Специальная правоспособность субъектов частной детективной и охранной деятельности

(Солнышкова О. В.) ("Юрист", N 9, 2001) Текст документа

СПЕЦИАЛЬНАЯ ПРАВОСПОСОБНОСТЬ СУБЪЕКТОВ ЧАСТНОЙ ДЕТЕКТИВНОЙ И ОХРАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

О. В. СОЛНЫШКОВА

Определение правового статуса субъектов частной детективной и охранной деятельности в новом законе о частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации требует разрешения вопросов о характере их правоспособности. Закон РФ "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации" был принят 11 марта 1992 г. <*>. В период его разработки и вступления в силу действовал Закон РСФСР "О предприятиях и предпринимательской деятельности" <**>, введенный в действие Постановлением Верховного Совета РСФСР от 25 декабря 1990 г. N 446-1 "О порядке введения в действие Закона РСФСР "О предприятиях и предпринимательской деятельности" <***>. Правоспособность предприятий определял п. 2 ст. 21 этого Закона: "Предприятие может осуществлять любые виды деятельности, предусмотренные его уставом..." -------------------------------- <*> Закон РФ "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации" от 11 марта 1992 г. N 2487-1 // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации от 23 апреля 1992 г. N 17. Ст. 888. <**> Закон РСФСР от 25 декабря 1990 г. N 445-1 "О предприятиях и предпринимательской деятельности" // Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР от 27 декабря 1990 г. N 30. Ст. 418. <***> Постановление Верховного Совета РСФСР от 25 декабря 1990 г. N 446-1 "О порядке введения в действие Закона РСФСР "О предприятиях и предпринимательской деятельности" // Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР от 27 декабря 1990 г. N 30. Ст. 419.

Закон РФ "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации" разрабатывался для регулирования общественных отношений в этой сфере предпринимательства совместно с Основами гражданского законодательства Союза ССР и республик <*>. В соответствии с правовой нормой ст. 12 Основ в российском праве на все юридические лица распространялся реализующий разрешительный тип правового регулирования - принцип специальной (уставной) правоспособности. Согласно ему "юридическое лицо может иметь гражданские права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в его учредительных документах, и нести связанные с этой деятельностью обязанности. Оно вправе осуществлять любые виды деятельности, не противоречащие указанным целям и не запрещенные законодательными актами". -------------------------------- <*> Основы Гражданского Законодательства Союза ССР и республик // Ведомости Верховного Совета СССР. 1991. N 26. Ст. 733.

Принцип уставной правоспособности юридического лица исторически возник как способ защиты учредителей от недобросовестных действий руководителей юридического лица. При этом неуставные сделки являлись недействительными, и таким путем восстанавливались нарушенные права учредителей (участников, акционеров). Вместе с тем мировая история развития института целевой правоспособности свидетельствует о тенденции ограничения принципа специальной правоспособности в законодательстве экономически развитых стран. Эта тенденция универсальна и имеет объективный характер, отражая потребности современного гражданского оборота в стабильности и определенности правоотношений. Гражданским кодексом Российской Федерации в качестве общего правила был установлен принцип общей (универсальной) правоспособности коммерческих организаций. Согласно п. 1 ст. 49 ГК РФ "коммерческие организации, за исключением унитарных предприятий и иных видов организаций, предусмотренных законом, могут иметь гражданские права и иметь гражданские обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных законом". Установление универсальной правоспособности означает наделение субъекта права возможностью приобретать гражданские права и обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности. В универсальной правоспособности лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность, реализуется конституционное право на свободную экономическую деятельность (ст. 34 Конституции РФ). Однако это право не является абсолютным. Оно может быть ограничено, согласно ч. 3 ст. 55 Конституции РФ, "федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства". Такую же правовую норму содержит п. 2 ст. 1 Гражданского кодекса Российской Федерации. Ограничение гражданских прав, каким является установление принципа специальной правоспособности, возможно только в целях защиты конституционных ценностей. Ввиду того что вопрос о специальной правоспособности юридических лиц был урегулирован гражданским законодательством, действовавшим в момент принятия Закона РФ "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации", этот Закон детально не регламентирует правоспособность субъектов частной детективной и охранной деятельности. Так, дефиниции понятий "частная детективная и охранная деятельность" в ст. 1 Закона РФ дают операциональные определения этих терминов посредством указания на видовые отличия оказываемых ими услуг. Статья 11 Закона РФ содержит указание на то, что охранное предприятие (юридическое лицо) специально учреждается для оказания охранных услуг, что отражается в уставе. Позиция законодателя относительно правоспособности частных детективов сформулирована недостаточно четко. С одной стороны, ст. 4 Закона РФ определяет частного детектива как лицо, "выполняющее услуги, перечисленные в части второй статьи 3 настоящего Закона". А с другой - ст. 4 Закона РФ "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации" лишает признак вида детективных услуг существенности и говорит, что "сыскная деятельность должна быть основным видом занятости частного детектива". Дефиницию понятия "занятость" дает Закон РФ "О занятости населения в Российской Федерации": "Занятость - это деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству Российской Федерации и приносящая, как правило, им заработок, трудовой доход" <*>. Таким образом, законодатель определяет работу частного детектива по оказанию детективных услуг не как исключительный вид деятельности, а только как основной. -------------------------------- <*> Федеральный закон от 20 апреля 1996 г. N 36-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" // Собрание законодательства Российской Федерации от 1996. N 17. Ст. 1915.

Необходимо отметить, что Закон РФ "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации" не содержит требований об осуществлении сыскной деятельности в качестве основного вида деятельности организации. Поскольку ограничение прав субъектов частной детективной деятельности допускается, в соответствии с ч. 3 ст. 55 Конституции РФ, только федеральным законом, то применение к детективным организациям по аналогии норм, регламентирующих занятость индивидуального предпринимателя - детектива, неправомерно. Любое ограничение свободы экономической деятельности нуждается в конкретном регламентировании. В то же время установление различного объема прав индивидуального предпринимателя и организации на осуществление деятельности, не относящейся к сыскной, нарушило бы конституционный принцип равноправия. Он выражается в равенстве прав и обязанностей всех субъектов частной детективной деятельности, независимо от индивидуальной или коллективной формы ее осуществления. Следовательно, в целях совершенствования правового регулирования, новый закон о частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации должен устранить пробел в установлении правоспособности детективных организаций. Мотивы законодателя в ограничении правоспособности заключаются в выделении специальной группы субъектов, осуществляющих частную детективную и охранную деятельность, ограничении сферы их деятельности и в обеспечении общественной безопасности этого вида предпринимательства. Новый закон о детективной и охранной деятельности должен прямо наделить организации и индивидуальных предпринимателей в этой сфере специальной правоспособностью, предоставляющей субъектам предпринимательской деятельности только такие права и обязанности, которые соответствуют целям его деятельности и прямо зафиксированы в его учредительных документах. Цели государства, реализуемые посредством использования уставной правоспособности и определения ее объема, не всегда очевидны. Существует объективная потребность в логически выверенной системе критериев, согласно которой необходимо будет определить объем специальной правоспособности субъектов частной детективной и охранной деятельности. В целях реализации публично-правовых интересов государства применительно к специальной правоспособности субъектов частной детективной и охранной деятельности законодателем установлены следующие правила. Специальную правоспособность субъекта охранно-детективного предпринимательства характеризуют предмет деятельности и цели деятельности. Закон РФ "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации" в ст. 3 устанавливает предмет деятельности - виды охранных и детективных услуг, предоставление которых разрешено субъектам с целевой правоспособностью. Таким образом, введена принудительная специализация субъектов частной детективной и охранной деятельности. Исключительное право на занятие этим видом предпринимательства основано на законодательном запрете "физическим и юридическим лицам, не имеющим правового статуса частного детектива, частного детективного предприятия или объединения либо охранно-сыскного подразделения, на предоставление услуг, отнесенных к охранным и детективным" (ст. 3 Закона РФ). Таким образом, ограничивается правоспособность всех иных индивидуальных предпринимателей и коммерческих организаций на занятие этими видами экономической деятельности. Прямого запрета юридическим и физическим лицам - субъектам частной детективной и охранной деятельности на занятие иными видами хозяйственной деятельности Закон не содержит. Отсутствуют также нормы, устанавливающие право частной охранной или детективной организации на совершение сделок, направленных на обеспечение их деятельности (аренда недвижимости, покупка спецодежды и т. п.). Определение конкретных правомочий субъектов частной детективной и охранной деятельности необходимо, поскольку они шире предмета уставной деятельности. В принципе проблема возможности или невозможности осуществления наряду с частной детективной или частной охранной деятельностью иных видов деятельности является в большей степени политико-экономической, нежели правовой. Связана она с вопросом о допустимости или недопустимости "сращивания" вооруженных и организованных сил частных детективных или охранных структур с коммерческим капиталом (торговым, банковским, промышленным и т. п.). Поскольку этот вопрос однозначно законодателем не решен, зафиксирован промежуточный правовой вариант. Запрет на осуществление иных, не предусмотренных законом, видов деятельности подразумевает только запрет на их непосредственное осуществление от имени субъекта частной детективной и охранной деятельности. Этот запрет легко преодолевается путем создания дочерних и зависимых юридических лиц, участие в которых позволяет контролировать их деятельность и управлять ею. При этом деятельность осуществляется от имени созданного юридического лица, например, с универсальной правоспособностью. С субъектом частной охранной или детективной деятельности она не соотносится и не подпадает под режим запрещенной. Так, юридическое лицо - частная охранная организация не вправе заниматься торговой деятельностью, но может учредить дочернее общество, которое будет осуществлять торговые операции. Представляется, что возможно установление государственного регулирования процессов учреждения организаций юридическими лицами - субъектами частной детективной и охранной деятельности, а также приобретения акций или долей в уставном капитале юридических лиц, не имеющих специальной правоспособности в сфере частной детективной и охранной деятельности. Законами РФ установлена специальная правоспособность банков, страховых компаний, фондовых бирж и т. д. Однако в этих сферах деятельности законодатель предоставляет организациям несколько больший объем правоспособности, чем для субъектов охранного предпринимательства. Так, ст. 5 Федерального закона "О банках и банковской деятельности" содержит запрет на осуществление кредитной организацией производственной, торговой и страховой деятельности <*>. Закон РФ "Об организации страхового дела в Российской Федерации" в ст. 6 определяет, что предметом непосредственной деятельности страховщиков не может быть производственная, торгово-посредническая и банковская деятельность <**>. Представляется целесообразным сформулировать принцип специальной правоспособности в сфере охранной и детективной деятельности менее жестко. -------------------------------- <*> Федеральный закон "О банках и банковской деятельности" // Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 1990. N 27. Ст. 357; Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. N 6. Ст. 492; Собрание законодательства Российской Федерации 1999. N 28. Ст. 3469. <**> Федеральный закон от 31 декабря 1997 г. N 157-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О страховании" // Собрание законодательства Российской Федерации 1998. N 1. Ст. 4; Федеральный закон от 17 июля 1999 г. N 182-ФЗ "О внесении изменения в Федеральный закон "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О страховании" // Собрание законодательства Российской Федерации от 1999. N 29. Ст. 3703.

Публично-правовой запрет на осуществление субъектом частной охранной и детективной деятельности иных видов частноправовой деятельности не учитывает факта его работы в условиях стихийного саморегулирующегося рынка. Однако предпринимательская деятельность всегда носит рискованный характер. Общественная и личная потребность в услугах субъекта частной охранной и детективной деятельности - величина переменная, далеко не всегда зависящая от качества оказываемых им услуг, профессионализма сотрудников, уровня управленческого и финансового менеджмента. Запрет на диверсификацию деятельности влечет уменьшение возможности "пережидания кризиса". Специалисты констатируют, что "в настоящее время характерной чертой рынка охранных услуг является очень высокий уровень конкуренции. Предложение уже значительно превысило спрос на услуги подобного рода..." <*>. -------------------------------- <*> Евланова О. А. Правонарушения в сфере частной охранной и детективной деятельности: состояние и причины // Криминальная ситуация на рубеже веков в России. М., 1999. С. 107.

Кроме того, обеспеченность денежными средствами спроса на охранные или детективные услуги не подконтрольна оказывающему эти услуги субъекту. В то же время квалифицирующим признаком предпринимательской деятельности ст. 2 ГК РФ называет систематическое получение прибыли. В результате реально возникновение негативных последствий для хозяйствующего субъекта, включая наступление несостоятельности (банкротства). Другим негативным последствием серьезного ограничения специальной правоспособности субъектов охранно-детективного предпринимательства становится ее нарушение. "Нестабильность финансовой базы приводит отдельных руководителей охранно-сыскных структур к развитию отношений с криминальными элементами" <*>. По данным криминологов, многие охранные предприятия занялись побочными видами бизнеса, не предусмотренными законом и их учредительными документами <**>. -------------------------------- <*> Морозов И., Минаев В. Охранно-сыскные структуры и борьба с заказными убийствами (взаимодействие с государственными правоохранительными органами) // Мир безопасности. 1999. N 6. С. 15. <**> Евланова О. А. Правонарушения в сфере частной охранной и детективной деятельности: состояние и причины / Криминальная ситуация на рубеже веков в России. М., 1999. С. 107.

Неравномерность получения дохода от предпринимательской деятельности обусловливает нарушение субъектами частной детективной и охранной деятельности запрета на осуществление иных видов деятельности. При этом возможно заключение притворных сделок, прикрывающих совершение работ или оказание услуг, не включенных в установленный законом перечень, что затрагивает как общие, так и частные интересы. В результате получается, что эта императивная норма действует только при ее добровольном соблюдении и когда государственные органы выявляют соответствующие нарушения и добиваются их устранения путем применения санкций. Так, председатель правления Лиги предпринимателей и руководителей предприятий безопасности И. Голощапов описывает способы преодоления экономического кризиса в охранном бизнесе: "Естественный путь развития - диверсификация - расширение бизнеса за счет смежных секторов рынка. Данная идея уже давно взята на вооружение руководителями охранных структур, но не у всех получается успешно ее реализовывать... В некоторых структурах довольно удачно получается торговать продукцией своих клиентов, организовывать торговые фирмы, набрав квалифицированный персонал, и получать за счет хороших отношений статус основного дилера... Характерно, что внутри сразу нескольких объединений негосударственных предприятий безопасности стали создаваться торговые дома, чтобы как-то связывать эти потоки продукции <*>". -------------------------------- <*> Голощапов И. Экономические уроки // Мир безопасности. 1999. N 6. С. 4 - 5.

Таким образом, правовая норма, устанавливающая для субъектов частной охранной и детективной деятельности весьма узкий перечень разрешенных видов деятельности, не обладает должной регулятивностью. Содержание публично-правового запрета неадекватно социально-экономической реальности и может вызвать ликвидацию субъекта, чью деятельность эта правовая норма призвана регулировать. Изменение с течением времени состава норм, являющихся выражением публичного порядка, представляет естественный исторический процесс, обеспечивающий адекватность права потребностям общества. Логично расширить правоспособность субъектов частной охранной и детективной деятельности и предоставить им, например, право оказания юридических услуг. Принимая во внимание установленное ст. 1 Закона РФ "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации" целевое предназначение частной детективной и охранной деятельности - защиту исключительно законных прав и интересов клиентов, первым необходимым этапом, выполняемым до оказания соответствующих услуг, является установление прав и законности интересов клиента. Это сложный процесс даже для профессиональных юристов, что подтверждает зафиксированная судебной статистикой тенденция роста числа споров, возникших из гражданско-правовых отношений <*>. Следовательно, для установления законности прав и интересов клиента субъект частной охранной и детективной деятельности должен иметь в своем штате юриста или привлекать его на договорной основе. -------------------------------- <*> Работа арбитражных судов Российской Федерации в 1999 году // Российская юстиция. 2000. N 5.

Важно отметить, что организации, оказывающие частные детективные и охранные услуги, так же как юристы, по роду своей деятельности получают, перерабатывают, хранят и используют во многом одну и ту же информацию о своем клиенте, имеющую конфиденциальный характер и высокую коммерческую ценность. При таких обстоятельствах отношения клиента и исполнителя носят доверительный характер, и для клиента крайне желательно сократить круг лиц, имеющих доступ к конфиденциальной информации. Поэтому оказание частными охранными и детективными организациями юридических услуг, с одной стороны, полезно для клиента, а с другой, за счет более углубленной работы с законодательством, оказывает стимулирующее воздействие на обеспечение законности в деятельности субъекта частной охранной и детективной деятельности. Кроме того, большой процент работников частных охранных и детективных структур составляют бывшие сотрудники правоохранительных органов, чей большой профессиональный опыт и знания таким путем могут эффективно быть востребованы в интересах всего общества и отдельных граждан. Не посягает на конституционные ценности также оказание субъектами охранно-детективного предпринимательства услуг по хранению имущества. Другим направлением совершенствования регулирования частной охранной деятельности может стать наделение охранных организаций правом предоставлять клиентам специально оборудованные с целью обеспечения сохранности имущества автомобильные транспортные средства, а также услуги по транспортировке имущества на специально оборудованных автотранспортных средствах. В настоящее время ст. 3 Закона РФ "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации" разрешает только "охрану имущества собственников, в том числе при транспортировке". Формулировка указанного вида услуг неточна. Любое имущество, за исключением бесхозного, имеет собственника, но далеко не всегда клиентом субъекта частной охранной деятельности является собственник. Им может быть любой законный владелец имущества, например арендатор или покупатель товара на условиях резервирования права собственности. Для организации, оказывающей охранные услуги, должен быть важен только факт законности владения клиента имуществом, подлежащим охране. Исключение из формулировки закона слова "собственников" позволит значительно расширить круг лиц, участвующих в гражданско-правовых отношениях с субъектом частной охранной деятельности. Нуждаются в уточнении дефиниции понятий "частная детективная и охранная деятельность" в части предмета деятельности субъектов специальной правоспособности. Законодатель в ст. 1 Закона определяет частную охранную и детективную деятельность как оказание услуг. До введения в действие второй части Гражданского кодекса РФ с 1 марта 1996 г. в российском гражданском законодательстве не существовало как вида договора возмездного оказания услуг. По этой причине в перечень видов услуг частной детективной и охранной деятельности, установленных ст. 3 Закона, попали работы, имеющие конкретный материально-вещественный результат и услугами не являющиеся. Такими видами работ, выполняемыми частными детективами, являются, например: - сбор сведений по гражданским и уголовным делам; - изучение рынка, сбор информации для деловых переговоров, выявление некредитоспособных или ненадежных партнеров; - выяснение биографических и других характеризующих личность данных о гражданах при заключении ими трудовых и иных контрактов. Субъектам охранной деятельности также разрешено выполнение подрядных работ, в частности проектирование, монтаж и эксплуатационное обслуживание средств охранно-пожарной сигнализации. Неясно, какие цели преследовал законодатель, наделив охранные организации правоспособностью для осуществления проектирования, монтажа и технического обслуживания, но ограничив правоспособность в отношении производства средств охранно-пожарной сигнализации. Предоставление права на их изготовление отвечало бы как интересам потребителей, так и интересам государства, поскольку никто лучше проектировщика не сможет контролировать процесс производства, а осуществление монтажа и эксплуатационного обслуживания создает обратную связь в системе "проектирование - производство - эксплуатация" и позволяет оперативно устранять недостатки проектирования. Предоставление охранным организациям права разработки и изготовления средств индивидуальной защиты, а также иных устройств охранного назначения не нарушает ни общественных, ни государственных интересов. Несомненно, перечень видов деятельности организаций и предпринимателей, занимающихся охранно-детективной деятельностью, может быть дополнен иными видами деятельности, не противоречащими их уставной правоспособности. Четкая законодательная регламентация вида правоспособности субъектов частной детективной и охранной деятельности необходима для определения последствий совершенных ими сделок за пределами специальной правоспособности. Председатель Высшего Арбитражного Суда РФ В. Ф. Яковлев относит вопрос о признании недействительными "так называемых противоуставных сделок, то есть сделок, выходящих за рамки правоспособности данного юридического лица", к наиболее сложным и спорным вопросам толкования и применения норм части первой Гражданского кодекса Российской Федерации <*>. Несмотря на существовавший в науке взгляд, что к сделкам юридических лиц со специальной правоспособностью подлежит применению ст. 173 ГК РФ <**>, Пленумы Верховного и Высшего Арбитражного Судов РФ по результатам обобщения полуторагодичной практики применения Гражданского кодекса Российской Федерации судами общей юрисдикции и арбитражными судами выработали иную позицию. -------------------------------- <*> Яковлев В. Ф. "О Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" // Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. 1996. N 9. <**> Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, части первой / Отв. ред. Садиков О. Н. М.: Юринформцентр, 1995. С. 218 - 219. ------------------------------------------------------------------ КонсультантПлюс: примечание. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации (части первой) (под ред. О. Н. Садикова) включен в информационный банк согласно публикации - М.: Юридическая фирма КОНТРАКТ, Издательский Дом ИНФРА-М, 1997. ------------------------------------------------------------------

Согласно п. 18 Постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 1 июля 1996 г. N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", "коммерческие организации, в отношении которых законом предусмотрена специальная правоспособность (банки, страховые организации и некоторые другие), не вправе совершать сделки, противоречащие целям и предмету их деятельности, определенным законом или иными правовыми актами. Такие сделки являются ничтожными на основании статьи 168 ГК РФ" <*>. -------------------------------- <*> Постановление Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 1 июля 1996 г. N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" // Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. 1996. N 9.

Одной из правовых целей наделения субъектов частной детективной и охранной деятельности специальной правоспособностью является предоставление им только тех гражданских прав и возложение на них только таких обязанностей, которые соответствуют целям и предмету деятельности. В связи с тем что вид правоспособности устанавливается законом, сделки, выходящие за рамки правоспособности субъекта предпринимательства, должны считаться ничтожными. В то же время если специальная правоспособность однозначно не установлена законом, то действует общее правило универсальной правоспособности коммерческой организации. Даже в том случае, когда общая правоспособность коммерческой организации определенно ограничена ее учредительными документами и сделка выходит за пределы правоспособности, такая оспоримая сделка может быть признана недействительной по правилам статьи 173 ГК РФ. В первом случае законодательное установление специальной правоспособности осуществлено в целях защиты конституционных ценностей, поэтому законодатель квалифицирует сделки, выходящие за пределы правоспособности, как ничтожные. Во втором случае общая правоспособность ограничена в уставных документах учредителями в своих интересах. При этом угроза общественным интересам не столь велика, и законодатель предоставляет заинтересованному лицу адекватное угрозе средство защиты. Различие правовых последствий сделок, выходящих за пределы правоспособности субъекта предпринимательства, свидетельствует об исключительной важности ликвидации пробелов в законодательном регламентировании правоспособности субъектов частной детективной и охранной деятельности для защиты публично-правовых интересов. Для обеспечения реализации этого вида правоспособности, упрощения государственного контроля за законностью детективной и охранной деятельности, а также для информирования субъектов гражданских правоотношений о специальной правоспособности такого юридического лица, целесообразно установить в Законе РФ "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации" специальные требования к их фирменным наименованиям. На субъекты частной детективной и охранной деятельности - юридические лица распространяется право на фирменное наименование, установленное п. п. 1 и 4 ст. 54 ГК РФ. В соответствии с этой правовой нормой коммерческое юридическое лицо обязано иметь "свое фирменное наименование, содержащее указание на его организационно-правовую форму". Фирменное наименование осуществляет индивидуализирующую функцию, а указание на его организационно-правовую форму информирует участников хозяйственного оборота об основных признаках этой организации. Согласно п. 1 ст. 54 ГК РФ наименования коммерческих организаций в предусмотренных законом случаях должны содержать указание на характер деятельности юридического лица. Следует ввести в Закон РФ "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации" правовую норму, регулирующую структуру наименования юридического лица, оказывающего охранные или детективные услуги. Обязательное включение в фирменное наименование организации, занимающейся частной охранной или детективной деятельностью, указаний "охранное", "детективное", "сыскное" преследует цель доведения до сведения участников гражданско-правовых отношений информации о специальной правоспособности такого юридического лица. Таким образом, клиент предупрежден о том, что сделки, выходящие за пределы специальной правоспособности юридического лица - субъекта частной детективной или охранной деятельности, являются ничтожными в соответствии со ст. 168 ГК РФ. При этом сами участники гражданского оборота смогут следить за соблюдением субъектом частной детективной и охранной деятельности ограничений, налагаемых специальной правоспособностью. Важным аргументом в защиту введения в наименование субъекта частной охранной или детективной деятельности указания на характер деятельности является облегчение государственного надзора и контроля за частной детективной и охранной деятельностью. Необходимо также установить законодательный запрет на использование в наименовании всех юридических лиц в Российской Федерации, за исключением обладающих лицензиями на осуществление охранной или детективной деятельности, слов "охранное", "детективное", "сыскное" или иным образом указывать, что данное юридическое лицо имеет право на осуществление охранной или детективной деятельности. Для научного определения объема правоспособности субъектов частной детективной и охранной деятельности полезна разработка Концепции частной охранной и детективной деятельности в Российской Федерации. Доктрина детективной и охранной деятельности необходима также для реализации Межгосударственной программы совместных мер борьбы с преступностью на период с 2000 до 2003 года, утвержденной решением Совета глав государств Содружества Независимых Государств от 25 января 2000 г. <*>. По плану мероприятий Межпарламентской Ассамблее государств - участников СНГ поручено до конца 2002 г. разработать и внести на рассмотрение Совета глав государств и Совета глав правительств СНГ проекты модельных законодательных актов о частной детективной и охранной деятельности. -------------------------------- <*> Решение Совета глав государств СНГ "О межгосударственной программе совместных мер борьбы с преступностью на период с 2000 до 2003 года" (принято в г. Москве 25.01.2000) // Содружество: информационный вестник Совета глав государств и Совета глав правительств СНГ. N 1 (34). С. 62 - 78.

Законодательные акты России исторически служили модельными законами для союзных республик, поэтому гармонизация национального законодательства стран СНГ напрямую зависит от совершенства нового закона о частной детективной и охранной деятельности в России. В соответствии с п. 5 Рекомендации Международной Организации Труда "О консультациях и сотрудничестве между государственными властями и организациями предпринимателей и трудящихся в отраслевом и национальном масштабе" N 113 от 20 июня 1960 г. необходимо, "чтобы компетентные государственные органы власти соответствующим образом запрашивали мнение организаций предпринимателей и трудящихся и обращались к ним за советами и помощью в ...подготовке и применении законодательства, затрагивающего их интересы..." <*>. -------------------------------- <*> Рекомендация Международной Организации Труда N 113 о сотрудничестве в отраслевом и в национальном масштабе (1960 г.) // Библиотечка "Российской газеты". Выпуск N 22-23/1999.

Название документа