Некоторые актуальные вопросы использования и легализации органами предварительного следствия и суда результатов оперативно-розыскной деятельности в доказывании

(Стяжкин Ю. А.) ("Российский следователь", 2006, N 4) Текст документа

НЕКОТОРЫЕ АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ И ЛЕГАЛИЗАЦИИ ОРГАНАМИ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО СЛЕДСТВИЯ И СУДА РЕЗУЛЬТАТОВ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ДОКАЗЫВАНИИ

Ю. А. СТЯЖКИН

Стяжкин Ю. А., инспектор по особым поручениям Департамента кадрового обеспечения МВД России, доцент кафедры оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел Академии экономической безопасности МВД России, подполковник милиции, кандидат юридических наук.

Признание законодателем оперативно-розыскной деятельности (Федеральный закон от 12 августа 1995 г. N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности", далее - Закон) и как следствие этого - исключение необходимости зашифровывать факт проведения оперативно-розыскных мероприятий расширяют возможности получения фактов, представляющих оперативный интерес для органов, наделенных Законом правом осуществлять оперативно-розыскную деятельность. Представляется, что регламентированные Законом нормы о разрешении использования результатов оперативно-розыскной деятельности в качестве доказательств только после их проверки в соответствии с действующим уголовно-процессуальным законодательством следует расценивать как возможность обеспечения процессуальных гарантий истинности, получаемых таким путем фактических данных. Как отмечал профессор А. И. Трусов, "обнаружив оперативными средствами обстоятельства, которые могут интересовать следствие и суд, оперативный работник стремится создать условия, чтобы указанные обстоятельства стали как бы объектом наблюдения лиц, которых можно допросить в качестве свидетелей" <*>. Применительно к предварительному и судебному следствию под результатам оперативно-розыскной деятельности принято понимать фактические данные, сведения, информацию, полученные при поведении оперативно-розыскных мероприятий и способствующие установлению обстоятельств, связанных с подготавливаемым или совершенным преступлением, розыском лиц, скрывающихся от органов дознания, предварительного следствия и суда и без вести пропавших <**>. -------------------------------- <*> Трусов А. И. Основы теории судебных доказательств. М., 1960. С. 84. <**> См.: Ст. 6 Федерального закона от 12 августа 1995 г. N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности" // Собрание законодательства РФ. 1995. N 33. Ст. 3349; 1997. N 29. Ст. 3502; 1998. N 30. Ст. 3613; 1999. N 2. Ст. 233; 2000. N 1. Ст. 8; Российская газета. 2001. 23 марта.

Эти данные могут содержаться или могут быть закреплены в следующих материальных результатах оперативно-розыскной деятельности: - в рапортах, справках, актах, составленных лицами, осуществлявшими данные мероприятия, а также объектах, приобщенных к перечисленным письменным источникам; - на технических средствах, электронных носителях фиксации информации (фото-, кино-, видеосъемках, аудиокассетах и т. п.); - в объяснениях лиц, участвующих в оперативно-розыскных мероприятиях; - в сообщениях конфидентов. Все перечисленные источники доказательств, естественно, при соблюдении требований Закона и уголовно-процессуального законодательства, могут быть использованы на стадиях предварительного расследования и судебного рассмотрения. Единственное жесткое ограничение использования перечисленных объектов - это необходимость соблюдения правил конспирации. Как показывает оперативная практика, результаты оперативно-розыскной деятельности могут быть использованы только в том случае, когда на стадии предварительного следствия или судебного рассмотрения возможно установить источник получения той или иной информации, доказать ее истинность, объективность и достоверность и перепроверить ее содержание в ходе других следственных или судебных действий, а также при производстве соответствующей судебной экспертизы. Полученная оперативно-розыскная информация позволяет наиболее оптимально определить время, место, участников следственных действий, привлечь необходимые технические средства, задействовать специалистов, профессионально спланировать выбор и последовательность тактических приемов проведения отдельных следственных действий. В деятельности правоохранительных органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, при выявлении (получении) значимой оперативной информации (имеющей достаточные уголовно-процессуальные основания для возбуждения уголовного дела) допускается в соответствии с Законом, ведомственными нормативными актами проведение различного рода оперативных комбинаций по ее документированию с целью последующей легализации. Сущность реализации такого рода информации состоит в осуществлении комплекса оперативно-розыскных, регистрационных и иных мероприятий, обеспечивающих возможность их использования при предварительном расследовании. По утверждению профессора А. М. Ефремова, "легализация должна осуществляться силами гласных сотрудников оперативных подразделений с привлечением, при необходимости, сотрудников других служб и органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, специалистов, представителей государственных и общественных организаций, граждан" <*>. -------------------------------- <*> Ефремов А. М. О некоторых аспектах использования результатов ОРД в доказывании // Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Улан-Удэ: Восточно-Сибирский институт МВД России, 2005. С. 33.

Принципиальная возможность использования результатов оперативно-розыскных мероприятий заложена в нормах Уголовно-процессуального кодекса. Например, в соответствии со ст. 144 УПК Российской Федерации одним из оснований возбуждения уголовного дела является непосредственное обнаружение признаков преступления. В этой связи возможно рассмотрение по крайней мере двух таких ситуаций: сотрудник правоохранительных органов случайно стал свидетелем - очевидцем криминального события; оперативный сотрудник определенное время изучал (разрабатывал) и документировал преступную деятельность лица (группу лиц). Если в первом случае поведение сотрудника правоохранительных органа фактически не отличается от действий любого гражданина, ставшего по стечению обстоятельств свидетелем преступления, то во второй ситуации речь идет в соответствии со ст. 143 УПК Российской Федерации о составлении определенного документа (рапорта, справки и т. п.), содержащего определенные сведения и указывающего на признаки состава преступления, достаточные для вынесения решения о возбуждении уголовного дела. Особенность основания возбуждения уголовного дела состоит в том, что, как правило, представленные оперативным сотрудником материалы не требуют дополнительной проверки в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством, а представляют собой отчет о проведенных оперативно-розыскных мероприятиях, направленных на выявление признаков преступной деятельности. В основном это касается выявления и расследования завуалированных преступлений в сфере экономики, налоговых преступлений, незаконном обороте оружия и взрывчатых веществ, наркотических и психотропных веществ. Сбор первичной информации традиционно считается самым сложным этапом при осуществлении предварительного расследования. От степени профессионализма в работе оперативных и следственных подразделений по документальному закреплению доказательств в условиях острого дефицита времени и противоречивости информации, которые способствуют начальному этапу расследования абсолютного большинства уголовных дел, зависит успешность всей дальнейшей деятельности по раскрытию и расследованию преступлений. Получение сведений о противоправной деятельности лица (группы лиц), открывшихся фактов по неочевидному преступлению, в подавляющем большинстве случаев невозможно без проведения соответствующих оперативно-розыскных мероприятий, а их наличие на первоначальном этапе расследования позволяет более целенаправленно планировать производство следственных действий. Общеизвестно, что оперативные сведения, полученные без указания на источник, не могут служить доказательством по уголовному делу. Их используют при выдвижении версий изучаемого события (субъекта), выборе тактических приемов при обыске, допросе и т. п. Использование в ходе предварительного и судебного следствия данных, полученных оперативным путем, требует немедленного разрешения. С точки зрения профессора В. М. Мешкова и профессора В. Л. Попова, оперативно-розыскная информация может использоваться как основа для анализа деятельности преступников или преступной группы, выдвижения версий, планирования оперативно-следственных мероприятий и назначения экспертиз. По их мнению, недопустима и подмена следственных действий оперативно-розыскными мероприятиями <*>. -------------------------------- <*> Мешков В. М., Попов В. Л. Оперативно-розыскная тактика и особенности легализации полученной информации в ходе предварительного следствия: Учебно-практическое пособие. М.: Издательство "Щит-М", 1999. С. 51 - 52.

Достаточно широко известны в оперативно-следственной практике случаи признания ошибочности, неточности, двусмысленности записи, например, в протоколе допроса или опознания, когда в отношении подозреваемого судом выносился оправдательный приговор. Вместе с тем когда ход следственных действий и его результаты профессионально зафиксированы и процессуально обозначен источник информации, тогда всегда есть возможность впоследствии перепроверить полученные сведения с помощью других предусмотренных уголовно-процессуальным законодательством следственных действий. В этой связи считаем оправданным утверждение профессора Н. Н. Лысова, что помимо тщательного протоколирования необходимо вновь полученные по делу сведения запечатлевать в графиках, схемах, рисунках, видеофильмах, фототаблицах, используя в соответствии с Законом оперативную информацию и создавать новые объекты фиксации информации, объективность и достоверность которых можно перепроверить в ходе предварительного и судебного следствия путем специальных исследований и производства экспертиз <*>. -------------------------------- <*> Лысов Н. Н. Криминалистическое учение о фиксации доказательной информации в деятельности по выявлению и раскрытию преступлений. Автореф. дис. ... док. юрид. наук. М., 1995.

Исходя из этого, по нашему убеждению, есть необходимость в создании такой ситуации, при которой факты о преступной деятельности привлекаемых к уголовной ответственности (разрабатываемых) лиц закреплялись бы таким образом и в таких источниках, чтобы впоследствии их собирание, проверка и оценка осуществлялись только способами, предусмотренными действующим законодательством. В деятельности оперативных подразделений правоохранительных органов определить срок легализации имеющихся оперативных материалов зачастую бывает крайне затруднительно, поскольку оперативный сотрудник, осуществляющий оперативную разработку, в первую очередь обязан оценить возможность расшифровки лиц, сотрудничающих на конфиденциальной основе, разглашения сведений о времени и месте проведенных оперативно-розыскных мероприятий, силах и средствах, задействованных при их проведении, и т. п. В последние годы оперативная практика выработала методы и приемы использования и легализации доказательств, применение которых существенно облегчает "трансформацию" фактических данных, полученных оперативным путем, в уголовно-процессуальные доказательства и их проверку. Выполненное на высоком профессиональном уровне их применение сотрудниками оперативных подразделений органов, наделенных Законом правом осуществлять оперативно-розыскную деятельность в ходе проведения оперативных комбинаций существенно, на наш взгляд, повышает эффективность проведения оперативно-розыскных мероприятий в борьбе с преступностью и обеспечения государственной, военной и экономической безопасности Российской Федерации. Как справедливо, на наш взгляд, отмечал профессор А. М. Ефремов, "поведение сотрудников, проводивших специальные мероприятия по "созданию условий для восприятия" преступной деятельности, предусмотренные процессуальным законом и обеспечивающие доказательства, должно "вписываться" в уже сформировавшийся умысел правонарушителя на совершение конкретных действий, не облегчать их выполнение и самое главное - не допускать объективного наступления общественно опасных последствий" <*>. -------------------------------- <*> Ефремов А. М. О некоторых аспектах использования результатов ОРД в доказывании // Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Улан-Удэ: Восточно-Сибирский институт МВД России, 2005. С. 34.

Таким образом, можно выделить несколько основополагающих требований к уголовно-процессуальному обеспечению доказательств: во-первых, не допускать утечки сведений об организации, методах и тактике проведения исследуемого оперативно-розыскного мероприятия, составляющих государственную тайну; во-вторых, исключать возможность при проведении оперативно-розыскной деятельности необоснованного нарушения прав и законных интересов граждан, организаций и учреждений; в-третьих, получение данных о преступной деятельности лица (группы лиц) должно происходить при таких условиях и такими источниками, чтобы обеспечить возможность их последующего легального использования в процессе уголовно-процессуального доказывания, а также оценки и проверки в соответствии с действующим уголовно-процессуальным законодательством; в-четвертых, обеспечивать силами оперативных и следственных подразделений получение достоверных данных, имеющих отношение к предмету доказывания по конкретному уголовному делу.

Название документа