Участие Вооруженных Сил Российской Федерации в период действия режима чрезвычайного положения

(Иванеев С. В., Леншин С. И.) ("Закон и армия", 2005, N 12) Текст документа

УЧАСТИЕ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ПЕРИОД ДЕЙСТВИЯ РЕЖИМА ЧРЕЗВЫЧАЙНОГО ПОЛОЖЕНИЯ

С. В. ИВАНЕЕВ, С. И. ЛЕНШИН

При определении ситуации как чрезвычайной существует несколько критериев, присущих чрезвычайным ситуациям: политический, экономический, организационно-управленческий, временной, социально-экологический. Чрезвычайные ситуации, с одной стороны, характеризуются внешней внезапностью, неожиданностью возникновения и быстрым развитием событий, а с другой - различным спектром негативных последствий для населения и политико-экономического состояния страны. Чрезвычайные ситуации, связанные с проведением контртеррористической операции, необходимы для обеспечения внутренней безопасности страны, которые можно подразделить на четыре группы, обусловленные факторами: - во-первых, социально-политическими факторами, связанными с сознательной деятельностью людей (массовые беспорядки, межнациональные конфликты, забастовки, терроризм, организованная преступность, изменение конституционного строя, диверсии, войны); - во-вторых, техногенными факторами - промышленные аварии, транспортные аварии, взрывы, пожары, выбросы химически опасных веществ, загрязнение воды, воздуха, почвы; - в-третьих, природными факторами - землетрясения, извержения вулканов, наводнения и цунами, ураганы и смерчи, сильные и продолжительные дожди (ливни), снегопады, метели, морозы, засухи, обвалы, лавины, оползни; - в-четвертых, биологическими факторами - эпидемии, эпизоотии, эпифитотии. В результате действия этих факторов возникает угроза жизненно-важным интересам государства, личности. К основным жизненно важным интересам государства, общества, личности можно отнести: сохранение государственной целостности и независимости, обеспечение безопасности граждан, материальных и духовных ценностей, недопущение применения военной силы для разрешения конфликтов, обеспечение стабильности развития экономики, поддержание нормальных условий жизнедеятельности общества, государства и гражданина. Для их законодательного обеспечения принят Федеральный Закон РФ " О борьбе с терроризмом" <*>. Но данный нормативный правовой акт перестал соответствовать уровню современных террористических угроз, однако главным достоинством Закона "О борьбе с терроризмом" стало то, что в нем впервые был определен круг субъектов, осуществляющих контртеррористическую деятельность. Одним из этих субъектов стало и Министерство обороны РФ. -------------------------------- <*> См.: СЗ РФ. 1998. N 31. Ст. 3808.

Включение Министерства обороны Российской Федерации в число органов государственной власти, осуществляющих борьбу с терроризмом, вызвало в российском обществе неоднозначную реакцию. Многие государственные деятели, ученые-правоведы, политологи, социологи, военнослужащие Вооруженных Сил Российской Федерации по контракту и по призыву посчитали, что борьба с терроризмом - это задача спецслужб, Генеральной прокуратуры РФ, Министерства внутренних дел, но никак не Министерства обороны, которое является центральным органом управления Вооруженными Силами Российской Федерации и призвано решать за дачи обороны страны от внешних угроз. С юридической точки зрения эта позиция обосновывается прежде всего тем, что Положение о Министерстве обороны Российской Федерации <*> не относит борьбу с терроризмом к числу функций и задач, решаемых Министерством обороны РФ. -------------------------------- <*> Утв. Указом Президента РФ от 11 ноября 1998 г. N 1357, с изменениями от 25 марта, 1 декабря 2000 г., 6 июля, 5 августа 2002 г., 21 июля, 10 сентября, 19 ноября 2003 г.

С этим мнением нельзя согласиться, потому что п. 7 Положения о Министерстве обороны устанавливает, что Министерство обороны РФ наряду с функциями, указанными в Положении, осуществляет также иные функции, предусмотренные федеральными конституционными законами, федеральными законами и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации. Федеральный закон "О борьбе с терроризмом" как раз относится к числу тех нормативных актов, которые устанавливают так называемые иные функции Министерства обороны. В связи с этим считаю необходимым осуществить систематизацию и уточнение функций Министерства обороны РФ, возложенных на него всеми нормативными правовыми актами Российской Федерации, в Положении о нем, чтобы не допускать различия в толковании нормативных правовых актов, и прежде всего то, что в Законе "О борьбе с терроризмом" к числу задач, осуществляемых Министерством обороны в этой области, законодателем была отнесена функция участия в обеспечении безопасности воздушного пространства и национального морского судоходства Российской Федерации. Требуют особого уточнения вопросы, касающиеся части функций Министерства обороны России: а) пресечение террористических акций во внутренних морских водах, территориальном море и континентальном шельфе Российской Федерации; б) проведение разведывательных и иных специальных мероприятий; в) прикрытие войсками и силами противовоздушной обороны отдельных объектов государственной охраны и иных важных объектов Российской Федерации; г) оказание содействия иным органам исполнительной власти при пресечении террористических акций. Необходимо уточнить перечень должностных лиц, принимающих решение о применении оружия и боевой техники частями и подразделениями Вооруженных Сил РФ для пресечения террористических акций. Законодательно определить случаи и порядок применения оружия, боевой техники и специальных средств при пресечении террористических акций. Требуют нормативного определения и меры правовой и социальной защиты военнослужащих, участвующих в проведении контртеррористической операции. Так, решение о применении боевой техники, оружия частями Вооруженных Сил РФ для пресечения террористических акций могут принимать должностные лица: 1. Президент Российской Федерации, Министр обороны Российской Федерации, начальник Генерального штаба Вооруженных Сил РФ или лица, исполняющие их обязанности, - на всей территории Российской Федерации, на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации; 2. Командующий оперативно-стратегическим (оперативным) объединением или лица, исполняющие его обязанности, - в установленных границах ответственности; 3. При отсутствии на пунктах управления указанных должностных лиц в случаях, нетерпящих отлагательства, решение о применении оружия и боевой техники принимают руководитель дежурной смены Центрального командного пункта Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации либо оперативные дежурные соответствующих оперативно-стратегических (оперативных) объединений; 4. Оружие и боевая техника могут применяться по решению командира воинской части (военного корабля) при отражении вооруженного нападения на воинскую часть (корабль) в исключительных случаях при обнаружении явных признаков террористической акции, готовящейся в отношении воинской части (корабля), если иными способами предупредить ее невозможно. Представляется необходимым установить следующие случаи применения оружия подразделениями Вооруженных Сил РФ, боевой техники при пресечении террористических акций: 1) для пресечения полетов воз душных судов, нарушивших установленные ограничения и запреты и не реагирующих на предупреждения о намерении применения оружия и боевой техники; 2) против морского судна, захваченного террористами либо используемого ими для реализации террористической акции; 3) в случаях привлечения Вооруженных Сил Российской Федерации для участия в проведении контртеррористической операции. Применению оружия и боевой техники должно предшествовать ясно выраженное предупреждение о намерении их применить и предупредительные выстрелы. Без предупреждения оружие и боевая техника могут применяться при отражении вооруженного нападения на военные объекты Российской Федерации, внезапном или вооруженном нападении на военнослужащих и других граждан, нападении с использованием боевой техники, вооруженном сопротивлении, побеге с оружием задержанных лиц, для освобождения заложников. Оружие и боевая техника в отношении воздушных, морских, речных судов и других транспортных средств с пассажирами может применяться только для устранения опасности, непосредственно угрожающей охраняемым законом интересам личности, общества или государства, если эта опасность не может быть устранена иными средствами. В настоящее время посредством норм государственного (конституционного) права закрепляется система законодательных, исполнительных, судебных органов, обеспечивающих общественную безопасность, определяется их правовой статус и компетенция как в национальном праве, так и в международно-правовых отношениях. Главной особенностью новой международной ситуации является совершенно очевидное совпадение интересов отдельных стран и международных организаций, основанное на наличии общего противника. Этот противник - международный терроризм. Русский литератор Севрус (Ворохов) Э. А. говорил, что "безнаказанность для преступника как овация для актера". Такая же позиция звучала и у Цицерона (106 - 48 гг. до н. э.), древнеримского оратора и философа, который считал, что "величай шее поощрение преступления - безнаказанность". Рассматривая правовые основы привлечения Вооруженных Сил Российской Федерации к проведению контртеррористических операций, мы отмечаем, что международный терроризм подрывает деятельность органов государственной власти, угрожает жизни мирных граждан, создает атмосферу страха, психологической неуравновешенности среди населения, угрозу нормальной жизни государств. Согласно главе IV Концепции национальной безопасности Российской Федерации борьба с терроризмом, наркобизнесом и контрабандой, перерастающими в глобальное международное явление, должна осуществляться с использованием возможностей всех ветвей государственной власти на основе широкого сотрудничества специальных служб России с аналогичными службами других стран на межгосударственном уровне. Главным фактором успешного противодействия этим видам преступности является устранение порождающих их причин. Необходимо подчеркнуть, что Военная доктрина Российской Федерации, утвержденная Указом Президента Российской Федерации 2000 года N 706, определяет одним из дестабилизирующих факторов деятельность террористических движений, организаций и структур, а также расширение масштабов терроризма, незаконного оборота наркотиков и оружия, транснациональный характер этой деятельности. В Доктрине четко прописано, что одними из основных внутренних угроз являются: - создание, оснащение, подготовка и функционирование незаконных вооруженных формирований; - организованная преступность, терроризм. Военной доктриной Российской Федерации также определены основные формы применения Вооруженных Сил Российской Федерации и других войск, такие, как: - стратегические операции, операции и боевые действия - в крупномасштабной и региональных войнах; - совместные специальные операции - во внутренних вооруженных конфликтах; - контртеррористические операции - при участии в борьбе с терроризмом в соответствии с федеральным законодательством и др. Законы Российской Федерации "О прокуратуре" и "О противодействии терроризму" определяют надзорные функции за законностью в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах - за Генеральным прокурором Российской Федерации и подчиненными ему прокурорами (в данном случае - Главным военным прокурором). Прокуратура Российской Федерации в пределах своей компетенции осуществляет мероприятия по предупреждению террористической деятельности, в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации проводит предварительное расследование, осуществляет надзор за расследованием уголовных дел, связанных с террористической деятельностью, поддерживает в судах государственное обвинение по таким делам, а также принимает иные меры в соответствии с законодательством Российской Федерации. Борьба с терроризмом в Российской Федерации осуществляется в целях защиты личности, общества и государства; предупреждения, выявления, пресечения террористической деятельности и минимизации ее последствий; выявления и устранения причин и условий, способствующих осуществлению террористической деятельности. В соответствии с Федеральным законом "О противодействии терроризму" Министерство обороны России в пределах своей компетенции совместно с ФСБ России, МВД России, СВР России, ФСО России, ФПС России непосредственно осуществляют борьбу с терроризмом. В Российской Федерации дополнительно для предупреждения, выявления и пресечения террористической деятельности в пределах своей компетенции участвует порядка 30 федеральных органов исполнительной власти. Для координации деятельности субъектов, осуществляющих борьбу с терроризмом, в соответствии с решениями Президента России или решениями Правительства России могут создаваться антитеррористические комиссии на федеральном и региональном уровнях. Минобороны России, осуществляя борьбу с терроризмом, обеспечивает защиту находящихся на вооружении оружия массового поражения, ракетного и стрелкового оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ, защиту военных объектов, а также принимает участие в обеспечении безопасности национального морского транспорта, воздушного пространства Российской Федерации, в проведении контртеррористических операций. В зоне проведения контртеррористической операции лица, проводящие указанную операцию, имеют право: принимать меры по ограничению или запрещению движения транспортных средств и пешеходов; проверять у граждан и должностных лиц документы, удостоверяющие их личность, а в случае отсутствия таких документов задерживать; задерживать и доставлять в органы внутренних дел лиц, совершающих (совершивших) правонарушение либо иные действия, направленные на воспрепятствование законных требований лиц, проводящих контртеррористическую операцию; беспрепятственно входить в жилые и иные помещения, независимо от форм собственности, производить личный досмотр граждан, транспортных средств; использовать специальные средства связи, в том числе принадлежащие гражданам и организациям, транспортные средства граждан и организаций, независимо от форм собственности. Таким образом, участие Вооруженных Сил Российской Федерации в решении задач по урегулированию чрезвычайного положения означает участие Вооруженных Сил Российской Федерации в условиях особого правового режима в деятельности органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, предусматривающих в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Законом "О чрезвычайном положении" и др., когда чрезвычайное положение вводится на определенный срок на всей территории Российской Федерации или в ее отдельных местностях исключительно для обеспечения безопасности граждан и защиты конституционного строя. Вооруженные Силы Российской Федерации определяют свою роль в решении цели введения чрезвычайного положения, которая состоит в скорейшей нормализации обстановки, восстановлении законности и правопорядка, устранении угрозы безопасности граждан и оказании им необходимой помощи. Участвуя в контртеррористических операциях, Вооруженные Силы Российской Федерации при активном участии в надзоре за их деятельностью со стороны Генеральной прокуратуры Российской Федерации выполняют конституционные требования о том, что в условиях чрезвычайного положения не подлежат ограничению права и свободы, предусмотренные статьями 20, 21, 23 (часть 1), 24, 28, 34 (часть 1), 40 (часть 1), 46 - 54 Конституции Российской Федерации. Вооруженные Силы Российской Федерации участвуют в ликвидации последствий введения чрезвычайного положения, которое может вводиться лишь в условиях, когда обстоятельства, служащие основанием для введения чрезвычайного положения, представляют собой реальную, чрезвычайную и неизбежную угрозу безопасности граждан или конституционному строю Российской Федерации, устранение которой невозможно без применения чрезвычайных мер: а) попытки насильственного изменения конституционного строя, массовые беспорядки, сопровождающиеся насилием, межнациональные конфликты, вооруженный мятеж, угроза целостности и территориальной неприкосновенности, блокада отдельных местностей, угрожающие жизни и безопасности граждан или нормальной деятельности государственных институтов; б) стихийные бедствия, эпидемии, эпизоотии, крупные аварии, ставящие под угрозу жизнь и здоровье населения и требующие проведения аварийно-спасательных и восстановительных работ. До введения чрезвычайного положения Верховный Главнокомандующий Вооруженными Силами Российской Федерации - Президент Российской Федерации обращается к группам лиц, организациям, учреждениям, являющимся инициаторами или участниками действий, служащих основанием для введения чрезвычайного положения, с предупреждением и требованием прекратить противоправные действия в течение установленного в обращении срока. В случае неподчинения лиц, организаций и учреждений обращенному к ним требованию и продолжения ими противоправных действий по истечении установленного срока может быть введено чрезвычайное положение на всей территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях указом Президента Российской Федерации с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе. В обстоятельствах, требующих неотложных мер по спасению населения, чрезвычайное положение может быть введено немедленно и без предупреждения. По-нашему мнению, Командующий войсками военного округа, губернатор территории, на территории которого введено чрезвычайное положение, получает указ Верховного Главнокомандующего Вооруженными Силами Российской Федерации - Президента Российской Федерации о введении чрезвычайного положения, в котором указаны: а) обстоятельства, послужившие основанием для введения чрезвычайного положения; б) обоснование необходимости введения чрезвычайного положения; в) перечень и пределы чрезвычайных мер и исчерпывающий перечень временных ограничений прав и свобод граждан; г) государственные органы, ответственные за осуществление мер чрезвычайного положения, и точные пределы чрезвычайных полномочий этих органов; д) границы территории, на которой вводится чрезвычайное положение; е) время вступления в силу указа, а также точный срок, на который вводится чрезвычайное положение. Губернатор субъекта РФ и Командующий войсками военного округа Указ о введении чрезвычайного положения доводят до сведения населения через средства массовой информации не менее чем за 6 часов до вступления его в силу. На территории, где введено чрезвычайное положение, Указом о введении чрезвычайного положения либо отдельным указом могут вводиться особые формы управления (военные комендатуры в т. ч.). Высшие органы государственной власти и управления Российской Федерации вправе отменить любое решение нижестоящих органов, действующих на территории, где введено чрезвычайное положение. Государственные органы, осуществляющие управление в условиях чрезвычайного положения, могут наделяться чрезвычайными полномочиями для принятия мер, необходимых для скорейшей нормализации обстановки, восстановления правопорядка и законности и ликвидации угрозы безопасности граждан. Эти чрезвычайные меры могут предусматривать временное ограничение прав и свобод граждан. В исключительных случаях при введении чрезвычайного положения Президент Российской Федерации принимает решение по привлечению Вооруженных Сил Российской Федерации. Органы исполнительной власти территории, на которой введено чрезвычайное положение, могут быть поставлены в прямое подчинение Президенту Российской Федерации либо назначенному им представителю или органу, командование воинских частей и подразделений подчиняется исключительно Верховному Главнокомандующему Вооруженными Силами Российской Федерации - Президенту Российской Федерации либо своим вышестоящим воинским должностным лицам. В то же время представители воинских должностных лиц для координации работ по ликвидации обстоятельств, вызвавших введение чрезвычайного положения, а также в случае ненадлежащего осуществления своих функций органами государственной власти и управления территории, на которой введено чрезвычайное положение, могут участвовать во вновь образованных специальных временных органах, которым могут быть переданы полностью или частично распорядительные и исполнительные полномочия органов государственной власти и управления на территориях, где введено чрезвычайное положение. В исключительных случаях при введении чрезвычайного положения с целью противоборства террористическим организациям, бандформированиям Указом Президента Министерству внутренних дел Российской Федерации, Федеральной службе безопасности Российской Федерации, Министерству обороны Российской Федерации может быть поручено создание совместного оперативного штаба и назначение коменданта территории, на которой введено чрезвычайное положение, из числа военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, который вправе издавать обязательные к исполнению на соответствующей территории приказы и распоряжения по вопросам обеспечения режима чрезвычайного положения, а полномочия органов местного самоуправления могут быть временно ограничены либо приостановлены Президентом Российской Федерации. Все органы государственной власти, иные органы, органы местного самоуправления, предприятия, учреждения, общественные организации и граждане, находящиеся на территории, где введено чрезвычайное положение, обязаны оказывать всемерную поддержку совместному оперативному штабу и коменданту территории из числа военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации. На период чрезвычайного положения по ликвидации последствий стихийных бедствий, техногенных ситуаций Вооруженные Силы Российской Федерации принимают участие в осуществлении мероприятий: а) особый режим въезда и выезда, а также ограничение свободы передвижения по территории, на которой введено чрезвычайное положение; б) усиление охраны общественного порядка и объектов, обеспечивающих жизнедеятельность населения; в) запрещение проведения собраний, митингов, уличных шествий и демонстраций, а также иных массовых мероприятий; г) запрещение забастовок; д) ограничение движения транспортных средств и их досмотр. В случае введения чрезвычайного положения в связи с проведением террористических атак, нарушением конституционного строя Вооруженные Силы Российской Федерации принимают участие в мероприятиях: а) установление комендантского часа, то есть запрет находиться на улицах и в иных общественных местах без специально выданных пропусков и документов, удостоверяющих личность, в установленное время суток; б) ограничение свободы печати и других средств массовой информации путем введения предварительной цензуры: допускается временный арест печатной продукции до отмены чрезвычайного положения, а также временное изъятие звукоусиливающих технических средств и множительной аппаратуры; в) приостановление, после соответствующего предупреждения, деятельности политических партий, общественных организаций и массовых движений, препятствующих нормализации обстановки; г) проверка документов в местах скопления граждан, а в исключительных случаях, при имеющихся данных о наличии у граждан оружия, - личный досмотр, досмотр вещей, жилища и транспортных средств (совместно с МВД, ФСБ); д) ограничение или запрещение продажи оружия, ядовитых веществ, спиртных напитков; в исключительных случаях допускается временное изъятие у граждан огнестрельного и холодного оружия и боеприпасов, ядовитых и взрывчатых веществ, а у предприятий, учреждений и организаций - также и учебной военной техники и радиоактивных веществ; е) выдворение нарушителей общественного порядка, не являющихся жителями данной местности, к месту их постоянного проживания либо за пределы территории, на которой введено чрезвычайное положение, за их счет (совместно с МВД); ж) временное выселение (эвакуация) граждан из районов, опасных для проживания, с обязательным предоставлением им стационарных или временных жилых помещений (совместно с МВД); з) введение особого порядка распределения продуктов питания и предметов первой необходимости (совместно с МЧС, МВД); и) установление карантина и проведение других санитарно-противоэпидемиологических мероприятий (совместно с МВД); к) мобилизация ресурсов государственных предприятий, учреждений и организаций, изменение режима их работы, переориентация на производство необходимой в условиях чрезвычайного положения продукции, иные изменения производственной деятельности, не обходимые для проведения аварийно-спасательных и восстановительных работ; л) отстранение от работы на период чрезвычайного положения руководителей государственных учреждений, предприятий и организаций, при ненадлежащем исполнении ими своих обязанностей, и назначение временно исполняющими обязанности указанных руководителей других лиц (комендант территории); м) в исключительных обстоятельствах, связанных с необходимостью неотложного проведения аварийно спасательных работ, допустима мобилизация трудоспособного населения и транспортных средств граждан для проведения указанных работ при обязательном обеспечении безопасности труда (совместно с МВД). Меры, предпринимаемые Вооруженными Силами Российской Федерации по пресечению нарушений в период введения чрезвычайного положения, должны быть совместимы с обязательствами, вытекающими из действующих международных договоров Российской Федерации в области прав человека, а также не должны влечь за собой какой-либо дискриминации отдельных лиц или групп населения исключительно по признакам расы, национальности, пола, языка, религии, политических убеждений или социального происхождения. Командование воинских частей и подразделений должно обеспечить безопасность мирных граждан, не должно допускать применение пыток, жестокого, бесчеловечного или унижающего человеческое достоинство обращения или наказания, каких-либо ограничений права на жизнь, на свободу мысли, совести, религии в понимании этих прав и свобод, принятом в Международном Пакте о гражданских и политических правах и не противоречащих им законах Российской Федерации. А порядок и условия применения силы, специальных средств и огнестрельного оружия, состоящих на вооружении Вооруженных Сил Российской Федерации, регулируются общепризнанными принципами и нормами международного права и международных договоров Российской Федерации, законами Российской Федерации и не подлежат изменению в условиях чрезвычайного положения. Неправомерное применение силы военнослужащими Вооруженных Сил Российской Федерации, превышение воинскими должностными лицами служебных полномочий влекут за собой ответственность согласно действующему законодательству Российской Федерации. Совет Федерации, утвердивший указ о введении чрезвычайного положения, в течение всего периода чрезвычайного положения осуществляет контроль за соблюдением Законов РФ Вооруженными Силами Российской Федерации и проводит инспектирование соответствующих территорий, Вооруженных Сил Российской Федерации в районе чрезвычайного положения. Все воинские должностные лица обязаны содействовать осуществлению указанных функций Совета Федерации и незамедлительно представлять запрошенную информацию. Рассматривая вопросы участия Вооруженных Сил Российской Федерации в вооруженной борьбе, необходимо четко разграничить вооруженные конфликты на международные и внутринациональные. Международный вооруженный конфликт - это вооруженная борьба между двумя или несколькими сторонами, обладающими международной правосубъектностью: а) суверенными государствами; б) национально-освободительного движением и метрополией; в) признанной восставшей или воюющей стороной и соответствующим государством. Вооруженным конфликтом немеждународного характера называется вооруженное противостояние, имеющее место в пределах территории государства, между правительством, с одной стороны, и вооруженными повстанческими группами - с другой. В противостоянии противоборствующих сторон участвуют правительственные войска, с одной стороны, а с другой, субъектами, входящими в состав вооруженных отрядов, могут быть повстанцы, мятежники, революционеры, сепаратисты, борцы за свободу, террористы, целью борьбы которых является стремление захватить власть, достичь большей автономии в пределах государства, или борющиеся за отделение и создание собственного, независимого государства. Причинами возникновения вооруженных конфликтов немеждународного характера являются: - нарушение прав меньшинств населения государств; - несоблюдение прав человека и гражданина со стороны государственных органов власти; - неспособность публичной власти управлять страной, обеспечивать законность и правопорядок в стране, в результате чего различные группировки населения начинают между собой борьбу за власть <*>. -------------------------------- <*> Егоров С. А. Вооруженные конфликты и международное право. М., 2003. С. 42.

К вооруженным конфликтам немеждународного характера относятся вооруженные конфликты, происходящие на территории какого-либо одного государства между его вооруженными силами и антиправительственными организованными вооруженными группами, которые, находясь под ответственным командованием, осуществляют такой контроль над частью его территории, который позволяет им осуществлять непрерывные и согласованные военные действия <*>. -------------------------------- <*> Леншин С. И. Международное гуманитарное право. М. ВУ. 2004. С. 438.

Вооруженный конфликт немеждународного характера отличается от международного вооруженного конфликта: а) наличием враждебных организованных действий между противоборствующими силами одного и того же государства; б) фактическим участием в боевых действиях вооруженных сил противоборствующих сторон, включая полицейские подразделения; в) применением оружия; г) коллективным характером выступлений (отдельные антиправительственные выступления, случаи нарушения конституционного строя в стране, возникновение обстановки внутренней напряженности не относятся к категории вооруженного конфликта немеждународного характера); д) определенной степенью организованности повстанцев и наличием органов, ответственных за их действия; е) обладанием частью территории соответствующего государства, контролем над ней (восставшие должны обладать не только частью территорий, но и эффективно осуществлять на ней функции власти, в том числе планировать и вести военные действия) <*>; -------------------------------- <*> Коровин Е. А. Международное право переходного времени. М.: Международные отношения, 2004.

ж) небольшой продолжительностью и непрерывностью вооруженного конфликта. Отдельные, эпизодические выступления слабо организованных групп не могут рассматриваться как вооруженные конфликты немеждународного характера <*>. -------------------------------- <*> Леншин С. И. Международное гуманитарное право. М., ВУ, 2004. С. 439.

Государства не должны вмешиваться во внутренние конфликты на территории другого государства. Однако на практике осуществляются определенные вооруженные мероприятия, получившие название "гуманитарной интервенции". Именно так были охарактеризованы вооруженные акции в Сомали и Руанде, предпринятые с целью приостановления происходивших там внутренних конфликтов, сопровождавшихся массовыми человеческими жертвами. Внутренние беспорядки - ситуация, когда в условиях отсутствия вооруженного конфликта государство применяет силу - Вооруженные Силы Российской Федерации в целях сохранения или восстановления правопорядка и законности. Внутренняя напряженность - это ситуация, когда в условиях отсутствия внутренних беспорядков государство прибегает к превентивному применению силы в целях сохранения спокойствия (мира) и законности <*>. Во всех войнах и конфликтах, независимо от причин их возникновения и признания или непризнания воюющей стороны в качестве таковой, все воюющие должны строго соблюдать и выполнять действующие нормы международного права, направленные на защиту жертв войны и уменьшение разрушений и страданий. -------------------------------- <*> Арцибасов И. Н. Международное право. М., ВУ, 1997. С. 241.

Статья 3 Женевской конвенции 1949 г. гарантирует лицам, которые непосредственно не участвуют в боевых действиях либо прекратили участие в них вследствие болезни, ранения, задержания или по любой другой причине, минимальные гуманитарные права. В отношении их запрещены действия со стороны Вооруженных Сил Российской Федерации: убийства; жестокое обращение; пытки и истязания; оскорбительные или унижающее обращение (в том числе по причинам расы, религии, веры, происхождения, имущественного положения); использование в качестве заложников; внесудебные расправы. Что же касается участников антиправительственных вооруженных формирований, которые продолжают участвовать в боевых действиях и не складывают оружие, то нормы международного гуманитарного права в период вооруженных конфликтов оставляют за государством - Вооруженными Силами Российской Федерации любые варианты силового воздействия на них, вплоть до физического уничтожения. Такого рода кризисные ситуации характеризуются как внутренние вооруженные конфликты низкой интенсивности <*>. -------------------------------- <*> Леншин С. И. Международное гуманитарное право. М., ВУ, 2004. С. 358.

В международном гуманитарном праве сложилось деление вооруженных конфликтов на: - конфликты немеждународного характера; - конфликты низкой интенсивности; - конфликты высокой интенсивности. Не относятся к внутренним вооруженным конфликтам случаи нарушения общественного порядка и ситуации внутренней напряженности, массовые беспорядки, отдельные акты насилия или аналогичные действия <*>. Женевские конвенции 1949 года наряду с термином "война" применяют выражения "международный вооруженный конфликт" (ст. 2) и "немеждународный вооруженный конфликт" (ст. 3). -------------------------------- <*> Утверждено Приказом Министра обороны Российской Федерации от 8 августа 2001 г. N 360.

Командир воинской части, соединения, командующие объединениями, округами и их штабы при организации и ведении боевых действий по пресечению незаконной деятельности террористов, участников бандформирований в первую очередь обязаны выполнить боевые задачи, при этом они должны обеспечить соблюдение норм международного гуманитарного права, предусматривая все возможные меры предосторожности с тем, чтобы избежать, а если это невозможно, то свести к минимуму потери среди гражданского населения и ущерб гражданским объектам. Командир должен воздерживаться от размещения элементов боевого порядка, военных объектов в густонаселенных районах или вблизи от них и принимать все возможные меры для того, чтобы эвакуировать гражданских лиц и гражданские объекты, находящиеся вблизи военных объектов, соблюдая при этом правила обращения с гражданским населением на оккупированных территориях <*>. -------------------------------- <*> Наставление по международному гуманитарному праву для Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденное Приказом Министра обороны Российской Федерации от 8 августа 2001 г. N 360.

При подготовке воинских частей и подразделений к боевым действиям и по управлению ими в ходе боя деятельность командиров (начальников) должна осуществляться с учетом принципов международного гуманитарного права: законности, различия, соразмерности, гуманности и военной необходимости. Принцип законности заключается в строгом и точном соблюдении норм международного гуманитарного права всеми органами военного управления, военнослужащими и гражданским персоналом. Принцип различия заключается в проведении при любых обстоятельствах различия между гражданским населением и военнослужащими, также между гражданскими и военными объектами, что позволяет обеспечить защиту гражданского населения и гражданских объектов при ведении боевых действий и сосредоточить действия войск только против военных объектов противника <*>. -------------------------------- <*> Леншин С. И. Международное гуманитарное право. М., ВУ, 2004. С. 459.

Принцип соразмерности заключается в том, что воюющие стороны не должны наносить ущерб гражданским объектам и вызывать потери среди гражданского населения, несоразмерные с преимуществом над противником, которое предполагается получить в результате боевых действий. Принцип гуманности заключается в уважении и защите лиц, которые непосредственно не принимают участия в боевых действиях, включая и лиц из состава вооруженных формирований противника, сложивших оружие или прекративших принимать участие в бою по любой другой причине. Принцип военной необходимости заключается в выборе любых, но не запрещенных нормами международного гуманитарного права, способов выполнения поставленной задачи. Применяя принцип военной необходимости, командир должен стремиться сводить к минимуму случайные потери и разрушения. При планировании и организации военных операций нормы международного гуманитарного права не изменяют установленный боевыми уставами порядок организации боевых действий, однако при принятии решения и планировании боевых действий командирами и штабами должна приниматься во внимание необходимость соблюдения норм международного гуманитарного права. В работе штаба по планированию и организации военных операций участвует помощник командира по правовой работе. Командир (начальник), при уяснении полученной боевой задачи должен понять сущность и порядок проведения мероприятий по выполнению норм международного гуманитарного права, предусмотренных вышестоящим командиром. При оценке боевой обстановки командир должен изучить вопросы: 1) при оценке своих войск - знание личным составом норм международного гуманитарного права и обеспеченность необходимыми документами и имуществом; 2) при оценке противника - возможность нарушения им норм международного гуманитарного права: а) при оценке районов предстоящих действий - места расположения лиц и объектов, находящихся под защитой международного гуманитарного права, и их влияние на действия своих войск; б) вероятные экологические последствия от действий своих войск и войск противника; в) вероятность и степень использования противником объектов, находящихся под защитой международного гуманитарного права, в районе боевых действий (на местности) и на маршрутах выдвижения <*>. -------------------------------- <*> Алексеева Л. Б., Жуйков В. М., Лукашук И. И. Международные нормы о правах человека и применение их судами Российской Федерации. М., 2004. С. 231.

3) Делая вывод об оценке боевой обстановки, командующий, командир, исходя из принципов и норм международного гуманитарного права, определяет необходимость и порядок использования гражданских объектов в интересах выполнения боевой задачи и возможные последствия этого. 4) Командир должен принять такой вариант решения, который обеспечивает выполнение поставленной боевой задачи и представляет наименьшую опасность для лиц и объектов, находящихся под защитой международного гуманитарного права. При принятии решения на проведение военной операции и ведение боевых действий командир обязан: а) в замысле, определяя направление сосредоточения основных усилий (главного удара), учитывать нахождение в районе боевых действий (на местности) лиц и объектов, находящихся под защитой международного гуманитарного права, и степень их защищенности: определяя способы разгрома противника, учитывать принципы различия, гуманности и военной необходимости; б) при определении боевых задач <*> подчиненным воинским частям (подразделениям) руководствоваться принципом соответствия боевых задач соразмерности нанесения ущерба гражданским объектам и потерям среди гражданского населения. -------------------------------- <*> Пикте Ж. Развитие и принципы международного гуманитарного права. М.: МККК, 1993.

При проведении рекогносцировки командир изучает на местности места расположения объектов (зон), находящихся под защитой международного гуманитарного права, и с учетом этого уточняет свое решение, намечает места укрытия или маршруты эвакуации из района боевых действий лиц, находящихся под защитой международного гуманитарного права. При постановке боевых задач подчиненным воинским соединениям и частям (подразделениям) командир доводит до них сведения о местах расположения лиц и объектов, находящихся под защитой международного гуманитарного права, степени их защищенности. При организации боевого взаимодействия командир должен оценить боевые возможности воинских соединений и частей (подразделений), согласовать вопросы огневого поражения противника и действий воинских соединений и частей, не нарушая норм международного гуманитарного права. Назначение маршрутов выдвижения (маневра), рубежей развертывания, оборонительных (огневых, стартовых) позиций, районов и рубежей не должно быть в районах проживания (скопления) гражданского населения и расположения объектов (зон), находящихся под защитой международного гуманитарного права. При планировании военных операций, боевых действий командующий командир и их штабы должны учитывать, что боевому поражению, руководствуясь принципом соразмерности, могут подвергаться военные цели. Решение о нанесении ударов по культурным ценностям, находящимся под специальной защитой, может быть принято начальником не ниже командира соединения <*>. -------------------------------- <*> Фердросс А. Международное право. М., 2001.

При контроле готовности воинских соединений, частей к боевым действиям анализируется соответствие принятых решений принципам международного гуманитарного права; проверяется знание личным со ставом норм международного гуманитарного права, Кодекса поведения военнослужащего - участника боевых действий; осуществляется контроль своевременности качества выполнения мероприятий по избежанию или сведению к минимуму ущерба лицам и объектам, находящимся под защитой международного гуманитарного права. В необходимых случаях в ходе военно-стратегических игр, командно-штабных и тактических учений, тренировок и занятий с подчиненными командующим, командирами, их штабами, воинскими частями (под разделениями) могут отрабатываться вопросы применения норм международного гуманитарного права. В ходе ведения военных операций, боевых действий командир обязан постоянно уточнять, какие объекты находятся под защитой международного гуманитарного права, а какие являются военными объектами, и с учетом этого принимать все возможные меры предосторожности при выборе способов и средств нападения, чтобы избежать случайных потерь среди гражданского населения и случайного ущерба гражданским объектам, а если это невозможно, то свести их к минимуму. Нападение не предпринимается, если можно ожидать, что оно вызовет случайные потери или ущерб, которые были бы чрезмерными по отношению к преимуществу в бою, получаемому от этого нападения. Оно отменяется или приостанавливается, как только становится очевидным, что случайные потери и ущерб будут чрезмерными. В случаях, когда в ходе боевых действий позволяет обстановка, делается заблаговременное предупреждение о нападениях, которые могу за тронуть гражданское население. При ведении обороны командиры и их штабы уточняют расположение объектов (зон) и лиц, находящихся под защитой международного гуманитарного права, на маршрутах выдвижения и рубежах развертывания противника перед фронтом обороны, а также характер (статус) объектов (целей), запланированных к поражению; при необходимости задачи подчиненным уточняются. В ходе наступления при огневом поражении противника и уточнении решения по мере изменения обстановки должна постоянно вестись разведка объектов (целей) поражения и уточняться их характер (статус) в целях недопущения причинения разрушений, не оказывающих влияния на результаты выполнения поставленной боевой задачи, соблюдения мер предосторожности в отношении гражданского населения, гражданских объектов и других объектов (зон), находящихся под защитой международного гуманитарного права. Проведение военных операций, боевых действий в особых условиях <*>. При проведении военных операций, ведении боевых действий в городе (населенном пункте) командующий, командир и их штабы учитывают: нахождение в городе (населенном пункте) гражданского населения; расположение объектов, необходимых для выживания гражданского населения, а также других объектов (зон), находящихся под защитой международного гуманитарного права. Особое внимание должно уделяться недопущению превращения гражданского населения и отдельных гражданских лиц в объекты нападения и совершения нападений неизбирательного характера. -------------------------------- <*> Леншин С. И. Международное гуманитарное право. М., ВУ, 2004. С. 521.

При ведении боевых действий на водных преградах (морском побережье, островах) не допускается уничтожение (разрушение) плотин, дамб, а также объектов, необходимых для выживания гражданского населения (ирригационные сооружения и сооружения для снабжения питьевой водой), за исключением случаев, когда эти объекты теряют свой иммунитет. При ведении боевых действий в горах необходимо учитывать возможность камнепадов, сходов снежных лавин, селевых потоков, представляющих угрозу для лиц и объектов, находящихся под защитой международного гуманитарного права. При ведении боевых действий в лесу необходимо учитывать возможность возникновения лесных пожаров, представляющих угрозу для лиц и объектов, находящихся под защитой международного гуманитарного права. При ведении боевых действий в пустыне необходимо учитывать возможность разрушения источников воды и гидротехнических сооружений, необходимых для выживания гражданского населения <*>. -------------------------------- <*> См.: O'Donnel D. Tendances dans l'application du droit international humanitaire par les mecanismes des droits de l'homme des nations Unies // RICR. Septembre 1998. P. 51 et s.

Передвижения войсковых частей. При совершении марша движение колонн через населенные пункты должно совершаться с максимально возможной в данных условиях скоростью. При этом, если позволяет обстановка, гражданское население заблаговременно оповещается о прохождении колонн. Места для привалов и остановок воинских колонн должны, по возможности, выбираться в стороне от населенных пунктов, районов (зон) и объектов, находящихся под защитой международного гуманитарного права. Личный состав соединения (воинской части, под разделения), принимающий участие в операциях по поддержанию или восстановлению международного мира и безопасности, обязан соблюдать нормы международного гуманитарного права с учетом требований документов, регламентирующих порядок и условия проведения указанных операций. Жертвы вооруженных конфликтов пользуются уважением и находятся под защитой международного гуманитарного права на территории, контролируемой войсками, если они воздерживаются от любых враждебных действий по отношению к вооруженным силам. Как в ходе боевых действий, так и после выполнения поставленной задачи командир обязан принять меры по розыску и сбору раненых и больных независимо от их принадлежности, оградить их от мародерства и обеспечить им необходимый уход и защиту. Всем раненым, больным и лицам, потерпевшим кораблекрушение, независимо от того, к какой стороне они принадлежат, предоставляется в максимально возможной форме и в кратчайшие сроки медицинская помощь и уход, который требует их состояние <*>. -------------------------------- <*> Фердросс А. Международное право. М., 2001. С. 154.

Говоря о статусе военнопленного и праве на соответствующее обращение, необходимо отметить, что оно вступает в силу с момента взятия в плен и действует до их окончательного освобождения и репатриации. С военнопленными необходимо обращаться гуманно, защищая их от актов насилия. Перемирие и окончание боевых действий представляет собой временное прекращение боевых действий, осуществляемое на основе взаимного соглашения между участниками вооруженного конфликта. Местное перемирие заключается с целью приостановить боевые действия между отдельными частями в ограниченном районе для поиска, сбора и эвакуации раненых, больных и лиц, потерпевших кораблекрушение, погибших (умерших) и их обмена. Вступление в контакт с командиром противостоящего воинского формирования противника осуществляется под руководством командира воинской части и только с разрешения (или по распоряжению) вышестоящего командира. Для установления контактов с противником могут использоваться технические средства (звуковещательные станции, средства радиосвязи), высылаться парламентер или применяться другие способы и средства применительно к конкретной обстановке. С этой целью командир может также обратиться за помощью к посредникам из числа представителей гуманитарных организаций <*>. Парламентер, как правило, назначается из числа наиболее подготовленных офицеров. Парламентер, а также сопровождающие его лица (трубач, горнист или барабанщик, переводчик, лицо, несущее белый флаг) пользуются правом на неприкосновенность. -------------------------------- <*> Пикте Ж. Развитие и принципы международного гуманитарного права. М.: МККК, 1993.

В достигнутом с противником соглашении о перемирии определяются время его действия, границы района поиска (сбора, обмена, эвакуации) раненых, больных и лиц, потерпевших кораблекрушение, погибших (умерших), а также другие вопросы, необходимые для соблюдения соглашения. Перемирие оформляется письменным приказом. После окончания боевых действий в определенном районе, как только позволит обстановка, командир обязан организовать сотрудничество с местной администрацией по возвращению временно перемещенных лиц на прежнее место жительства; возврату гражданского имущества, которое временно использовалось в военных целях, его владельцам; снятию инженерных заграждений, разминированию местности и гражданских объектов; ремонта дорог и восстановлению объектов, имеющих важное значение для гражданского населения. Оккупация - это занятие вооруженными силами (оккупационными войсками) территории противника и принятие на себя управления ею. Командующий объединения, командир соединения (воинской части, подразделения), расположенного на оккупированной территории, обязан уважать существующие на оккупированной территории законы, принимать все зависящие от него меры по обеспечению общественного порядка и безопасности, предотвращения грабежа и незаконной конфискации имущества. Командующий, командир обязан способствовать обеспечению снабжения гражданского населения продовольствием и медикаментами, а также организовывать взаимодействие с гуманитарными организациями по вопросам доставки гуманитарных грузов.

Особенности применения норм международного гуманитарного права в вооруженных конфликтах немеждународного характера

Защита жертв вооруженного конфликта применяется ко всем лицам, затрагиваемым этим вооруженным конфликтом, без различия, основанного на признаках расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного положения или иного статуса, или на каких-либо других подобных критериях. Все лица, не принимающие непосредственного участия или прекратившие принимать участие в боевых действиях, независимо от того, ограничена их свобода или нет, имеют право на уважение своей личности, своей чести, своих убеждений и своих религиозных обрядов. При всех обстоятельствах с ними обращаются гуманно. Запрещается отдавать приказ не оставлять никого в живых. В отношении вышеуказанных лиц запрещаются действия: посягательство на их жизнь, причинение вреда их здоровью, физическому и психическому состоянию, в частности убийство, а также пытки, нанесение увечий или любые формы телесных наказаний; коллективные наказания; взятие заложников; акты терроризма; надругательство над человеческим достоинством, в частности унизительное и оскорбительное обращение, изнасилование, принуждение к проституции или непристойное посягательство в любой форме; рабство и работорговля во всех формах; грабеж; угрозы совершить любое из вышеуказанных действий. Дети, не достигшие пятнадцатилетнего возраста, не подлежат вербовке в вооруженные силы или боевые группы, и им не разрешается принимать участие в боевых действиях. Медицинский и духовный персонал пользуется уважением и защитой, ему оказывается вся возможная помощь для выполнения ими своих обязанностей. Запрещается требовать, чтобы при выполнении своих функций медицинский персонал отдавал предпочтение какому-либо лицу, кроме как по соображениям медицинского характера. Во время вооруженного конфликта немеждународного характера гражданское население пользуется защитой от опасностей, возникающих в связи с боевыми действиями, и не должно являться объектом нападения. Запрещаются акты насилия или угрозы насилием, имеющие целью терроризировать гражданское население. Гражданские лица пользуются защитой, если и до тех пор, пока они не принимают непосредственного участия в боевых действиях. Запрещается: использовать голод среди гражданского населения в качестве способа ведения боевых действий, в том числе подвергать нападению, уничтожать, вывозить или приводить в негодность объекты, необходимые для выживания гражданского населения; принудительное перемещение гражданского населения по причинам, связанным с вооруженным конфликтом, если необходимость в этом не вызывается требованиями обеспечения безопасности самого населения или военной необходимостью; принуждать гражданских лиц покидать свою собственную территорию по причинам, связанным с конфликтом <*>. -------------------------------- <*> Леншин С. И. Международное гуманитарное право. М., ВУ, 2004. С. 538.

Особо опасные объекты не подлежат нападению даже в тех случаях, когда указанные объекты являются военными объектами, если такое нападение может вызвать тяжелые потери среди гражданского населения. Запрещается совершать какие-либо враждебные акты, направленные против культурных ценностей, и использовать их для достижения успеха в бою. Общества помощи, находящиеся на территории государства, такие, как организации Красного Креста и Красного Полумесяца, могут предлагать услуги с целью выполнения гуманитарных функций в отношении жертв вооруженного конфликта. Гражданское население может предлагать подбирать раненых, больных и лиц, по терпевших кораблекрушение, и ухаживать за ними. Уголовное преследование лиц, совершивших военные и иные преступления в период вооруженного конфликта немеждународного характера, осуществляется на основании законодательства Российской Федерации путем следственных действий и вынесения судебного приговора, обеспечивающего основные гарантии независимости и беспристрастности.

Название документа