Критика криминологической теории напряжения

(Ольков С. Г.) ("Право и политика", 2006, N 3) Текст документа

КРИТИКА КРИМИНОЛОГИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ НАПРЯЖЕНИЯ

С. Г. ОЛЬКОВ

Ольков С. Г. - доктор юридических наук, профессор, директор НИИ Аналитического моделирования в юриспруденции Тюменского государственного нефтегазового университета и Тюменского научного центра СО РАН.

Теория напряжения считается одной из наиболее развитых в мировой криминологии, а ее возникновение обычно связывают с именем известного американского социолога Роберта К. Мертона, который в 1938 году "предпринял первую попытку создать основную теорию объяснения преступности с точки зрения напряжения" <*>. В работе "Социальная структура и аномия" <**> Р. К. Мертон писал: "Мы исходим из предположения, что определенные фазы социальной структуры порождают обстоятельства, при которых нарушение социального кодекса представляют собой "нормальный" ответ на возникающую ситуацию. Принципиальная схема, которую следует разработать, должна обеспечить последовательный систематический подход к изучению социально-культурных источников отклоняющегося от нормы поведения. Мы намерены в первую очередь показать, как некоторые социальные структуры оказывают определенное давление на отдельных членов общества, толкая их, скорее, на путь неподчинения, чем на путь поведения, сообразующегося с общепринятыми правилами" <***>. В вышеупомянутой работе Р. К. Мертон приводит свою знаменитую "схему", связывающую культурные цели и институционализированные средства, получая при этом 5 возможных типичных моделей поведения индивидов - подчинение, инновация (обновление), ритуализм, ретретизм (уход от жизни) и мятеж. -------------------------------- <*> Криминология / Под ред. Дж. Ф. Шели / Пер. с англ. СПб.: Питер, 2003. С. 407. <**> Merton R. Social structure and anomie, American Sociological Review. N 3. October, 1938. P. 672 - 682. <***> Мертон Р. К. Социальная структура и аномия (современные буржуазные теории) // Сборник статей. Под ред. Проф. Б. С. Никифорова. М.: Прогресс, 1966. С. 299.

Теория напряжения, как утверждает современный американский криминолог Р. Агнью (R. Agnew), вдохновила множество исследователей (M. B. Clinard, 1964; S. Cole, 1975; A. Cohen, 1955, R. A. Cloward and L. E. Ohlin, 1960) на дальнейшую работу по развитию классической теории напряжения. В теорию напряжения были внесены некоторые изменения и дополнения (см., например, R. Merton, 1964; E. Mizruchi, 1964; T. Bernard, 1990; F. Adler and N. Laufer, 1995; N. Passas and R. Agnew, 1997). Одной из модификаций, которая может быть полезна для объяснения преступного поведения, является общая теория напряжения авторов - R. Agnew, 1992, 1995a, 1997b; L. Broidy and R. Agnew, 1997. Теория напряжения утверждает, что преступления возникают, когда индивиды не в силах получить желаемое законными путями, а современная "общая теория напряжения" стремится выявить, какие типы людей с наибольшей вероятностью будут реагировать на напряжение делинквентным поведением" <*>. По утверждению Р. Агнью: "ОТН <**> в своей основе очень проста. Она утверждает, что если мы плохо обращаемся с людьми, те могут прийти в ярость и совершить преступление" <***>. -------------------------------- <*> Криминология / Под ред. Дж. Ф. Шели / Пер. с англ. СПб.: Питер, 2003. С. 414, 406, 415. <**> ОТН - общая теория напряжения. <***> Криминология / Под ред. Дж. Ф. Шели / Пер. с англ. СПб.: Питер, 2003. С. 415.

На этом, я думаю, бодрые рассуждения Роберта Агнью можно прервать и поставить один простой вопрос, а существует ли криминологическая "теория напряжения"? К сожалению, на этот вопрос следует дать отрицательный ответ - никакой криминологической теории напряжения не существует! Есть рабочие гипотезы, философские рассуждения, но нет теории, поскольку научная теория это уже достаточно серьезная научная конструкция, к которой предъявляются очень жесткие требования. Теория должна не только удовлетворительно объяснять нечто, быть непротиворечивой и ясной, но и обеспечивать приемлемый прогноз (предсказание) будущих событий, создавать предпосылки для управления изучаемым процессом. Научная теория всегда выстраивается на научных результатах, к которым относится: 1) Разработка нового математического метода исследования, например, дифференциального исчисления И. Ньютоном и Г. Лейбницем; линейного программирования Л. В. Канторовичем и т. д. Такие методы составляют основу научного инструментария, с помощью которого осуществляется поиск истины в различных областях мироздания - установление физических, биологических, социальных и других законов, закономерностей, тенденций, построение других математических моделей, ведется оптимизация и т. д. Обратите внимание, что математик-ученый это совсем не то же самое, что математик-педагог или математик-практик. Математик-педагог и математик-практик - это тот, кто работает по "готовому". Заслуга математика-педагога состоит только в том, что он преподает, лучше или хуже, чем другие математики-педагоги, полученные математиком-ученым научные знания, а математик-практик с помощью известных, кем-то изобретенных методов, решает типовые, более или менее сложные задачки. Следовательно, если пользоваться российской классификационной системой ученых степеней, ученой степени кандидата, тем паче доктора математических наук (кстати, такой степени почему-то нет, а есть степень кандидата и доктора физико-математических наук) они не заслуживают, а если имеют, то необоснованно. Для получения ученой степени по математике соискатель должен внести какой-то новый вклад - создать новый метод, либо усовершенствовать какой-то из существующих. Степень кандидата и доктора математических наук надо ввести особо. Доктор математических наук - это высшая заслуга. Физики, биологи и другие отраслевики - следующий этап и более низкая ступень. Поэтому не следует вводить физико-математические науки. Есть физика, и есть математика. Физики, как и специалисты других отраслей знания, применяют математический аппарат, но не создают его. Если же физику, экономисту или юристу удастся изобрести новый математический метод, сделать открытие в области математики, то ему с полным основанием можно будет присудить ученую степень по математике отдельно от ученой степени по экономике или юриспруденции. 2) Открытие физических, химических, биологических, социальных, юридических <*> и любых других научных законов, объясняющих существование и развитие различных процессов, например, законы Бойля-Мариота, Авогадро, Менделеева-Клайперона и т. д. Любой научный закон должен быть выражен в математической форме - в виде формулы, связывающей переменные, то есть являться математической моделью. Например, закон Менделеева-Клайперона, впервые записанный Д. И. Менделеевым выглядит так: -------------------------------- <*> Не в смысле тех "законов", которые относятся к нормативно-правовым актам.

m pV = --- R x T, M

где p - давление, V - объем, m - масса газа, M - его молярная масса. 3) Составление периодических систем (например, периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева). 4) Установление статистических закономерностей - математических моделей вида:

у = f(x , x , ... x ), 1 2 n

где у - результативная переменная (объясняемая, управляемая переменная), а x с соответствующим индексом - факторная (объясняющая, управляющая) переменная, f - правило, по которому связываются левая и правая части уравнения. Количество переменных в правой части уравнения - не менее единицы. 5) Установление статистических зависимостей - математических моделей вида: у = f(t), где t - время (в годах, месяцах, минутах и т. п.). 6) Установление смешанных зависимостей вида:

у = f(x , x , ... x , t). 1 2 n

7) Установление законов распределения конкретных величин, например, установление, что рост людей в популяции подчиняется закону нормального распределения. В данном случае открытие самого закона распределения относится к позиции N 1, а его приложение применительно к конкретному изучаемому явлению - к позиции N 6; кластеризация и научная классификация; изучение концентрации и дифференциации явлений. 8) Составление количественного прогноза, на основе различных математических методов (по модели Бокса-Дженкинса, с использованием рядов Фурье, Вейвлет анализа и т. д.). 9) Составление иной математической модели явления. 10) Открытие нового явления или факта, например, Колумбом Америки. Это, пожалуй, все, что можно отнести к научным результатам, а следовательно, любой человек, считающий себя ученым или проверяющий чью-то научную состоятельность, должен обнаружить наличие связи между перечисленными позициями и результатами своего труда. Если мы говорим о создании научной теории, то говорим о том, что плотно опирается на совокупность вышеперечисленных научных результатов. В итоге теория позволяет объяснять, прогнозировать и управлять конкретными процессами. Следовательно, то о чем говорит Р. Агнью к теории не относится, поскольку не базируется на конкретных, вышеперечисленных научных результатах. Начнем с того, что в работах, посвященных так называемой "теории напряжения", во-первых, не раскрывается ключевой термин "напряжение"; во-вторых, не вводится количественных переменных, а значит, не устанавливаются четкие количественные зависимости, пусть даже в идеализированной гипотетической форме. Американский криминолог Р. Агнью, нескромно претендующий на какую-то оригинальность и не менее чем разработку аж "общей теории напряжения", "взяв быка за рога", просто отождествляет напряжение с фрустрацией <1>, как будто это одно и то же <2>, и к тому же, вытекающее из конструкции, предложенной Р. К. Мертоном. Однако уже Р. К. Мертон не был особо оригинален, поскольку лишь немного усовершенствовал инквизиционную максиму: "цель оправдывает средства" или "для достижения цели все средства хороши". Из этой максимы автоматически следует, что средства бывают со знаком плюс и со знаком минус. Нетрудно догадаться, что и цели могут быть разными по знаку. Заслуга Мертона, видимо, заключается только в том, что он придумал не вполне удачные названия для 5 дискретных состояний, развивал взгляды Э. Дюркгейма <3> (1858 - 1917) и П. А. Сорокина <4> (1889 - 1968). Причем подход Э. Дюркгейма и П. А. Сорокина является более последовательным и фундаментальным, чем подход Р. Мертона, а их взгляды лежат "точь-в-точь" в русле не модного сегодня марксистского детерминизма. Если же мы откроем работу немецкого философа Фридриха Ницше "Воля к власти (опыт переоценки всех ценностей)", то увидим еще более фундаментальный подход к раскрытию проблемы социально-девиантного поведения, фрагментом которого является "схема" Р. К. Мертона. -------------------------------- <1> Криминология / Под ред. Дж. Ф. Шели / Пер. с англ. СПб.: Питер, 2003. С. 414, 406. <2> Я же полагаю, что фрустрация может быть характеристикой конкретных видов напряжения, которые еще нужно определить. <3> См. Дюркгейм Э. Норма и патология (современные буржуазные теории) // Сборник статей. Под ред. проф. Б. С. Никифорова. М.: Прогресс, 1966. С. 39 - 45. <4> См. Сорокин П. А. Голод как фактор. Влияние голода на поведение людей, социальную организацию и общественную жизнь. М.: Academia&LVS, 2003.

Э. Дюркгейм в статье "Норма и патология" писал о преступности: "Нет никакого другого феномена, который обладал бы столь бесспорно признаками нормального явления, ибо преступность тесно связана с условиями жизни любого коллектива" <*>. П. А. Сорокин констатирует: "Сходные причины в сходных условиях порождают сходные следствия... в целом неповторяющаяся (во времени и пространстве) жизнь человека или неповторяющийся исторический процесс состоит в огромной части из повторяющихся (во времени и пространстве) элементов. Последнее положение на почве первого дает возможность открытия функциональных отношений в области поведения людей и социальной жизни и формулировки их в виде номографических теорем социологии ("законов"), если, конечно, сам фактический анализ явлений проведен точно и правильно" <**>. У Р. К. Мертона "определенные фазы социальной структуры порождают обстоятельства, при которых нарушение социального кодекса представляет собой "нормальный" ответ на возникающую ситуацию" <***>. О чем, собственно, и идет речь в том же "Манифесте коммунистической партии", когда пролетариат "нормально" реагирует на буржуазные условия данного классового общества. -------------------------------- <*> Дюркгейм Э. Норма и патология (современные буржуазные теории) // Сборник статей. Под ред. проф. Б. С. Никифорова. М.: Прогресс, 1966. С. 39. <**> Сорокин П. А. Голод как фактор. Влияние голода на поведение людей, социальную организацию и общественную жизнь. М.: Academia&LVS, 2003. С. 4. <***> Мертон Р. К. Социальная структура и аномия (современные буржуазные теории) // Сборник статей. Под ред. Проф. Б. С. Никифорова. М.: Прогресс, 1966. С. 299.

Одним из серьезных просчетов Э. Дюркгейма, а вслед за ним и Р. К. Мертона является то, что они не ясно выражают сущность понятий "норма" и "нормальное реагирование". Норму и нормальное реагирование можно определять как нечто закономерное, и тогда любое поведение, естественно, исключительно закономерно. Совершенно неслучайно великий закон Гаусса-Лапласа чаще называют именно законом нормального распределения, ибо площадь под графиком кривой размещает все многообразие изучаемого явления, например, рост или вес всех людей в популяции, их поступки и т. п. Впрочем, и любой другой закон для частотного распределения других явлений также, по существу, является "нормальным", скажем, закон Пуассона или Вейбула, поскольку здесь выражено конкретное действие законов природы. Если же "норма" рассматривается нами в правовом или моральном смысле, то это совсем другое дело. Здесь уже все строго относительно, появляются более или менее отчетливые границы. Скажем, если мы ведем речь о поступках людей в данной популяции и пространственно-временном континууме, то нормальное поведение - это обычно область положительных сигм и, возможно, полное или частичное включение первой отрицательной сигмы примыкающей к математическому ожиданию, то есть наиболее типичному виду поведения. Две оставшиеся отрицательные сигмы - это уже не норма и ненормальное реагирование, за что, собственно, правонарушитель будет преследоваться по закону, а девиант по нормам соответствующей морали. При этом нужно отдавать себе отчет в том, что мы пока не ведем речь о качестве и согласованности моральных и правовых норм, скажем, с нормами физиологическими, или согласовании безусловных и условных рефлексов. Мы просто констатируем, что данное общество играет по каким-то внутренним правилам. Совершенно неслучайно Фридрих Ницше усомнился в правилах игры и начал задумываться о "переоценке всех ценностей", а я стал размышлять о научной морали и научном точном праве, то есть ревизии всех существующих норм с целью согласования биологических и социальных "норм" для достижения некоего оптимума, минимизирующего социальные издержки общества. В психологической литературе под термином фрустрация от лат. frustratio (обман, неудача) обычно понимается психологическое состояние, которое возникает в ситуации разочарования, неосуществления какой-либо цели, потребности <*>. То есть, по существу, о нахождении индивида в одном из вариантов бедственного положения. А теперь вспомните, кто не говорил о бедственном положении, как факторе так называемого отклоняющегося поведения <**>? -------------------------------- <*> Забегая вперед, отметим, что биологическое напряжение при этом может и не меняться. <**> Хотя, по всей видимости, большую роль играет не само бедственное положение, а "ощущение" этой бедственности, познаваемое в сравнении и усиливаемое чувством зависти.

Очевидно, что сам термин фрустрация, с одной стороны, не может отождествляться с термином напряжение (фрустрация может быть лишь характеристикой определенного вида напряжения), а с другой, не является достаточно строгим и точным, подходящим для помещения в заголовок серьезной теории, если бы авторы назвали свою "теорию напряжения" "теорией фрустрации". Более того, к чему конструкция Р. Мертона имеет наименьшее отношение так это к напряжению, поскольку в ней цели и средства, вообще говоря, согласованы на 100%. То есть, если усовершенствовать эту модель и посмотреть на нее в системе координат, то будет видно, что модель Мертона линейна по целям и по средствам. Причем линейна с коэффициентом пропорциональности равном |1| - каждой цели соответствует строго прямо пропорциональное средство достижения (коэффициент пропорциональности равен единице). Градиенту напряжения здесь неоткуда взяться - нет разности потенциалов, а следовательно, нет "тока", передачи энергии и, естественно, способности совершать работу. Только, если усилить мертоновскую схему и ввести нелинейные соотношения, в системе косвенно появится переменный градиент напряжения не равный нулю. Но даже появление в системе напряжения не дает основания для придания ей статуса "теории напряжения", поскольку напряжение не играет здесь основной роли, ибо не является независимой переменной, коей выступает цель, а напряжение присутствует только косвенно. Термин "напряжение" является вполне строгим и вводится в ряде физических теорий. Так, в механике напряжение есть частное от деления модуля силы упругости на площадь поперечного сечения тела:

F упр сигма = ------, S

где сигма - напряжение,

F - модуль силы упругости, упр

S - площадь поперечного сечения тела (сечение производится плоскостью перпендикулярной направлению силы упругости и предполагается, что деформация тела во всех участках сечения одинакова). Многочисленные опыты показывают, что при малых деформациях напряжение прямо пропорционально относительному удлинению или сжатию, откуда получается известный закон Гука. В электродинамике напряжение показывает, сколько энергии отдает каждый кулон (порция тока), проходя по электрической цепи: U = IR, где U - напряжение, I - сила тока, R - сопротивление. Все конкретно, в формульном виде с высокой точностью измерения и однозначным пониманием. Теперь обратимся к нашему организму, как сложной биологической системе, и проведем аналогию. Ток крови по сосудам тела имеет определенную силу, то есть количество порций крови, проходящих через поперечное сечение сосуда в единицу времени. Сосуды имеют определенное сопротивление, а напряжение в этой системе показывает, какое количество калорий отдает кровь клеткам организма. То есть простую физическую формулу мы с легкостью применили для изучения сложного человеческого организма. Неудовлетворение какой-либо потребности организма, скажем, в пище, приведет к тому, что напряжение организма уменьшится, поскольку уменьшится количество отдаваемой кровью клеткам энергии. Однако поисковая (двигательная) биологическая активность возрастет, а следовательно, на какое-то время возрастет напряжение - усилится ток крови, которому прямо пропорциональна величина напряжения. Непоступление пищи и поисковая активность по ее отысканию приведут к тому, что напряжение начнет ускоренно снижаться, что потребует резкого ограничения двигательной активности и вызовет снижение потребности в притоке дополнительной энергии. В психологической литературе (далекой от высокой степени точности) отмечается, что следствием фрустрации является изменение напряжения, но о каком напряжении ведут речь психологи понять невозможно, поскольку в словаре психологических терминов термин напряжение отсутствует, а физическими понятиями напряжения они, по всей видимости, не пользуются. Когда криминологи или психологи говорят о фрустрации, то имеют в виду нечто подобное ноцицептивной чувствительности (от лат. noceo - повреждаю и reseptivus - восприимчивый) - чувствительности к действию раздражителя, вызывающего в организме ощущение боли. Если вернуться к нашему примеру с депривацией пищевой потребности, то сильная степень фрустрации будет соответствовать очень низкому уровню напряжения и угасанию жизни, что выразится в отсутствии всякой социальной активности и снижению ноцицептивной чувствительности, поскольку работа клеток (в физическом смысле) уменьшается. Фрустрация иного рода может наблюдаться у начинающего боксера, который пришел в ярость от того, что его больно ударили по физиономии. Команда из ЦНС приведет к усилению сердцебиения, а следовательно, усилению тока крови и передачи энергии клеткам. По логике вещей работа клеток должна усилиться, и возрасти ноцицептивная чувствительность, но ноцицептивная чувствительность не возрастает, а падает за счет специфического поведения нервной системы, отвечающей за болевые эффекты. Р. Агнью и другие криминологи, развивающие "теорию напряжения" ведут речь, по всей видимости, о "фрустрации" иного рода, когда биологическое напряжение индивида, вообще говоря, находится в обычном стационарном состоянии, то есть без положительного или отрицательного тренда, а вспышки ярости, о которых говорит Агнью, являются скорее исключением из правил. Рассмотрим, например, ретретизм (уход от жизни), когда определяемые культурой цели и институционализированные средства имеют знак минус. Что в связи с этим уменьшается передача энергии клеткам, то есть разновидность биологического напряжения? Если г-н Р. Агнью заявляет о создании какой-то специфической социальной "общей теории напряжения", то почему не вводит четкую дефиницию такого напряжения или не уточняет понятие фрустрации? Почему не проводятся соответствующие опыты и точные измерения? Почему вместо фрустрации им не используются более общие понятия - стресс, возбудимость, тревожность, реактивность? Социальное напряжение, по всей видимости, характеризуется величиной передачи энергии, составляющими социум индивидами, в процессе социального движения. То есть вновь U = IR, где U - социальное напряжение (отвечает на вопрос, сколько энергии отдает каждый индивид в данном пространственно-временном континууме социальной системе), I - сила тока социального движения (характеризует скорость социального движения, то есть, как быстро осуществляется экономическое, политико-правовое движение в системе), а R - переменная социального сопротивления, которая показывает, например, пропускную способность каналов массового обслуживания. Простейшим примером, демонстрирующим социальное напряжение, является турникет в метро. Социальное напряжение в данном случае - это деньги, которые платит за проезд каждый пассажир. Сила тока данного потока - количество пассажиров, проходящих через турникет в единицу времени, а сопротивление - пропускная способность данного канала массового обслуживания. Так, если через турникет в течение часа прошло 3000 человек, и каждый заплатил по 10 рулей, то напряжение данной социально-экономической системы составило 30 тысяч рублей. Все просто и конкретно. Вернемся к схеме Р. К. Мертона и приведем ее в том виде, в каком ее видел Р. К. Мертон.

Определяемые Институционализированные культурой цели средства

I. Подчинение + + (обновление)

II. Инновация + -

I. Ритуализм - +

IV. Ретретизм - -

V. Мятеж + + - -

Особо обращаю внимание читателя на тот бесспорный факт, что ни Мертон, ни его последователи не ввели систему координат. То есть никаких математических моделей своей конструкции не представили, а сразу перешли к обсуждению таблицы на качественном уровне. Мы, в отличие от Р. К. Мертона, попытаемся построить простую математическую модель соотношения целей и средств, и проанализировать ее на более строгом научном уровне, используя модель элементарного оценочного пространства.

Рис. 1. Модель соотношения целей и средств <*>

На рисунке N 1 показан график, устанавливающий функциональную зависимость между целями (независимая переменная) и средствами (зависимая переменная). В данном случае мы допускаем, что по осям у нас введены шкалы отношений, позволяющие проводить сверхточные расчеты. Эталонная функция: цели = средства или y(x) = x показывает полную согласованность целей и средств независимо от того, насколько положительными или отрицательными являются цели и средства. Именно о таких линейных соотношениях (правда в дискретном виде) говорит Мертон. Если соотношение цели и средства ее достижения не согласованы, то точка конкретного соотношения цели и средства не ляжет на эталонную линию, и будет отклоняться от нее на строго определенную величину. Вот тут-то и появится напряжение. Эталонная функция цели = - средства или y(x) = - x показывает противоположный формат соотношения целей и средств. "Подчинение" по Мертону полностью укладывается в первой квадранте декартовой системы координат, поскольку цели и средства их достижения в данном случае положительны. При этом мы видим, что цели и средства могут быть полностью согласованными только в исключительном эталонном случае, и такая согласованность является маловероятной <*>. -------------------------------- <*> Может возникнуть желание измерить в данном случае точную величину вероятности по отношению числа точек на линии y(x) = x в области определения функции больше нуля к общему числу точек в первой квадранте, однако расположение точек в квадранте не является равновероятным. Впрочем, по конкретным эмпирическим данным величину статистической вероятности вполне можно измерить.

"Инновация" по Мертону приводит нас в четвертую квадранту декартовой системы координат - при положительной цели имеют место более или менее согласованные отрицательные средства (полностью согласованные с целью отрицательные средства символизирует точка на линии y(x) = - x). "Ритуализм" всецело расположен во второй квадранте декартовой системы координат. При этом эталонной для него выступает функция y(x) = - x. "Ретретизм" всецело находится в третьей квадранте декартовой системы координат и "ориентирован" на эталонную функцию y(x) = x, а вот "мятеж" связан либо с двойным сдвигом системы координат (в горизонтальном и вертикальном направлениях) и помещением в первую квадранту, становясь тождественным "подчинению", либо без сдвига координатных осей, и тогда он соответствует "ретретизму". В данном случае речь идет о позициях оценщиков. Мятежники имеют свою систему координат и оценивают себя положительно, а их противники, напротив, отрицательно оценивают их цели и средства. Разложение целей и средств по временным рядам даст возможность изучить их поведение во времени и рассмотреть переходы конкретных индивидов и социальных групп от одного типа поведения к другому, например, от ретритизма к подчинению, от подчинения к ритуализму и т. п. Изучение простой математической модели соотношения целей и средств показывает бесконечное множество моделей поведения индивидов в данном обществе, заметно усиливает аналитические возможности простой конструкции, предложенной Р. К. Мертоном, и устраняет, возникающие в ней, принципиальные ошибки, в частности, связанные с введением в систему напряжения. Рассмотрим поведение М. Ходорковского (до посадки в места лишения свободы и уголовного преследования) в свете развитой нами математической модели соотношения целей и средств. Его цель обогащение - положительна, а средства ее достижения, как установило российское правосудие, были отрицательны (уклонение от уплаты налогов). То есть его поведение относится по Мертону к типу "инновация" (обновление), находящемуся в третьей квадранте декартовой системы координат (модель вида y(x), где y - средства, а x - цели), а заслуживает по действующему российскому законодательству отрицательной оценки, и помещается в четвертую квадранту декартовой системы координат математической модели юридической ответственности (модель вида r(x), где r - государственное реагирование в виде санкций или поощрений, x - деяние (действие либо бездействие)). Обратите внимание, что в мертоновской интерпретации и в действительности цель и средства совпали. Хотел получить человек богатство (цель) конкретными подходящими средствами и получил. Где напряжение? Его нет. Точка лежит на эталонной линии. Разберем теперь поведение Б. Ладена. По мнению руководителей многих государств Б. Ладен - террорист. У него отрицательные цели и средства их достижения. То есть поведение данного персонажа укладывается в понятие ретретизм. Однако сам Б. Ладен и его сторонники думают иначе и сдвигают систему координат, представляя свое поведение как "подчинение". Следовательно, мы имеем поведение, которое можно охарактеризовать понятием "мятеж". Но и здесь нет заметных противоречий между целями и средствами у субъекта нашего исследования - Б. Ладена. У него, как и у его оценщиков, с соотношением целей и средств все в порядке. По Р. К. Мертону к "ретретистам" относятся "психопаты, психоневротики, лица, страдающие хроническим психическим расстройством, выражающимся в уходе от реального мира во внутренний мир болезненных переживаний, отщепенцы, праздношатающиеся, бродяги, хронические алкоголики и наркоманы" <*>. То есть, по его мнению, это те люди, которые не разделяют и определяемые культурой цели, и институциональные средства их достижения. Отсюда подавляющее большинство лиц, отбывающих даже уголовное наказание, вряд ли попадет в разряд ретретистов. Что касается лиц, с психическими расстройствами, то они вполне могут разделять некие общекультурные цели и использовать при этом общепринятые законные средства их достижения в меру своих ограниченных психических возможностей. Однако здесь мы уже переходим в область схоластики, пустых и никому ненужных споров, поскольку не пользуемся точной измерительной технологией. -------------------------------- <*> Мертон Р. К. Социальная структура и аномия (современные буржуазные теории) // Сборник статей. Под ред. Проф. Б. С. Никифорова. М.: Прогресс, 1966. С. 306.

Мертоновскую конструкцию, видимо, следует назвать гипотезой "цель-средства" в криминологии и заниматься ее проверкой на более мощных математических моделях. Вполне очевидно, что неудовлетворение какой-либо потребности, будь то биологической или социальной, может влиять на "поведение" кривой внутреннего напряжения человека, повышать или понижать, то есть изменять фон его внутреннего напряжения (электрического, гуморального, социального), но это происходит постоянно. Напряжение любого человека постоянно колеблется. Для проверки данного факта посмотрите на свою кардиограмму, энцифаллограмму... Вы увидите, что ваше напряжение постоянно колеблется, но колеблется около среднего, а значит, в стационарном режиме, без трендов. Скачки напряжения и повышение его фоновой активности возможны и, конечно, могут объяснять частоты поведенческой активности, в том числе отдельные преступления, например, совершенные в состоянии аффекта. Бегство от депрессии и употребление психоактивных препаратов также изменяет характерное "поведение" кривой напряжения. Но это все-таки следствия или реакции на действие конкретных раздражителей. Например, преступление, совершенное в состоянии аффекта или под действием психоактивного препарата, по существу, лишь следствие каких-то факторов, повлиявших на изменение внутреннего напряжения. То есть в данном случае мы опять-таки видим зависимый характер напряжения. Колебания напряжения сами по себе мало что объясняют в динамике социального поведения, ибо особую или даже исключительную роль здесь играет идея счастья (иерархии ценностей), а следовательно, и вытекающее отсюда целеполагание, на которое справедливо обращает внимание Р. К. Мертон. Борьба "за место под солнцем" и повышение социального напряжения вовсе не причина, а результат вполне определенных мыслительных процессов и представлений о счастье и справедливости. Поэтому даже целеполагание - это вовсе не причинный фактор, а так же как и напряжение, - следствие вполне определенных представлений о добре и справедливости. При этом всегда следует помнить аксиому о том, что всякий человек - самовлюбленное существо, стремящееся к идеалу (счастью). Чем больше будет разрыв между этим существом и приоритетными для него в данный момент ценностями (социальными и биологическими), тем больше будет социальное напряжение. Хотя такое отношение, по всей видимости, не является линейным и имеет положительный характер на строго определенном участке области определения функции, отражающей зависимость между величиной разрыва нарцисса с идеалом (независимая переменная), и величиной социального напряжения (зависимая переменная). Отсюда, нужно четко различать социальное и биологическое напряжение, поскольку это совершенно разные вещи. Биологическое напряжение отражает количество энергии отдаваемой биологическими объектами, а социальное - социальными. И хотя социальные объекты строго базируются на биологических, они вовсе не тождественны им - всякое социальное является биологическим, но далеко не всякое биологическое является социальным. Поэтому реакции кривой напряжения на степень удовлетворения конкретной социальной или биологической потребности будут разными в зависимости от того, какой вид напряжения мы измеряем. Например, биологическое напряжение революционера или революционного класса находится в обычном стационарном режиме, в то время как социальное может иметь явно положительный или явно отрицательный тренд, что можно будет измерить по частотам и силе массовых беспорядков. Убойным аргументом против того, что конструкция Мертона может рассматриваться, как "теория напряжения" служит и то, что система "цель-средства" является промежуточной по отношению к системе "цель-результат" или, что то же самое, системе "желаемое-действительное". Судите сами, если имеется какое-то желание, то его вполне можно отождествить с целью или проектом некоего результата. Сам же результат может, в большей или меньшей степени, совпадать с проектируемым. В идеале желаемое и действительное совпадают или действительное превосходит желаемое, что влечет за собой либо отсутствие соответствующего напряжения, когда желаемое и действительное совпали, либо отрицательное напряжение, когда действительное оказалось больше желаемого. Средства достижения цели, как вы уже заметили, в систему "желаемое-действительное" не попали, поскольку это всего лишь инструмент, с помощью которого мы стремимся к получению желаемого результата. Величина или количество напряжения (U), таким образом, есть функция от величины соотношения желаемого (ж) и действительного (д), то есть ж - д = тетта: U = f(тетта). Следует заметить, что напряжение будет положительным (U > 0) при ж > д, тетта > 0; отрицательным (U < 0) при ж < д, тетта < 0 или равным нулю (U = 0) при ж = д и, соответственно, тетта = 0. Напряжения в системе не будет, если ж = д, что показано на рисунке N 2. Следовательно, множество точек, указывающих отсутствие напряжения в системе U = f(тетта), лежит на линии ж = д. Во всех остальных случаях напряжение в системе будет больше или меньше нуля, что показано на рисунке N 3, где показана примерная зависимость социального напряжения от соотношения желаемого и действительного на участке линейного определения функции. В данном случае мы уверены, что зависимость U = f(тетта) не является линейной, но на каком-то участке области определения можно полагать линейный характер соотношения. При этом, учитывая большое разнообразие видов социального напряжения, уместно по эмпирическим данным для каждого такого вида напряжения устанавливать соответствующую зависимость с помощью аппроксимирующей функции.

Рис. 2. Функция действительного от желаемого: д = f(ж) <*>

Рис. 3. Примерная зависимость социального напряжения от соотношения желаемого и действительного на участке линейного определения функции <*>

В конструкции Мертона напряжение, как мы выяснили, может появиться лишь в случае рассогласования целей и средств, но даже такое рассогласование вовсе не служит обязательным условием возникновения в системе напряжения, поскольку деятеля в большей мере интересует все-таки результат, а не процесс. Следует заметить, что закон распределения социального напряжения в популяциях должен приближаться к нормальному. То есть преобладает социальное напряжение равное математическому ожиданию, а предельно высокое и предельно низкое социальное напряжение уместно рассматривать как довольно редкое явление. Однако при этом не следует забывать о возможных смещениях математического ожидания. Рассмотрим простой современный пример, когда страны бывшего СССР в конце 80-х - начале 90-х годов XX столетия стали переходить от идей социализма к идеям капитализма со значительной перестройкой системы общественных, в том числе правовых ценностей. В данном случае заметно возросли колебания общественного напряжения, что наглядно видно по числу умышленных убийств, суицидов, частоте общественных конфликтов, выражающихся в митингах, демонстрациях, массовых беспорядках. Все дело в том, что возникли не только противоречия между привычными и "новыми" ценностями, но и появилась новая конструкция счастья, которую можно выразить в нескольких словах, как "я - максимально богатый". В такой системе моральных ценностей неизбежно будет высокий уровень общественного насилия, отражающий "поведение" кривой общественного напряжения, которая, в свою очередь, зависит от характера общественных представлений о счастье, добре и справедливости. Этими же представлениями будет определяться целеполагание конкретных индивидов и больших социальных групп. Поэтому, если за основу в названии теории брать следствие, то уместно теорию, объясняющую преступность, назвать теорией насилия или теорией напряжения в зависимости от ступени следствия, но это будет ошибкой, поскольку причина в таком случае занимает подчиненное положение. Причина же, в данном случае, даже не цель, а представления о счастье и справедливости, влияющие: а) на целеполагание; б) определение средств; в) общественное напряжение; г) уровень общественного насилия и государственного принуждения, то есть состояние политического режима, поскольку политический режим - это функция свободы в зависимости от уровня общественного насилия и уровня государственного принуждения. Свобода в данном случае - это результат борьбы за счастье, мера индивидуальных и коллективных возможностей, мера выбора. Еще в "Философии преступности" <*> мной было обоснованно несколько простых положений: -------------------------------- <*> Ольков С. Г. Философия преступности. Тюмень, 1994.

1) человечество не располагает научной моралью - моралью, нормы которой основывались бы на научных результатах. То есть, выражаясь современным научным языком, живет в искривленных оценочных пространствах. Понятия добра и зла в нашем мире плохо согласованы, а следовательно, не может быть и речи о достижении справедливости, как инструменте согласования мнений, а оценки будут ложиться далеко от линии (или плоскости в n-мерном пространстве) абсолютной справедливости. 2) Достижения человечества в общественно-гуманитарной сфере ничтожны, и не стоит слепо верить в мудрость предков, а следует проводить реальные научные изыскания. 3) Наша ненаучная, а следовательно, религиозно-догматическая мораль "одной рукой заставляет совершить нечто, а другой наказывает за это". Разные религиозные направления порождают своеобразные формы социально-патологического поведения, например, одни провоцируют преимущественно суициды, другие - убийства. 4) Капиталистическая мораль вводит идею счастья, как "я - максимально богатый", а это прямой путь к убийству. Совершенно неслучайно после перехода от социализма к капитализму страна получила мощный скачок умышленных убийств (только по официальным статистическим данным умышленные убийства возросли примерно в 4 раза). Еще Энрико Ферри справедливо писал: "С тех пор как в начале прошлого столетия был брошен в массы лозунг "обогащайтесь", нравственная болезнь, ктезомания (мания богатства), которая заставляет считать деньги высшей целью жизни и непременным условием счастья, не перестает развиваться. Ценность всякого человека определяется не столько тем, кто он есть, сколько тем, что он имеет; человечеством, словно овладел бес обогащения. Ктезомания же неизбежно приводит к клептомании (мания воровства, прямого или косвенного)" <*>. Разве я был не прав, когда писал: "Наша мораль уродлива, ибо отражает несовершенство духа, слабость мысли". -------------------------------- <*> Ферри Э. Уголовная социология / Сост. и предисл. В. С. Овчинского. М., 2005. С. 214.

5) Бурное развитие, расцвет криминальной, блатной культуры - прямое следствие антинаучной уголовно-правовой политики государства. 6) Существующие правовые нормы, прямо влияющие на вероятность поимки, изобличения и "перевоспитания" преступника, никакого отношения к науке не имеют, базируются на религиозных догматах, ничем необоснованных допущениях. Ни одно из этих положений никем не было опровергнуто и не ставится под сомнение мной. Подводя итог, хочу отметить, что фундаментальной причиной социально-патологического поведения любой формы выступает отсутствие точной общественно-гуманитарной науки, а следовательно, отсутствие научной общечеловеческой морали и права, формирующих представление людей об истинном счастье, добре и зле, справедливости, влияющих на формирование целей и средств их достижения, конкретную практическую деятельность индивидов, больших и малых социальных групп. "Поведение" социального напряжения всего лишь жалкое следствие общего уровня организации социальных систем, и оно не может рассматриваться, как "пусковой механизм" отрицательного социально-девиантного поведения.

Название документа