в столицах - к военным генерал-губернаторам и к гражданским губернаторам, в губернские правления, к обер-полицмейстерам и полицмейстерам; - в губернских городах - к гражданским губернаторам и в губернские правления; - в портовых городах - к градоначальникам. При исполнении обязанностей службы (на дежурстве, в дозоре, выполнение обязанностей в составе отряда) жандармы исполняли те обязанности, которые определялись Положением для внутренней стражи (параграф 14 Положения). Инструкция начальнику жандармов в губернском городе определяла принадлежность самого начальника жандармов к составу внутреннего гарнизонного батальона и подчиненность батальонному командиру. Начальник жандармов руководствовался приказаниями батальонного командира в силу "порядка и воинских узаконений" <*>. По властным и правовым полномочиям начальник жандармов пользовался правами ротного командира. По всем вопросам ("представлениям" <**>) начальник жандармов в губернском городе обращался исключительно к командиру внутреннего гарнизонного батальона. -------------------------------- <*> ПСЗ. Собр. I. Отдел. I. Т. XXXIV. N 26650. <**> Там же.

Инструкция дивизионному командиру жандармов внутренней стражи в столице (начальствующему двумя эскадронами их) структурно состояла из четырех разделов: 1) общие правила; 2) воинские обязанности; 3) обязанности в отношении к гражданскому служению жандармов; 4) порядок сношений. Первый раздел подчеркивал властные полномочия дивизионного командира: "Начальник жандармов в столице есть дивизионный командир обоих жандармских эскадронов" <*>. По властным и правовым полномочиям дивизионный командир жандармов пользовался по сравнению с начальником жандармов в губернском городе правами более высокого уровня - командира внутреннего гарнизонного батальона. В этом же разделе определялась и главная обязанность дивизионного командира жандармов внутренней стражи в столице - "чтобы эскадроны, ему вверяемые, содержимы будучи в совершенном порядке и исправности, всегда готовы были действовать согласно с целью его установления, как скоро востребуются они, в определенных Положением для жандармов внутренней стражи случаях и формах" <**>. -------------------------------- <*> Там же. <**> ПСЗ. Собр. I. Отдел. I. Т. XXXIV. N 26650.

Вторым разделом служебный порядок обязанностей командира внутреннего гарнизонного батальона п. п. 1, 2, 3, 4 Инструкции ОКВС от 3 июля 1811 г. вменяется в обязанности дивизионному командиру жандармов. Дополнительно к ним дивизионному командиру определяется: 1) фуражирование, ремонт и исправность верховых лошадей; 2) подготовка рекрутов для кавалерийской службы (на основании соответствующих распоряжений); 3) необходимым числом жандармов конвоирование дезертиров и арестантов (на основании соответствующих распоряжений). Третий раздел состоял из двух частей: 1. Служение по требованию гражданского начальства; 2. Гражданское служение, особенно на жандармов внутренней стражи возложенное. В первой части определялось, что дивизионный командир жандармов при выполнении задач, возложенных губернским начальством, действовал в точном соблюдении Положения, в случаях и формах, в которых без явного нарушения закона он отказать гражданскому начальству не может. В свою очередь гражданское начальство несло ответственность за последствия привлечения сил жандармов, кроме воинского порядка во время привлечения этих сил. Второй частью точно определялись случаи, в которых применялись жандармские дивизионы для несения гражданской службы. При этом в инструкции дивизионному командиру жандармов идет отсылка к параграфу 14 Положения, в котором и указаны эти задачи (дежурства, дозор, выполнение обязанностей в составе отряда). В этих случаях дивизионный командир жандармов несет личную ответственность "за напрасное употребление, так и за неупотребление вверенной ему команды, где следовало" <*>. -------------------------------- <*> Там же.

Четвертый раздел уточнял порядок и формы сношений дивизионного командира жандармов: - по предписаниям (от окружного начальника внутренней стражи и обер-полицмейстера); - по требованию (от гражданского губернатора). С указанными должностными лицами дивизионный командир жандармов сносился рапортами. С другими чиновниками (командиром внутреннего гарнизонного батальона, чинами городской и земской полиции) - в форме сообщений. О состоянии вверенного подразделения дивизионный командир жандармов рапортами докладывал руководству ОКВС (окружному начальнику внутренней стражи) и обер-полицмейстеру. Распоряжение императора, отданное Санкт-Петербургскому генерал-губернатору генералу от инфантерии С. К. Вязьмитинову о передаче полицейских драгунских команд в состав жандармских команд внутренней стражи от 1 февраля 1817 г., доводило до сведения столичного градоначальника текст указа и состояло из: 1) преамбулы (реформирование полицейских драгунских команд ОКВС в жандармские команды внутренней стражи с передачей в последние личного состава и лошадей); 2) повелительной части: а) приказа о передаче полицейских драгунских команд (с верховыми лошадьми) в ведомство внутренней стражи; б) порядка финансирования жандармских подразделений (столичных и губернских городов). В дальнейшем служебные обязанности жандармов уточнялись и детализировались последующими указами императора, которые в том числе решали вопросы взаимодействия по службе с другими правоохранительными органами. Так, своим Указом от 4 января 1821 г. император возложил на жандармов надзор за настроениями в войсках <*>, а Указом Александра I, объявленным генерал-адъютантом Дибичем командиру Отдельного корпуса внутренней стражи генерал-адъютанту графу Комаровскому 25 августа 1823 г. "Об употреблении жандармов для удержания полицейского порядка при публичных собраниях", определялось, "чтобы внутренние жандармы в то время, когда бывают публичные собрания, были непременно употребляемы для удержания полицейского порядка, поступая для сего в команды полиции..." <**>. -------------------------------- <*> См.: Лурье Ф. М. Полицейские и провокаторы: политический сыск в России. М., 1998. С. 48. <**> ПСЗ. Собр. I. Отдел. I. Т. XXXVIII. N 29596.

Таким образом, исследование правовой базы жандармерии Российской империи периода с 1817 по 1826 г. позволяет сделать вывод, что основными нормативно-правовыми актами, с помощью которых была проведена организация подразделений жандармов внутренней стражи в составе подразделений Отдельного корпуса внутренней стражи были указ и положение Александра I, а основными правовыми актами, определявшими профессионально-служебную деятельность подразделений жандармов внутренней стражи в этот период, являлись: Положение для внутренней стражи от 3 июля 1811 г., Положение для жандармов внутренней стражи от 1 февраля 1817 г. и последующие указы императора.

Название документа