Договор хранения, навязанный ГИБДД, незаконен
(Новиков И.)
("Российская юстиция", N 3, 2000)
Текст документа
ДОГОВОР ХРАНЕНИЯ, НАВЯЗАННЫЙ ГИБДД, НЕЗАКОНЕН
И. НОВИКОВ
И. Новиков, адвокат Ярославской областной коллегии адвокатов.
Возможность задержания транспортного средства предусмотрена ч. 7 ст. 245 КоАП РСФСР, где указано, что порядок хранения и оплаты хранения транспортных средств устанавливается местными органами исполнительной власти.
При задержании транспортного средства сотрудники ГИБДД помещают его на стоянку. При этом с владельца за хранение взыскивается определенная денежная сумма с выдачей квитанции установленного образца. Фактически соблюдаются все формальные условия, необходимые для заключения договора хранения. Сторонами договора являются хозяйствующий субъект, эксплуатирующий автостоянку, и владелец транспортного средства. Необходимые условия для заключения договора: транспортное средство помещается на место хранения, услуги по хранению оплачиваются, в подтверждение заключения договора владельцу транспортного средства выдается квитанция (ч. 2 ст. 887 ГК РФ).
Очевидно, что данный договор заключается принудительно, без согласия владельца транспортного средства. При этом навязывается одно из существенных условий договора - оплата услуг хранителя. Транспортное средство в случае задержания ставится под охрану без согласия владельца, с взиманием оплаты, явно превышающей разумные пределы.
В соответствии со ст. 421 ГК граждане и юридические лица свободны в заключении договора, понуждение здесь не допускается, за исключением случаев, специально предусмотренных ГК или иным законом.
В ГК ничего не говорится о возможности принудительного заключения договора хранения вообще и в отношении транспортных средств в частности.
Часть 7 ст. 245 КоАП также не предписывает принудительной постановки транспортных средств на автостоянку и тем более не регулирует вопросы оплаты. Указанная правовая норма имеет бланкетный характер и требует своего развития в нормативных актах исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Например, как следует из Временных примерных правил пользования платными автостоянками на территории Ярославской области, утвержденных постановлением ее губернатора 4 октября 1994 г., сотрудники органов внутренних дел, в том числе ГИБДД, имеют право поставить транспортное средство на автостоянку общего пользования (п. 2.7). Но в Правилах не содержится указания на повышенную оплату задержанного транспортного средства. По их смыслу, оплата хранения задержанного транспортного средства производится по тарифам, утвержденным владельцем автостоянки для всех автомобилей (п. 4), т. е. по единым тарифам.
При этом следует признать, что постановка транспортного средства на платное хранение без согласия владельца, даже с оплатой по обычному тарифу, незаконна по вышеприведенным основаниям.
В случае оплаты хранения задержанного автомобиля по повышенному тарифу на владельца задержанного транспортного средства фактически налагается еще одна санкция, помимо предусмотренной КоАП, за соответствующее нарушение Правил дорожного движения.
Таким образом, в вопросе постановки задержанных транспортных средств на автостоянку имеется двойное нарушение закона: понуждение к заключению договора хранения путем постановки транспортного средства на автостоянку; взимание оплаты за услуги по хранению без согласия владельца транспортного средства, причем в размере, превышающем разумные пределы, и незаконная дифференциация тарифа оплаты в зависимости от того, хранится средство как задержанное или поставленное самим владельцем.
По смыслу действующего законодательства, постановка транспортного средства на автостоянку без согласия его владельца, со взиманием какой-либо оплаты за хранение является понуждением к заключению договора хранения, что запрещено законом.
Данные выводы фактически закреплены в Наставлении по работе ДПС ГИБДД МВД РФ, утвержденном Приказом МВД РФ от 20 апреля 1999 г.
В п. 13.15 Наставления указано, что задержанное транспортное средство доставляется в присутствии водителя (владельца) на специальную охраняемую стоянку, а при ее отсутствии оно может быть доставлено и сдано на хранение в дежурную часть строевого подразделения, территориального органа внутренних дел или на площадку у стационарного поста, контрольного поста милиции. Однако на территории Ярославской области (представляется, что и в иных субъектах Федерации) не создано специальных охраняемых стоянок для задержанного автотранспорта и, следовательно, автомобиль при его задержании должен быть поставлен в место расположения подразделения (поста) органа внутренних дел или с согласия владельца на автостоянку с оплатой по тарифам, предусмотренным на данной автостоянке для всех иных транспортных средств. Причем такое хранение осуществляется до выяснения причины задержания транспортного средства.
Название документа