Проверка УБЭП? Добро пожаловать!

(Шеленков С. Н.) ("Налоги" (газета), 2006, N 18) Текст документа

ПРОВЕРКА УБЭП? ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ!

С. Н. ШЕЛЕНКОВ

Шеленков С. Н., руководитель юридической группы КГ "Экон-Профи".

"УБЭП" - магическая аббревиатура, которая непроизвольно нагоняет на предпринимателей страх, тем более если этот самый УБЭП уже на пороге. Кто же такие эти убэповцы, что и как они могут проверить, за что могут придраться, мы и рассмотрим сегодня.

Кто они

Убэповцы (как их принято называть в просторечии) - это те же самые сотрудники милиции, только состоящие в Управлении по борьбе с экономическими преступлениями, входящем в состав Департамента экономической безопасности МВД России. Само название ведомства говорит нам о том, что органы УБЭП интересуются исключительно преступлениями экономического характера. Такие преступления закреплены ст. 158 - 204 УК РФ (в том числе незаконное предпринимательство, производство, приобретение, хранение, перевозка в целях сбыта или сбыт немаркированных товаров и продукции, которые подлежат обязательной маркировке, легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных другими лицами преступным путем, незаконное получение кредита, недопущение, ограничение или устранение конкуренции, незаконное использование товарного знака, неправомерные действия при банкротстве, уклонение от уплаты налогов и (или) сборов и т. д.).

Правила для проверяющих

Таким образом, появление сотрудников УБЭП сразу наталкивает нас на мысли: "Что же такое они хотят найти и как следует себя вести с ними, чтобы не попасть впросак?". Чтобы ответить на оба этих вопроса, целесообразнее было бы ознакомиться с той нормативно-правовой базой, которая регулирует порядок проверок при расследовании экономических преступлений. И прежде всего необходимо обратиться к инструкциям, регулирующим порядок проведения проверок. Таких инструкций две. Одна регулирует порядок проверок, связанных с обнаружением налоговых преступлений (Инструкция о порядке проведения проверок организаций и физических лиц при наличии достаточных данных, указывающих на признаки преступления, связанного с нарушением законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, утвержденная Приказом МВД РФ от 16 марта 2004 г. N 177). Данная Инструкция адресована подразделению Департамента экономической безопасности МВД России, занимающемуся расследованием налоговых преступлений (ранее именуемому Федеральная служба по экономическим и налоговым преступлениям). Другая регулирует порядок проведения проверок и ревизий, связанных с обнаружением иных преступлений в финансовой, хозяйственной, предпринимательской и торговой сфере (Инструкция о порядке проведения сотрудниками милиции проверок и ревизий финансовой, хозяйственной, предпринимательской и торговой деятельности, утвержденная Приказом МВД России от 2 августа 2005 г. N 636). Данная Инструкция адресована как раз УБЭП. На нее-то и нужно ориентироваться, когда пришли убэповцы.

Порядок действий контролеров

Во-первых, сразу оговоримся, что Инструкция распространяет свое действие на проверки и ревизии сотрудниками милиции деятельности организаций и предпринимателей без образования юридического лица (далее - ПБОЮЛ) в финансовой, хозяйственной, предпринимательской и торговой сфере, проводимые на основании п. 25 ч. 1 ст. 11 Закона РФ от 18 апреля 1991 г. N 1026-1 "О милиции" (далее - Закон о милиции). Под финансовой, хозяйственной, предпринимательской и торговой сферой, о которой говорится в Инструкции, следует понимать в принципе предпринимательскую деятельность организации или ПБОЮЛ, в рамках которой организация или ПБОЮЛ получают доходы и несут расходы. Во-вторых, Инструкция предписывает сотрудникам милиции изучение предпринимательской деятельности организаций и ПБОЮЛ при помощи двух контрольных методов: проверки и ревизии. Суть проводимой на основании Инструкции проверки заключается в эпизодичном исследовании деятельности организации или ПБОЮЛ на основе конкретной информации о наличии возможных признаков преступления на определенном участке деятельности организации или ПБОЮЛ (п. 12 Инструкции). В отличие от проверки ревизия представляет собой комплексное исследование всей деятельности организации и ПБОЮЛ с целью обнаружения признаков преступления (п. 20 Инструкции). Ревизия необходима тогда, когда сотрудникам милиции достоверно не известно о том, на каком этапе деятельности могло быть совершено преступление, либо когда они пытаются обнаружить другие эпизоды деятельности, где также, возможно, было совершено преступление. Принимая во внимание, что ревизия направлена на выявление всевозможных незаконных моментов деятельности организации или ПБОЮЛ, в Инструкции делается особый акцент на то, что должно получить отражение в акте ревизии. Так, описательная часть акта ревизии должна комплексно отражать все существенные обстоятельства, имеющие отношение к выявленным фактам нарушений. Обязательному отражению в описательной части подлежат: сущность нарушения законодательства, способ его совершения, период финансово-хозяйственной деятельности либо хозяйственная операция, к которому (к которой) данное нарушение относится, ссылки на документы и иные обстоятельства, достоверно подтверждающие наличие факта нарушения с указанием нормативных правовых актов, требования которых нарушены, а также факты непредставления каких-либо документов (п. 24 Инструкции) <*>. -------------------------------- <*> Данное положение Инструкции весьма схоже с п. 16 Инструкции от 16 марта 2004 г., что позволяет рассматривать проверки, проводимые согласно Инструкции от 16 марта 2004 г., в качестве близких по своему статусу к такой контрольной процедуре, как ревизия.

При этом проведение ревизии осуществляется специальным субъектным составом - сотрудниками Центра документальных проверок и ревизий МВД России, а равно специалистами - ревизорами подразделений органов внутренних дел по налоговым преступлениям. Неужели это означает, что при проведении ревизий будут искать что угодно, в том числе признаки налоговых преступлений? На наш взгляд, как раз это здесь и подразумевается. Комплексный характер ревизии характеризуется именно тем, что в ее процессе предполагается обнаружить любые экономические преступления, в том числе налоговые. В-третьих, четко установлен срок проверки (ревизии) - он не может превышать 30 календарных дней. Причем его исчисление начинается с даты вынесения постановления о проведении проверки (ревизии) и заканчивается в момент подписания акта проверки (ревизии) всеми проверяющими - сотрудниками милиции, проводящими проверку (ревизию). В-четвертых, в случае изъятия в ходе проверки (ревизии) оригиналов документов в обязательном порядке составляются протокол об изъятии и опись изымаемых документов. С изымаемых документов изготавливаются копии, которые должны быть заверены подписью сотрудника милиции, проводящего проверку (ревизию). Какого-либо основания отказа сотрудника милиции в совершении подобного действия Инструкция не предусматривает. В случае если невозможно изготовить копии или передать их одновременно с изъятием подлинных документов, сотрудник милиции, проводящий проверку (ревизию), передает заверенные копии документов представителю юридического лица, ПБОЮЛ (его представителю), у которого были изъяты подлинные документы, в течение пяти календарных дней после изъятия, о чем делается соответствующая запись в протоколе изъятия.

Процедура проведения проверок (ревизий) Проверки и ревизии в целом проводятся по единому алгоритму. 1-й шаг - вынесение уполномоченным должностным лицом органа внутренних дел (органа милиции) <*> Постановления о проведении проверки (ревизии) финансовой, хозяйственной, предпринимательской и торговой деятельности по форме, приведенной в приложении N 1 к Инструкции. -------------------------------- <*> В большинстве случаев начальником ОВД или его заместителем.

Перечень уполномоченных должностных лиц содержится в приложении N 2 к Приказу МВД России от 2 августа 2005 г. N 636, и именно им следует руководствоваться организациям и ПБОЮЛ при появлении на их территории сотрудников милиции с подобным Постановлением на руках. При этом в Постановлении определяется состав сотрудников милиции, которые будут участвовать в проверке <*>, причем Инструкция допускает, что проверки (ревизии) могут проводиться и одним сотрудником милиции, о чем свидетельствует содержание форм Акта проверки (ревизии), приведенных в приложениях N 5 и N 6 к Инструкции. На стадии вынесения Постановления также решается вопрос о привлечении специалистов и сотрудников правовых подразделений ОВД с целью включения их в состав проверяющих, если предметом проверки или ревизии предстает определенная специфика деятельности (правовой консалтинг, ведение игорного бизнеса и т. д.). -------------------------------- <*> Если после вынесения Постановления состав сотрудников по определенным причинам претерпит изменение (командировка, болезнь и т. п.), то Инструкцией предусмотрено вынесение Постановления о внесении дополнений (изменений) в Постановление о проведении проверки с указанием новых сотрудников милиции по форме, приведенной в приложении N 3 к Инструкции.

2-й шаг - регистрация вынесенного Постановления в специальном журнале, реквизиты которого предусмотрены в приложении N 2 к Приказу МВД России от 2 августа 2005 г. N 636. 3-й шаг - предъявление копии Постановления и служебных удостоверений организации или ПБОЮЛ (в служебном удостоверении должно быть четко указано, что проверяющий является сотрудником УБЭП <*>). -------------------------------- <*> За исключением случаев, когда в проверке или ревизии участвуют эксперты или сотрудники правовых служб ОВД других органов милиции.

4-й шаг - проведение проверки (ревизии) с составлением Протокола <*> и описи изымаемых документов (при возникновении необходимости в изъятии документов) в срок не более 30 дней и фиксации хода проверки на носители информации (видео - и аудиозапись, фото - и киносъемка). -------------------------------- <*> Единообразная форма такого протокола обозначена в приложении N 4 к Инструкции.

5-й шаг - составление в 3 экземплярах Акта проверки (ревизии) по ее завершении, содержащего определенные реквизиты (п. 15, п. 23 - 24 Инструкции), даже если какие-либо правонарушения не выявлены (что бывает крайне редко) <*>. -------------------------------- <*> Формы акта проверки и ревизии содержатся в приложениях N 5 и N 6 соответственно к Инструкции.

6-й шаг - решение вопроса о дальнейших действиях сотрудников милиции по результатам проверки (ревизии), перечисленных в п. 27 Инструкции. Такими действиями являются: - составление рапорта проверяющими об обнаружении признаков преступления с последующим принятием решения в порядке, предусмотренном ст. 144 и 145 УПК РФ <*>; - направление материалов проверки для рассмотрения в порядке, предусмотренном ст. 144 и 145 УПК РФ <**>; - возбуждение дела об административном правонарушении и рассмотрении материалов в рамках производства по делам об административных правонарушениях; - передача материалов по подведомственности, в том числе для решения вопроса о рассмотрении материалов в рамках производства по делам об административных правонарушениях; - завершение проверки в связи с неустановлением нарушения законодательства Российской Федерации <***>. -------------------------------- <*> Смысл порядка, предусмотренного обозначенными статьями, заключается в проверке дознавателем, органом дознания, следователем и прокурором результатов проверки или ревизии, возможного обнаружении в них материалов, доказывающих наличие признаков уголовно наказуемого деяния, и принятие решения о возбуждении уголовного дела или об отказе в возбуждении уголовного дела. <**> Несмотря на то что в данном случае ничего не упоминается о ревизии, представляется, что все же данное следствие имеет отношение и к ревизии, поскольку в силу п. 27 Инструкции все рассматриваемые действия производятся по результатам проверки и ревизии. Поэтому отмеченное является лишь дефектом юридической техники Инструкции. <***> Заметим, что рассмотренный перечень действий сотрудников милиции по итогам проверки или ревизии несколько отличается от предусмотренного в Инструкции от 16 марта 2004 г. Так, в Инструкции от 16 марта 2004 г. не упомянута возможность составления рапорта об обнаружении признаков преступления. В то же время в Инструкции от 16 марта 2004 г. упоминается о возможности передачи материалов в налоговые органы при выявлении обстоятельств, требующих совершения действий, отнесенных к полномочиям налоговых органов, для принятия по ним решения. По всей видимости, оговаривать такое отдельное полномочие не требуется, поскольку оно реализуется через право сотрудников милиции (УБЭП) передавать материалы проверки или ревизии по подведомственности, в том числе и в налоговые органы. О принятом по результатам проверки решении в трехдневный срок извещается организация или физическое лицо, в отношении которых проводилось указанное мероприятие.

Помимо всего прочего, в Инструкции подтверждено, что в случае необходимости проведения в ходе проверки, ревизии осмотра производственных, складских, торговых и иных служебных помещений, других мест хранения и использования имущества, досмотра транспортных средств, изучения документов, отражающих финансовую, хозяйственную, предпринимательскую и торговую деятельность, изъятия отдельных образцов сырья, продукции и товаров соответствующие действия производятся в порядке, установленном п. 25 ч. 1 ст. 11 Закона Российской Федерации "О милиции" (п. 9 Инструкции). Это означает, что осмотр указанных помещений возможен только в присутствии двух понятых, а также представителя юридического лица, ПБОЮЛ либо его представителя, которым вручаются копия указанного постановления, а также копии протоколов и описей, составленных в результате указанных в настоящем пункте действий, а при отсутствии таковых - с участием представителей органов исполнительной власти или органов местного самоуправления (в случае осмотра производственных, складских, торговых и иных служебных помещений, других мест хранения и использования имущества). Что касается досмотра транспортных средств, то он проводится в присутствии двух понятых и лица, во владении которого находится транспортное средство, а в случаях, не терпящих отлагательства, - в отсутствие указанного лица.

Название документа