Сотрудник милиции общественной безопасности (МОБ)
(Кваша Л.)
("Юридический мир", 2005, N 11)
Текст документа
СОТРУДНИК МИЛИЦИИ ОБЩЕСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ (МОБ)
Л. КВАША
Л. Кваша, профессор кафедры правоохранительной деятельности Академии экономической безопасности МВД РФ, кандидат юридических наук, доцент.
Термин "сотрудник милиции общественной безопасности" является родовым, поскольку обозначает должностных лиц органов внутренних дел, проходящих федеральную государственную правоохранительную службу в следующих службах и подразделениях милиции: в дежурных частях (они одновременно являются дежурными частями соответствующих органов внутренних дел); в службе участковых уполномоченных милиции; в Государственной инспекции безопасности дорожного движения (ГИБДД); в службе охраны и надзора изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых; в специальных приемниках для содержания лиц, арестованных в административном порядке; в приемниках-распределителях для лиц, задержанных за бродяжничество и попрошайничество; в медицинских вытрезвителях; в центрах временной изоляции для несовершеннолетних правонарушителей; в отрядах милиции особого назначения; в подразделениях вневедомственной охраны; дознания; патрульно-постовой службы милиции; лицензионно-разрешительной работы и контроля за частной детективной и охранной деятельностью; охраны и конвоирования; по делам несовершеннолетних; по борьбе с правонарушениями в сфере потребительского рынка и исполнения административного законодательства; по охране дипломатических и консульских учреждений иностранных государств.
Входящие в состав милиции общественной безопасности подразделения вневедомственной охраны при органах внутренних дел отличаются тем, что для них установлено самофинансирование и перечень объектов, подлежащих обязательной охране этими подразделениями; предусмотрено, что порядок создания, реорганизации и ликвидации указанных подразделений определяет Министр внутренних дел России, одновременно утверждающий нормативы их численности.
На уровне городского и районного органа внутренних дел создаются службы, подразделения, учреждения, которые непосредственно решают задачи, возложенные на милицию общественной безопасности, а именно:
- обеспечение личной безопасности граждан;
- охрана общественного порядка и обеспечение общественной безопасности;
- предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений;
- раскрытие преступлений, по делам о которых производство предварительного следствия не обязательно, и расследование преступлений в форме дознания;
- оказание в пределах компетенции милиции общественной безопасности помощи гражданам, должностным лицам, предприятиям, учреждениям, организациям и общественным объединениям.
Вышеперечисленные задачи на уровне городского и районного органа внутренних дел решают универсальные службы, деятельность которых предполагает выполнение широкого спектра обязанностей с учетом практически всех вышеназванных задач (это участковые инспектора милиции, дежурные части милиции). Кроме того, в состав МОБ входят специализированные подразделения, в обязанности которых входит определенный аспект поддержания правопорядка. Они дифференцируются в зависимости от характера деятельности и объема имеющихся у них полномочий. Например, отделы по предупреждению правонарушений среди несовершеннолетних осуществляют только профилактическую работу и поэтому опираются лишь на отдельные полномочия сотрудников милиции, пределы которых устанавливает их компетенция. В отличие от них подразделения патрульно-постовой службы милиции, Государственной инспекции безопасности дорожного движения, охраны объектов по договорам, лицензионно-разрешительной работы обладают значительным объемом полномочий, обеспечивающих выполнение возложенных на них обязанностей.
Особую специализацию подразделений по раскрытию преступлений и дознания, по делам о которых производство предварительного следствия не обязательно, отражает предоставление их должностным лицам полномочий согласно УПК РФ и Федерального закона об ОРД. Эти должностные лица осуществляют оперативно-розыскную деятельность в ограниченном по сравнению с криминальной милицией объеме.
Структурными звеньями МОБ являются учреждения, предназначенные для временной изоляции отдельных категорий граждан от общества - изоляторы для временного содержания задержанных и заключенных под стражу лиц; приемники-распределители для лиц, задержанных за бродяжничество и попрошайничество; приемники-распределители для несовершеннолетних; медицинские вытрезвители; специальные приемники для лиц, подвергнутых административному аресту.
Для обеспечения содержания и транспортировки граждан, содержащихся в вышеуказанных учреждениях, в составе МОБ функционирует служба, специализирующаяся на охране и конвоировании задержанных и арестованных.
В своей разнообразной деятельности милиция общественной безопасности в лице ее служб, подразделений, учреждений взаимодействует с оперативными подразделениями криминальной милиции и иными службами органов внутренних дел, с органами и учреждениями уголовно-исполнительной системы, с судами, судебными приставами, прокуратурой, а также с органами ФСБ, таможенными органами и органами пограничной охраны.
Поскольку МОБ создается, реорганизуется, финансируется, а ее руководители назначаются по согласованию с органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления, то она координирует свою деятельность в пределах, установленных законом, с органами представительной и исполнительной власти.
Таким образом, милиция общественной безопасности - это составная часть милиции России в виде универсальных и специализированных служб, подразделений и учреждений, для которых установлены определенные процедурные особенности создания, реорганизации, ликвидации, назначения руководителей и ресурсного обеспечения, зафиксированные в Законе РФ "О милиции", Положении о милиции общественной безопасности в Российской Федерации и в иных правовых актах.
Нормы, отражающие правовое положение сотрудников МОБ, содержащиеся в ст. 10, 11 Закона РФ "О милиции", разделе 4 Положения о милиции общественной безопасности в Российской Федерации, а также в иных правовых актах, составляющих основу деятельности данной разновидности милиции, могут быть сгруппированы следующим образом.
Прежде всего это нормы, которые представляют собой алгоритмы типовых действий сотрудника милиции в определенных ситуациях, когда они сталкиваются с преступлениями, административными правонарушениями, различного рода чрезвычайными ситуациями и т. п. Так, сотрудник МОБ всегда и везде при получении сообщения от гражданина или должностного лица о совершаемом, совершенном преступлении или административном правонарушении, а также в случае, когда он сам является свидетелем противоправного деяния либо угрозы его совершения, должен принять меры по предотвращению, пресечению совершаемого деяния и установлению его обстоятельств. Поэтому он вправе потребовать от лица, совершающего или намеревающегося совершить правонарушение, отказаться от противоправных намерений или прекратить незаконные действия. Если позволяет ситуация, то сотрудник милиции должен представиться и указать на свои законные полномочия.
В соответствии с действующими нормами он вправе осуществить действия по пресечению совершаемого противоправного деяния, применив к нарушителю физическую силу, огнестрельное оружие, специальные средства. Последние используются в порядке, предусмотренном разделом IV Закона РФ "О милиции", исходя из потребностей, обусловленных характером конфликтной ситуации.
При следующем варианте действий сотрудник милиции может задержать и доставить в ОВД лицо, которое представляет опасность для окружающих людей, подозрительно себя ведет, совершает или совершило общественно опасное деяние. При этом работник милиции должен руководствоваться нормами Закона РФ "О милиции", устанавливающими основания для задержания и иные его аспекты, например указывающие на необходимость медицинского освидетельствования задержанного, оказания ему медицинской помощи и др.
Далее сотрудник МОБ вправе идентифицировать личность, потребовав и проверив у лица, подозреваемого в совершении правонарушения, документы, удостоверяющие его личность. С соблюдением процедурных особенностей сотрудник милиции вправе осуществить личный досмотр и досмотр вещей.
Если лицо, подозреваемое в совершении преступления, пытается скрыться, сотрудник МОБ вправе преследовать его. В ходе преследования он может:
- входить в жилые и хозяйственные помещения граждан в любое время суток;
- входить в помещения организаций независимо от форм собственности в любое время суток;
- проникать в транспортные средства.
Если граждане или должностные лица отказываются повиноваться сотруднику милиции, последний вправе с применением силы открыть соответствующие помещения или транспортные средства, а также использовать при преследовании граждан, скрывающихся от милиции, любые транспортные средства независимо от их принадлежности, исключая транспорт дипломатических или консульских представительств.
При получении от гражданина заявления или сообщения о совершенном или совершаемом в определенном месте или на объекте противоправном деянии он может следовать на место происшествия, используя беспрепятственно и бесплатно все виды транспорта.
Сотрудникам милиции общественной безопасности приходится сталкиваться с различными ситуациями. К их числу относятся не только противоправные деяния, но и стихийные бедствия, катастрофы, несчастные случаи и т. п. Поэтому любой из них, например во время стихийных бедствий и катастроф, вправе проникать в жилые, хозяйственные помещения граждан, помещения организаций, в транспортные средства для принятия мер по оказанию помощи.
В этих же случаях любой сотрудник милиции общественной безопасности должен принять меры по доставлению нуждающихся в неотложной медицинской помощи лиц в лечебные учреждения, а также по спасению имущества граждан, государственного и общественного имущества, собственности учреждений, предприятий и организаций. Находясь на месте происшествия, он должен обеспечить его охрану, сообщить о случившемся в подразделение милиции, а также принять меры к установлению свидетелей преступления или правонарушения.
Поскольку кризисные ситуации могут застать работника милиции в любом месте, он вправе бесплатно пользоваться средствами связи, принадлежащими гражданам, организациям, для информирования об этом милиции, требовать необходимой ему помощи от представителей организаций, просто от любых граждан.
Указанные нормы и правила действий характерны для правового статуса сотрудника МОБ как бы в широком аспекте, и в этом смысле они совпадают с нормами правового статуса работника милиции вообще. Помимо отмеченных в Законе РФ "О милиции", иных федеральных законах, в других правовых актах, входящих в структуру правовой основы деятельности милиции, есть и нормы, определяющие конкретный нормативно-правовой статус сотрудников служб, подразделений и учреждений МОБ с учетом особенности несения службы в различных подразделениях МОБ.
Поэтому можно выделить особенности, характерные для правового статуса определенных категорий сотрудников милиции общественной безопасности.
Специфика правового статуса оперативного дежурного
дежурной части органа внутренних дел
Данное должностное лицо организует работу дежурной смены и руководит сотрудниками милиции, входящими в ее состав, поэтому обязано постоянно находиться в помещениях дежурной части, а в случае убытия из них - поручать своему помощнику замещать его и временно выполнять обязанности оперативного дежурного. По возвращении оперативный дежурный должен ознакомиться со складывающейся оперативной обстановкой, указаниями, поступившими от руководителей городского или районного органа внутренних дел, обеспечить их исполнение.
Это должностное лицо вправе руководить личным составом от имени начальника ОВД и его заместителей, а в период несения службы - отдавать обязательные для исполнения распоряжения находящимся в его подчинении дежурным подразделениям. Кроме того, оперативный дежурный руководит служебными нарядами, проверяя выполнение ими соответствующих задач. При изменении оперативной обстановки и возникновении сложных ситуаций он вправе временно изменять расстановку сил и средств на подведомственной территории с обязательным последующим информированием руководства городского и районного органа внутренних дел; обеспечивает своевременное реагирование на сообщения о преступлениях, привлекая к преследованию преступников по "горячим следам" задействованные на охрану общественного порядка наряды милиции, отдавая распоряжения следственно-оперативной группе, указания о выезде на место происшествия, обеспечивая в случае необходимости ввод в действие специальных оперативных планов, собирая по тревоге весь личный состав горрайоргана или отдельного подразделения; организует силами служебных нарядов охрану места совершения преступления, для раскрытия которого он задействовал следственно-оперативную группу, поддерживая постоянный контакт с руководителем последней и получая информацию о результатах поиска преступника, однако не вмешиваясь в оперативно-розыскную или уголовно-процессуальную деятельность соответственно оперативного уполномоченного им следователя. По просьбе последних он вправе получать в информационном центре сведения, требующиеся для раскрытия преступления и розыска преступников; организует реагирование на различного рода чрезвычайные ситуации, обращаясь за помощью как в вышестоящие, так и в соседние органы внутренних дел, требуя от соответствующих учреждений представления транспортных средств, необходимых для спасения людей, оказания им помощи и т. п.; обеспечивает выяснение обстоятельств задержания и доставления лиц, решает вопросы о пребывании их в комнате для административно задержанных, о водворении в ИВС и направлении в специализированные учреждения милиции; обеспечивает заступление на службу нарядов милиции, предназначенных для охраны общественного порядка, а затем контролирует их работу, организует маневрирование ими; осуществляет обмен информацией между руководителями и сотрудниками органов внутренних дел, если они прибегают для этого к помощи дежурной части; организует решение иных вопросов, связанных с текущей работой служб, подразделений и учреждений милиции, находящихся в его ведении оружия, боеприпасов, специальных средств, оперативной и криминалистической техники, средств связи, защиты и иного имущества, обеспечивает сохранность, а также контроль за охраной зданий ОВД и ИВС (по указанию руководителей городского или районного органа внутренних дел); обеспечивает движение лиц, содержащихся в ИВС, их освобождение при наличии к тому законных оснований, передачу для конвоирования и т. п. Он также вправе проверять состояние охраны ИВС, осматривать камеры и другие помещения ИВС, досматривать и опрашивать содержащихся там лиц, проверяя наличие задержанных и заключенных по списку, в том числе на предмет соблюдения сроков содержания и т. п.
Поскольку в распоряжении дежурного оказывается значительный объем информации об оперативной обстановке на территории, подведомственной органу внутренних дел, он должен обобщать ее, проводить предварительный анализ для доклада руководителям ОВД. Оперативный дежурный для решения этой задачи должен при получении заявления или сообщения о преступлении своевременно регистрировать их, а при поступлении иных сведений - фиксировать в соответствующей служебной документации, обеспечивая ее ведение в установленном порядке.
Специфика правового статуса дежурного по ИВС
Этот сотрудник милиции должен в любое время суток принимать лиц, задержанных и заключенных под стражу в ИВС, убедившись в наличии законного основания для этого и возможности содержать данного гражданина именно в ИВС. К числу документов-оснований относятся: протокол задержания в порядке ст. 122 УПК РФ, постановление следователя или лица, производящего дознание, санкционированное прокурором, об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу, постановление народного судьи об административном аресте и т. п.
Дежурный по ИВС обязан опросить задержанного или арестованного, выяснив и зарегистрировав его установочные данные в специальном журнале. Если этому сотруднику милиции заявлены жалобы по поводу состояния здоровья, то он организует медицинское освидетельствование данного гражданина, по результатам которого врачом выносится заключение о возможности содержать его в ИВС. Возможна его госпитализация в медицинское учреждение под охраной и лечение.
Дежурный по ИВС обеспечивает обыск задержанного и досмотр его вещей, изъятие и регистрацию денег, ценностей, предметов, которые задержанный не вправе иметь при себе в камере. В случае необходимости дежурный обеспечивает фотографирование, фиксацию задержанного на видео - и кинопленку, его дактилоскопирование. Дежурный по ИВС обязан водворить задержанного в камеру согласно правилам "рассадки", указанным в ст. 33 Федерального закона РФ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений", например, несовершеннолетних отдельно от взрослых, раздельно содержатся женщины и мужчины, особо опасные рецидивисты и другие преступники, ранее судимые и несудимые; задержанные за бродяжничество, административно арестованные также содержатся раздельно.
Оперативный дежурный по ИВС и другие работники, образующие сменный наряд, ведут круглосуточное наблюдение, охрану и надзор за лицами, содержащимися в ИВС, выявляют и пресекают нарушения режима содержания и принимают соответствующие меры воздействия вплоть до усиления изоляции нарушителя режима путем водворения его в карцер.
В случае возникновения чрезвычайных ситуаций в виде нападения на дежурную смену, в том числе с целью побега, сотрудники дежурной смены обязаны, опираясь на помощь оперативного дежурного по ОВД, пресечь эти противоправные действия. Если побег состоялся, то вводится в действие план поимки преступников.
При поступлении в ОВД документов-оснований к освобождению конкретного гражданина из ИВС дежурный обязан исполнить его, возвратив задержанному изъятые вещи, документы, ценности, обеспечив выдачу справки об освобождении из ИВС, а в случае необходимости - денег для проезда к месту жительства и т. п.
Специфика правового статуса сотрудников милиции,
осуществляющих изъятие с улиц и других общественных мест лиц,
пребывающих в состоянии алкогольного опьянения
Работники милиции, обнаружив в общественном месте пьяного гражданина, вправе удалить его из общественного места и доставить в медицинский вытрезвитель, если он утратил способность самостоятельно передвигаться либо склонен к причинению вреда окружающим или себе. Однако здесь действуют определенные ограничения, касающиеся круга граждан, находящихся в состоянии опьянения, но не подлежащих доставлению в медвытрезвитель. К ним относятся: лица, находящиеся в бессознательном состоянии, для которых характерны признаки острого отравления, наркотического опьянения, психоза, имеющие травмы черепа, другие видимые, как правило тяжкие, телесные повреждения, а равно признаки расстройства здоровья по причине нарушения мозгового кровообращения и т. п. (в этих ситуациях сотрудники милиции обязаны оказать социальную помощь, доставив его в лечебное учреждение, обеспечив вызов скорой помощи); несовершеннолетние, которые направляются в приемники-распределители, к родителям или лицам, их заменяющим. Если же это осуществить невозможно, то они могут быть помещены в медвытрезвитель, но отдельно от взрослых; военнослужащие и приравненные к ним категории государственных служащих при наличии документов, удостоверяющих их личность, экипированные в соответствующую форменную одежду, которые передаются в военную прокуратуру либо представителям соответствующего ведомства; дипломаты, иные иностранные граждане, пользующиеся иммунитетом; лица, совершившие преступления в состоянии алкогольного опьянения либо подозреваемые в этом, доставляются в дежурную часть милиции.
Сотрудники милиции, убедившись, что лицо, находящееся в состоянии алкогольного опьянения, не подпадает ни под одну из вышеуказанных категорий, обязаны:
- при доставлении пьяного гражданина в медвытрезвитель действовать так, чтобы не причинить вреда его здоровью, а также исключить агрессивные проявления с его стороны;
- исключить утрату им вещей, документов, ценностей;
- при пресечении буйства, бесчинства в форме агрессивного или аутоагрессивного поведения прекращать последнее, используя соразмерные меры.
Сотрудники медвытрезвителя обязаны в случае доставления к ним граждан, у которых обнаружены наркотики, иные предметы, изъятые из гражданского оборота, информировать об этом соответствующих руководителей органа внутренних дел. Аналогичным образом информируются определенные службы органов милиции о лицах, представляющих для них оперативный интерес.
Особенности правового статуса должностных лиц центров
временной изоляции для несовершеннолетних правонарушителей
Эти сотрудники милиции вправе осуществлять надзор за содержащимися в этих учреждениях подростками, лично досматривая их, а также их вещи, поступающие посылки, передачи. Осматриваются и помещения, где проживают или проводят досуг подростки. Данная категория сотрудников обязана устанавливать родителей несовершеннолетних и лиц, их заменяющих; представителей администрации детских учреждений, учебных заведений, специальных учебно-воспитательных учреждений, которые самовольно покинули несовершеннолетние; вызывать их в центры временной изоляции и решать вопрос о передаче им подростков. Если указанные граждане не прибывают за несовершеннолетними, то последние доставляются по месту жительства или учебы сотрудниками милиции. Персонал учреждений для несовершеннолетних вправе получать в организациях, учебных заведениях информацию, необходимую им для проведения работы по установлению личности безнадзорных подростков, направления их в лечебные и учебно-воспитательные учреждения.
Специфика правового статуса сотрудников
конвойной службы милиции
Получив задачу на конвоирование, сотрудники милиции, входящие в состав конвоя, производят прием под охрану конкретных лиц, идентифицируя их по соответствующим документам. Их личность устанавливается в ходе беседы с каждым из принимаемых под охрану и сопоставления полученных сведений с данными, имеющимися в сопроводительных документах. Начальник конвоя вправе отказаться от приема под охрану больных и беременных женщин, если по заключению врача они не подлежат конвоированию; граждан, не имеющих продовольствия и одежды по сезону; лиц, у которых имеются неточности и иные ошибки в сопроводительных документах либо эти документы отсутствуют; граждан, не прошедших санитарную обработку или находящихся в состоянии опьянения. Конвой обязан пройти инструктаж, в процессе которого каждый сотрудник должен знать расстановку для охраны и свое место в ней, роль при чрезвычайных ситуациях (побег, нападение). Для последних случаев из числа конвоиров определяется группа преследования. В процессе конвоирования конвой вправе избирать тактически приемлемый способ сопровождения задержанных, гарантирующий предупреждение и пресечение попыток к побегу, отражение нападения на конвой и др.
Специфика правового статуса участкового
уполномоченного милиции
При сопоставлении ст. 10, 11 Закона РФ "О милиции" и ведомственного акта МВД РФ по организации работы участкового уполномоченного милиции, можно увидеть, что это должностное лицо обладает полным объемом обязанностей и прав, предоставленных милиции в целом. Однако основные обязанности закреплены за участковым инспектором милиции адекватно конкретным задачам, поставленным перед ним, с учетом чего дифференцируются и его полномочия. При этом он может при решении определенной задачи:
а) использовать весь комплекс предоставленных ему полномочий административно-правового, оперативно-розыскного и уголовно-процессуального характера;
б) использовать отдельные полномочия, закрепленные за ним в ведомственном акте, регламентирующем организацию деятельности участкового уполномоченного милиции. В частности, на участкового уполномоченного милиции возлагается обязанность предупреждать и пресекать преступления и административные правонарушения, для выполнения которой он использует все имеющиеся возможности, которые в рамках профилактической разведки гарантируют ему обработку жилого сектора, изучение иных объектов, расположенных на территории участка и выявление в итоге:
- лиц, подлежащих регистрации в картотечной форме для последующего наблюдения и контроля за их поведением в силу потенциальной криминальной опасности;
- фактов, обусловливающих совершение преступлений и административных правонарушений и подлежащих нейтрализации как усилиями участкового уполномоченного, так и при помощи иных должностных лиц;
- преступлении и административных правонарушений.
В последнем случае участковый уполномоченного милиции использует с учетом характера выявленного противоправного деяния меры административно-правового характера, обеспечивающие производство по делам об административных правонарушениях, либо осуществление уголовно-процессуальных действий или оперативно-розыскных мер по раскрытию преступления.
Поскольку участковый уполномоченного милиции обязан регулярно вести прием населения на административном участке, то при официальном обращении к нему граждан и должностных лиц с заявлениями о преступлении или административном правонарушении он вправе применить и в этом случае либо административно-правовые меры, либо осуществить неотложные следственные действия и провести определенные оперативно-розыскные мероприятия. В частности, участковый уполномоченного милиции при обнаружении на вверенном ему участке преступлений, по делам о которых производство предварительного следствия не обязательно:
- самостоятельно проводит комплекс предусмотренных уголовно-процессуальным законодательством неотложных следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий по установлению и закреплению следов преступлений и иных обстоятельств, имеющих значение для дела;
- проводит расследование и осуществляет досудебную подготовку материалов в протокольной форме по делам о преступлениях, отнесенных к компетенции милиции общественной безопасности.
При поступлении сообщения об административном правонарушении он получает от граждан объяснения, в случае необходимости вызывая их в свое служебное помещение; производит административное задержание, личный досмотр и досмотр вещей, изъятие оружия, а также вещей и документов, обнаруженных при задержании, личном досмотре вещей; составляет протокол об административном правонарушении.
Специфика правового статуса сотрудников подразделений
по делам несовершеннолетних
Специфика правового статуса сотрудников подразделений по делам несовершеннолетних обусловлена выполнением ими профилактической функции. Для проведения индивидуальной профилактики им предоставляется право посещать несовершеннолетних правонарушителей по месту жительства, учебы, работы, вызывать их в милицию для проведения бесед, выяснения обстоятельств, связанных с правонарушениями. Аналогичные меры могут осуществляться и в отношении родителей несовершеннолетних правонарушителей или лиц, их заменяющих. Сотрудники этой службы вправе вынести официальное предостережение несовершеннолетним правонарушителям, их родителям, лицам, их заменяющим, о недопустимости антиобщественного поведения, а к последним, т. е. взрослым, несущим ответственность за подростков, - о недопустимости поведения, стимулирующего правонарушения несовершеннолетних.
Поскольку сотрудники этих подразделений самостоятельно либо совместно с работниками других служб проводят рейды или участвуют в операциях по отработке мест концентрации антиобщественных элементов, они вправе доставлять в орган внутренних дел на срок не более трех часов несовершеннолетних правонарушителей, подвергать их личному досмотру с составлением об этом протокола, решать вопрос о привлечении как самих подростков, так и их родителей к ответственности.
Рассматриваемой категории сотрудников предоставлено право обращаться в районный (городской) суд с заявлениями об ограничении дееспособности родителей, о лишении родителей родительских прав, об отобрании детей у родителей без лишения родительских прав, а также о выселении без предоставления другого жилого помещения лиц, лишенных родительских прав, если их совместное проживание с детьми, в отношении которых они лишены этих прав, невозможно.
На участке, подведомственном сотруднику названного подразделения, находятся различные учреждения, обязанные работать с детьми, а также предприятия, учреждения и организации, где трудятся несовершеннолетние правонарушители, состоящие на учете в милиции, поэтому указанные работники милиции вправе проводить воспитательную работу с ними, выяснять условия труда.
Определенные полномочия сотрудников рассматриваемой службы связаны с выполнением общепрофилактической функции: информирование соответствующих должностных лиц о криминогенных факторах, стимулирующих противоправное поведение несовершеннолетних, о представителях административных учреждений и организаций, расположенных на территории обслуживаемого участка, нарушающих требования законодательства о предупреждении безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
Данное направление в современных условиях является приоритетным в деятельности полиции зарубежных стран в форме ранней профилактики среди учащихся школ, организации досуга несовершеннолетних и т. п.
Специфика правового статуса работников
вневедомственной охраны
Сотрудники подразделений вневедомственной охраны пользуются правами, предоставленными всей милиции Законом РФ "О милиции". Помимо этого работникам вневедомственной охраны предоставляется право:
- требовать от рабочих и служащих охраняемых объектов и других лиц соблюдения установленного пропускного режима;
- задерживать лиц, пытающихся незаконно вывезти или вынести материальные ценности с охраняемого объекта;
- доставлять в служебные помещения охраны или в милицию лиц, подозреваемых в совершении правонарушений, связанных с посягательством на охраняемое имущество;
- производить в установленном законодательством порядке на основании условий договоров досмотр вещей, а в исключительных случаях - личный досмотр на контрольно-пропускных пунктах, а также досмотр транспортных средств и проверку соответствия провозимых грузов сопроводительным документам при въезде (выезде) на территорию охраняемого объекта;
- использовать для обнаружения и изъятия незаконно выносимого или вывозимого имущества, а также для фиксирования противоправных действий технические средства, не причиняющие вреда жизни, здоровью граждан и окружающей среде;
- применять в случаях и порядке, предусмотренных законодательством, огнестрельное оружие;
- требовать от должностных лиц выполнения обязательств по договору, направленных на обеспечение сохранности материальных ценностей и создание безопасных условий труда для работников охраны.
Специфика правового статуса сотрудников
лицензионно-разрешительной службы и контроля
за частной детективной и охранной деятельностью
Характер полномочий этих сотрудников определяется обязанностями, возложенными на них п. 10, 19 ст. 10 Закона РФ "О милиции", а также другими законодательными нормами. Это следующие обязанности: 1) выдавать в соответствии с законодательством лицензии на продажу или приобретение гражданского и служебного оружия, коллекционирование и экспонирование оружия и патронов к нему, разрешения на хранение или хранение и ношение гражданского и служебного оружия, транспортирование, ввоз на территорию Российской Федерации и вывоз с нее указанного оружия и патронов к нему, а также разрешения на хранение и использование отдельных типов и моделей боевого ручного стрелкового оружия, полученного во временное пользование в органах внутренних дел, разрешения на хранение и перевозку автомобильным транспортом взрывчатых материалов промышленного применения; 2) выдавать в соответствии с законодательством Российской Федерации лицензии на занятие частной детективной и охранной деятельностью, создание частных детективных предприятий (объединений), охранных предприятий, согласовывать уставы служб безопасности в организациях; 3) контролировать соблюдение установленных Федеральным законом правил оборота служебного и гражданского оружия, а также правил частной детективной и охранной деятельности.
С этими положениями корреспондируются нормы ст. 11 Закона РФ "О милиции", согласно которым сотрудники лицензионно-разрешительной службы вправе: осматривать места хранения и использования огнестрельного оружия, боеприпасов к нему и взрывчатых материалов, а также объекты, где они обращаются; изымать указанные предметы, запрещать деятельность соответствующих объектов, аннулировать выданные лицензии и разрешения; давать обязательные предписания гражданам и должностным лицам об устранении выявленных нарушений хранения и использования указанных предметов и материалов, а также правил частной правоохранной деятельности; применять иные меры, предусмотренные законодательством.
Итоги работы московской милиции за 9 месяцев 2005 года подводили на коллегии ГУВД Москвы, сообщается на официальном сайте столичного ГУВД.
131 тысяча преступлений выявлено, из них 62 тысячи уголовных дел были направлены в суды. С августа на территории Москвы увеличилось число проводимых митингов с участием обманутых граждан, вложивших в долевое строительство огромные суммы и не получивших своего жилья. По деятельности нечистоплотных на руку фирм было возбуждено несколько уголовных дел и некоторые из них направлены в суды.
Если служба подразделений по борьбе с экономическими преступлениями была отмечена как положительная, то работа некоторых окружных управлений внутренних дел подверглась серьезной критике. В частности, начальник столичного ГУВД генерал-полковник милиции Владимир Пронин весьма жестко высказался в адрес начальника штаба и заместителя по кадровой работе УВД Центрального административного округа. Все провинившиеся рядовые сотрудники и руководители были привлечены к ответственности.
По-прежнему на особом контроле профилактика антитеррора, агентурная деятельность и своевременная раскрываемость тяжких преступлений. И в этом деле много зависит от оперативности дежурных и от работы отделов милиции в целом. Так, если на территории какого-либо района продают себя дамы легкого поведения, то вся вина на районном отделе внутренних дел, это же касается и историй с экстремистски настроенной молодежью. Впереди еще много работы, но и сегодня сделано немало.
В 2004 году в России жертвами преступных посягательств и несчастных случаев стали 113 тыс. несовершеннолетних, погибло более 3 тыс., причинен тяжкий вред здоровью более 3,5 тыс. Около тысячи детей погибает по вине родителей.
В целях выявления родителей, не занимающихся воспитанием детей и оказывающих на них негативное влияние, а также ранней профилактики противоправного поведения несовершеннолетних, в том числе учащихся, систематически уклоняющихся от занятий в школе, МВД России совместно с Минобрнауки России осуществляются меры по формированию и внедрению института инспекторов по делам несовершеннолетних органов внутренних дел в образовательных учреждениях.
По итогам операции "Подросток" в органы внутренних дел было доставлено около 144 тыс. несовершеннолетних, из них:
- нуждающихся в помощи со стороны государства - 21,5 тыс.;
- за совершение административных правонарушений - 109 тыс.;
- за совершение преступлений - 9,5 тыс.;
- находящихся в розыске - 3,2 тыс.;
- передано в центры временного содержания несовершеннолетних правонарушителей - 1,6 тыс.;
- в социальные приюты - 3,5 тыс.;
- в органы здравоохранения - 4 тыс.;
- возвращено родителям - более 120 тыс.
Начальник Департамента государственной защиты имущества МВД России генерал-майор милиции Вадим Савичев:
"Сегодня подразделения вневедомственной охраны являются одними из самых технически оснащенных в системе МВД России. Они в полном объеме решают задачи по обеспечению государственной защиты имущества физических и юридических лиц и предупреждению преступлений против собственности.
Стационарными постами милиции, техническими средствами охраны, мобильными группами задержания, реагирующими на тревожные сообщения, защищены 467,2 тыс. различных объектов, в том числе более 52 тыс. - особо важных для национальной безопасности и подлежащих государственной охране. Особая социальная значимость деятельности службы вневедомственной охраны проявляется в жилом секторе, где под охраной находится более 1 млн. 623 тыс. квартир, а также мест хранения личного имущества (гаражи, дачи, коттеджи). Ежегодно в России совершается порядка 250 - 350 тыс. квартирных краж, что составляет 10 - 12% от общего числа зарегистрированных преступлений".
mvdinform. ru
Название документа