Фальсификация результатов оперативно-разыскной деятельности (часть 4 статьи 303 УК РФ)

(Косевич Н. Р.) (Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2013) Текст документа

Подготовлен для системы КонсультантПлюс

ФАЛЬСИФИКАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ОПЕРАТИВНО-РАЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (ЧАСТЬ 4 СТАТЬИ 303 УК РФ) <1>

Материал подготовлен с использованием правовых актов по состоянию на 20 мая 2013 года

Н. Р. КОСЕВИЧ

Косевич Николай Рудольфович, доцент кафедры уголовного права Российской академии правосудия, кандидат юридических наук, доцент.

Конституция Российской Федерации (часть 3 статьи 55) допускает в конституционно значимых целях возможность соразмерного ограничения федеральным законом прав и свобод человека и гражданина. Ряд такого рода ограничений предусматривается Федеральным законом "Об оперативно-розыскной деятельности" <2>, которым в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств на органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, возложена обязанность выявлять, предупреждать, пресекать и раскрывать преступления, а также выявлять и устанавливать лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших (статья 2). -------------------------------- <2> Федеральный закон от 12.08.1995 N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности" (ред. от 05.04.2013) // СЗ РФ. 1995. N 33. Ст. 3349.

Согласно данному Федеральному закону (пункт 2 части 1 статьи 7) в случае отсутствия достаточных данных для решения вопроса о возбуждении уголовного дела, оперативно-розыскные мероприятия, в том числе связанные с ограничениями конституционных прав граждан, могут быть проведены на основании полученных сведений о признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного противоправного деяния, а также о лицах, его подготавливающих, совершающих или совершивших, ставшие известными органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность. При этом, исходя из смысла названного Федерального закона, его статей 1, 2, 7, части 2 статьи 8 и статьи 10, определяющих цели, задачи, основания и условия проведения оперативно-розыскных мероприятий, под противоправным деянием подразумевается лишь уголовно наказуемое деяние, т. е. преступление. Когда же в ходе оперативно-розыскной деятельности обнаруживается, что речь идет не о преступлении, а об иных видах правонарушений, то, как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 14 июля 1998 года "По делу о проверке конституционности отдельных положений Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности" по жалобе гражданки И. Г. Черновой" <3>, проведение оперативно-розыскного мероприятия в силу статьи 2 и части 4 статьи 10 должно быть прекращено <4>. -------------------------------- <3> Определение Конституционного Суда РФ от 14.07.1998 N 86-О "По делу о проверке конституционности отдельных положений Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности" по жалобе гражданки И. Г. Черновой" // СЗ РФ. 1998. N 34. Ст. 4368. <4> Определение Конституционного Суда РФ от 15.07.2004 N 304-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Трифоновой Валентины Степановны на нарушение ее конституционных прав пунктом 3 части первой статьи 6 и пунктом 1 части первой статьи 15 Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности" // СПС "КонсультантПлюс".

В статье 5 Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности" закреплены гарантии соблюдения прав и свобод человека и гражданина при осуществлении оперативно-розыскной деятельности. 1. Органы (должностные лица), осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, при проведении оперативно-розыскных мероприятий должны обеспечивать соблюдение прав человека и гражданина на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, неприкосновенность жилища и тайну корреспонденции. 2. Не допускается осуществление оперативно-розыскной деятельности для достижения целей и решения задач, не предусмотренных настоящим Федеральным законом. 3. Лицо, полагающее, что действия органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, привели к нарушению его прав и свобод, вправе обжаловать эти действия в вышестоящий орган, осуществляющий оперативно-розыскную деятельность, прокурору или в суд. 4. Лицо, виновность которого в совершении преступления не доказана в установленном законом порядке, то есть в отношении которого в возбуждении уголовного дела отказано либо уголовное дело прекращено в связи с отсутствием события преступления или в связи с отсутствием в деянии состава преступления, и которое располагает фактами проведения в отношении его оперативно-розыскных мероприятий и полагает, что при этом были нарушены его права, вправе истребовать от органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, сведения о полученной о нем информации в пределах, допускаемых требованиями конспирации и исключающих возможность разглашения государственной тайны. В случае если будет отказано в предоставлении запрошенных сведений или если указанное лицо полагает, что сведения получены не в полном объеме, оно вправе обжаловать это в судебном порядке. В процессе рассмотрения дела в суде обязанность доказывать обоснованность отказа в предоставлении этому лицу сведений, в том числе в полном объеме, возлагается на соответствующий орган, осуществляющий оперативно-розыскную деятельность. 5. В целях обеспечения полноты и всесторонности рассмотрения дела орган, осуществляющий оперативно-розыскную деятельность, обязан предоставить судье по его требованию оперативно-служебные документы, содержащие информацию о сведениях, в предоставлении которых было отказано заявителю, за исключением сведений о лицах, внедренных в организованные преступные группы, о штатных негласных сотрудниках органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, и о лицах, оказывающих им содействие на конфиденциальной основе. 6. В случае признания необоснованным решения органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, об отказе в предоставлении необходимых сведений заявителю судья может обязать указанный орган предоставить заявителю сведения, предусмотренные частью четвертой настоящей статьи. 7. Полученные в результате проведения оперативно-розыскных мероприятий материалы в отношении лиц, виновность которых в совершении преступления не доказана в установленном законом порядке, хранятся один год, а затем уничтожаются, если служебные интересы или правосудие не требуют иного. Фонограммы и другие материалы, полученные в результате прослушивания телефонных и иных переговоров лиц, в отношении которых не было возбуждено уголовное дело, уничтожаются в течение шести месяцев с момента прекращения прослушивания, о чем составляется соответствующий протокол. За три месяца до дня уничтожения материалов, отражающих результаты оперативно-розыскных мероприятий, проведенных на основании судебного решения, об этом уведомляется соответствующий судья. 8. Органам (должностным лицам), осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, запрещается: - проводить оперативно-розыскные мероприятия в интересах какой-либо политической партии, общественного и религиозного объединения; - принимать негласное участие в работе федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, а также в деятельности зарегистрированных в установленном порядке и незапрещенных политических партий, общественных и религиозных объединений в целях оказания влияния на характер их деятельности; - разглашать сведения, которые затрагивают неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, честь и доброе имя граждан и которые стали известными в процессе проведения оперативно-розыскных мероприятий без согласия граждан, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами; - подстрекать, склонять, побуждать в прямой или косвенной форме к совершению противоправных действий (провокация); - фальсифицировать результаты оперативно-розыскной деятельности. 9. При нарушении органом (должностным лицом), осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, прав и законных интересов физических и юридических лиц вышестоящий орган, прокурор либо судья в соответствии с законодательством Российской Федерации обязаны принять меры по восстановлению этих прав и законных интересов, возмещению причиненного вреда. 10. Нарушения настоящего Федерального закона при осуществлении оперативно-розыскной деятельности влекут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации. Федеральным законом от 24 июля 2007 года <5> часть 8 статьи 5 Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности" дополнена абзацами, запрещающими органам и должностным лицам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, подстрекать, склонять, побуждать лиц в прямой или косвенной форме к совершению противоправных действий, а также фальсифицировать результаты оперативно-розыскной деятельности. Поводом для внесения таких изменений в законодательство послужили решения Европейского суда по правам человека, в частности дело "Ваньян (Vanyan) против Российской Федерации" <6>. -------------------------------- <5> Федеральный закон от 24.07.2007 N 211-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в области противодействия экстремизму" // Российская газета. 01.08.2007. N 165. <6> Постановление Европейского суда по правам человека от 15.12.2005 "Дело Ваньян (Vanyan) против Российской Федерации" // Бюллетень Европейского суда по правам человека. Российское издание. 2006. N 7. С. 57, 102 - 116.

Указанное изменение было сделано в результате имплементации в национальное оперативно-розыскное законодательство принципов и норм международного права, которые согласно части 4 статьи 15 Конституции РФ являются составной частью ее правовой системы. В этом, по мнению Б. С. Эбзеева, проявляется важный элемент конституционализации, заключающийся в возложении на государство обязанности соблюдения международно признанных естественных, неотчуждаемых прав, принадлежащих каждому человеку от рождения <7>. Конституционный Суд Российской Федерации конституционализировал и ряд категорий оперативно-розыскной деятельности, ранее не имевших формально-юридического закрепления. К таковым можно отнести наименования оперативно-розыскных мероприятий, термины ("конспирация", "негласность" и др.), пределы осуществления оперативно-розыскной деятельности и др. <8>. -------------------------------- <7> См.: Эбзеев Б. С. Личность и государство в России: взаимная ответственность и конституционные обязанности. М.: Норма, 2007. С. 113. <8> Луговик В. Ф. Проблемы конституционализации оперативно-розыскной деятельности // Конституционно-правовые проблемы оперативно-розыскной деятельности: Сборник материалов Всероссийского круглого стола. 3 ноября 2011 г. / В. В. Абрамочкин, А. С. Александров, В. М. Атмажитов и др.; сост. К. Б. Калиновский. СПб.: Петрополис, 2012. 218 с.; СПС "КонсультантПлюс".

Основным объектом преступления, предусмотренного частью 4 статьи 303 УК РФ, являются интересы правосудия, в качестве дополнительного объекта выступают интересы потерпевшего - физического или юридического лица. Общественная опасность рассматриваемого преступления заключается в том, что наличие фальсифицированных результатов оперативно-розыскной деятельности может привести к принятию органами предварительного расследования и судом неправильного решения, необоснованно ущемляющего права граждан, в том числе уголовное преследование лица, не причастного к совершению преступления либо причинению вреда чести, достоинству и деловой репутации. Конституция РФ, предоставляя государственную гарантию защиты от злоупотребления властью, в части 2 статьи 50 провозглашает: "При осуществлении правосудия не допускается использование доказательств, полученных с нарушением Федерального закона". Оперативно-розыскная деятельность - вид деятельности, осуществляемой гласно и негласно оперативными подразделениями государственных органов, уполномоченных на то Федеральным законом "Об оперативно-розыскной деятельности", в пределах их полномочий посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств. Задачами оперативно-розыскной деятельности являются: - выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, а также выявление и установление лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших; - осуществление розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от уголовного наказания, а также розыска без вести пропавших; - добывание информации о событиях или действиях (бездействии), создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности Российской Федерации; - установление имущества, подлежащего конфискации. При осуществлении оперативно-розыскной деятельности проводятся следующие оперативно-розыскные мероприятия, перечень которых является исчерпывающим и может быть изменен или дополнен в соответствии со статьей 6 Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности" только Федеральным законом: 1. Опрос. 2. Наведение справок. 3. Сбор образцов для сравнительного исследования. 4. Проверочная закупка. 5. Исследование предметов и документов. 6. Наблюдение. 7. Отождествление личности. 8. Обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств. 9. Контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений. 10. Прослушивание телефонных переговоров. 11. Снятие информации с технических каналов связи. 12. Оперативное внедрение. 13. Контролируемая поставка. 14. Оперативный эксперимент. Согласно статье 7 Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности" основаниями для проведения оперативно-розыскных мероприятий являются: 1. Наличие возбужденного уголовного дела. 2. Ставшие известными органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, сведения о: 1) признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного противоправного деяния, а также о лицах, его подготавливающих, совершающих или совершивших, если нет достаточных данных для решения вопроса о возбуждении уголовного дела <9>; -------------------------------- <9> О применении подпункта 1 пункта 2 части 1 статьи 7 см.: Определение Конституционного Суда РФ от 14.07.1998 N 86-О "По делу о проверке конституционности отдельных положений Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности" по жалобе гражданки И. Г. Черновой" // СЗ РФ. 1998. N 34. Ст. 4368; Определение Конституционного Суда РФ от 22.04.2005 N 198-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Верещагина Андрея Аркадьевича на нарушение его конституционных прав положениями статьи 7 Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности" // СПС "КонсультантПлюс"; Определение Конституционного Суда РФ от 09.06.2005 N 327-О "По жалобе гражданина Чукова Анзаура Николаевича на нарушение его конституционных прав положениями пунктов 1 и 3 части первой статьи 6 и подпункта 1 пункта 2 части первой статьи 7 Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности" // СПС "КонсультантПлюс".

2) событиях или действиях (бездействии), создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности Российской Федерации; 3) лицах, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда или уклоняющихся от уголовного наказания; 4) лицах, без вести пропавших, и об обнаружении неопознанных трупов. 3. Поручения следователя, руководителя следственного органа, дознавателя, органа дознания или определения суда по уголовным делам и материалам проверки сообщений о преступлении, находящимся в их производстве. 4. Запросы других органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, по основаниям, указанным в статье 7 Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности". 5. Постановление о применении мер безопасности в отношении защищаемых лиц, осуществляемых уполномоченными на то государственными органами в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации <10>. -------------------------------- <10> См.: статья 15 Федерального закона от 20.04.1995 N 45-ФЗ "О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов" (ред. от 25.12.2012) // СЗ РФ. 1995. N 17. Ст. 1455; статья 18 Федерального закона от 20.08.2004 N 119-ФЗ "О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства" (ред. от 30.11.2011) // СЗ РФ. 2004. N 34. Ст. 3534.

6. Запросы международных правоохранительных организаций и правоохранительных органов иностранных государств в соответствии с международными договорами Российской Федерации. Органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, в пределах своих полномочий вправе также собирать данные, необходимые для принятия решений: 1. О допуске к сведениям, составляющим государственную тайну <11>. -------------------------------- <11> См.: статья 5 Закона РФ от 21.07.1993 N 5485-1 "О государственной тайне" (ред. от 08.11.2011) // СЗ РФ. 1997. N 41. Ст. 8220 - 8235; Указ Президента РФ от 30.11.1995 N 1203 "Об утверждении Перечня сведений, отнесенных к государственной тайне" (ред. от 19.03.2013) // СЗ РФ. 1995. N 49. Ст. 4775.

2. О допуске к работам, связанным с эксплуатацией объектов, представляющих повышенную опасность для жизни и здоровья людей, а также для окружающей среды <12>. -------------------------------- <12> Федеральный закон от 09.02.2007 N 16-ФЗ "О транспортной безопасности" (ред. от 18.07.2011) // СЗ РФ. 2007. N 7. Ст. 837; Федеральный закон от 21.07.2011 N 256-ФЗ "О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса" // СЗ РФ. 2011. N 30 (ч. I). Ст. 4604; Федеральный закон от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (ред. от 25.12.2012, с изм. от 05.04.2013) // СЗ РФ. 2009. N 48. Ст. 5711.

3. О допуске к участию в оперативно-розыскной деятельности или о доступе к материалам, полученным в результате ее осуществления. 4. Об установлении или о поддержании с лицом отношений сотрудничества при подготовке и проведении оперативно-розыскных мероприятий. 5. По обеспечению безопасности органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность. 6. О предоставлении либо об аннулировании лицензии на осуществление частной детективной или охранной деятельности, о переоформлении документов, подтверждающих наличие лицензии, о выдаче (о продлении срока действия, об аннулировании) удостоверения частного охранника <13>. -------------------------------- <13> Закон РФ от 11.03.1992 N 2487-1 "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации" (ред. от 03.12.2011) // Ведомости СНД РФ и ВС РФ. 1992. N 17. Ст. 888.

Органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, при наличии запроса, направленного в соответствии с Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" <14>, другими нормативными правовыми актами Российской Федерации в области противодействия коррупции, в пределах своих полномочий проводят оперативно-розыскные мероприятия в целях добывания информации, необходимой для принятия решений: -------------------------------- <14> Федеральный закон от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" (ред. от 29.12.2012) // СЗ РФ. 2008. N 52 (ч. I). Ст. 6228.

1. О достоверности и полноте сведений, предоставляемых в соответствии с федеральными конституционными законами и федеральными законами гражданами, претендующими на замещение: 1) государственных должностей Российской Федерации, если федеральными конституционными законами или федеральными законами не установлен иной порядок проверки указанных сведений; 2) государственных должностей субъектов Российской Федерации; 3) должностей глав муниципальных образований, муниципальных должностей, замещаемых на постоянной основе; 4) должностей федеральной государственной службы; 5) должностей государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации; 6) должностей муниципальной службы; 7) должностей в государственной корпорации, Пенсионном фонде Российской Федерации, Фонде социального страхования Российской Федерации, Федеральном фонде обязательного медицинского страхования, иных организациях, создаваемых Российской Федерацией на основании федеральных законов; 8) отдельных должностей, замещаемых на основании трудового договора в организациях, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами. 2. О достоверности и полноте сведений, предоставляемых лицами, замещающими должности, указанные в пункте 1 настоящей части, если федеральными конституционными законами или федеральными законами не установлен иной порядок проверки достоверности сведений. 3. О соблюдении лицами, замещающими должности, указанные в пункте 1 настоящей части, ограничений и запретов, которые установлены Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и об исполнении ими обязанностей, установленных федеральными конституционными законами, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, если федеральными конституционными законами или федеральными законами не установлен иной порядок проверки соблюдения указанными лицами данных ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и об исполнении обязанностей. 4. О достоверности и полноте сведений, предоставляемых гражданином, претендующим на замещение должности судьи. Потерпевший от преступления, предусмотренного частью 4 статьи 303 УК РФ, представлен альтернативно: 1) физическое лицо, заведомо для виновного непричастное к совершению преступления, в целях его уголовного преследования; 2) физическое или юридическое лицо в целях причинения вреда его чести, достоинству и деловой репутации. Предметом преступления являются результаты оперативно-розыскной деятельности, т. е. сведения, полученные в соответствии с Федеральным законом "Об оперативно-розыскной деятельности" о признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного преступления, лицах, подготавливающих, совершающих или совершивших преступление и скрывшихся от органов дознания, следствия или суда <15>. -------------------------------- <15> См.: пункт 36.1 статьи 5 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации от 18.12.2001 N 174-ФЗ (ред. от 05.04.2013) // СЗ РФ. 2001. N 52 (ч. I). Ст. 4921.

Согласно Инструкции о порядке представления результатов оперативно-розыскной деятельности дознавателю, органу дознания, следователю, прокурору или в суд (далее - Инструкция) <16>, результаты оперативно-розыскной деятельности, представляемые для решения вопроса о возбуждении уголовного дела, должны содержать достаточные данные, указывающие на признаки преступления, а именно: сведения о том, где, когда, какие признаки и какого именно преступления обнаружены, при каких обстоятельствах имело место их обнаружение, сведения о лице (лицах), его совершившем (если оно известно), и очевидцах преступления (если они известны), о местонахождении предметов и документов, которые могут стать вещественными доказательствами, о любых других фактах и обстоятельствах, имеющих значение для решения вопроса о возбуждении уголовного дела. -------------------------------- <16> Приказ МВД РФ N 368, ФСБ РФ N 185, ФСО РФ N 164, ФТС РФ N 481, СВР РФ N 32, ФСИН РФ N 184, ФСКН РФ N 97, Минобороны РФ N 147 от 17.04.2007 "Об утверждении Инструкции о порядке представления результатов оперативно-розыскной деятельности дознавателю, органу дознания, следователю, прокурору или в суд" // Российская газета. 16.05.2007. N 101.

Результаты оперативно-розыскной деятельности, представляемые для подготовки и осуществления следственных и судебных действий, должны содержать сведения о местонахождении лиц, скрывающихся от органов предварительного расследования и суда, о лицах, которым известны обстоятельства и факты, имеющие значение для уголовного дела, о возможных источниках доказательств, о местонахождении предметов, перечисленных в ч. 1 ст. 81 УПК РФ, о других фактах и обстоятельствах, позволяющих определить объем и последовательность проведения процессуальных действий, выбрать наиболее эффективную тактику их производства, выработать оптимальную методику расследования по конкретному уголовному делу. Результаты оперативно-розыскной деятельности, представляемые для использования в доказывании по уголовным делам, должны позволять формировать доказательства, удовлетворяющие требованиям уголовно-процессуального законодательства, предъявляемым к доказательствам в целом, к соответствующим видам доказательств, содержать сведения, имеющие значение для установления обстоятельств, подлежащих доказыванию по уголовному делу, указания на оперативно-розыскные мероприятия, при проведении которых получены предполагаемые доказательства, а также данные, позволяющие проверить в условиях уголовного судопроизводства доказательства, сформированные на их основе. "Согласно Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации доказательствами по уголовному делу являются любые сведения, на основе которых суд, прокурор, следователь, дознаватель в порядке, определенном УПК РФ, устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, подлежащих доказыванию при производстве по уголовному делу, а также иных обстоятельств, имеющих значение для уголовного дела (часть первая статьи 74). В качестве доказательств допускаются в том числе вещественные доказательства - предметы и документы, которые могут служить средствами для обнаружения преступления и установления обстоятельств уголовного дела (пункт 4 части второй статьи 74, пункт 3 части первой статьи 81 УПК Российской Федерации), и иные документы, которые допускаются в качестве доказательств, если изложенные в них сведения имеют значение для установления обстоятельств, указанных в статье 73 данного Кодекса (пункт 6 части второй статьи 74, часть первая статьи 84 УПК Российской Федерации). Документы могут содержать сведения, зафиксированные как в письменном, так и в ином виде. К ним могут относиться материалы фото - и киносъемки, аудио - и видеозаписи и иные носители информации, полученные, истребованные или представленные в порядке, установленном статьей 86 данного Кодекса. Документы, обладающие признаками, указанными в части первой статьи 81 УПК Российской Федерации, признаются вещественными доказательствами (части вторая и четвертая статьи 84 УПК Российской Федерации). Порядок собирания, проверки и оценки доказательств в уголовном судопроизводстве, согласно части первой статьи 1 УПК Российской Федерации, регламентируется данным Кодексом, в том числе его статьями 17, 74, 75, 81, 87, 88, 234 и 235. При этом Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации определяет, что доказательства, полученные с нарушением требований данного Кодекса, являются недопустимыми, не имеют юридической силы и не могут быть положены в основу обвинения, а также использоваться для доказывания любого из обстоятельств, предусмотренных его статьей 73 (статья 75), устанавливает конкретные процессуальные механизмы устранения таких доказательств из уголовного дела (статья 88, часть пятая статьи 234, статья 235 и часть пятая статьи 335) и предъявляет к процессуальному решению по вопросу о допустимости доказательств требования законности, обоснованности и мотивированности (части третья и четвертая статьи 7)" <17>. -------------------------------- <17> Определение Конституционного Суда РФ от 11.05.2012 N 814-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Аносова Игоря Викторовича на нарушение его конституционных прав статьями 74, 75 и 81 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации" // СПС "КонсультантПлюс".

Согласно Инструкции результаты оперативно-розыскной деятельности представляются в виде рапорта об обнаружении признаков преступления <18> или сообщения о результатах оперативно-розыскной деятельности <19>. -------------------------------- <18> Рапорт об обнаружении признаков преступления составляется по образцу, указанному в приложении 1 к ст. 476 УПК РФ. <19> Сообщение о результатах оперативно-розыскной деятельности представляется в форме приложения N 1 к Приказу МВД РФ N 368, ФСБ РФ N 185, ФСО РФ N 164, ФТС РФ N 481, СВР РФ N 32, ФСИН РФ N 184, ФСКН РФ N 97, Минобороны РФ N 147 от 17.04.2007 "Об утверждении Инструкции о порядке представления результатов оперативно-розыскной деятельности дознавателю, органу дознания, следователю, прокурору или в суд" // Российская газета. 16.05.2007. N 101.

Рапорт об обнаружении признаков преступления составляется должностным лицом органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, и регистрируется в порядке, установленном нормативными правовыми актами органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность. Процедура представления результатов оперативно-розыскной деятельности в виде сообщения осуществляется в соответствии с правилами, установленными пунктами 9 - 15 указанной Инструкции, и включает в себя: - рассмотрение вопроса о необходимости рассекречивания сведений, составляющих государственную тайну, содержащихся в представляемых результатах оперативно-розыскной деятельности, и их носителей; - оформление необходимых документов и фактическую передачу результатов оперативно-розыскной деятельности. К рапорту об обнаружении признаков преступления или сообщению о результатах оперативно-розыскной деятельности могут прилагаться полученные (выполненные) при проведении оперативно-розыскных мероприятий фотографические негативы и снимки, киноленты, диапозитивы, фонограммы, кассеты видеозаписи, носители компьютерной информации, чертежи, планы, схемы, акты, справки, другие документы, а также иные материальные объекты, которые в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством могут быть признаны вещественными доказательствами. Объективную сторону преступления, предусмотренного частью 4 статьи 303 УК РФ, составляют действия, направленные на фальсификацию результатов оперативно-розыскной деятельности лицом, уполномоченным на проведение оперативно-розыскных мероприятий. Фальсификация результатов оперативно-розыскной деятельности может осуществляться путем предоставления изначально ложных по содержанию сведений (интеллектуальный подлог), внесения ложных сведений в документы, их подделка, подчистка, датирование другим числом (материальный подлог), фабрикации предметов и документов, которые могут стать вещественными доказательствами (например, подбрасывание наркотиков, оружия или боеприпасов в квартиру, ложных документов в организацию или квартиру). Преступление, предусмотренное ч. 4 ст. 303 УК РФ, имеет формальный состав и считается оконченным с момента представления органам расследования или суда фальсифицированных результатов оперативно-розыскной деятельности, независимо от того, повлияли ли они на решение вопроса о возбуждении уголовного дела, подготовке и осуществлении следственных и судебных действий, доказывании по уголовным делам. С субъективной стороны деяние, предусмотренное частью 4 статьи 303 УК РФ, характеризуется виной в виде прямого умысла. Виновный осознает, что тем или иным способом фальсифицирует результаты оперативно-розыскной деятельности, и желает эти результаты в таком виде использовать. При этом виновный преследует одну из двух целей: 1) уголовное преследование лица, заведомо непричастного к совершению преступления; 2) причинение вреда чести, достоинству и деловой репутации. Заведомая непричастность лица к совершению преступления означает, что субъект преступления был об этом осведомлен до начала выполнения объективной стороны преступления. Субъект преступления, предусмотренного частью 4 статьи 303 УК РФ, прямо указан в законе (субъект преступления - специальный) - лицо, уполномоченное на проведение оперативно-розыскных мероприятий. Согласно статье 13 Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности", на территории Российской Федерации право осуществлять оперативно-розыскную деятельность предоставляется оперативным подразделениям: 1. Органов внутренних дел Российской Федерации. 2. Органов федеральной службы безопасности. 3. Федерального органа исполнительной власти в области государственной охраны. 4. Таможенных органов Российской Федерации. 5. Службы внешней разведки Российской Федерации. 6. Федеральной службы исполнения наказаний. 7. Органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ. Оперативное подразделение органа внешней разведки Министерства обороны Российской Федерации проводит оперативно-розыскные мероприятия только в целях обеспечения безопасности указанного органа внешней разведки и в случае, если проведение этих мероприятий не затрагивает полномочий иных органов, указанных в ст. 13 цитируемого Закона. Перечень органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, может быть изменен или дополнен только федеральным законом. Руководители указанных органов определяют перечень оперативных подразделений, правомочных осуществлять оперативно-розыскную деятельность, их полномочия, структуру и организацию работы. Органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, решают определенные настоящим Федеральным законом задачи исключительно в пределах своих полномочий, установленных соответствующими законодательными актами Российской Федерации. Оперативные подразделения органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, вправе проводить совместно с работниками уголовно-исполнительной системы оперативно-розыскные мероприятия в следственных изоляторах уголовно-исполнительной системы.

Библиографический список

1. Федеральный закон от 29.11.2012 N 207-ФЗ "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" // СЗ РФ. 2012. N 49. Ст. 6752. 2. Федеральный закон от 12.08.1995 N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности" (ред. от 05.04.2013) // СЗ РФ. 1995. N 33. Ст. 3349. 3. Определение Конституционного Суда РФ от 14.07.1998 N 86-О "По делу о проверке конституционности отдельных положений Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности" по жалобе гражданки И. Г. Черновой" // СЗ РФ. 1998. N 34. Ст. 4368. 4. Определение Конституционного Суда РФ от 15.07.2004 N 304-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Трифоновой Валентины Степановны на нарушение ее конституционных прав пунктом 3 части первой статьи 6 и пунктом 1 части первой статьи 15 Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности" // СПС "КонсультантПлюс". 5. Федеральный закон от 24.07.2007 N 211-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в области противодействия экстремизму" // Российская газета. 01.08.2007. N 165. 6. Постановление Европейского суда по правам человека от 15.12.2005 "Дело Ваньян (Vanyan) против Российской Федерации" // Бюллетень Европейского суда по правам человека. Российское издание. 2006. N 7. С. 57, 102 - 116. 7. Эбзеев Б. С. Личность и государство в России: взаимная ответственность и конституционные обязанности. М.: Норма, 2007. С. 113. 8. Луговик В. Ф. Проблемы конституционализации оперативно-розыскной деятельности // Конституционно-правовые проблемы оперативно-розыскной деятельности: сборник материалов Всероссийского круглого стола. 3 ноября 2011 г. / В. В. Абрамочкин, А. С. Александров, В. М. Атмажитов и др.; сост. К. Б. Калиновский. СПб.: Петрополис, 2012. 218 с. 9. Определение Конституционного Суда РФ от 14.07.1998 N 86-О "По делу о проверке конституционности отдельных положений Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности" по жалобе гражданки И. Г. Черновой" // СЗ РФ. 1998. N 34. Ст. 4368. 10. Определение Конституционного Суда РФ от 22.04.2005 N 198-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Верещагина Андрея Аркадьевича на нарушение его конституционных прав положениями статьи 7 Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности" // СПС "КонсультантПлюс". 11. Определение Конституционного Суда РФ от 09.06.2005 N 327-О "По жалобе гражданина Чукова Анзаура Николаевича на нарушение его конституционных прав положениями пунктов 1 и 3 части первой статьи 6 и подпункта 1 пункта 2 части первой статьи 7 Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности" // СПС "КонсультантПлюс". 12. Федеральный закон от 20.04.1995 N 45-ФЗ "О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов" (ред. от 25.12.2012) // СЗ РФ. 1995. N 17. Ст. 1455. 13. Федеральный закон от 20.08.2004 N 119-ФЗ "О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства" (ред. от 30.11.2011) // СЗ РФ. 2004. N 34. Ст. 3534. 14. Закон РФ от 21.07.1993 N 5485-1 "О государственной тайне" (ред. от 08.11.2011) // СЗ РФ. 1997. N 41. Ст. 8220 - 8235. 15. Указ Президента РФ от 30.11.1995 N 1203 "Об утверждении Перечня сведений, отнесенных к государственной тайне" (ред. от 19.03.2013) // СЗ РФ. 1995. N 49. Ст. 4775. 16. Федеральный закон от 09.02.2007 N 16-ФЗ "О транспортной безопасности" (ред. от 18.07.2011) // СЗ РФ. 2007. N 7. Ст. 837. 17. Федеральный закон от 21.07.2011 N 256-ФЗ "О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса" // СЗ РФ. 2011. N 30 (ч. I). Ст. 4604. 18. Федеральный закон от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (ред. от 25.12.2012, с изм. от 05.04.2013) // СЗ РФ. 2009. N 48. Ст. 5711. 19. Закон РФ от 11.03.1992 N 2487-1 "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации" (ред. от 03.12.2011) // Ведомости СНД РФ и ВС РФ. 1992. N 17. Ст. 888. 20. Федеральный закон от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" (ред. от 29.12.2012) // СЗ РФ. 2008. N 52 (ч. I). Ст. 6228. 21. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 N 174-ФЗ (ред. от 05.04.2013) // СЗ РФ. 2001. N 52 (ч. I). Ст. 4921. 22. Приказ МВД РФ N 368, ФСБ РФ N 185, ФСО РФ N 164, ФТС РФ N 481, СВР РФ N 32, ФСИН РФ N 184, ФСКН РФ N 97, Минобороны РФ N 147 от 17.04.2007 "Об утверждении Инструкции о порядке представления результатов оперативно-розыскной деятельности дознавателю, органу дознания, следователю, прокурору или в суд" // Российская газета. 16.05.2007. N 101. 23. Определение Конституционного Суда РФ от 11.05.2012 N 814-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Аносова Игоря Викторовича на нарушение его конституционных прав статьями 74, 75 и 81 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации" // СПС "КонсультантПлюс".

Название документа