В дверь стучит налоговая полиция

(Клячкин А.)

("Бизнес-адвокат", N 0, 1996)

Текст документа

В ДВЕРЬ СТУЧИТ НАЛОГОВАЯ ПОЛИЦИЯ

А. КЛЯЧКИН

А. Клячкин, юрист.

Визиты сотрудников налоговой полиции на предприятия нередко встречают отпор как охраны офиса, так и его руководства. В некоторых случаях их действие правомерно, но все же оно не должно выходить за допустимые пределы. Действия налоговых полицейских также определены законом.

Одной из основных задач налоговой полиции является выявление, предупреждение и пресекание налоговых преступлений и правонарушений. Для выполнения этой задачи налоговой полиции предоставлено право проверять налогоплательщиков (в том числе проводить контрольные проверки после проверок налоговых органов) на предмет выявления фактов сокрытия доходов от налогообложения и уклонения от уплаты налогов. При осуществлении своей деятельности в соответствии с п. 2 ст. 11 Закона РФ "О федеральных органах налоговой полиции" от 24 июня 1993 г. N 5238-1 (в ред. от 17 декабря 1995 г.) сотрудники налоговой полиции пользуются также правами, предоставленными законодательством должностным лицам налоговых органов и агентам валютного контроля.

На практике визиты сотрудников налоговой полиции на предприятия нередко встречают сопротивление как охраны офиса, так и его руководства. В некоторых случаях это противодействие правомерно, но все же не должно выходить за допустимые пределы. Действия налоговых полицейских также регламентированы законом. Так, сотрудники налоговой полиции, прибыв в офис предприятия, обязаны предъявить удостоверения личности работникам предприятия, осуществляющим пропускной режим (службе охраны), после чего они должны быть допущены в помещение. При этом работники службы охраны (режима) имеют право записать в книгу учета посетителей фамилии, имена, отчества, номера удостоверений личности и номера рабочих телефонов прибывших сотрудников налоговой полиции.

Противодействие входу сотрудников налоговой полиции на предприятие может повлечь административную ответственность в виде штрафа в размере до 100-кратного установленного законом минимального размера месячной оплаты труда (ст. 11 Закона РФ "О федеральных органах налоговой полиции"), который налагается на руководителя предприятия либо на должностное лицо, оказавшее противодействие сотрудникам налоговой полиции.

Вместе с тем, если при ознакомлении с удостоверением личности налогового полицейского работник службы охраны (режима) установил, что срок действия удостоверения истек, реквизиты печати не соответствуют юридическому статусу органа, в котором проходит службу сотрудник налоговой полиции, кратковременная задержка допуска в помещение предприятия этого лица (для установления его принадлежности к органам налоговой полиции) не является нарушением указанного положения Закона и не влечет административной ответственности.

Руководители предприятий должны учитывать, что налоговые полицейские при отказе допустить их в помещение, используемое налогоплательщиками для извлечения доходов (прибыли), или при противодействии их входу вправе в соответствии с п. 17 ст. 11 Закона РФ "О федеральных органах налоговой полиции" применять специальные средства и физическую силу в порядке, предусмотренном Законом РСФСР "О милиции". Эти действия могут быть совершены особыми подразделениями физической защиты, существующими в системе федеральных органов налоговой полиции.

Сотрудники налоговой полиции обязаны сообщить руководителю предприятия (или лицу, замещающему его на основании приказа по предприятию) цель своего прибытия и представить для ознакомления поручение на проведение проверки, подписанное начальником органа налоговой полиции (или его заместителем), имеющее регистрационный номер и заверенное гербовой печатью органа налоговой полиции. Руководитель предприятия (либо его заместитель, назначенный приказом) должен сделать на поручении запись об ознакомлении с его текстом, указать дату и поставить свою подпись.

Руководитель предприятия обязан обеспечить сотрудникам налоговой полиции беспрепятственный доступ в бухгалтерию, а также в производственные, складские, торговые и иные помещения, необходимость обследования которых может возникнуть в ходе проверки. Главный бухгалтер предоставляет проверяющим все первичные бухгалтерские и иные документы, связанные с исчислением и уплатой налогов и других обязательных платежей в бюджет.

В отдельных случаях руководители предприятий не представляют проверяющим документацию в полном объеме, мотивируя свои действия коммерческой тайной. Следует помнить, что перечень сведений, которые являются коммерческой тайной данного предприятия, должен быть оформлен приказом. Если такой приказ не издан, то отказ руководства предприятия представить документы под этим предлогом неправомерен. Кроме того, Постановлением Правительства РСФСР от 5 декабря 1991 г. N 35 установлен перечень сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну. К ним относятся, в частности, и сведения, необходимые для проверки правильности исчисления и уплаты налогов и других обязательных платежей в государственную бюджетную систему РСФСР.

Проверка налогоплательщика (с его согласия) может проводиться и в органе налоговой полиции. В этом случае сотрудники налоговой полиции обязаны вручить руководителю предприятия, кроме поручения на проведение проверки, запрос о предоставлении документов. На запросе, оформленном на бланке с угловым штампом органа налоговой полиции, должны быть регистрационный номер и подпись начальника органа налоговой полиции или его заместителя. В запросе должны содержаться: ссылки на законодательные акты; подробный перечень документов, необходимых для проведения проверки; сроки предоставления документов. Указанные документы налогоплательщик подбирает по категориям, нумерует и прошнуровывает их листы, скрепляет печатью предприятия и заверяет в месте скрепления подписями генерального директора и главного бухгалтера.

После совершения указанных действия сотрудниками налоговой полиции совместно с руководителем предприятия и главным бухгалтером составляется (в 2-х экземплярах) акт добровольной выдачи документов. В акте указываются наименование документов, количество листов, место хранения.

Налогоплательщик имеет право в любое время потребовать возвратить необходимые ему для работы документы.

В случае отсутствия у налогоплательщика отдельных категорий документов (из указанных в тексте запроса органа налоговой полиции), он имеет право оформить официальный ответ с мотивированным пояснением причин отсутствия документов и направить его в орган налоговой полиции.

Законом РФ "О федеральных органах налоговой полиции" сотрудникам налоговой полиции не предоставляется право производить изъятие бухгалтерских, договорных и иных документов налогоплательщика для проведения проверки. Однако если в ходе проверки установлены факты сокрытия налогооблагаемой базы, причем есть достаточные основания считать, что первичные документы, подтверждающие эти факты, подменены или уничтожены, то тогда сотрудники налоговой полиции, руководствуясь положением п. "д" ч. 2 ст. 14 Закона РФ "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" от 27 декабря 1991 г. N 2118-1 (в ред. от 1 июля 1994 г.), могут произвести их изъятие. Изъятие производится на основе постановления, вынесенного должностным лицом, проводящим проверку, зарегистрированного и заверенного гербовой печатью. В ходе изъятия составляется протокол. Налогоплательщик, если он считает, что изъятие документов произведено без достаточных оснований, имеет право обжаловать в судебном порядке действия сотрудников налоговой полиции как незаконные. Налогоплательщик также имеет право обратиться в суд с иском о возмещении ущерба органом налоговой полиции, изъявшим документы, в виде упущенной выгоды.

По окончании проверки, в случае установления нарушений налогового законодательства, проверяющими составляется акт проверки (если же нарушений не установлено - справка о результатах проверки). Акт проверки подписывается сотрудниками налоговой полиции, проводившими проверку, а также должностными лицами предприятия (руководителем и главным бухгалтером). Один экземпляр акта вручается налогоплательщику. В случае, если налогоплательщик, ознакомившись с содержанием акта, не согласен с его выводами, он имеет право в 10-дневный срок представить акт разногласий в орган налоговой полиции, проводивший проверку.

При составлении акта разногласий необходимо иметь в виду: если при проведении проверки проверяющими использовались не первичные документы, а учетные (сводные), то положения акта по этим позициям могут быть оспорены (также могут быть оспорены сведения и факты, полученные на основании опроса должностных лиц предприятия, деловых партнеров, клиентуры и не подтвержденные первичными документами).

Если налогоплательщик не представил в 10-дневный срок акт разногласий, руководитель органа налоговой полиции выносит решение по акту проверки. Второй экземпляр решения в обязательном порядке должен быть вручен налогоплательщику. В случае, если начальник (или заместитель начальника) органа налоговой полиции, проводящего проверку, приостанавливает операции налогоплательщика по счетам в банковских учреждениях (п. 4 ст. 11 Закона РФ "О федеральных органах налоговой полиции"), следует обратить внимание на формулировку этого решения. Основание для приостановления операций по счетам может быть только одно - непредставление органу налоговой полиции документов, связанных с исчислением и уплатой налогов. В любых других случаях должностные лица органов налоговой полиции не вправе приостанавливать операции по счетам, и их действия могут быть обжалованы в судебном порядке.

При вызове гражданина в налоговую полицию с целью получения объяснений, справок, сведений уклоняться от явки нецелесообразно, так как это может повлечь административную ответственность в виде штрафа. Уважительной причиной неявки в орган налоговой полиции в указанный в повестке срок может быть наличие у гражданина документа лечебного учреждения, фиксирующего факт болезни.

Не следует путать допрос, являющийся следственным действием, проводимый только в рамках возбужденного уголовного дела, и дачу объяснений по установленным фактам хозяйственной деятельности налогоплательщика. Необходимо помнить, что если законодательством предусмотрено привлечение допрашиваемого к уголовной ответственности за отказ от дачи показаний и за дачу заведомо ложных показаний, то возможность привлечения налогоплательщика к уголовной ответственности за отказ от сообщения или искаженное сообщение о своей хозяйственной деятельности законодательством не предусмотрена. Получение объяснений - действие, проводимое в ходе доследственной проверки.

Следует также учитывать, что в случае непогашения предприятием задолженности перед бюджетом по акту проверки орган налоговой полиции может выставить на банковские счета предприятия инкассовые поручения с целью списания средств в бюджет; в случае отсутствия средств на счетах налогоплательщика органом налоговой полиции может быть наложен административный арест на имущество юридических и физических лиц с последующей реализацией этого имущества в установленном законодательством порядке для погашения задолженности перед бюджетом.

Название документа