Патронаж над дееспособными гражданами и смежные правоотношения

(Пелевин А. А.) ("Российский судья", 2008, N 3) Текст документа

ПАТРОНАЖ НАД ДЕЕСПОСОБНЫМИ ГРАЖДАНАМИ И СМЕЖНЫЕ ПРАВООТНОШЕНИЯ

А. А. ПЕЛЕВИН

Пелевин А. А., аспирант Всероссийской государственной академии Министерства финансов Российской Федерации.

Конституция Российской Федерации провозглашает Россию социальным государством, политика которого должна быть направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь, свободное развитие личности, реализацию права на охрану здоровья. Воплощение в жизнь данных конституционных норм - основная обязанность государства. Однако без деятельного участия самих граждан, институтов гражданского общества и специалистов, работающих в различных областях медицины, педагогики, социальной защиты, реализовать эти конституционные положения невозможно. В связи с этим в Российской Федерации принимаются меры, направленные на развитие не только публичной, но и частной системы образования, здравоохранения, а также оказания социальной помощи <1>. -------------------------------- <1> См.: Распоряжение Правительства РФ от 19.01.2006 N 38-р "О программе социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2006 - 2008 годы)" // Собрание законодательства Российской Федерации. 2006. N 5. Ст. 589.

В этой связи особое значение приобретает такой гражданско-правовой институт, как патронаж. Охрана прав и законных интересов совершеннолетних лиц, которые сами не в состоянии позаботиться о себе в силу преклонного возраста, инвалидности, невозможности из-за болезни свободно передвигаться, обусловила включение норм о патронаже в ГК РФ. При этом у такого рода граждан должна сохраняться способность отдавать отчет своим действиям и руководить ими. Однако, несмотря на кажущуюся простоту исследуемых отношений, их правовая природа вызывает неоднозначную оценку специалистов. Так, А. М. Нечаева считает, что патронаж над дееспособными гражданами необходимо отличать от опеки и попечительства <2>. К. Б. Ярошенко настаивает на том, что патронаж - это новый институт, предназначенный для оказания гражданам содействия в осуществлении имущественных прав <3>. В то же время С. М. Попова, М. В. Кротов рассматривают патронаж как разновидность попечительства <4>. -------------------------------- <2> Гражданский кодекс РФ. Часть первая: Научно-практический комментарий / Отв. ред. Т. Е. Абова, А. Ю. Кабалкин, В. П. Мозолин. М., 1996. С. 90. <3> Гражданское право России. Общая часть: Курс лекций / Отв. ред. О. Н. Садиков. М., 2001. С. 130. <4> Гражданское право: Учебник. Часть первая / Под ред. А. Г. Калпина, А. И. Масляева. М., 1997. С. 65; Гражданское право: Учебник. Т. 1. 5-е изд., перераб. и доп. / Под ред. А. П. Сергеева, Ю. К. Толстого. М., 2001. С. 115.

С таким подходом трудно согласиться, так как, по нашему мнению, патронажные отношения, устанавливаемые над дееспособными совершеннолетними лицами, имеют свои отличительные правовые признаки. Так, ст. 33 ГК РФ, указывая основания установления попечительства, не указывает в качестве таковых случаи, предусмотренные ст. 41 ГК РФ. В соответствии со ст. 31 ГК РФ опека и попечительство устанавливаются для защиты прав и интересов недееспособных или не полностью дееспособных граждан. Несмотря на то что институт патронажа предназначен для защиты прав гражданина, который по состоянию здоровья не в силах заботиться о себе самостоятельно, его цели не совпадают с целями опеки и попечительства, поскольку лицо, находящееся под патронажем, дееспособно, то есть все юридически значимые действия оно может совершать самостоятельно. Никто не вправе без соответствующего полномочия заменить волю этого лица своей волей. Так, патронаж не может быть установлен, когда лицо психически нездорово. В этом случае орган опеки и попечительства обязан принять все необходимые меры для рассмотрения дела судом о признании лица недееспособным, следствием чего станет назначение опекуна, но не помощника. Кроме того, правовое положение помощника отличается от установленных ст. 35 ГК РФ прав и обязанностей попечителя. Помощник не вправе представлять интересы совершеннолетнего дееспособного гражданина во всех без исключения правоотношениях, не является его законным представителем. Как в суде, так и в исполнительном производстве, в других правоотношениях гражданин участвует самостоятельно, что говорит об исключительно имущественной направленности патронажа. Помощник назначается постановлением органов опеки и попечительства после того, как между ним и этими органами будет заключен договор патронажа, на что требуется согласие подлежащего патронажу лица. Защита помощником имущественных прав патронируемого осуществляется в соответствии с п. 3 ст. 41 ГК РФ на основании договора поручения или доверительного управления, заключаемого между помощником и лицом, находящимся под патронажем. По нашему мнению, подобного рода правила неоправданно сужают и усложняют оптимальную правовую регламентацию патронажа. В этой связи следует исходить из возможности заключать как договоры, предусмотренные, не предусмотренные законом (п. 2 ст. 421 ГК РФ), так и договоры, содержащие элементы различных договоров, так называемые смешанные договоры (п. 3 ст. 421 ГК РФ). Поэтому участники патронажного договора вправе сами решать (в определенных пределах), какой по своей правовой природе договор им больше подходит. Договор, предусматривающий как услуги по представительству, так и услуги по управлению имуществом, а также доставке продуктов, приготовлению пищи, организации медицинской помощи <5>, скорее всего, следует квалифицировать как договор смешанный, регламентация которого осуществляется согласно ст. 421 ГК РФ правилами о различных договорах в соответствующих частях. -------------------------------- <5> Л. Ю. Михеева считает, что нормы, закрепленные в ст. 41 ГК РФ, направлены исключительно на охрану имущественных интересов лица, над которым установлен патронаж, и такому лицу не требуется со стороны помощника уход, обеспечение питанием, лечением.

Договор же, в предмет которого входят услуги правового характера, предполагающие и юридические действия (представительство), и фактические действия (осуществление переписки, собирание и представление документов, привлечение на договорной основе специалистов), вполне вписывается в конструкцию договора возмездного оказания услуг. Однако, несмотря на очевидное многообразие патронажных договоров, ГК РФ рассматривает их исключительно как договоры поручения и доверительного управления. Между тем фактические действия помощника вполне могут составлять предмет отдельного договора, которому, так же как и договору поручения и договору доверительного управления, отведено самостоятельное место в главе 39 ГК РФ. Вышеизложенное позволяет сделать вывод, что юридическая природа патронажного договора может быть различной, как различны сами патронажные услуги: фактические и юридические действия, а также их комбинации в контексте определяемых сторонами целей. Поэтому деятельность помощника по оказанию патронажных услуг может быть опосредована различными видами гражданско-правовых договоров. Ограничительное же толкование договорных форм, в которые облекаются патронажные отношения, не только создает практические трудности, поскольку понуждает стороны заключать сделки с дефектом каузы, но и влечет за собой искаженное понимание в исследуемом контексте правовой природы договоров поручения, доверительного управления, возмездного оказания услуг и иных договоров. По нашему мнению, патронаж как самостоятельный вид помощи дееспособным, но нуждающимся в помощи гражданам может быть как безвозмездным, так и возмездным. Оплата услуг помощника может производиться за счет патронируемого лица из получаемых им доходов. Вознаграждение может выражаться в предоставлении благ иного имущественного характера (пользование автомашиной, комнатой в квартире). При отсутствии средств у лица, нуждающегося в помощнике, его услуги могут оплачиваться за счет бюджетных средств или средств специальных фондов. Все эти важные для договора патронажа обстоятельства следует отразить в его тексте. В нем должны быть четко прописаны права и обязанности помощника, органов опеки и попечительства, а также права и обязанности лица, ради которого этот договор заключается. Договор патронажа предполагает существование систематического контроля за его исполнением со стороны органов опеки и попечительства, а в необходимых случаях - отчетности помощника. Особого внимания заслуживают действия помощника, даже если они основаны на доверенности, по отчуждению имущества, имущественных, жилищных и других важных прав лица, заключившего патронажный договор. Ни одна из сделок, требующих нотариального удостоверения, не должна быть совершена от имени находящегося под патронажем лица без согласия органов опеки и попечительства. Для обеспечения большей безопасности беспомощных лиц требуется особая тщательность в подборе помощника. Патронаж может быть прекращен по одностороннему заявлению помощника, лица, которое пользуется его помощью, органов опеки и попечительства, а также прокурора. При этом не имеют значения мотивы, вызвавшие желание физического лица прекратить патронажные отношения. Для органов опеки и попечительства, иных должностных лиц, гражданина, находящегося под патронажем, основанием для постановки вопроса о прекращении этого договора служит недобросовестное исполнение обязанностей помощником. Прекращается договор патронажа и смертью помощника либо лица, пользовавшегося его помощью. Следует согласиться с мнением Л. Ю. Михеевой в том, что, поскольку патронаж в соответствии с законом устанавливается и отменяется органом опеки и попечительства, а также в связи с тем, что в его основе может лежать договор поручения, его нельзя отождествлять с доверительным управлением имуществом (опекой над имуществом) <6>. -------------------------------- <6> См.: Михеева Л. Ю. Проблемы правового регулирования отношений в сфере опеки и попечительства: Дис. на соискание ученой степени д-ра юрид. наук. Барнаул, 2002. С. 81.

Исследование правовой природы патронажных отношений требует также изучения вопроса о соотношении патронажа и социального обслуживания. Полноценный уход за инвалидом или престарелым лицом, позволяющий ему при недостатке собственных физических сил вести полноценный образ жизни, осуществляется только в форме устройства стационарного социального обслуживания и социального обслуживания на дому. Согласно закону такому устройству подлежат граждане, "нуждающиеся в постоянной или временной посторонней помощи в связи с частичной или полной утратой возможности самостоятельно удовлетворять свои основные жизненные потребности вследствие ограничения способности к самообслуживанию и (или) передвижению". Следовательно, задача этих форм устройства - восполнить недостающие физические возможности лица. На наш взгляд, социальное обслуживание входит в круг патронажных отношений над дееспособными гражданами. По нашему мнению, патронаж может включать в себя совершение таких фактических действий, как "организация питания, включая доставку продуктов на дом, помощь в приобретении медикаментов, продовольственных и промышленных товаров первой необходимости" и тому подобных действий, предусмотренных Федеральным законом "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов" <7>, направленных в том числе на поддержание здоровья лица, находящегося под патронажем. Все вышесказанное не противоречит главной цели патронажа - обеспечению имущественных прав дееспособного гражданина путем совершения юридических действий на основании патронажного договора. -------------------------------- <7> См.: Михеева Л. Ю. Проблемы правового регулирования отношений в сфере опеки и попечительства: Дис. на соискание ученой степени д-ра юрид. наук. Барнаул, 2002. С. 67. О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов: Федеральный закон от 2 августа 1995 г. N 122-ФЗ // СЗ РФ. 1995. N 32. Ст. 3198.

------------------------------------------------------------------

Название документа