Роль физической подготовки в профессиональной деятельности сотрудников ОВД и правовые основы применения физической силы

(Степанов Г. И.) ("Юридическое образование и наука", 2006, N 1) Текст документа

РОЛЬ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОТРУДНИКОВ ОВД И ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ПРИМЕНЕНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ СИЛЫ

Г. И. СТЕПАНОВ

В последние годы отчетливо выявились проблемы профессиональной подготовки сотрудников ОВД. В ряде случаев морально-психологическая подготовка к действиям в сложных, экстремальных условиях приводит к непредвиденным последствиям. В этой связи предъявляются принципиально новые требования к личному составу ОВД и учебным заведениям, осуществляющим подготовку специалистов для ОВД. Дальнейшим шагом в улучшении профессиональной подготовки личного состава стал Приказ МВД России от 8 октября 2002 г. N 965 "Об утверждении Наставления по организации профессиональной подготовки сотрудников органов внутренних дел". В Приказе отмечается: "Считать профессиональную подготовку одним из приоритетных направлений оперативно-служебной деятельности сотрудников органов внутренних дел" <*>. -------------------------------- <*> Приказ МВД России от 8 октября 2002 г. N 965 "Об утверждении Наставления по организации профессиональной подготовки сотрудников органов внутренних дел".

Для поддержания правопорядка и успешного противостояния преступникам сотрудники милиции должны иметь не только хорошую юридическую подготовку, не менее важно обладать достаточно высокой степенью физической готовности, чтобы уметь профессионально пользоваться оружием и боевыми приемами борьбы. Поэтому овладение необходимыми знаниями, умениями, навыками, поддержание их на должном уровне и стремление к достижению профессионального мастерства являются служебной обязанностью всех сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации. Применение физической силы стало обычным делом в деятельности сотрудников органов внутренних дел. Оно сопряжено с риском причинения тяжких последствий, а в некоторых случаях под угрозу ставится здоровье и даже жизнь человека. Поэтому особое значение имеют проблема обеспечения прав граждан, соблюдение законности в деятельности подразделений органов внутренних дел. Для того чтобы действовать успешно, решительно, профессионально и грамотно при защите общества и государства от преступных посягательств, сотрудники милиции должны постоянно совершенствовать свою физическую подготовку, систематически изучать нормативные акты, учебную литературу и практику применения физической силы. Выполнение оперативно-служебных задач и пресечение противоправных действий сотрудниками ОВД во многом связанно с применением физической силы, которая регламентирована основным нормативным актом, закрепляющим основания применения физической силы сотрудниками милиции; таковым является Закон Российской Федерации "О милиции" <*>. Физической силой в соответствии с законодательством о милиции следует считать не сопровождающиеся применением специальных средств и огнестрельного оружия физические действия сотрудников милиции, направленные против воли людей, животных либо имущества и состоящие в ограничении телесной неприкосновенности людей, свободы их действий, передвижения или распоряжения какими-либо предметами, а также в причинении боли или телесных повреждений, в повреждении или временном изъятии принадлежащего кому-либо имущества в целях пресечения правонарушений, задержания лиц, их совершивших, преодоления противодействия законным требованиям сотрудников милиции <**>. -------------------------------- <*> Закон РФ от 18 апреля 1991 г. "О милиции" // ВВС. 1991. N 16. Ст. 15. <**> Соловей Ю. П. Правовое регулирование применения милицией силы // Государство и право. 1993. N 4. С. 107 - 108.

Эффективность использования физической силы при пресечении противоправного поведения зависит от двух условий: - четкого правового регулирования ее применения; - уровня специальной профессиональной подготовки сотрудников органов внутренних дел, направленной на выработку у них стойких физических и тактико-психологических навыков владения приемами рукопашного боя. Статья 13 Закона "О милиции" гласит: "Сотрудники милиции имеют право применять физическую силу, в том числе боевые приемы борьбы, для пресечения преступлений и административных правонарушений, задержания лиц, их совершивших, преодоления противодействия законным требованиям, если ненасильственные способы не обеспечивают выполнения возложенных на милицию обязанностей". Конкретные формы проявления применения физической силы сотрудниками милиции многообразны, причем она может быть направлена на людей, животных, материальные объекты. Например, применением физической силы является принудительное помещение (или перенос) пьяного в специальный автомобиль, извлечение из салона транспортного средства управляющего им водителя, имеющего внешние признаки опьянения, который отказывается подвергнуться медицинскому освидетельствованию, и извлечение ключа из замка зажигания автомобиля, на котором он пытается скрыться; доставление в дежурную часть органов внутренних дел лица, подозреваемого в совершении правонарушения, когда сотрудники милиции держат его "под руки", и т. д. Боевые приемы борьбы как разновидности физической силы, применяемой сотрудниками милиции, могут относиться к любым системам рукопашного боя - боксу, самбо, дзюдо, карате, айкидо и т. п. либо не входить ни в одну из них. Для закона это безразлично, главное, чтобы тяжесть последствий, наступивших в результате применения сотрудником милиции ударов, удушающих, бросковых и других подобных приемов была соразмерной характеру и степени общественной опасности пресекаемого правонарушения, лиц, его совершивших, силе оказываемого ему противодействия, то есть не была явно, очевидно для всех чрезмерной в данной ситуации. Лишь тогда сотрудник милиции, как это установлено ч. 3 ст. 23 Закона РФ "О милиции", не будет нести за это никакой ответственности. Исходя из содержания ст. 13 Закона РФ "О милиции", физическая сила используется: - во-первых, при пресечении преступлений и административных правонарушений. Необходимо отметить, что правомерным применение физической силы следует считать при пресечении правонарушений и преступлений, которые совершаются путем действия; - во-вторых, для задержания лиц, совершивших преступление или административное правонарушение. В данном случае речь идет не только о задержании, но и о доставлении весьма широкого круга лиц: - застигнутых при совершении преступления или административного правонарушения либо в отношении которых имеются достаточные данные полагать, что они совершили преступление или административное правонарушение; - доставляемых в милицию по подозрению в совершении административного правонарушения в целях составления протокола при невозможности составить его на месте, если составление протокола является обязательным (ст. 27.2 КоАП РФ). В отношении некоторых категорий задерживаемых лиц, например разыскиваемых, когда имеется информация о том, что они вооружены, в целях предотвращения попытки эффективного сопротивления с их стороны задержание, а значит, и физическая сила, могут применяться неожиданно для задерживаемых, то есть без предупреждения. По общему правилу, если задерживаемый выполняет все требования сотрудника милиции, физическая сила не применяется. Необходимость в ней проявляется обычно при воспрепятствовании со стороны задерживаемого или иных лиц законной деятельности сотрудника милиции. В таком случае проявляется еще и третье основание применения сотрудниками милиции физической силы - преодоление противодействия законным требованиям. Для того чтобы применение физической силы сотрудниками милиции соответствовало закону, необходимо, на наш взгляд, чтобы каждое из перечисленных оснований было дополнено второй частью - если ненасильственные способы не обеспечивают выполнения возложенных на милицию обязанностей. Тем самым в законе еще раз подчеркивается, что сила может быть использована лишь в случае, когда ей предшествовало употребление мер убеждения, не приведшее к должному результату. Таким образом, при решении вопросов о правомерности защиты и применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия при необходимой обороне сотрудники милиции должны оценивать все фактические обстоятельства посягательства: степень и характер угрожающей опасности, его действительность (реальность), силы и возможности преступления, собственные силы и средства защиты, ценность защищаемых благ и другие обстоятельства, способные влиять на соотношение сил нападения и защиты. Вопросы, связанные с применением физической силы сотрудниками ОВД, влияют не только на возможность защитить собственную жизнь и здоровье, но также и жизнь граждан, которые могут стать объектом преступного посягательства. Необходимость знания условий пределов применения физической силы, а также способов применения таковой является непременным условием деятельности сотрудников ОВД. Формирование данных знаний может осуществляться как самостоятельно сотрудником, так и в процессе обучения в вузе МВД России, в рамках которого проводятся занятия по физической подготовке. Таким образом, физическая подготовка, являющаяся самостоятельной учебной дисциплиной в образовательных учреждениях МВД России и решающая общие и специальные задачи, призвана не только формировать устойчивые навыки в овладении боевыми приемами борьбы, но и способствовать приобретению устойчивых знаний в области правомерности применения боевых приемов борьбы при выполнении своих оперативно-служебных задач.

Название документа