Нормы Закона "О милиции", регулирующие деятельность милиции в сфере предупреждения преступлений
(Мусеибов А. Г.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2006)
Текст документа
Подготовлен для системы КонсультантПлюс
НОРМЫ ЗАКОНА "О МИЛИЦИИ", РЕГУЛИРУЮЩИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МИЛИЦИИ
В СФЕРЕ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЙ
Материал подготовлен с использованием правовых актов
по состоянию на 18 марта 2006 года
А. Г. МУСЕИБОВ
А. Г. Мусеибов, доктор юридических наук (Правовой департамент МВД России).
Нормы права, составляющие правовые основы деятельности милиции в сфере предупреждения преступлений, пока не кодифицированы и содержатся в различных правовых источниках, в том числе в Законе "О милиции" (далее - Закон). В нем они сосредоточены прежде всего в главе первой, определяющей задачи и принципы деятельности милиции, и в главе третьей - определяющей права и обязанности милиции.
Статья 2 Закона относит предупреждение преступлений к числу основных задач милиции.
В статье 3 Закона определены принципы деятельности милиции, в том числе в сфере предупреждения преступлений. Согласно данной статье деятельность милиции строится в соответствии с принципами уважения прав и свобод человека и гражданина, законности, гуманизма, гласности. Милиция решает стоящие перед ней задачи во взаимодействии с другими государственными органами, органами местного самоуправления, общественными объединениями, трудовыми коллективами и гражданами, а также муниципальными органами охраны общественного порядка.
В статье 5 Закона указанные принципы конкретизированы. В соответствии с ней милиция защищает права и свободы человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.
Милиции запрещается прибегать к пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению. Всякое ограничение граждан в их правах и свободах милицией допустимо лишь на основаниях и в порядке, которые прямо предусмотрены законом.
Сотрудник милиции во всех случаях ограничения прав и свобод гражданина обязан разъяснить ему основание и повод такого ограничения, а также возникающие в связи с этим его права и обязанности.
Милиция не имеет права собирать, хранить, использовать и распространять информацию о частной жизни лица без его согласия, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом.
Милиция обязана обеспечить лицу возможность ознакомления с документами и материалами, в которых непосредственно затрагиваются его права и свободы, если иное не предусмотрено Федеральным законом.
Статья 10 Закона содержит перечень обязанностей милиции. В этом перечне обязанность предупреждать преступления указана первой. Согласно данной статье милиция в соответствии с поставленными перед ней задачами обязана предотвращать и пресекать преступления, выявлять обстоятельства, способствующие их совершению, и в пределах своих прав принимать меры к устранению данных обстоятельств.
Таким образом, предупредительная деятельность милиции представлена в Законе "О милиции" в дифференцированном виде. В зависимости от стадий преступления она осуществляется в формах профилактики, предотвращения и пресечения преступлений.
Профилактика заключается в устранении (упреждении, ограничении) криминогенных явлений и процессов, выступающих в качестве причин и условий преступности и отдельных видов преступлений; предотвращение преступлений - в выявлении лиц и общностей (групп), вынашивающих преступные намерения, обнаруживших преступный умысел и нейтрализации (устранении) их решимости совершить преступление; пресечение преступлений - в прерывании преступных действий конкретных лиц на стадиях приготовления к преступлению и покушения на преступление.
В ведомственных нормативных актах, дополняющих и развивающих положения Закона "О милиции", эти формы предупреждения преступлений закреплены в виде функций подразделений органов внутренних дел. В соответствии с "Наставлением о деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений", утвержденным Приказом МВД России от 11 августа 1998 года N 490 (в ред. Приказа МВД РФ от 13.01.2003 N 21), подразделения милиции общественной безопасности выполняют преимущественно функцию профилактики, а криминальной милиции - предотвращения и пресечения преступлений.
В этой же статье 10 Закона в форме обязанностей указаны некоторые направления предупредительной деятельности милиции, а также некоторые методы и способы ее осуществления.
Так, милиция в соответствии с данной статьей осуществляет:
- предупреждение преступлений, совершаемых в общественных местах, посредством обеспечения правопорядка на улицах, площадях, в парках, на транспортных магистралях, вокзалах, в аэропортах и других общественных местах;
- предупреждение дорожно-транспортных и иных преступлений, связанных с транспортом, посредством осуществления государственного контроля и надзора за соблюдением правил, стандартов, технических норм и других нормативных документов в области обеспечения безопасности дорожного движения; приема экзаменов и выдачи удостоверения на право управления автомототранспортными средствами; организации и проведения государственного технического осмотра автомототранспортных средств и прицепов к ним; регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним, предназначенных для движения по автомобильным дорогам общего пользования; регулирования дорожного движения;
- предупреждение преступлений, связанных с незаконным оборотом оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ, посредством выдачи разрешений на хранение или хранение и ношение гражданского и служебного оружия, транспортирование, ввоз на территорию Российской Федерации и вывоз из Российской Федерации указанного оружия и патронов к нему, разрешений на хранение и перевозку автомобильным транспортом взрывчатых материалов промышленного применения; контроля за соблюдением установленных Федеральным законом правил оборота служебного и гражданского оружия;
- предупреждение преступлений против собственности посредством охраны на основе договоров с физическими или юридическими лицами принадлежащего им имущества; инспектирования подразделений охраны организаций; дачи обязательных к исполнению предписаний по устранению недостатков, выявленных в технической укрепленности объектов, и обеспечению сохранности государственной и муниципальной собственности;
- предупреждение побегов из-под стражи посредством охраны, конвоирования и содержания задержанных и лиц, заключенных под стражу;
- предупреждение преступлений, совершаемых мигрантами, в том числе террористических актов, путем контроля за соблюдением гражданами и должностными лицами установленных правил регистрационного учета граждан Российской Федерации, а также за соблюдением иностранными гражданами и лицами без гражданства установленных для них правил въезда, выезда, пребывания и транзитного проезда через территорию Российской Федерации, а также посредством участия в пределах своей компетенции в обеспечении авиационной безопасности в гражданской авиации;
- предупреждение рецидивных преступлений путем контроля за соблюдением лицами, освобожденными из мест лишения свободы, установленных для них в соответствии с законом ограничений; участия в контроле за поведением осужденных, которым назначены виды наказания, не связанные с лишением свободы, либо наказание назначено условно; а также осуществления государственной дактилоскопической регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации;
- предупреждение преступлений против правосудия посредством применения мер безопасности, предусмотренных федеральным законом, в отношении судей, присяжных заседателей, прокуроров, следователей, судебных исполнителей, должностных лиц контролирующих органов и органов внутренних дел, а также их близких; применения предусмотренных Федеральным законом мер по охране потерпевших, свидетелей и других лиц, содействующих уголовному судопроизводству, их близких, жизнь, здоровье или имущество которых находятся в опасности.
Методы и способы предупреждения преступлений милицией конкретизированы в статье 11 Закона, посвященной правам милиции. В соответствии с данной статьей милиции для выполнения возложенных на нее обязанностей предоставляется право:
- проверять документы, удостоверяющие личность, у граждан, если имеются достаточные основания подозревать их в совершении преступления или полагать, что они находятся в розыске, либо имеется повод к возбуждению в отношении их дела об административном правонарушении;
- осуществлять в порядке, установленном в соответствии с законодательством об административных правонарушениях, личный досмотр граждан, досмотр находящихся при них вещей при наличии достаточных данных полагать, что граждане имеют при себе оружие, боеприпасы, взрывчатые вещества, взрывные устройства, наркотические средства или психотропные вещества;
- проверять у физических и юридических лиц разрешения (лицензии) на совершение определенных действий или занятие определенной деятельностью, контроль за которыми возложен на милицию в соответствии с законодательством Российской Федерации;
- вызывать граждан и должностных лиц по делам и материалам, находящимся в производстве милиции; подвергать приводу в случаях и в порядке, которые предусмотрены уголовно-процессуальным законодательством и законодательством об административных правонарушениях, граждан и должностных лиц, уклоняющихся без уважительных причин от явки по вызову;
- получать от граждан и должностных лиц необходимые объяснения, сведения, справки, документы и копии с них;
- составлять протоколы об административных правонарушениях, осуществлять административное задержание, применять другие меры, предусмотренные законодательством об административных правонарушениях;
- задерживать на срок до трех часов лиц, незаконно проникнувших либо пытавшихся проникнуть на охраняемые милицией территории и объекты, проверять у них документы, удостоверяющие личность, получать от указанных лиц объяснения, производить в установленном законодательством об административных правонарушениях порядке их личный досмотр и досмотр их вещей, а также досмотр их транспортных средств, с помощью которых были совершены проникновение либо попытка проникновения на охраняемые милицией территории и объекты;
- производить в случаях и порядке, которые предусмотрены законом, уголовно-процессуальные действия;
- задерживать и содержать под стражей в соответствии с уголовно-процессуальным законом лиц, подозреваемых в совершении преступления, а также лиц, в отношении которых мерой пресечения избрано заключение под стражу;
- задерживать и содержать в милиции на основаниях и в порядке, которые предусмотрены законодательством, лиц, уклоняющихся от исполнения уголовного наказания и административного ареста, для последующей передачи их соответствующим органам и учреждениям;
- задерживать и доставлять в специальные учреждения лиц, уклоняющихся от прохождения назначенных им в установленном законом порядке принудительных мер медицинского и воспитательного характера;
- задерживать и доставлять в приемники-распределители, центры временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей, а также центры социальной реабилитации лиц в случаях и порядке, которые предусмотрены законом;
- доставлять в медицинские учреждения либо в дежурные части органов внутренних дел и содержать в них до вытрезвления лиц, находящихся в общественных местах в состоянии опьянения и утративших способность самостоятельно передвигаться или ориентироваться в окружающей обстановке либо могущих причинить вред окружающим или себе, а находящихся в жилище - по письменному заявлению проживающих там граждан, если есть основания полагать, что поведение указанных лиц представляет опасность для их здоровья, жизни и имущества;
- вносить в соответствии с законом в государственные органы, организации и общественные объединения обязательные для рассмотрения представления и предложения об устранении обстоятельств, способствующих совершению правонарушений;
- осуществлять предусмотренные законодательством учеты физических и юридических лиц, предметов и фактов и использовать данные этих учетов; использовать для документирования своей деятельности информационные системы, видео - и аудиотехнику, кино - и фотоаппаратуру, а также другие технические и специальные средства, не причиняющие вреда жизни, здоровью человека и окружающей среде;
- производить регистрацию, фотографирование, звукозапись, кино - и видеосъемку, дактилоскопирование лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, подвергнутых административному аресту, а также лиц, в отношении которых имеется повод к возбуждению дела об административном правонарушении, при невозможности установления их личности и иных лиц, в отношении которых в соответствии с Федеральным законом предусмотрена обязательная дактилоскопическая регистрация;
- применять предусмотренные законом меры по контролю за лицами, освобожденными из мест лишения свободы, а также осужденными, которым назначены виды наказания, не связанные с лишением свободы, либо наказание назначено условно;
- входить беспрепятственно в жилые и иные помещения граждан, на принадлежащие им земельные участки, на территорию и в помещения, занимаемые организациями, и осматривать их при преследовании лиц, подозреваемых в совершении преступлений, либо при наличии достаточных данных полагать, что там совершено или совершается преступление, произошел несчастный случай, а также для обеспечения личной безопасности граждан и общественной безопасности при стихийных бедствиях, катастрофах, авариях, эпидемиях, эпизоотиях и массовых беспорядках;
- проводить в установленном законом порядке освидетельствование лиц, подозреваемых в совершении преступления либо в отношении которых имеется повод к возбуждению дела об административном правонарушении, для определения наличия в организме алкоголя или наркотических средств либо направлять или доставлять данных лиц в медицинское учреждение, если результат освидетельствования необходим для подтверждения или опровержения факта правонарушения или объективного рассмотрения дела о правонарушении;
- производить по решению начальника органа внутренних дел (органа милиции) или его заместителя оцепление (блокирование) участков местности при ликвидации последствий стихийных бедствий, аварий, катастроф, проведении карантинных мероприятий в случае эпидемий или эпизоотий, пресечении массовых беспорядков и групповых действий, нарушающих работу транспорта, связи, организаций, а также при розыске совершивших побег осужденных и лиц, заключенных под стражу, преследовании лиц, подозреваемых в совершении преступлений, осуществляя при необходимости досмотр транспортных средств;
- участвовать в пределах своей компетенции в проведении предполетного досмотра, а также послеполетного досмотра пассажиров, багажа, в том числе вещей, находящихся при пассажирах, членов экипажей, лиц из числа авиационного персонала гражданской авиации, бортовых запасов воздушного судна, грузов и почты;
- временно ограничивать или запрещать движение транспорта и пешеходов на улицах и дорогах, а также не допускать граждан на отдельные участки местности и объекты, обязывать их остаться там или покинуть эти участки и объекты в целях защиты здоровья, жизни и имущества граждан, проведения следственных и розыскных действий;
- запрещать эксплуатацию транспортных средств при наличии у них технических неисправностей, создающих угрозу безопасности дорожного движения, а также транспортных средств, владельцами которых не исполнена установленная Федеральным законом обязанность по страхованию гражданской ответственности, останавливать транспортные средства и проверять документы на право пользования и управления ими, страховой полис обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортного средства, а также документы на транспортные средства и перевозимые грузы; осуществлять с участием водителей или граждан, сопровождающих грузы, осмотр транспортных средств и грузов; производить досмотр транспортных средств при подозрении, что они используются в противоправных целях; отстранять от управления транспортными средствами лиц, в отношении которых имеются достаточные основания полагать, что они находятся в состоянии опьянения, а равно не имеющих документов на право управления или пользования транспортным средством; задерживать транспортные средства, находящиеся в розыске; ограничивать или запрещать проведение ремонтно-строительных и других работ на улицах и дорогах, если не соблюдаются требования по обеспечению общественной безопасности;
- осматривать места хранения и использования оружия, боеприпасов к нему и взрывчатых материалов, а также объекты, где они обращаются; при выявлении нарушений установленных правил давать обязательные предписания гражданам и должностным лицам об устранении этих нарушений, изымать указанные предметы, запрещать деятельность соответствующих объектов, аннулировать выданные разрешения и применять иные меры, предусмотренные законодательством;
- проводить проверки мест производства, хранения, продажи, коллекционирования и экспонирования оружия, основных частей огнестрельного оружия, производства патронов к оружию и составных частей патронов, производства, хранения, использования и распространения взрывчатых материалов промышленного назначения и пиротехнических изделий, а также мест утилизации боеприпасов, за исключением случаев, установленных законодательством Российской Федерации, по решению начальника органа внутренних дел или его заместителя и в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, приостанавливать действие разрешений на хранение, использование и перевозку взрывчатых материалов промышленного назначения, пиротехнических изделий IV и V класса в соответствии с национальным стандартом, если условия их размещения, использования и перевозки угрожают жизни, здоровью или безопасности граждан либо не выполняются установленные требования учета и сохранности взрывчатых материалов промышленного назначения и обеспечения безопасности взрывных работ, до устранения выявленных нарушений;
- производить досмотр транспортных средств в присутствии не менее двух понятых и лица, во владении которого находится транспортное средство, а в случаях, не терпящих отлагательства, - в отсутствие указанного лица;
- изучать документы, отражающие финансовую, хозяйственную, предпринимательскую и торговую деятельность, требовать предоставления в пятидневный срок с момента вручения соответствующего постановления заверенных надлежащим образом копий указанных документов;
- изымать с обязательным составлением протокола отдельные образцы сырья, продукции и товаров, необходимые для проведения исследований или экспертиз;
- требовать при проверке имеющихся данных, указывающих на признаки преступления, обязательного проведения в срок не более тридцати дней проверок и ревизий финансовой, хозяйственной, предпринимательской и торговой деятельности, а также самостоятельно проводить в указанные сроки такие проверки и ревизии, изымать при производстве проверок и ревизий документы либо их копии с обязательным составлением протокола и описи изымаемых документов либо их копий;
- изымать у граждан и должностных лиц документы, имеющие признаки подделки, а также вещи, предметы и вещества, изъятые из гражданского оборота, находящиеся у граждан без специального разрешения, хранить бесхозяйное имущество и в установленном порядке решать вопрос об их дальнейшей принадлежности;
- пользоваться беспрепятственно в служебных целях средствами связи, принадлежащими организациям, общественным объединениям и гражданам;
- получать безвозмездно от организаций и граждан информацию, за исключением случаев, когда Законом установлен специальный порядок получения соответствующей информации;
- использовать безвозмездно возможности средств массовой информации для установления обстоятельств преступлений, а также лиц, их совершивших, для розыска лиц, скрывшихся от дознания, следствия и суда, и лиц, без вести пропавших;
- привлекать граждан с их согласия к сотрудничеству; объявлять о назначении вознаграждения за помощь в раскрытии преступлений и задержании лиц, их совершивших, и выплачивать его гражданам и организациям; поощрять граждан, оказавших помощь милиции в выполнении иных возложенных на нее обязанностей;
- участвовать в налоговых проверках по запросу налоговых органов;
- в соответствии с законодательством Российской Федерации получать сведения, составляющие налоговую тайну.
Нормы Закона "О милиции", регулирующие деятельность милиции в сфере предупреждения преступлений, сформулированы как бланкетные и отсылают к нормам, закрепленным в других источниках права.
В соответствии со статьей 4 Закона правовые основы деятельности милиции, наряду с нормами данного Закона, составляют нормы Конституции Российской Федерации, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, международных договоров Российской Федерации, конституцией, уставов, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, изданных в пределах их полномочий.
Нормы Закона "О милиции", регулирующие профилактическую деятельность милиции, ввиду их бланкетного характера тесно связаны с нормами уголовного, уголовно-процессуального, государственного, административного, гражданского, семейного, трудового и иных отраслей права, имеющими отношение к сфере предупреждения преступлений. Сотрудники милиции при осуществлении своих задач в данной сфере опираются на нормы не только Закона "О милиции", но и нормы указанных отраслей права.
Практически нет такой отрасли права, которая не содержала бы норм, относящихся к предупреждению преступлений. Эти нормы наряду с нормами Закона "О милиции" и составляют правовые основы предупреждения милицией преступлений. По мере их совершенствования и постепенного обособления в самостоятельную отрасль права возникнет необходимость внесения определенных изменений и дополнений и в Закон "О милиции".
Название документа