Взаимодействие органов власти для эффективного исполнения требований ст. 12 ФЗ "О противодействии коррупции"

(Сокрашкин Э. Г.)

("Законность", 2013, N 5)

Текст документа

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ОРГАНОВ ВЛАСТИ ДЛЯ ЭФФЕКТИВНОГО ИСПОЛНЕНИЯ

ТРЕБОВАНИЙ СТ. 12 ФЗ "О ПРОТИВОДЕЙСТВИИ КОРРУПЦИИ"

Э. Г. СОКРАШКИН

Сокрашкин Эдуард Геннадьевич, исполняющий обязанности прокурора отдела по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции прокуратуры Чувашской Республики.

В статье проанализирована возможность возложения на кадровые службы органов власти постоянных функций по сбору и представлению в прокуратуру сведений о лицах, допустивших нарушения требований ст. 12 ФЗ "О противодействии коррупции", путем принятия решения на заседании Координационного совета при высшем должностном лице субъекта РФ по противодействию коррупции.

Ключевые слова: ст. 12 ФЗ "О противодействии коррупции", ограничения после увольнения, трудоустройство, ст. 19.29 КоАП РФ, прекращение трудового договора, координирующая роль прокуратуры, межведомственное взаимодействие.

Interaction of the public authorities for efficient fulfillment of requirements of article 12 of the Federal Law on combating corruption

E. G. Sokrashkin

The article analyzed the possibility of appointing the personnel services authorities constant functions to collect and provide information to the prosecutor of the persons who have violated the requirements of Art. 12 of the Federal Law "On Combating Corruption" by the decision at a meeting of the Coordinating Council of the highest official of the Russian regions for Anti-Corruption.

Key words: art. 12 of the Federal Law "On Combating Corruption", the restrictions after retirement, employment, 19.29 of the Administrative Code, the termination of the employment contract, the coordinating role of the prosecutor's office, interagency cooperation.

Статья 12 ФЗ от 25 декабря 2008 г. "О противодействии коррупции" налагает известные ограничения на гражданина, замещавшего должность государственной или муниципальной службы, при заключении им трудового или гражданско-правового договора.

При этом механизм реализации поставленной законодателем антикоррупционной цели обеспечен двумя основными элементами (так сказать, "эшелонами") защиты, а именно: 1) на гражданина, замещавшего должность государственной или муниципальной службы, возложена обязанность получать согласие комиссии по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов перед заключением трудового (гражданско-правового) договора под угрозой прекращения заключенного соглашения; 2) на организацию возложена обязанность уведомлять представителя нанимателя о приеме на работу гражданина, замещавшего должность государственной или муниципальной службы, под угрозой привлечения к ответственности по ст. 19.29 КоАП.

В свою очередь, на прокуратуру как раз возложена функция по реализации неотвратимости предусмотренной ответственности за нарушение требований ст. 12 ФЗ "О противодействии коррупции". Так, в соответствии со ст. 28.4 КоАП административные производства, предусмотренные ст. 19.29 КоАП, возбуждаются исключительно прокурором. Практика показывает, что и прекращение трудовых договоров в указанных случаях осуществляется по актам прокурорского реагирования.

Для обеспечения четкой и максимально эффективной работы этого правового института в подп. "е" п. 2 Национального плана противодействия коррупции на 2012 - 2013 годы (утв. Указом Президента РФ от 13 марта 2012 г. N 297) предусмотрено внедрение в деятельность подразделений кадровых служб государственных органов по профилактике коррупционных и иных правонарушений компьютерных программ в целях сбора, систематизации и рассмотрения обращений граждан о даче согласия на замещение в организации должности на условиях гражданско-правового договора (гражданско-правовых договоров) или на выполнение в этой организации работы (оказание организации услуг) на условиях трудового договора, если отдельные функции государственного, муниципального (административного) управления этой организацией входили в должностные (служебные) обязанности государственного или муниципального служащего. Применение программы позволило бы практически в автоматическом режиме устанавливать лиц, нарушающих требования анализируемой нормы антикоррупционного закона, сведения о которых направлялись бы прокурору для применения мер ответственности.

В настоящий момент до распространения указанной программы встал вопрос организации мониторинга исполнения требований анализируемой статьи Закона, т. е. информационной обеспеченности прокурора как стража исполнения этой нормы. Традиционный путь осуществления плановых мероприятий путем направления прокурором запросов о представлении списков уволенных сотрудников органов государственной и муниципальной власти в условиях несопоставимо большего по сравнению со штатом прокуратуры количества государственных и муниципальных служащих объективно не позволяет обеспечить 100-процентный охват всей динамики интересующих нас процессов.

Соответственно, закономерно возникает предложение о подключении к указанной работе подразделений кадровых служб государственных органов по профилактике коррупционных и иных правонарушений. Так, в соответствии со ст. 1 ФЗ "О противодействии коррупции" функции по предупреждению коррупции также возложены и на органы государственной и муниципальной власти.

Поскольку соглашения о сотрудничестве со всеми органами государственной власти заключать обременительно, как обременительно и проведение межведомственного совещания с таким количеством представителей от органов власти, наиболее эффективным можно признать достижение поставленной цели посредством принятия решения на координационных советах при высшем должностном лице субъектов Федерации, созданных во всех субъектах РФ в целях совершенствования системы противодействия коррупции.

В связи с изложенным прокуратурой Чувашской Республики вынесен вопрос на повестку очередного заседания Координационного совета при главе Чувашской Республики о необходимости кадровым службам и подразделениям по противодействию коррупции органов государственной и муниципальной власти на территории республики (в том числе территориальным органам федеральных органов власти) ежеквартально составлять и направлять в прокуратуру республики списки (по разработанной прокуратурой республики форме) граждан, уволившихся с должности государственной и муниципальной службы, которые трудоустроились в отчетный период и с места работы которых в установленный 10-дневный срок не поступило соответствующее уведомление, или от которых не поступало заявление в комиссию о даче согласия на трудоустройство в этой организации, или комиссией принято решение об отказе в даче согласия. То есть кадровым подразделениям на первом этапе предлагается самостоятельно устанавливать место трудоустройства бывших государственных и муниципальных служащих.

При этом, допуская, что некоторые бывшие государственные и муниципальные служащие будут намеренно скрывать от кадровых служб органов власти по последнему месту службы место своей новой работы, представляется необходимым на уровне органа власти субъекта Федерации в области связи и информатизации рассмотреть вопрос о возможности подготовки программы, которая бы в автоматическом режиме сверяла списки уволенных сотрудников с базами Пенсионного фонда РФ или Федеральной налоговой службы РФ для установления мест их трудоустройства.

Представляется, что указанная модель организации межведомственного взаимодействия, действующая как слаженный механизм, может обеспечить неукоснительное исполнение требований ст. 12 ФЗ "О противодействии коррупции" всеми лицами, подпадающими под требования названной нормы законодательства.

Название документа