О бюджетном кредите

(Тарасова Т. А.) ("Финансовое право", 2008, N 3) Текст документа

О БЮДЖЕТНОМ КРЕДИТЕ

Т. А. ТАРАСОВА

Тарасова Т. А., ассистент кафедры финансового права Института экономики, управления и права (г. Казань).

На сегодняшний день можно с уверенностью утверждать, что кредит стал неотъемлемой частью жизни человека, его постоянным и надежным спутником. Именно поэтому исследование проблемы кредитования в настоящее время является актуальным. На протяжении веков кредит воспринимался по-разному. У ряда авторов отчетливо проявляется стремление охарактеризовать его как помощь, услугу, доверие, движение ссудного капитала, перераспределение временно свободных денежных средств, заем и т. п. По мнению Г. А. Тосуняна, А. Ю. Викулина и А. М. Экмаль, определение кредита находит отражение в экономической, финансовой и юридической литературе. В своих научных трудах они выстраивают в один ряд определение кредита следующим образом: 1) "кредит - это предоставление денег или товаров, т. е. определенное действие или операция"; 2) "кредит - это движение капитала или форма его движения"; 3) "кредит - это сделка с деньгами или товарами"; 4) "кредит как денежные средства либо имущество, предоставляемое одной стороной (кредитором) другой стороне (заемщику) в размере и на условиях, предусмотренных договором"; 5) "кредит... как деятельность определенного вида"; 6) "кредит - это отношения"; 7) "кредит... как доверие (акт доверия), оказываемое кредитором заемщику" <1>. -------------------------------- <1> См.: Тосунян Г. А., Викулин А. Ю., Экмаль А. М. Банковское право Российской Федерации: Учебник. Общая часть / Под общ. ред. Б. Н. Топорнина. М., 1999. С. 189.

Однако следует согласиться с мнением С. К. Соломина, что данный перечень трактовок кредита имел бы смысл, если бы авторы следовали рассмотрению понятия "кредит" комплексно, в их взаимосвязи и взаимообусловленности <2>. Поэтому в конечном итоге кредит определяется вышеуказанными авторами как "денежные средства или другие вещи, определенные родовыми признаками, передаваемые (либо предназначенные к передаче) в процессе кредитования в собственность другой стороне в размере и на условиях, предусмотренных договором (кредитным, товарным или коммерческого кредита), в результате чего между сторонами возникают кредитные отношения" <3>. Представляется, что указанное определение кредита используется в достаточно узкой трактовке, раскрывающей лишь одну сторону правового явления кредита. -------------------------------- <2> См.: Соломин С. К. Обязательственно-правовая природа банковского кредита // Банковское право. N 3. 2006. С. 2. <3> См.: Тосунян Г. А., Викулин А. Ю., Экмаль А. М. Указ. соч. С. 175 - 177.

Кроме того, различные авторы, приводя широкий спектр мнений в определении понятия "кредит", исходят из предмета исследования. В одних работах кредит рассматривается с позиции банковской сферы, в других понятие "кредит" используется как универсальное средство, находящее свое применение в бюджетном и налоговом законодательстве. Попытаемся проанализировать соотношение банковского и бюджетного кредита, выделив их общие черты и особенности. В многочисленных сферах общественной жизни банковский кредит является основным видом кредита в денежной форме. Он по своей природе является экономико-правовой категорией. Это обусловлено, прежде всего, тем, что кредитные отношения с банком являются долговыми отношениями, не существующими без обязанности возвратить кредитору сумму, равную полученной, с процентами или без них. Если в банковских кредитных отношениях исчезает обязанность вернуть сумму денег, полученную на определенный срок, то кредитные отношения исчезают и превращаются в качественно новые отношения - безвозвратного финансирования. Понятия банковского кредита в гражданском законодательстве нет. Он определяется через кредитный договор. В соответствии со ст. 819 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) по кредитному договору банк или иная кредитная организация (кредитор) обязуется предоставить денежные средства (кредит) заемщику в размере и на условиях, предусмотренных договором, а заемщик обязуется возвратить полученную денежную сумму и оплатить проценты на нее. Анализ ст. 819 ГК позволяет сделать вывод, что специфическим признаком, из-за которого кредитный договор признан самостоятельным видом, является только субъект: "...банк или иная кредитная организация", выступающая в качестве заимодавца. Вместе с тем законодатель признает сходство отношений, регулируемых кредитным договором и договором займа, поэтому в п. 2 ст. 819 ГК установлено, что к отношениям по кредитному договору применяются правила, регулирующие договор займа, если иное не предусмотрено правилами о кредитном договоре и не вытекает из сущности кредитного договора. В связи с вышесказанным возникает необходимость рассмотреть смысловую нагрузку терминов "заем" и "кредит". Действительно, если эти термины употребляются в обиходно-разговорном смысле, то вряд ли стоит говорить о правильности их трактовки. Но когда речь идет о теоретических понятиях, требуется раскрыть научное содержание и дать четкое определение этих понятий, не допускающее их однозначного толкования. Итак, термин "заем" (ст. ст. 807 - 818 ГК) применяется как общее понятие для сделок по поводу передачи имущества на срок под проценты или безвозмездно, а термин "кредит" - как разновидность займа. Предоставление кредита предусмотрено только денежными средствами и только кредитными организациями. Поэтому точка зрения об использовании понятий "заем" и "кредит" как синонимов, высказывающаяся в экономической литературе, представляется неправильной. Нельзя оставить без внимания замечание С. К. Соломина, который утверждает, что денежный кредит носит частноправовой (гражданско-правовой) характер. Использование же его в остальных отраслях права допускается законодателем в той мере, в какой это необходимо для урегулирования отношений в межотраслевом праве <4>. -------------------------------- <4> См.: Соломин С. К. Указ. соч. С. 3.

Так, бюджетный кредит предоставляется на основании договора, заключенного в соответствии с гражданским законодательством, с учетом особенностей, установленных БК РФ и иными нормативными правовыми актами бюджетного законодательства РФ, на условиях и в пределах бюджетных ассигнований (ст. 93.2 БК РФ). В отличие от банковского кредита, определение которого исходит из кредитного договора, понятие бюджетного кредита получило законодательное закрепление. В соответствии со ст. 6 БК РФ, бюджетный кредит - это денежные средства, предоставляемые бюджетом другому бюджету бюджетной системы РФ, юридическому лицу (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), иностранному государству, иностранному юридическому лицу на возвратной и возмездной основе. Анализ действующего законодательства позволяет сделать вывод о том, что отличительным признаком банковского кредита от бюджетного кредита являются и стороны договора. Кредитором по банковскому кредиту являются Центральный Банк России, банки и иные кредитные организации (ст. 819 ГК РФ). По договору бюджетного кредита кредитором выступает уполномоченный орган власти, органы местного самоуправления, которые в соответствии с федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента РФ и Правительства РФ, нормативными актами субъектов РФ могут представлять соответственно РФ, субъект РФ, муниципальное образование в договоре о предоставлении бюджетного кредита (ст. 93.2 БК РФ). В качестве заемщиков по договору банковского кредита могут выступать любые юридические и физические лица. Бюджетное законодательство исключает из этого перечня физических лиц и добавляет к числу заемщиков по договору бюджетного кредита РФ, субъектов РФ и муниципальные образования. Вместе с тем поскольку кредит - это сделка, основанная, прежде всего, на доверии, кредитор должен дать оценку персональных качеств заемщика. Согласно мнению А. А. Травкина, требования, предъявляемые к заемщикам по договору банковского кредита, сосредоточены на следующих моментах: - порядочность и честность; - профессиональные способности; - возраст и состояние здоровья; - наличие преемника (в случае заболевания или смерти); - материальная обеспеченность <5>. -------------------------------- <5> См.: Банковское право: Учебное пособие / Отв. ред. А. А. Травкин. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Юристъ, 2006. С. 175 - 176.

Нас интересует второе требование, которое применимо к юридическим лицам, а именно к руководителю фирмы или индивидуальному предпринимателю, поскольку эти способности связаны с его умением управлять предприятием, ориентироваться на рынке и обеспечивать прибыльность фирмы. Согласно методике Ассоциации российских банков, экономический анализ деятельности юридических лиц и условий его кредитования предлагает детальный анализ кредитоспособности: - "солидности" - ответственности руководства, своевременности расчетов по раннее полученным кредитам; - "способности" - производства и реализации продукции, поддержания ее конкурентоспособности; - "доходности" - предпочтительности предоставления кредита данному заемщику; - "реальности" - достижения результата проекта; - "обоснованности" запрашиваемой суммы кредита <6>. В литературе по поводу целевого использования заемщиком полученных в кредит денежных средств высказываются различные точки зрения. Одни авторы (А. И. Ольшаный, В. И. Усоскин) утверждают, что это обязательное условие банковского договора. Другие (Е. А. Суханов, К. Трофимов) считают, что условие о направлении использования кредита не является существенным. Чтобы разобраться в сложившейся ситуации, необходимо обратиться к нормам ГК РФ (ст. ст. 818, 820). Так, условие о направлении использования кредита не является обязательным, т. е. стороны могут не оговаривать цель кредита в договоре. Но банковскими инструкциями, например инструкцией по кредитованию юридических лиц учреждениями Сбербанка РФ <7>, предусматривается соблюдение принципа целевого использования кредита. Из этого следует, что условие о целевом использовании средств применительно к договору банковского кредитования не является существенным и не всегда должно включаться в текст договора; -------------------------------- <6> См.: Загорий Г. В. О методах оценки кредитного риска // Деньги и кредит. 1998. N 6. С. 33. <7> См.: Инструкцию Сбербанка РФ от 26.10.1993 N 26-р "О кредитовании юридических лиц, учрежденных Сбербанком Российской Федерации" // Закон. N 2. 1997.

- "возвратности" за счет реализации материальных ценностей заемщика, если его проект не исполняется; - "обеспеченности" кредита способом обеспечения исполнения обязательств <8>. В соответствии с главой 23 ГК РФ способами обеспечения исполнения обязательств выступают неустойка, залог, удержание, поручительство, банковская гарантия, задаток. В отношении банковского кредита распространенным способом обеспечения исполнения обязательства применяется неустойка в виде штрафа или пени, хотя другие виды обеспечения исполнения обязательства не запрещаются законом. -------------------------------- <8> См.: Загорий Г. В. Указ. соч. С. 33.

В отличие от банковского кредита, ст. 93.2 БК РФ предъявляет следующие условия к заемщику по договору бюджетного кредита. Во-первых, бюджетный кредит может быть предоставлен только субъекту РФ, муниципальному образованию или юридическому лицу, которые не имеют просроченной задолженности по денежным обязательствам перед соответствующим бюджетом (публично-правовым образованием), а для юридических лиц - также по обязательным платежам в бюджетную систему РФ, за исключением случаев реструктуризации обязательств (задолженности). Во-вторых, обоснованность запрашиваемой суммы заемщиком, поскольку при утверждении бюджета устанавливаются цели, на которые может быть предоставлен бюджетный кредит. В-третьих, бюджетный кредит может быть предоставлен только при условии предоставления заемщиком обеспечения исполнения своего обязательства по возврату указанного кредита. Способами обеспечения обязательства, в отличие от банковского кредита, могут быть только банковские гарантии, поручительства, государственные или муниципальные гарантии, залог имущества в размере не менее 100 процентов предоставляемого кредита. В-четвертых, обязательным условием предоставления бюджетного кредита юридическому лицу является проведение предварительной проверки финансового состояния юридического лица - получателя бюджетного кредита, его гаранта или поручителя уполномоченными органами власти. Таким образом, сложность и разноплановость общественных отношений, возникающих при бюджетном кредитовании, требуют применения при его правовом регулировании разнообразных методов, присущих не только гражданскому праву, но и финансовому. Как известно, бюджетное право является подотраслью финансового права, поэтому при рассмотрении бюджетного кредита можно отметить, что он является производным понятием от банковского кредита с присущими ему особенностями. Схожесть двух, казалось бы, различных понятий объединяют общие принципы, на которых базируется кредитование. К ним относятся: срочность, возвратность, платность, обеспеченность, целенаправленность. Реализация принципа возвратности означает, что денежные средства, полученные в виде кредита, служат для заемщика лишь временным источником финансовых ресурсов и должны быть возвращены кредитору. Из принципа возвратности вытекает принцип и его срочности. Кредит подлежит возврату в установленные сроки, нарушение которых влечет за собой применение определенных санкций. Осуществление принципа платности бюджетного и банковского кредита основывается на возмездном характере услуг, оказываемых кредиторами при предоставлении кредита. За предоставление кредита, как правило, взимается определенная плата в виде процента. Принцип обеспеченности проявляется в том, что кредитор с целью возврата кредита выдает его под различные формы обеспечения, предусмотренные гражданским законодательством <9>. -------------------------------- <9> Грачева Е. Ю., Соколова Э. Д. Финансовое право: Учебное пособие. 2-е изд., испр. и доп. М.: Юриспруденция, 2000. С. 247.

Несмотря на то что условие целевого использования средств при заключении договора о банковском кредите не является существенным, тогда как при заключении договора бюджетного кредита вышеуказанное условие является обязательным, в любом случае применяется принцип целенаправленности. Во многих учебных пособиях к названным принципам не относят принцип дифференцированности кредитования. Надо отметить, что данный принцип имеет место в основных положениях, отражающих экономическую сущность кредита. Поэтому согласимся с мнением Е. Ю. Грачевой и Г. П. Толстопятенко и выделим данный принцип в ряде других основных положений. Итак, при выдаче кредита необходимо учитывать кредитоспособность заемщика, его финансовое положение, создающее у кредитной организации уверенность в возможности заемщика возвратить кредит в установленный договором срок <10>. -------------------------------- <10> См.: Финансовое право: Учеб. 2-е изд., перераб. и доп. / Отв. ред. Е. Ю. Грачева, Г. П. Толстопятенко. М.: ТК Велби; изд-во "Проспект", 2007. С. 304 - 306.

Подводя итог вышесказанному, необходимо отметить, что институт кредитования в целом играет важную роль в удовлетворении временной потребности в средствах, обусловленной сезонностью производства и реализации определенных видов продукции. Без кредитной поддержки невозможно обеспечить быстрое и цивилизованное становление предприятий малого бизнеса, внедрение других видов предпринимательской деятельности во внутригосударственном и внешнем экономическом пространстве, а также устранение последствий в случае причинения ущерба в результате стихийного бедствия, технологической катастрофы или иных обстоятельств непреодолимой силы. В связи с этим необходимо более детальное законодательное закрепление, регулирование правоотношений сторон договора бюджетного кредита. Эта необходимость возникает с тем, что в БК РФ существуют отсылочные нормы к нормам гражданского законодательства, регулирующие кредитный договор.

Название документа