Выступление по теме: "Нормы и практика предупреждения кризисных угроз, планы действий"

(Надаль Ж.-Л.)

("Право и политика", 2006, N 4)

Текст документа

ВЫСТУПЛЕНИЕ ПО ТЕМЕ: "НОРМЫ И ПРАКТИКА ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ

КРИЗИСНЫХ УГРОЗ, ПЛАНЫ ДЕЙСТВИЙ"

Ж.-Л. НАДАЛЬ

Надаль Жан-Луи - Генеральный прокурор при Кассационном Суде Франции.

Я хотел бы изложить здесь вкратце французский опыт в области предупреждения терроризма. Франция, к сожалению, неоднократно страдала от этого зла в ходе своей истории. Одна из проблем, решения которой пришлось искать, заключалась в поиске правовых средств для предотвращения терактов. Действительно, главной целью борьбы с терроризмом являются ликвидация террористических организаций и арест террористов, прежде чем они перейдут к действиям.

В течение долгого времени у Франции не было специальных правовых средств для предотвращения терактов. Так, еще недавно один из руководителей полиции по борьбе с терроризмом признался на одном из совещаний, что раньше "приходилось чуть ли не ждать совершения теракта, чтобы действовать". В качестве примера он привел теракт 15 июля 1983 года в аэропорту Орли, когда погибли 8 человек, а 51 человек получил ранения. Ответственность за этот теракт взяла на себя Армия освобождения Армении.

И вот 9 сентября 1986 года во Франции был принят очень важный Закон, который коренным образом изменил средства борьбы с терроризмом, особенно по предупреждению терактов.

Во-первых, в этом Законе предусматривается централизация этой деятельности в Париже. Полномочия по борьбе с терроризмом получили таким образом парижская прокуратура, а также компетентные в области борьбы с терроризмом следственные и судебные органы. Опыт показал, что такая централизация позволяет повышать эффективность борьбы с терроризмом.

Кроме того, этот Закон создал правовые рамки, позволяющие вести расследование в отношении организаций или групп, способных совершать теракты, исходя из состава правонарушения, заключающегося в "объединении злоумышленников в связи с проведением террористического мероприятия".

В качестве примера: если существует угроза терактов, то возможно - либо по разрешению прокурора Республики, либо по разрешению следственного судьи - приступить к расследованию, используя судебные средства.

Во-вторых, следует уточнить, что в этой ситуации Уголовно-процессуальный кодекс разрешает применение особых процессуальных средств.

Возможно предварительное задержание в течение 4 суток, а также, при определенных условиях, возможны обыски в ночное время. Законом от 9 марта 2004 года предусматривается к тому же возможность внедрения, прослушивания помещений, прослушивания телефонных разговоров в течение следствия по совершенному теракту или в ходе предварительного расследования.

Таким образом, в качестве превентивной меры возможно задействование значительных процессуальных средств, чтобы эффективно бороться с террористической угрозой.

Кроме того, я хотел бы подчеркнуть два важных момента в рамках действий по предотвращению терроризма.

В результате терактов 11 сентября 2001 года в США у нас был принят Закон от 15 ноября 2001 года, который ввел в Уголовный кодекс такие составы преступления, как финансирование терроризма и осведомленность о террористическом мероприятии.

Отныне одним из способов борьбы с террористическими организациями является расследование финансирования терроризма, и в Париже недавно прошел важный судебный процесс в связи с правонарушениями, заключающимися в финансировании терроризма. Действительно, сейчас во Франции налицо воля правоохранительных органов бороться с терроризмом таким путем.

Наконец, я хотел бы рассказать о своем опыте борьбы с терроризмом в качестве Генерального прокурора в Париже, отвечающего за это направление. Я уже знал, что необходимо регулярно собирать всех участников борьбы с терроризмом - судей и прокуроров, полицейских, жандармов, спецслужбы, разведслужбы, чтобы в узком кругу обмениваться соображениями как по общим вопросам, связанным с возможностью террористической угрозы, так и по конкретным проблемам. Такие встречи позволяли объединять информацию и способствовать обмену мнениями.

Название документа