Об истории возникновения и регламентации оперативно-розыскных мероприятий на технических каналах связи

(Захарцев С. И., Игнащенков Ю. Ю.) ("История государства и права", 2006, N 5) Текст документа

ОБ ИСТОРИИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И РЕГЛАМЕНТАЦИИ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ НА ТЕХНИЧЕСКИХ КАНАЛАХ СВЯЗИ

С. И. ЗАХАРЦЕВ, Ю. Ю. ИГНАЩЕНКОВ

Захарцев С. И., доктор юридических наук.

Игнащенков Ю. Ю., кандидат юридических наук.

Федеральным законом "Об оперативно-розыскной деятельности" предусмотрено 14 оперативно-розыскных мероприятий, из которых два непосредственно связаны с контролем сообщений, отправляемых по техническим каналам связи. Эти мероприятия называются "прослушивание телефонных переговоров" и "снятие информации с технических каналов связи". История прослушивания телефонных переговоров берет начало с 1878 г., когда в штате Нью-Хейнен была создана первая в мире телефонная станция. Так устроена жизнь: как только появляется новый способ передачи информации, так сразу же появляются люди, имеющие желание эту информацию перехватить и воспользоваться ею. Первый обнародованный факт прослушивания телефонных переговоров обнаружен в 1881 г. Однако мы не сомневаемся в том, что именно с образованием телефонной связи появились и первые прослушивания. А уже в 1886 г. по факту прослушивания разгорелся первый скандал. В этот год, по сообщению газеты "Нью-Йорк Таймс", Комитет по расследованию при Конгрессе США перехватил телефонное сообщение чайной компании "Атлантик и Пасифик". В ходе той истории, получившей огласку, впервые был поднят вопрос о соблюдении прав человека при прослушивании телефонных переговоров. Как установили затем американские исследователи, в 1885 г. полиция города Нью-Йорка активно использовала прослушивание телефонных переговоров. При этом уже к 1916 г. полиция начала прослушивать телефонные конфиденциальные разговоры адвокатов и врачей. Помимо того, в том же году мэр Нью-Йорка приказал прослушивать телефонные разговоры пяти католических священников. Но кроме полиции прослушиванием занимались и иные организации. Так, в 1899 г. газета Сан-Франциско "Икземенер" прослушивала телефонные разговоры своего соперника - газеты "Сан-Франциско Колл", чтобы выкрадывать сенсационные истории <*>. -------------------------------- <*> Об этом см.: Захарцев С. И., Игнащенков Ю. Ю., Сальников В. П. Оперативно-розыскные мероприятия в XXI веке: Монография / Под ред. В. П. Сальникова. СПб., 2006.

А что же в России? Применялось ли прослушивание телефонных переговоров в тот период в нашем государстве? Ответить на этот вопрос следует утвердительно. Прослушивание телефонных переговоров в России также проводилось, по сути, с момента создания телефонных сетей. Так, Д. Левоневский приводит разговор одного из руководителей Особого отдела ВЧК с комиссаром связистов Кронштадтской военно-морской крепости К. Рянни. В разговоре, состоявшемся во время кронштадтского мятежа, чекист интересовался у Рянни содержанием телефонных переговоров моряков - офицеров Кронштадтского гарнизона: кто и что говорит, кого вызывают, кто препятствует мятежу. Рянни предоставляет подробные сведения о содержании интересующих разговоров, используя для прослушивания параллельный телефон, установленный еще при царском коменданте адмирале Вирине. Этот параллельный телефон, по словам Рянни, в свое время весьма пригодился жандармам и контрразведчикам <*>. -------------------------------- <*> Левонский Д. Будни Петроградской ЧК. Л., 1985.

Таким образом, жандармерия и контрразведка царской России уже в начале ХХ в., буквально с момента появления в России первых телефонных сетей связи, активно использовали прослушивание телефонных переговоров. Без сомнения, такие "параллельные телефоны" были поставлены не только в Кронштадтском гарнизоне. Очевидно также, что прослушивание телефонных переговоров активно стали использовать в дальнейшем и сотрудники ВЧК, органов государственной безопасности. Мероприятие по снятию информации с технических каналов связи появилось позднее прослушивания телефонных переговоров. Его возникновение прямо связано с техническим прогрессом, наблюдавшимся в ХХ в., появлением разнообразных технических средств связи, которые было необходимо контролировать в целях борьбы с преступностью, защиты государства. В настоящее время технический прогресс не сбавляет темпа, что делает снятие информации с технических каналов связи с точки зрения развития одним из самых перспективных мероприятий. Вслед за решением вопросов, связанных с технической возможностью контроля переговоров по каналам связи, возник важнейший вопрос их правовой регламентации. До 90-х гг. ХХ в. порядок проведения оперативно-технических мероприятий устанавливался главным образом закрытыми приказами и инструкциями, составляющими государственную тайну. Это вызывало неудобства с точки зрения использования результатов мероприятий в уголовном процессе, в том числе и доказывании, что имело негативный характер для расследования уголовных дел. Указанные обстоятельства заставили научных и практических работников искать пути введения в уголовный процесс результатов оперативно-розыскных мероприятий, то есть решать вопрос легализации полученных оперативных результатов. Соответственно, это потребовало официального признания оперативно-розыскных мероприятий и их правовой регламентации. Но не только необходимость использования результатов названных мероприятий в уголовном судопроизводстве стала причиной их правовой регламентации. Укажем как минимум еще две причины. Период 1990-х гг. характеризовался большим оттоком из органов правопорядка квалифицированных специалистов. Многие из них быстро нашли работу по специальности в частных, в том числе и криминальных, структурах. Одновременно с этим Россия была наводнена различными современными устройствами, позволяющими на высоком уровне проводить практически весь спектр мероприятий. Сложившаяся обстановка объективно подталкивала законодателя к необходимости правовой регламентации и жесткого нормативного разграничения частной сыскной и оперативно-розыскной деятельности. Другую, и не менее важную, причину правового регулирования оперативно-розыскной деятельности можно охарактеризовать как необходимость гарантий соблюдения прав человека и гражданина при проведении мероприятий. В зарубежных странах порядок получения разрешения на мероприятия, ограничивающие конституционные права человека, достаточно давно установлен законодательно. Соблюдение этого порядка можно проверить или обжаловать в прокуратуру или суд. Можно обжаловать и действия сотрудников органов правопорядка. В России до 1990-х гг. такие правовые механизмы отсутствовали. Это, естественно, будоражило общество. Распускались вымыслы о прослушивании вообще всех телефонов, о полной бесконтрольности и безнаказанности спецслужб, о сборе материалов чуть ли не в отношении каждого гражданина. Отсюда возникли желания установить жесткий перечень того, какие мероприятия разрешены, на каких основаниях и при каких условиях их проведение допустимо. Особое значение, по понятным причинам, придавалось правовой регламентации оперативно-розыскных мероприятий, непосредственно предусматривающих ограничения конституционных прав человека, к которым в том числе относятся снятие информации с технических каналов связи и прослушивание телефонных переговоров. Указанные мероприятия получили должную регламентацию 13 марта 1992 г. с принятием первого в России Закона Российской Федерации "Об оперативно-розыскной деятельности в Российской Федерации".

Название документа