От защиты общественных отношений к защите чести, достоинства, прав и свобод каждого человека и гражданина: новое назначение российской полиции

(Пискунов С. А.) ("Российский следователь", 2013, N 12) Текст документа

ОТ ЗАЩИТЫ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ К ЗАЩИТЕ ЧЕСТИ, ДОСТОИНСТВА, ПРАВ И СВОБОД КАЖДОГО ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА: НОВОЕ НАЗНАЧЕНИЕ РОССИЙСКОЙ ПОЛИЦИИ <*>

С. А. ПИСКУНОВ

Пискунов Сергей Андреевич, кандидат юридических наук, майор полиции.

Раскрыты положения о новом назначении полиции, закладываемые в ходе осуществляемой реформы органов внутренних дел. Отмечены концептуально-философские, правовые и организационно-методологические аспекты перехода от защиты общественных отношений к защите чести, достоинства, прав и свобод каждого человека и гражданина в теории и практике правоохранительной деятельности российской полиции на современном этапе, определены пути активизации трансформационных процессов.

Ключевые слова: реформа органов внутренних дел, назначение полиции, права, свободы, защита чести и достоинства, философия правоохранительной деятельности.

The author reveals the provisions on the new purpose of the police consolidated in the reform of the agencies of internal affairs which is under way; notes conceptual-philosophy, legal and organizational-methods aspects of transition from protection of public relations to protection of honor and dignity, rights and freedoms of any man and citizen in the theory and practice of law-enforcement activity of the russian police at the contemporary stage, determines the ways of activation of transformational processes.

Key words: reform of the agencies of internal affairs, purpose of the police, rights, freedoms, protection of dignity, philosophy of law-enforcement activity.

В настоящее время никем не подвергается сомнению тот факт, что необходимость реформы органов внутренних дел Российской Федерации, философия функционирования которых оставалась, по сути, неизменной с советских времен, назрела достаточно давно, потому сама реформа, активная фаза которой связана с разработкой и принятием Федерального закона "О полиции" [1] (далее - Закон о полиции), была с энтузиазмом воспринята широкой общественностью. Значительно меньший энтузиазм и общественное одобрение вызывают первые результаты реформы органов внутренних дел. Спустя год с небольшим с момента вступления в силу Закона о полиции в средствах массовой информации стал активно подниматься вопрос об оценке результатов реформы, перспективных векторах ее развития. Целью настоящей статьи выступило исследование значения и аспектов практической реализации новой философии правоохранительной деятельности российских органов внутренних дел. На фоне негативных оценок хода реформы все чаще встречаются призывы к ее сворачиванию, мнения о том, что сама по себе реформа была ошибочной и даже вредной. Несмотря на то что подобные идеи и мнения есть не что иное, как популизм, их наличие и широкая распространенность заставляют задуматься о том, какие ошибки были допущены в реформировании органов внутренних дел, какие искажения претерпела философия реформы в "полевых условиях" ее реализации. Прежде всего хотелось бы отметить, что одной из ключевых целей реформирования органов внутренних дел стало придание российской милиции "человеческого" облика [2. С. 21]. Данная цель должна восприниматься предельно широко, начиная с социально-философского уровня. Именно надлежащее понимание того, что есть орган внутренних дел с "человеческим лицом", и является залогом верного понимания сути "полицейской" реформы, ее проблем и противоречий. Несмотря на наличие целого ряда бесспорных достижений милиции советского образца - в вопросах охраны правопорядка, общественной безопасности, расследования и раскрытия преступлений, - милиция как правоохранительный орган функционировала и воспринималась обществом как репрессивно-карательный орган. Подобное восприятие не только подкреплялось соответствующей нормативной базой, но и фактическим статусом советской, а затем российской милиции. Опросы общественного мнения, проводимые уже в 2000-х годах, отчетливо свидетельствовали о том, что у российских граждан сформировался страх перед сотрудниками органов внутренних дел, - и страх в первую очередь в отношении тех действий, которые могут быть совершены, исходя из ложно понимаемых интересов правоохранительной деятельности [3]. "Самое опасное, - как подчеркивалось в литературе, - заключается в том, что сотрудник милиции будет действовать по букве закона, но совершенно вопреки его духу. Сам же закон может быть несовершенен и трактоваться по-разному. Пока сотрудник органа внутренних дел будет защищать интересы персонально не идентифицированной массы людей, он, по сути, не будет защищать ничьи интересы..." [3. С. 66 - 67]. Возможно, подобная оценка и является чрезвычайно эмоциональной, однако доля здравого смысла в ней, бесспорно, имеется. В советское и постсоветское время ключевой целью правоохранительной деятельности была защита общественных отношений [4. С. 46]. Под последними следует понимать любые законные отношения, складывающиеся в российском (ранее - советском) обществе. Категорию общественных отношений можно трактовать по-разному, в узком и широком смысле. Очевидно лишь одно: негативная ситуация, когда "общественное" стало синонимом слова "ничье", тесно сосуществовала с отсутствием понимания того, чьи интересы в конечном итоге представляют и охраняют органы внутренних дел. Общество по своей сути - образование крайне неоднородное, представлено всеми индивидами по отдельности, а также их ситуативными или же устойчивыми объединениями - малыми и большими группами. Число участников общественных отношений тем самым намного больше, чем численность граждан, проживающих (пребывающих) на данной конкретной территории. Между ними складываются различные отношения, и нередко могут возникать ситуации, когда законные интересы различных индивидов и групп вступают в противоречие между собой. Чьи интересы, какие отношения будут защищать сотрудники органов внутренних дел? Возникают небезосновательные опасения, что это будут интересы "сильного", интересы тех, кто поддерживается властями, - нередко такие лица и группы сочетаются. Как показал постсоветский опыт функционирования органов внутренних дел, нередко подобные опасения имели под собой конкретные основания - достаточно упомянуть всем известный правовой "беспредел" в станице Кущевской, в создании которого активную роль играли отдельные сотрудники милиции. Выше приведены лишь отдельные аргументы в пользу того, что существовавшая философия органов внутренних дел, в соответствии с которой одной из ключевых целей правоохранительной деятельности выступала защита эфемерной субстанции - "общественных отношений", не соответствовала потребностям эффективного функционирования органов внутренних дел как органов, защищающих законные права и свободы каждого. Согласно ст. ст. 17 и 18 Конституции РФ в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией РФ. Причем основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения. Они определяют смысл, содержание и применение полицией законов и иных нормативных правовых актов, а также порядок осуществления и результаты ее деятельности. При этом совершенно очевидно, что философия правоохранительной деятельности российской полиции должна основываться на неуклонном соблюдении ст. 19 Конституции РФ [5], в соответствии с которой все равны перед законом и судом, и государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от любых обстоятельств, запрещая любые формы ограничения прав граждан. Очевидно, что защита общественных отношений в целом, безотносительно внимания к правам и свободам каждого, в ряде случаев будет неизбежно вступать в конфликт с нормами ст. 19 Конституции РФ о всеобщем равенстве прав. Известно, что одним из наиболее действенных инструментов, обеспечивающих государственную охрану прав и свобод человека, являются правоохранительные органы. Значительное место в этой работе занимают органы внутренних дел, и это понятно, если учесть, что они располагают необходимыми средствами (правовые санкции, меры пресечения, специальные средства и методы). Однако с помощью их могут быть и нарушены или существенно ограничены права, свободы и законные интересы человека и гражданина. Исходя из этого, весьма важным представляется обеспечение в ходе реформы органов внутренних дел надлежащей нормативно-правовой и организационно-методической реализации мер по решению проблем, связанных с правами человека, охраной прав, свобод и законных интересов личности, сотрудниками органов внутренних дел в практической деятельности. Совершенно справедливо то, что в ходе реформы органов внутренних дел одной из ключевых целей правоохранительной деятельности сформулирована не защита общественных отношений в целом, а защита чести, достоинства, прав и свобод каждого человека и гражданина. Именно об этом говорится в ч. ч. 1 и 2 ст. 1 Закона о полиции: "...полиция предназначена для защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства (далее также - граждане; лица), для противодействия преступности, охраны общественного порядка, собственности и для обеспечения общественной безопасности. Полиция незамедлительно приходит на помощь каждому, кто нуждается в ее защите от преступных и иных противоправных посягательств". Конституция РФ в качестве форм защиты прав и свобод человека предусматривает: а) государственную защиту (ст. 2, ч. 1 ст. 45, ч. 2 ст. 61); б) защиту прав и свобод органами местного самоуправления (ст. 130); в) защиту прав и свобод общественными объединениями и профессиональными союзами, правозащитными организациями (ч. 1 ст. 30, ч. 2 ст. 45, ч. 1 ст. 48); г) самозащиту прав гражданина, включающую следующее: гражданско-правовую и уголовно-правовую защиту (ч. 2 ст. 45, ст. 52 и др.), публичные выступления граждан (ст. 31), обращения в СМИ (ст. 29); д) международно-правовую защиту (ч. 3 ст. 46). Субъектом, который гарантирует права и свободы, является государство. В ст. 45 Конституции РФ зафиксировано, что государственная защита прав и свобод человека и гражданина в России гарантируется. Роль государства как главного гаранта прав и свобод вытекает и из содержания ст. ст. 2, 7, 13, 17, 19, 25, 28, 37, 39, 40, 43, 45 - 53. Следовательно, по Конституции РФ Российское государство осуществляет защиту прав и свобод человека и гражданина через всю систему государственных органов. В соответствии со ст. 80 Конституции РФ Президент РФ является гарантом прав и свобод человека и гражданина. Федеральное Собрание РФ осуществляет защиту прав и свобод, закрепление их гарантий посредством законодательной деятельности. Аналогичная, т. е. правозащитная, деятельность присутствует и в работе Правительства РФ, органов государственной власти, федерального уровня, уровня субъектов Федерации и местного самоуправления [6]. Как представляется, уже само по себе провозглашение новой философии, нового назначения российских органов внутренних дел и его закрепление в ключевом нормативном правовом акте о полиции является важнейшим достижением полицейской реформы. Указанный тезис, положенный в основу правоохранительной деятельности органов внутренних дел, венчает смену приоритетов данной деятельности - от охраны интересов государства к охране интересов человека и гражданина, его прав и свобод, имущества и собственности. В связи с наличием такого назначения полиция должна разрабатывать и осуществлять предусмотренные законами и иными нормативными правовыми актами меры, направленные на приведение общественных отношений, связанных с жизнью, здоровьем, честью, достоинством, правами и свободами людей, в состояние защищенности от общественно вредных, общественно опасных деяний и последствий таковых. Это не просто лозунг или декларация, это отраженная в нормативном акте иллюстрация нового понимания сущности правоохранительной деятельности полиции, ее внутреннего содержания и внешнего облика. Полиция не только обязана уважать права и свободы человека и гражданина. Она не вправе производить действия и принимать решения, унижающие его честь и достоинство, либо создавать опасность для жизни или здоровья человека. Иначе говоря, ее деятельность должна отвечать идеям гуманизма. Какую бы деятельность ни осуществлял сотрудник полиции, он всегда исходит из того, что в процессе осуществляемого им правоприменения должен быть обеспечен необходимый уровень безопасности человека. Перед сотрудником полиции никогда не стоит задача причинения физических страданий или унижения человеческого достоинства. Никакие благородные цели не могут оправдать не предусмотренное законом нарушение прав, свобод и законных интересов гражданина, применение к человеку незаконных средств, пытки, жестокого или унижающего человеческое достоинство обращения, а также не предусмотренное законом (необоснованное) насилие (принуждение). Полиция должна с одинаковым вниманием относиться ко всем лицам, вовлеченным в сферу ее деятельности, обеспечивать возможность реального осуществления прав, предоставленных им законом, неуклонно соблюдать нормы, гарантирующие защиту прав и свобод человека и гражданина [6]. Совершенно очевидно, что одной из важнейших задач реформы органов внутренних дел стала задача сформировать у полицейских общегуманистические взгляды на права и законные интересы личности, а также правозащитную направленность их практической деятельности. Важно отметить, что указанные положения и принципы уже положены в основу целой системы пореформенных нормативных правовых актов различного уровня, регламентирующих различные аспекты деятельности органов внутренних дел; на основании понимания защиты чести, достоинства, прав и свобод каждого человека и гражданина как ключевого назначения российской полиции строится вся система профессиональной подготовки и переподготовки сотрудников органов внутренних дел. Так, в рамках профессиональной подготовки при получении среднего специального и высшего образования на курсах повышения квалификации работников полиции повышенное внимание стало уделяться таким дисциплинам, как философия права, обеспечение прав человека в деятельности органов внутренних дел и др. Это проявляется не только во введении указанных дисциплин в предметный цикл - в ряде случаев они преподавались и ранее, - но и в придании им обязательного (а не факультативного) характера, увеличении учебного времени, выделяемого на соответствующие спецкурсы, содержании курсов с точки зрения всестороннего усвоения курсантами и практическими работниками полиции содержания и многообразия прав и свобод индивида, специфики защиты его чести и достоинства, равенства всех граждан перед законом, а их интересов - как объектов защиты в деятельности полиции. Специальные вопросы, посвященные обеспечению надлежащего понимания нового назначения полиции, затрагиваются в рамках психологической подготовки курсантов и переподготовки действующих сотрудников органов внутренних дел [7]. По затрагиваемому вопросу проводится активная научная и пропагандистская работа в самой полиции; надлежащее понимание нового назначения полиции становится важным аспектом успешного прохождения аттестации сотрудником полиции. Излишне добавить, что исходя из нового видения назначения полиции конструируются и обновленные методические рекомендации и инструкции, в том числе предназначенные для служебного пользования, по всем вопросам деятельности пореформенных органов внутренних дел. Безусловно, для того, чтобы новая философия полиции стала в полной мере реализовываться на практике, необходимо завершить коренную ломку не только нормативных, организационных и методических основ деятельности полиции и даже не только философии и сознания полицейских - действующих и будущих, но также и трансформацию общественного сознания. Во-первых, следует понимать, что для того, чтобы приблизиться к мировым стандартам деятельности полиции, российским органам внутренних дел необходимо время; нельзя ожидать того, что полноценное понимание нового назначения полиции будет верно воспринято "здесь, сейчас и каждым". Вероятно, потребуется смена целого поколения полицейских до того, как полностью искоренятся стереотипы, выработанные на протяжении многих десятилетий. Между тем концептуальная смена приоритетов обозначена и активно реализуется. Во-вторых, для скорейшего воплощения новой философии полиции в ее практической деятельности требуется активная помощь общественности в лице инициативных граждан, общественных организаций, в частности объединений ветеранов органов внутренних дел, религиозных организаций и т. п. Проводимые обобщения проблем и недостатков реформы в рамках общественных слушаний, конференций, активное обсуждение законопроектов и иные подобные инструменты, как представляется, внесут неоценимый вклад в достижение заявленной цели. В-третьих, со стороны государства и ответственных представителей органов внутренних дел требуется активизировать информационную работу по разъяснению сущности преобразований, проводимых в российской полиции. Вероятно, ключевой аспект реформы в виде преобразования философии правоохранительной деятельности органов внутренних дел и их назначения остался незамеченным среди общественности, в частности среди активных критиков реформы. Таким образом, одним из важнейших достижений реформы российских органов внутренних дел стала смена философии правоохранительной деятельности - от защиты общественных отношений к защите чести, достоинства, прав и свобод каждого человека и гражданина. Новое назначение полиции, отраженное в законодательстве, активно воплощается в практику организационного и методологического обеспечения работы полиции, профессиональной подготовки и переподготовки кадров для органов внутренних дел. Крайне важно при этом обеспечить активное содействие общественности проводимым преобразованиям, и для этого требуется активизировать пропаганду и доносить сущность реформы до широких масс.

Литература

1. Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ "О полиции" (в ред. от 06.12.2011) // СЗ РФ. 2011. N 7. Ст. 900. 2. Нафикова Г. А. Оценка эффективности деятельности милиции - вчера, и полиции - завтра // Полицейская деятельность. 2011. N 4. С. 21 - 26. 3. Дербичева С. А., Астапенко П. Н. Проблемы позиционирования и восприятия полиции/милиции в современном обществе // Закон и право. 2005. N 2. С. 64 - 68. 4. Приволин И. Реформа МВД, или Что стоит за сменой вывески // Консультант. 2010. N 19. С. 46 - 49. 5. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. (в ред. от 30.12.2008) // СЗ РФ. 2009. N 4. Ст. 445. 6. Сергеев С. Полиция в России: правовое положение и принципы деятельности // URL: http://www. law-n-life. ru/ arch/165/165-13.doc (доступ свободный: 20.06.2012). 7. Платонов П. Современные подходы к реформированию кадрового потенциала органов внутренних дел // Социальная политика и социальное партнерство. 2012. N 5. С. 29 - 32.

Название документа