Информация о деле

(Редакционный материал)

("Законность", 1994, N 4)

Текст документа

ИНФОРМАЦИЯ О ДЕЛЕ

Проведенные прокуратурой Брянской области в 14 районах проверки соблюдения законности при использовании целевых средств, предназначенных на строительство и распределение жилья переселяющимся из территорий, загрязненных радионуклидами, показали, что законы и Программа ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС местными органами выполняются неудовлетворительно.

Переселение жителей населенных пунктов, подлежащих обязательному отселению, затянулось на длительное время.

По данным ГУКСа "Брянскчернобыльстройзаказчик" в 1991 - 1992 гг. сдано в эксплуатацию 5140 квартир, построенных за счет средств, выделенных на ликвидацию последствий аварии на ЧАЭС, из них лишь 2230 (43%) отданы лицам, переселяющимся из районов радиоактивного загрязнения.

В ходе проверки установлено, что в 1991 г. шло опережающее освоение капвложений, выделенных строительным организациям на развитие собственной базы (98% от запланированного), и отставание по освоению средств по Программе ликвидации последствий катастрофы (71,7%). В связи с этим для переселенцев была построена лишь пятая часть квартир от запланированных - 1079 из 5670 (18%). Строительство жилья велось без учета интересов переселяющихся, заселялось другими лицами, не имеющими на это право, использовалось не по назначению.

Негативно на процесс переселения влияло отставание в строительстве детсадов, школ, магазинов, столовых и других объектов социально - бытового назначения. По этим причинам жилье в ряде случаев не заселялось. Многие переселившиеся (до 30%) возвратились обратно.

Третья часть проверенных квартир, построенных за счет средств, выделенных на ликвидацию чернобыльской катастрофы, была незаконно предоставлена лицам, не являющимся переселенцами.

В частности, проверка законности заселения 887 квартир, предназначенных для отселения жителей из радиоактивно загрязненных районов, показала, что было заселено 752 квартиры; из них 492 предоставлены переселенцам (65%), иным лицам - 258 (34%), пустовали - 135 квартир.

При предоставлении жилья в одних случаях нарушали закон руководители колхозов, совхозов или предприятий, в других - управление социальной защиты населения, пострадавшего от аварии на ЧАЭС.

Незаконно получали квартиры нуждающиеся в жилье работники колхозов, совхозов, пенсионеры и, отчасти, врачи, учителя, беженцы, работники милиции. Таким образом, часть жилья, построенного под Программу переселения, использована на улучшение жилищных условий местных жителей.

Неправомерное распределение приводило к самовольному захвату жилья.

Нарушениям при распределении квартир способствовало отсутствие должного учета и очередности граждан, изъявивших желание выехать из радиоактивно загрязненных районов. Отбор кандидатур на переселение осуществлялся управлением социальной защиты населения, пострадавшего от аварии на ЧАЭС, по представленным из районов спискам и без таковых. Право выбора кандидатур так или иначе было за названным управлением. Все это создавало благоприятные условия для всевозможных злоупотреблений и нарушений со стороны должностных лиц, ответственных за заселение чернобыльского жилья, особенно квартир, расположенных вблизи г. Брянска и центрах областного подчинения.

Грубые нарушения допускались и после принятия администрацией области Правил обеспечения жилой площадью граждан, пострадавших в результате чернобыльской катастрофы.

Из-за слабого контроля за заселением жилых домов, построенных за счет чернобыльских средств, допускаются случаи использования жилья не по назначению: под гостиницу, бытовые и подсобные помещения строительной организации и т. п.

Вопреки постановлению администрации области, отдельные руководители хозяйств не принимают на баланс введенные в эксплуатацию жилые дома для переселенцев.

Допускается безответственное отношение к сохранности сборных щитовых домов, полученных для монтажа в поселках для переселенцев. Выявлены случаи и массовой распродажи комплектов щитовых домов частным лицам, организациям, не занимающимся строительством жилья для переселенцев.

Указанные нарушения стали возможными в силу неспособности ответственных работников управления социальной защиты населения, пострадавшего от аварии на ЧАЭС, воспрепятствовать многим нарушениям законодательства о целевом использовании чернобыльских средств, ненадлежащей организации и контроля за ходом выполнения на местах постановлений Правительства РФ и администрации области, прямых нарушений работниками названного управления законодательства при распределении чернобыльского жилья.

По результатам проверки прокурор области внес представление главе администрации области. В нем предложено принять конкретные меры к устранению нарушений законодательства о ликвидации последствий аварии на ЧАЭС. В частности, обеспечить на территории области выполнение постановления администрации области "О правилах обеспечения жилой площадью граждан, пострадавших в результате чернобыльской катастрофы"; изучить причины возвращения жителей, получивших жилье в чистой зоне, на старые места (их число, состав семьи, обстоятельства, заставившие уехать, дальнейшие намерения). Главам администрации районов рекомендовано предъявить иски о выселении граждан, не являющихся переселенцами, из домов, построенных на чернобыльские средства, а при отсутствии достаточных оснований - иски о возмещении в бюджет средств, затраченных на строительство жилья, заселенного лицами, не имеющими на это право.

Поставлен вопрос о соответствии занимаемой должности начальника управления социальной защиты населения, пострадавшего от аварии на ЧАЭС В. Токарева, а также об ответственности в дисциплинарном порядке заместителя начальника этого же управления Н. Жигалкина, глав администраций Комаричского, Севского, Брянского, Почепского, Карачевского, Погарского районов.

Главой администрации приняты меры к устранению выявленных прокуратурой нарушений. В распоряжении главам администраций ряда районов предложено предъявить иски о выселении граждан, не являющихся переселенцами, из домов, построенных за счет средств федерального бюджета.

За недостатки, отмеченные в представлении, начальник управления координации работ по выполнению Государственной программы ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС В. Токарев освобожден от занимаемой должности, его заместителю за слабый контроль объявлен выговор.

Администрацией области подготовлено постановление "О ходе выполнения Государственной программы по ликвидации последствий аварии на ЧАЭС", в котором учтены отмеченные недостатки и даны поручения по принятию конкретных мер.

Название документа