Приведение положений ведомственных нормативных правовых актов, регламентирующих вопросы разрешения органами внутренних дел сообщений о преступлениях, в соответствие с требованиями УПК

(Гирько С. И., Овсянников И. В.) ("Российский следователь", 2006, N 1) Текст документа

ПРИВЕДЕНИЕ ПОЛОЖЕНИЙ ВЕДОМСТВЕННЫХ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ, РЕГЛАМЕНТИРУЮЩИХ ВОПРОСЫ РАЗРЕШЕНИЯ ОРГАНАМИ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ СООБЩЕНИЙ О ПРЕСТУПЛЕНИЯХ, В СООТВЕТСТВИЕ С ТРЕБОВАНИЯМИ УПК

С. И. ГИРЬКО, И. В. ОВСЯННИКОВ

Гирько С. И., начальник ВНИИ МВД РФ.

Овсянников И. В., главный научный сотрудник.

Новый Уголовно-процессуальный кодекс, действующий в России с 1 июля 2002 г., установил целый ряд принципиально новых правил, регламентирующих порядок уголовного судопроизводства на начальной стадии - стадии возбуждения уголовного дела. В начальной стадии уголовного судопроизводства практические работники органов внутренних дел и других правоохранительных органов сегодня сталкиваются с массой проблем. Эти проблемы порождены как нечеткостью и лаконичностью формулировок уголовно-процессуальных норм, так и противоречивостью многочисленных теоретических комментариев нового закона. Серьезной проблемой применения норм права, регламентирующих "возбуждение уголовного дела", является то, что немалую, если не решающую, роль в регламентации рассматриваемого этапа уголовного судопроизводства играют подзаконные акты. К сожалению, предписания по реагированию на первоначальную информацию о преступлениях, по разрешению сообщений о преступлениях, содержащиеся в ведомственных инструкциях и других актах, порой не согласованы не только друг с другом, но и с требованиями закона. Есть основания полагать, что с введением в действие нового уголовно-процессуального законодательства, имеющего не только новое назначение, но и новую идеологию, противоречия между действующим законом и ведомственными нормативными актами, многие из которых были приняты еще в 90-х гг. прошлого века, усилились. Органы внутренних дел Российской Федерации в своей деятельности руководствуются, в частности, ведомственными нормативными актами, число которых довольно велико. Здесь укажем лишь на некоторые из них, которые имеют самое непосредственное отношение к разрешению органами внутренних дел сообщений о преступлениях. Это прежде всего согласованная с Генеральным прокурором Российской Федерации Инструкция о порядке представления результатов оперативно-розыскной деятельности органу дознания, следователю, прокурору или в суд (Приложение к Приказу ФСНП России, ФСБ России, МВД России, ФСО России, ФПС России, ГТК России, СВР России от 13 мая 1998 г. N 175/226/336/201/286/410/56). Ею устанавливается, что результаты оперативно-розыскной деятельности (фактические данные о признаках преступления, полученные оперативными подразделениями) "отражаются в оперативно-служебных документах" и "могут быть также зафиксированы на материальных (физических) носителях информации"; представляются органу дознания, следователю, прокурору или в суд; служат "поводом и основанием для возбуждения уголовного дела" (п. 1 и 2 Инструкции). В ней содержатся требования, предъявляемые к результатам ОРД, представляемым для решения вопроса о возбуждении уголовного дела (п. 5), и определяется порядок их представления (п. 17). Инструкция по организации взаимодействия подразделений и служб органов внутренних дел в расследовании и раскрытии преступлений, утвержденная Приказом МВД РФ от 20 июня 1996 г. N 334, подробно, можно сказать - детально, определяет деятельность, в частности, подразделений милиции и ее сотрудников, при поступлении сообщения о преступлении, реализации оперативных материалов и рассмотрении материалов доследственной проверки. К этим актам можно добавить Устав патрульно-постовой службы милиции общественной безопасности, утвержденный Приказом МВД РФ от 18 января 1993 г. N 17, Инструкцию по организации работы участкового уполномоченного милиции, утвержденную Приказом МВД РФ от 14 июля 2002 г. N 231, и множество других. Однако важнейшим ведомственным нормативным актом, определяющим деятельность сотрудников органов внутренних дел на первом этапе уголовного судопроизводства, является Инструкция о порядке приема, регистрации и разрешения в органах внутренних дел Российской Федерации сообщений о преступлениях и иной информации о правонарушениях, утвержденная Приказом МВД РФ от 13 марта 2003 г. N 158 <*>. -------------------------------- <*> См.: Российская газета. 2003. 12 апр. Далее - Инструкция МВД РФ N 158-2003 г.

Она призвана заменить Примерную инструкцию о порядке приема, регистрации, учета и разрешения в органах внутренних дел заявлений, сообщений и другой информации о преступлениях и происшествиях, утвержденную Приказом МВД СССР от 11 ноября 1990 г. N 415. Этот документ в течение более десяти лет играл важную роль в организации и деятельности милиции на первом этапе уголовного судопроизводства. Общий недостаток новой Инструкции - ее недостаточная согласованность с уголовно-процессуальным законом. В этом убеждают прежде всего не корреспондирующие с законом ее название и содержание. Вопреки УПК п. 1 Инструкции гласит, что именно она, Инструкция, а не закон, "устанавливает единый порядок приема, РЕГИСТРАЦИИ И РАЗРЕШЕНИЯ в органах внутренних дел... СООБЩЕНИЙ О ПРЕСТУПЛЕНИЯХ..." (выделено нами. - Авт.). Предусмотренное законом сообщение о преступлении заменено в ней неопределенной их совокупностью. Более того, ею устанавливается ряд правил, прямо противоречащих нормам УПК. Нелишне отметить и несовершенство редакции ряда положений Инструкции. К сожалению, содержащиеся в подзаконных актах правила во многом расходятся с нормами закона и создают свой, отличный от установленного УПК РФ, ведомственный, по сути, порядок возбуждения производства по уголовному делу. Данная проблема не нова. Однако серьезных попыток ее решения, приведения ведомственных нормативных положений в соответствие с уголовно-процессуальным законодательством до сих пор не предпринималось. Предложения по приведению положений Инструкции о порядке приема, регистрации и разрешения в органах внутренних дел Российской Федерации сообщений о преступлениях и иной информации о правонарушениях, утвержденной Приказом МВД РФ от 13 марта 2003 г. N 158, в соответствие с требованиями УПК РФ. Проведенные исследования позволяют сформулировать следующие конкретные предложения. 1. Название Инструкции МВД РФ N 158-2003 г. изложить в следующей редакции: "Инструкция о порядке рассмотрения в органах внутренних дел Российской Федерации сообщения о преступлении и иной информации о правонарушении". 2. Пункт 1 изложить в следующей редакции: "Настоящая инструкция конкретизирует установленный УПК РФ порядок рассмотрения в органах внутренних дел Российской Федерации сообщений о преступлениях, устанавливает единый порядок рассмотрения иной поступающей информации о правонарушениях и событиях, угрожающих личной или общественной безопасности, а также определяет порядок ведомственного контроля за его соблюдением". 3. Пункт 2.3 изложить в следующей редакции: "Проверку зарегистрированных материалов уполномоченными должностными лицами органов внутренних дел и принятие в пределах их компетенции решения в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами МВД России". 4. Пункт 10 изложить в следующей редакции: "Письменные заявления о преступлениях или о явке с повинной, протоколы принятия устных заявлений 0 преступлениях, протоколы явки с повинной, копии протоколов следственных действий или судебных заседаний (выписки из них), содержащие сообщения о преступлениях, рапорты об обнаружении признаков преступлений регистрируются в Книге учета сообщений о преступлениях <*> (приложение N 1) в дежурной части органа внутренних дел. -------------------------------- <*> См.: Российская газета. 2003. 12 апр. Далее - Инструкция МВД РФ N 158-2003 г.

Копии протоколов следственных действий (выписки из них), содержащие сообщения о ранее не зарегистрированных преступлениях, регистрируются в КУС с отметкой "Дополнительно выявлено в ходе расследования". 5. Пункт 17 изложить в следующей редакции: "При регистрации сообщений о преступлениях, поступивших в дежурную часть органа внутренних дел, на соответствующем документе (письменном заявлении о преступлении или о явке с повинной, протоколе принятия устного заявления о преступлении, протоколе явки с повинной, копии протокола следственного действия или судебного заседания (выписке из протокола), рапорте об обнаружении признаков преступления) в обязательном порядке проставляется штамп о регистрации (приложение N 3)...". Далее по тексту. - Второй абзац п. 24 исключить как не основанный на уголовно-процессуальном законе. - Дополнить Инструкцию общим требованием о незамедлительном принятии и проверке сообщения о любом совершенном или готовящемся преступлении, а также о незамедлительном возбуждении уголовного дела при наличии необходимых на то повода и основания. - Дополнить Инструкцию общим требованием о немедленном вынесении постановления о возбуждении уголовного дела, копию которого необходимо направить прокурору, в случае, если начальник органа дознания не утвердил постановление следователя, дознавателя или иного должностного лица органа дознания об отказе в возбуждении уголовного дела.

Название документа