Компетенция Банка развития в сфере управления публичными финансами

(Силичева П. О.) ("Налоги" (журнал), 2008, N 2) Текст документа

КОМПЕТЕНЦИЯ БАНКА РАЗВИТИЯ В СФЕРЕ УПРАВЛЕНИЯ ПУБЛИЧНЫМИ ФИНАНСАМИ

П. О. СИЛИЧЕВА

Силичева П. О., ГУ - ВШЭ.

Государственная корпорация "Банк развития и внешнеэкономической деятельности" (далее - Внешэкономбанк) учреждена Федеральным законом "О Банке развития" <1>. -------------------------------- <1> Федеральный закон от 17 мая 2007 г. N 82-ФЗ "О Банке развития". По материалам СПС "КонсультантПлюс".

На первом этапе исследования следует определить организационно-правовой статус Внешэкономбанка. С одной стороны, Банк развития, как прямо указано в Законе, является государственной корпорацией, следовательно, некоммерческой организацией (ст. 7.1 Федерального закона "О некоммерческих организациях" <2>), а с другой - в названии данного субъекта присутствует наименование "банк". -------------------------------- <2> Федеральный закон от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ (ред. от 1 декабря 2007 г.) "О некоммерческих организациях". По материалам СПС "КонсультантПлюс".

В соответствии с Федеральным законом "О банках и банковской деятельности" <3> банком признается кредитная организация, имеющая на основании лицензии Банка России исключительное право на осуществление совокупности банковских операций, исчерпывающий перечень которых содержится в данном Законе. Далее, кредитная организация представляет собой коммерческую организацию, следовательно, банк - коммерческая организация. Свидетельствует ли это о противоречии правового статуса Внешэкономбанка? -------------------------------- <3> Федеральный закон от 2 декабря 1990 г. N 395-1 (ред. от 2 ноября 2007 г.) "О банках и банковской деятельности". По материалам СПС "КонсультантПлюс".

В соответствии с абз. 3 ст. 7 Федерального закона "О банках и банковской деятельности" наименование кредитной организации должно содержать указание на характер осуществляемой деятельности посредством использования слов "банк" или "небанковская кредитная организация". Данные наименования вправе использовать только ЮРИДИЧЕСКИЕ ЛИЦА, получившие лицензию на осуществления банковских операций Банка России (БАНКИ, КРЕДИТНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ), И ГОСУДАРСТВЕННАЯ КОРПОРАЦИЯ "ВНЕШЭКОНОМБАНК" (выделено мной. - П. С.). Следовательно, Внешэкономбанк осуществляет банковскую деятельность не на основании лицензии Банка России, а на ином основании, т. е. юридическим фактом, с которым законодатель связывает начало банковской деятельности, не является получение лицензии. В данном случае юридическим фактом является принятие Федерального закона "О Банке развития". В соответствии с ч. 9 ст. 13 Внешэкономбанк осуществляет банковские операции на основании этого Федерального закона. Следующий вывод заключается в том, что Банк развития не является в прямом смысле банком. Осуществление банковских операций в таком контексте необходимо, по нашему мнению, рассматривать как оказание публичных услуг. К полномочиям, осуществляемым Внешэкономбанком, в частности, относится страхование экспортных кредитов от коммерческих и политических рисков. По поводу нормы, содержащейся в п. 8 ч. 3 ст. 3 Федерального закона "О Банке развития", при принятии Закона велись споры. В первоначальной редакции у Внешэкономбанка отсутствовало полномочие по страхованию. После второго чтения в законопроект было добавлено полномочие по страхованию от коммерческих и политических рисков экспортных кредитов и контрактов в СООТВЕТСТВИИ С ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВОМ РФ (выделено мной. - П. С.). Это означало, что в соответствии с Законом РФ "Об организации страхового дела в РФ" Внешэкономбанк должен был осуществлять страхование посредством привлечения страховых организаций. Данный Закон запрещает совмещать одному юридическому лицу деятельность по страхованию и кредитованию. Главная задача МЭРТ как федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в этой сфере, заключалась в том, чтобы вывести регулирование деятельности Внешэкономбанка из правового поля Закона РФ "Об организации страхового дела" <4> и разрешить одновременно страховать и кредитовать. В последней редакции законопроекта Внешэкономбанк осуществляет страхование коммерческих и политических рисков в порядке, устанавливаемом Правительством РФ, а в Закон РФ "Об организации страхового дела" внесено положение, выводящее Банк развития из сферы действия Закона. -------------------------------- <4> Закон РФ от 27 ноября 1992 г. N 4015-1 (ред. от 29 ноября 2007 г.) "Об организации страхового дела в Российской Федерации". По материалам СПС "КонсультантПлюс".

В российском законодательстве отсутствует дефиниция "политический риск". К политическим относят риски, связанные с невозможностью или задержкой валютных расчетов, с отзывом лицензий иностранного покупателя на импорт, с рисками неплатежа по торговым контрактам и кредитам в результате эмбарго на экспорт и импорт, с неконвертируемостью национальной валюты, с экспроприацией иностранных активов, с рисками неплатежа со стороны импортеров - государственных организаций, а также с военными действиями, с изменением политического режима. В отличие от коммерческих рисков они связаны с политико-правовыми факторами, например с ограничением экономических прав и свобод в государстве. Организации, осуществляющие страхование политических рисков, выступают в роли гарантов государства перед иностранными инвесторами, т. е. обеспечивают последовательную, предсказуемую, стабильную политику государства. Следовательно, страхование политических рисков относится к публичной сфере регулирования, являясь инструментом внешнеторговой политики. В зарубежных государствах данный вид страхования, как правило, осуществляют уполномоченные правительством государственные органы или учреждения, например в Великобритании страхование политических рисков осуществляет правительственное агентство - Департамент гарантии экспортных кредитов (the Export Credits Guarantee Department (ECGD)) <5>. -------------------------------- <5> По материалам сайта: http://www. ecgd. gov. uk.

Департамент подчинен министру по делам торговли и промышленности. Основными задачами этого ведомства являются содействие экспорту посредством страхования экспортных кредитов, гарантируется возмещение тем британским банкам, которые предоставляют долгосрочные кредиты (более двух лет), страхование частного капитала от рисков войны, экспроприации и ограничений на перевод капитала. Следует отметить, что с 1991 г. ECGD приватизирован, с сохранением за Правительством Великобритании некоторых полномочий во внешнеэкономической сфере. Тем самым с указанного времени ECGD фактически утратил статус органа исполнительной власти. В России страхование политических рисков помимо Банка развития осуществляет Росгосстрах, который является ведущей организацией на данном рынке. Внешэкономбанк в целях снижения коммерческих рисков участвует в сделках, предусматривающих обязательства сторон компенсировать разницу, в случаях изменения цен на товары, ценные бумаги, курса соответствующей валюты, величины процентной ставки (ставки рефинансирования) <6> и уровня инфляции. -------------------------------- <6> Ставка рефинансирования (в англосаксонских странах - учетная ставка) - это процентная ставка по ссудам, предоставляемым центральным банком коммерческим банкам. Следует отметить, что изменение ставки рефинансирования воздействует главным образом на инвестиционные расходы, а точнее - величина инвестиционных расходов изменяется обратно пропорционально ставке рефинансирования.

В сущности, данное полномочие означает, что Внешэкономбанк участвует в реализации государственной ценовой политики, представляющей собой совокупность властных методов вмешательства государства в процесс рыночного ценообразования, с целью перераспределения доходов между различными субъектами гражданского оборота. Отметим, что основы ценовой политики в соответствии с п. "ж" ст. 71 Конституции отнесены к исключительному ведению РФ. Правительство РФ выполняет общее руководство в сфере денежно-кредитной политики (п. "б" ст. 114 Конституции РФ), в частности осуществляет деятельность по разработке и осуществлению мер по проведению единой ценовой политики (ст. 15 Федерального конституционного закона "О Правительстве РФ") <7>. -------------------------------- <7> Федеральный конституционный закон от 17 декабря 1997 г. N 2-ФКЗ (ред. от 2 марта 2007 г.) "О Правительстве Российской Федерации". По материалам СПС "КонсультантПлюс".

Государственное регулирование цен осуществляется директивными и экономическими способами. Директивный способ означает прямое регулирование цен на основе нормативного правового акта; экономический способ предполагает косвенное регулирование цен посредством предоставления бюджетных дотаций, льготных кредитов, налоговых льгот, КОМПЕНСАЦИЙ ЗАТРАТ ПРОИЗВОДИТЕЛЯМ (выделено мной. - П. С.). Следовательно, Внешэкономбанк осуществляет косвенное участие в государственной ценовой политике. Данное полномочие является логическим продолжением функции по страхованию политических рисков, так как в данном случае на Внешэкономбанк возлагается обязанность компенсировать затраты (убытки), возникшие вследствие изменения направления денежно-кредитной политики государства. Резюмируя изложенное выше, отметим, что Банк развития, осуществляя косвенное участие в государственной ценовой политике, одновременно выступает как страховщик политических рисков, связанных с изменением денежно-кредитной политики, поскольку процентная ставка, курс валюты являются инструментами этой политики. Внешэкономбанк, являясь государственной корпорацией, обладает особым для некоммерческих организаций публичным статусом, сходным по организационно-правовым формам деятельности с положением федеральных агентств РФ. Следующим полномочием Внешэкономбанка в финансово-правовой сфере является участие в государственной инвестиционной политике <8> посредством реализации федеральных целевых и государственных инвестиционных программ, включая внешнеэкономические, предусмотренные нормативными правовыми актами РФ. -------------------------------- <8> Инвестиционная политика - система мер, направленных на установление структуры и масштабов инвестиций, направлений их использования и источников получения в сферах и отраслях экономики. См.: Большой юридический словарь. 3-е изд., доп. и перераб. / Под ред. проф. А. Я. Сухарева. М.: ИНФРА-М, 2007.

Внешэкономбанк участвует в реализации инвестиционных проектов на основе государственно-частного партнерства. Государственно-частное партнерство представляет собой форму сотрудничества государственных (муниципальных) органов и частных организаций с целью привлечения дополнительного частного капитала в экономику. Однако государственно-частные партнерства имеют значение для развития приоритетных направлений экономики только в случае транспарентности процедуры отбора и свободной конкуренции частных партнеров. Главной задачей государства при выборе партнеров является создание недискриминационных условий для доступа частных организаций к развиваемым отраслям экономики. Взаимоотношения государства и данных организаций должны основываться на принципе равноправия участников гражданского оборота. В частности, этот принцип означает, что возможные риски, возникающие при осуществлении совместных проектов, распределяются равномерно между партнерами - публичными и частными субъектами. Следует отметить, что реализация данного принципа возможна только посредством детальной правовой регламентации отношений, возникающих в результате государственно-частного партнерства. Данный институт получил широкое распространение в западных странах, например в странах ЕС государственно-частное партнерство осуществляется в области транспорта, здравоохранения, водоснабжения, общественной безопасности. Существуют разные формы государственно-частного партнерства, например сотрудничество на основе концессионного соглашения. В соответствии с п. 1 ст. 3 Федерального закона "О концессионных соглашениях" <9> концессионным является соглашение, по которому одна сторона - концедент (публично-правовое образование) обязуется предоставить другой стороне - концессионеру на определенный срок права владения, пользования объектом концессионного соглашения (недвижимое имущество), а концессионер обязуется за свой счет создать и (или) реконструировать данное недвижимое имущество, право собственности на которое принадлежит или будет принадлежать концеденту, осуществлять деятельность по эксплуатации этого имущества. По правовой природе концессионное соглашение отличается от договора коммерческой концессии (ст. 1027 ГК РФ). Данные договоры имеют различный субъектный состав, сторонами концессионного соглашения являются публично-правовое образование и предприниматель, организация, тогда как по договору коммерческой концессии - физические и юридические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность, т. е. круг субъектов, имеющих право выступать на стороне концедента (правообладателя) последнего договора, шире. Следующая отличительная особенность заключается в том, что объектом концессионного соглашения является недвижимое имущество, а объектом договора коммерческой концессии выступают исключительные права (фирменное наименование, коммерческое обозначение и т. д.). Концессионное соглашение, по сути, однотипно соглашению о разделе продукции <10>. Другой формой государственно-частного партнерства является заключение бессрочного договора аренды земельного участка с условием, например, строительства какого-либо объекта, создания определенного количества рабочих мест, обеспечения определенного объема инвестиций. Государственно-частное партнерство может осуществляться в форме создания юридического лица - коммерческой организации на базе частной и публичной собственности. Внешэкономбанк, участвуя в реализации инвестиционных проектов на основе государственно-частного партнерства и балансируя на стыке публичных и частных интересов, осуществляет деятельность по привлечению частного капитала в экономику, что способствует модернизации инфраструктуры, развитию приоритетных для общества социально-экономических направлений. -------------------------------- <9> Федеральный закон от 21 июля 2005 г. N 115-ФЗ (ред. от 18 ноября 2007 г.) "О концессионных соглашениях". По материалам СПС "КонсультантПлюс". <10> Федеральный закон от 30 декабря 1995 г. N 225 (ред. от 29 декабря 2004 г.) "О соглашениях о разделе продукции". По материалам СПС "КонсультантПлюс".

Банк развития реализует функции по обеспечению финансовой и гарантийной поддержки экспорта российских организаций, предоставляет государственные гарантии отечественным экспортерам промышленной продукции российским и иностранным банкам, кредитующим экспортеров, импортеров, банки-нерезиденты и иностранные государства при осуществлении экспорта промышленной продукции. Ранее данные полномочия осуществляло ЗАО "Росэксимгарант", принадлежавшее ЗАО "Росэксимбанку", акции которого находятся в собственности Внешэкономбанка <11>. Внешэкономбанк, реализуя это полномочие, выступает в качестве гаранта исполнения публично-финансовых обязательств, в том числе перед иностранными банками и государствами, т. е. Банку развития делегируются властные полномочия в области управления публичными финансами. Исследуемая государственная корпорация осуществляет деятельность по учету использования, обслуживанию и погашению государственных кредитов и займов, предоставленных РФ иностранным государствам, в том числе выполняет расчетные операции. В этом случае Внешэкономбанк наделяется полномочиями государственного органа наряду с Центральным банком РФ в области осуществления государственной кредитной политики, в широком смысле указанные функции означают участие Банка развития в распоряжении публичными (бюджетными) финансами, так как эти кредиты становятся бюджетными средствами РФ. -------------------------------- <11> Учреждено Постановлениями Правительства РФ от 7 июля 1993 г. N 633 "Об образовании Российского экспортно-импортного банка" и N 16 от 11.01.1994 "О Российском экспортно-импортном банке". ЗАО "Росэксимбанк" как имущественный комплекс входит в состав уставного капитала Банка развития.

Анализируя сложившееся политико-экономическое положение в России, при первом приближении можно сделать вывод о расширении сферы участия субъектов частного права в осуществлении публичных функций, о рассредоточении государственной власти не только по горизонтали, между ветвями власти, но и по субъектной вертикали, здесь мы имеем в виду делегирование полномочий в сфере управления публичными финансами, имманентно присущих публично-правовым образованиям, субъектам частного права. Однако в действительности такое положение свидетельствует не о прогрессе капитализма, экономического либерализма и общего уровня свободы, а, скорее, о возвращении к плановой, командной, в долгосрочной перспективе неэффективной экономике. По нашему мнению, институт государственной корпорации ведет к слиянию государственной, а точнее - чиновничьей власти, с частным капиталом, порождая произвол и коррупцию. Современные реалии связаны не столько с отсутствием приверженности рыночным принципам и правовым традициям, сколько с общим уровнем доверия в обществе, который проявляется как на индивидуальном уровне, так и на уровне социальном (доверие к общественным институтам и государству в целом). Экономический прогресс можно рассматривать как результат внутренней гармонии общества, но обретение этой гармонии возможно лишь в процессе эволюции культуры общества, в соответствии с которым нельзя миновать отдельные ее этапы. России предстоит долгий путь, в ходе которого должна сложиться новая система ценностей, основанная на праве как равной мере свободы индивидов.

Название документа Вопрос: Организация "СП" выпустила простой вексель и передала его фирме "К". Учредитель фирмы "СП" с 55% долей УК приобретает несколько векселей фирмы "К" и дарит своей фирме в качестве вклада в имущество. Организация "СП" предъявляет векселя компании "К" к погашению, а фирма "К" погашает свои векселя векселем организации "СП". Может ли "СП" таким образом погасить свой вексель? Какова вероятность возникновения объектов налогообложения? ("Налоги" (газета), 2008, N 8) Текст документа

Вопрос: Организация "СП" выпустила простой вексель с погашением через 15 лет номиналом ... руб. и передала его фирме "К". Учредитель фирмы "СП" (физическое лицо) с 55% долей УК приобретает несколько векселей фирмы "К" на общую сумму номинала ... руб. и дарит своей фирме в качестве вклада в имущество (не вклад в уставный капитал организации "СП"). Организация "СП" предъявляет векселя компании "К" к погашению, а фирма "К", в свою очередь, погашает свои векселя векселем организации "СП". Обязательство "СП" должно быть прекращено. Может ли "СП" таким образом погасить свой вексель в соответствии с нормами гражданского законодательства? Какова вероятность возникновения объектов налогообложения?

Ответ: 1. В соответствии со ст. 815 ГК РФ в случаях, когда в соответствии с соглашением сторон заемщиком выдан вексель, удостоверяющий ничем не обусловленное обязательство векселедателя (простой вексель) выплатить по наступлении предусмотренного векселем срока денежные суммы, отношения сторон по векселю регулируются Законом о переводном и простом векселе. Таким образом, передавая свой простой вексель фирме "К" номиналом ... руб., организация "СП" прекращает возникшие ранее обязательства перед фирмой "К", но при этом у организации "СП" возникает новое обязательство - выплатить деньги по простому векселю на дату его предъявления фирмой "К" к оплате. Аналогичная ситуация происходит и между учредителем организации "СП" и фирмой "К", так как фирма "К" передает свои простые векселя номиналом ... руб. учредителю организации "СП". Тем самым у фирмы "К" до передачи своих векселей учредителю организации "СП" должно возникать перед последним обязательство, которое будет прекращено путем возникновения нового обязательства, удостоверяющего простыми векселями фирмы "К". 2. Получив простые векселя фирмы "К", учредитель организации "СП" передает их по индоссаменту в качестве вклада в имущество организации "СП" (ООО) (п. п. 11, 77 Положения о переводном и простом векселе, утвержденного Постановлением ЦИК СССР и СНК СССР от 07.08.1937 N 104/1341). При этом необходимо помнить, что согласно Федеральному закону от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" обязанность участников общества по внесению вклада в имущество, в случае принятия ими соответствующего решения, должна быть предусмотрена уставом общества (организации "СП"). Вклады в имущество общества вносятся всеми участниками общества пропорционально их долям в уставном капитале, если иной порядок определения размеров вкладов в имущество не предусмотрен уставом общества (п. 2 ст. 27 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью"). Влады в имущество общества вносятся деньгами, если иное не закреплено в уставе общества (п. 3 ст. 27 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью"). Исходя из вышесказанного, следует, что для правомерного осуществления внесения простых векселей фирмы "К" в качестве вклада в имущество устав организации "СП" должен содержать условия, определяющие: - возможность внесения вклада в имущество одним участником; - возможность внесения вклада в имущество ценными бумагами. 3. Согласно п. п. 11, 77 Положения о переводном и простом векселе, утвержденного Постановлением ЦИК СССР и СНК СССР от 07.08.1937 N 104/1341, всякий простой вексель, даже выданный без прямой оговорки о приказе, может быть передан посредством индоссамента. Индоссамент может быть совершен даже в пользу плательщика, независимо от того, акцептовал ли он вексель или нет, либо в пользу векселедателя, либо в пользу всякого другого обязанного по векселю лица (п. п. 11, 77 Положения о переводном и простом векселе, утвержденного Постановлением ЦИК СССР и СНК СССР от 07.08.1937 N 104/1341). Другими словами, организация "СП" вправе передать фирме "К" по индоссаменту простой вексель фирмы "К" в обмен на простой вексель организации "СП", который, в свою очередь, фирма "К" вправе передать организации "СП" по индоссаменту. Рассмотрим варианты, связанные с погашением задолженности векселедателя перед векселедержателем. 3.1. Договор мены. Вексель, находящийся у векселедержателя, согласно ст. 143 ГК РФ является для векселедержателя ценной бумагой, то есть имуществом. Согласно ст. 567 ГК РФ по договору мены каждая из сторон обязуется передать в собственность другой стороны один товар в обмен на другой. К договору мены применяются соответственно правила о купле-продаже (гл. 30 ГК РФ), если это не противоречит правилам гл. 31 ГК РФ и существу мены. При этом каждая из сторон признается продавцом товара, который она обязуется передать, и покупателем товара, который она обязуется принять в обмен (п. 2 ст. 567 ГК РФ). Обращаем Ваше внимание, что согласно п. 2 ст. 454 ГК РФ к купле-продаже ценных бумаг и валютных ценностей положения, предусмотренные парагр. 1 гл. 30 ГК РФ, применяются, если законом не установлены специальные правила их купли-продажи. Следовательно, данные отношения, связанные по передаче векселей, можно отнести к отношениям, возникшим по договору мены. После того как векселедатель (организация "СП" и фирма "К") получит вексель, по которому он является обязанным выплатить вексельную сумму векселедержателю (самому себе), он либо вправе его погасить как совпадение должника и кредитора в одном лице (ст. 413 ГК РФ), либо передать по индоссаменту третьему лицу (продать в качестве имущества) (п. п. 11, 77 Положения о переводном и простом векселе, утвержденного Постановлением ЦИК СССР и СНК СССР от 07.08.1937 N 104/1341, информационное письмо Президиума ВАС РФ от 21.01.2002 N 67 "Обзор практики разрешения споров, связанных с применением норм о договоре о залоге и иных обеспечительных сделках с ценными бумагами"). 3.2. Зачет. Согласно ст. 410 ГК РФ обязательство прекращается полностью или частично зачетом встречного однородного требования, срок которого наступил либо срок которого не указан или определен моментом востребования. Для зачета достаточно заявления одной стороны. Исходя из этого, производить зачет обязательств по векселям, срок которых не наступил (составляет 15 лет) в момент получения векселедателем векселя, по которому он обязан, нельзя. Остается вариант, связанный с погашением задолженности векселедателя перед векселедержателем, - заключить договор мены, так как для произведения зачета обязательств по векселям необходимо ждать около 15 лет (наступления срока платежа по векселю). 4. Для целей налогообложения прибыли: - при передаче организацией "СП" своего простого векселя фирме "К" - объекта обложения не возникает (п. 3 ст. 38, п. 1 ст. 39, п. 1 ст. 249 НК РФ); - при передаче фирмой "К" своих простых векселей учредителю организации "СП" - объекта обложения не возникает (п. 3 ст. 38, п. 1 ст. 39, п. 1 ст. 249 НК РФ); - при передаче в качестве вклада в имущество организации "СП" простого векселя фирмы "К" - у учредителя не возникает расходов согласно п. 16 ст. 270 НК РФ, а у организации "СП" не возникает доходов согласно пп. 11 п. 1 ст. 251 НК РФ; - при обмене векселями по договору мены - у фирмы "К" возникает доход согласно ст. 249 НК РФ в сумме 7 млн. руб. и расход согласно пп. 49 п. 1 ст. 264, ст. 280 НК РФ в сумме 7 млн. руб., а у организации "СП" возникает доход согласно ст. 249 НК РФ в сумме 7 млн. руб., а расход отсутствует, так как вексель был получен от учредителя безвозмездно согласно п. 2 ст. 248 НК РФ. 5. Налог на добавленную стоимость. Согласно пп. 12 п. 2 ст. 149 НК РФ не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) реализация на территории Российской Федерации ценных бумаг. Кроме того, в случае, если налогоплательщиком осуществляются операции, подлежащие налогообложению, и операции, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения) в соответствии с положениями ст. 149 НК РФ, налогоплательщик обязан вести раздельный учет таких операций согласно п. 4 ст. 149 НК РФ. Следовательно, при передаче по индоссаменту векселя (имущества (ценной бумаги)) продавцам ценных бумаг необходимо вести раздельный учет по налогу на добавленную стоимость.

Название документа Вопрос: Прошу Вас описать процесс продажи автомобилей федеральным государственным унитарным предприятием: рассказать о процедурах оформления продажи движимого имущества ФГУПом; разъяснить, как отражаются данные хозяйственные операции в бухгалтерском учете организации; раскрыть порядок налогообложения данных хозяйственных операций. ("Налоги" (газета), 2008, N 7) Текст документа

Вопрос: Прошу Вас описать правильный процесс продажи автомобилей федеральным государственным унитарным предприятием. По моему мнению, в нашей организации процесс протекает не совсем правильно. Филиалы, решив продать движимое имущество, по правилам, заведенным в С., спрашивают у руководства головного предприятия о разрешении продать. Например, следующим образом: "Уважаемый! Управление специальной связи по Свердловской области просит Вашего разрешения на продажу автомашин в количестве 8 единиц, а именно: 1. Ваз - гос. номер, года выпуска; 2. Ваз - гос. номер, года выпуска". Пробег данных автомобилей с начала эксплуатации составляет свыше 150000 километров, и дальнейшее их использование повлечет значительные финансовые затраты. Головное предприятие отвечает: "С. не возражает против продажи по рыночной стоимости бывших в эксплуатации автомобилей, не внесенных в реестр федерального имущества", но у нас все имущество, по моему мнению, должно быть внесено в реестр и закреплено за организацией на праве хозяйственного ведения. Прошу Вас: 1. Описать процедуры оформления продажи движимого имущества ФГУПом. 2. Разъяснить, как отражаются данные хозяйственные операции в бухгалтерском учете организации. 3. Разъяснить порядок налогообложения данных хозяйственных операций.

Ответ: 1. Порядок продажи имущества ФГУП. С. создано в организационно-правовой форме федерального государственного унитарного предприятия. Правовой статус федеральных государственных унитарных предприятий (далее - ФГУП) определяется на основании параграфа 4 главы 4 Гражданского кодекса РФ и Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях". Унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество. Имущество унитарного предприятия является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками предприятия. Гражданским кодексом РФ (статьи 114 и 295) и Законом N 161-ФЗ (статья 18) установлены особенности распоряжения имуществом государственного унитарного предприятия. Государственное унитарное предприятие не вправе продавать принадлежащее ему недвижимое имущество, сдавать его в аренду, отдавать в залог, вносить в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственного общества или товарищества или иным способом распоряжаться таким имуществом без согласия собственника имущества. Государственное унитарное предприятие распоряжается движимым имуществом, принадлежащим ему на праве хозяйственного ведения, самостоятельно, за исключением случаев, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами. Собственником имущества государственного унитарного предприятия является Российская Федерация. От имени Российской Федерации права собственника имущества унитарного предприятия осуществляют органы государственной власти Российской Федерации в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов (статья 2 Закона N 161-ФЗ). Полномочия собственника в отношении имущества федеральных государственных унитарных предприятий осуществляет Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом (Постановление Правительства РФ от 8 апреля 2004 г. N 200 "Вопросы Федерального агентства по управлению федеральным имуществом"). Следовательно, имеет ли право ФГУП продавать принадлежащее ему имущество, зависит от вида такого имущества. Рассматриваемые в Вашем запросе автотранспортные средства относятся к движимому имуществу (статья 130 Гражданского кодекса РФ), поэтому на продажу такого имущества согласия собственника не требуется. Обращаем внимание также на важное условие, ограничивающее право унитарных предприятий распоряжаться имуществом. Пункт 3 статьи 18 Закона N 161-ФЗ указывает, что движимым и недвижимым имуществом государственное унитарное предприятие распоряжается только в пределах, не лишающих его возможности осуществлять деятельность, цели, предмет, виды которой определены уставом такого предприятия. Сделки, совершенные государственным унитарным предприятием с нарушением этого требования, являются ничтожными. Ведение упомянутого Вами в запросе реестра федерального имущества осуществляется с целью совершенствования порядка учета федерального имущества, а также обеспечения полноты и достоверности сведений о федеральном имуществе. Порядок ведения реестра, состав подлежащего учету федерального имущества, порядок предоставления информации из реестра, а также иные требования, предъявляемые к системе учета федерального имущества, установлены недавно принятым Постановлением Правительства РФ от 16 июля 2007 г. N 447 "О совершенствовании учета федерального имущества". В соответствии с данным Постановлением реестр федерального имущества - федеральная информационная система, представляющая собой организационно упорядоченную совокупность документов и информационных технологий, реализующих процессы учета федерального имущества и предоставления сведений о нем. Порядком учета федерального имущества предусмотрена обязанность правообладателя (ФГУП) внесения сведений в реестр об имуществе, приобретенном им по договорам или иным основаниям, поступающем в его хозяйственное ведение. Кроме того, правообладатель обязан представлять для внесения в реестр сведения о прекращении права собственности Российской Федерации на имущество, которое принадлежало правообладателю на вещном праве. Объектом учета в реестре является как недвижимое, так и движимое имущество (пункт 3 Положения об учете федерального имущества). Следовательно, как верно замечено Вами в запросе, стоимость любого имущества должна быть внесена в реестр. То есть можно сказать о некорректной формулировке, используемой в ответе головного предприятия, так как ФГУП не может иметь автомобилей, не внесенных в реестр федерального имущества. Ведение реестра, как говорилось выше, преследует цель создания эффективной системы учета федерального имущества. Внесение или невнесение в реестр отдельных видов имущества не влияет на право государственного унитарного предприятия распоряжаться таким имуществом. Такое право установлено Гражданским кодексом РФ и Законом N 161-ФЗ. Таким образом, ФГУП имеет право продавать и иным образом распоряжаться принадлежащим ему движимым имуществом без согласия собственника данного имущества, независимо от того, включено ли данное имущество в реестр федерального имущества. 2. Бухгалтерский учет. Порядок бухгалтерского учета продажи автотранспорта федеральным государственным унитарным предприятием не отличается от продажи таких активов любой другой коммерческой организацией. При продаже автотранспортного средства, которое в соответствии с условиями представленной ситуации эксплуатировалось организацией, то есть числилось в составе основных средств, происходит реализация имущества и, как следствие, у организации возникает выручка. Денежные поступления от продажи объектов основных средств признаются в бухгалтерском учете операционным доходом (пункт 7 ПБУ 9/99, Приказ Минфина России от 06.05.1999 N 32н "Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Доходы организации"). При этом выручка от продажи автомобиля определяется в размере, установленном сторонами в договоре (пункт 30 ПБУ 6/01, Приказ Минфина России от 30.03.2001 N 26н "Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Учет основных средств"). Согласно Плану счетов (Приказ Минфина России от 31.10.2000 N 94н "Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применению") поступление выручки от продажи объектов основных средств отражается по кредиту субсчета "Прочие доходы" счета 91 "Прочие доходы и расходы" и дебету счета 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками". Расходы в виде остаточной стоимости амортизируемого имущества и иные связанные с продажей затраты списываются в дебет счета 91 "Прочие доходы и расходы", субсчет "Прочие расходы". 3. Налогообложение. Налог на добавленную стоимость. Реализация автотранспортного средства является объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость, поэтому продажа автомобиля подлежит обложению налогом в общеустановленном порядке при условии, что продавец не освобожден от исполнения обязанностей налогоплательщика по налогу на добавленную стоимость. Налоговая база в этом случае определяется согласно пункту 1 статьи 154 Налогового кодекса РФ. Налог на прибыль. Для целей налогообложения прибыли при реализации автотранспортного средства организация вправе уменьшить доходы от данной операции на его остаточную стоимость (подпункт 1 пункта 1 статьи 268 Налогового кодекса РФ). Однако при расчете налога на прибыль остаточная стоимость должна определяться по правилам главы 25 Налогового кодекса РФ. В случае если в результате реализации транспортного средства получена прибыль, указанная прибыль подлежит налогообложению в том отчетном периоде, в котором произошла реализация транспортного средства. В случае если в результате реализации транспортного средства получен убыток, то он учитывается в особом порядке, установленном в пункте 3 статьи 268 Налогового кодекса РФ. Убыток от реализации транспортного средства принимается в уменьшение полученных доходов равномерно в течение последующих отчетных (налоговых) периодов. При этом срок списания убытка определяется как разница между сроком полезного использования имущества и фактическим сроком его эксплуатации до момента реализации. В бухгалтерском учете полученный от продажи автомобиля убыток учитывается при определении финансового результата единовременно. Данное различие между бухгалтерским и налоговым учетом является причиной возникновения временной вычитаемой разницы (пункт 11 ПБУ 18/02, Приказ Минфина России от 19.11.2002 N 114н "Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Учет расчетов по налогу на прибыль"). Она формирует в учете отложенный налоговый актив, который в дальнейшем будет погашаться по мере списания убытка.

Название документа