Теория оперативно-боевого противодействия экстремистской и террористической деятельности, уголовный процесс и административное право: проблемы соотношения и преемственности научного знания

(Кулешов Р. В.) ("Административное и муниципальное право", 2013, N 3) Текст документа

ТЕОРИЯ ОПЕРАТИВНО-БОЕВОГО ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ЭКСТРЕМИСТСКОЙ И ТЕРРОРИСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, УГОЛОВНЫЙ ПРОЦЕСС И АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО: ПРОБЛЕМЫ СООТНОШЕНИЯ И ПРЕЕМСТВЕННОСТИ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ

Р. В. КУЛЕШОВ

Кулешов Роман Владимирович, кандидат юридических наук, заместитель начальника Всероссийского института повышения квалификации сотрудников МВД России по науке, майор полиции.

В статье автор анализирует соотношение теории оперативно-боевого противодействия экстремистской и террористической деятельности с другими юридическими науками - уголовно-процессуальным правом и административным правом в аспекте преемственности научного знания.

Ключевые слова: оперативно-боевое противодействие экстремистской и террористической деятельности, оперативно-розыскная деятельность, терроризм, экстремизм, наука, научная теория, предмет науки, уголовный процесс, уголовно-процессуальное право, уголовное судопроизводство, административное право.

Theory of battle counter actions against extremist and terrorist activities, criminal procedure and administrative law: issues of correlation and continuity of scientific knowledge R. V. Kuleshov

The author of the article analyzes the relation between the theory of battle counter actions against extremist and terrorist activities and other sciences of law, in particular, criminal procedural law and administrative law, from the point of view of continuity of scientific knowledge.

Key words: battle counter actions, extremist and terrorist activity, investigate activity, terrorism, extremism, science, scientific theory, subject mater, criminal procedure, criminal procedure law, criminal proceedings, administrative law.

Частная теория оперативно-боевого противодействия экстремистской и террористической деятельности, развиваясь под действием общепризнанных законов развития научного знания, обладает качествами преемственности по отношению к уголовно-процессуальной науке. Взаимосвязи указанной частной оперативно-розыскной теории с наукой уголовного процесса детерминированы <1>: -------------------------------- <1> См.: Оперативно-розыскная деятельность и уголовный процесс / Под ред. В. В. Черникова, В. Я. Кикотя. М., 2002. С. 86.

- единством задач оперативно-боевого противодействия экстремистской и террористической и уголовно-процессуальной деятельности, прямым указанием в процессуальном законодательстве на обязанности органов дознания принимать необходимые ОРМ в целях обнаружения преступлений и лиц, их совершивших, а также предупреждения и пресечения преступлений оперативно-боевыми методами, направленностью ОРМ, обеспечивающих оперативно-боевое противодействие экстремистской и террористической деятельности на информационное обеспечение уголовно-процессуальной деятельности органов дознания, предварительного расследования и судебной власти; - уголовно-процессуальным характером оснований для проведения ОРМ, обеспечивающих оперативно-боевое противодействие экстремистской и террористической деятельности, таких, как наличие возбужденного уголовного дела, получение информации о подготавливаемом, совершаемом или совершенном противоправном деянии, когда нет достаточных данных, указывающих на признаки преступления, поручение следователя по уголовным делам, находящимся в их производстве и т. п.; - установленным в оперативно-розыскном законодательстве правом судей санкционировать органам, осуществляющим ОРД, проведение ОРМ, обеспечивающих оперативно-боевое противодействие экстремистской и террористической деятельности и связанных с ограничением прав личности на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, а также права на неприкосновенность жилища; - установлением в оперативно-розыскном законодательстве порядка использования результатов оперативно-боевого противодействия экстремистской и террористической деятельности для подготовки и осуществления следственных действий и проведения ОБМ по предупреждению, пресечению и раскрытию преступлений, а также в качестве доказательств по уголовным делам после их проверки и оценки в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством <2>; -------------------------------- <2> См.: Оперативно-розыскная деятельность / Под ред. К. К. Горяинова, В. С. Овчинского, А. Ю. Шумилова. М., 2001.

- законодательным учреждением судебного контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина при проведении оперативно-боевых мероприятий, как в ходе вынесения судебных решений на проведение оперативно-розыскных мероприятий, обеспечивающих оперативно-боевое противодействие экстремистской и террористической деятельности, так и при рассмотрении уголовных дел, а также жалоб, заявлений и исков граждан, связанных с действиями должностных лиц при осуществлении этих оперативно-розыскных мероприятий; - законодательным учреждением прокурорского надзора за точным и неуклонным исполнением законов РФ органами и должностными лицами при проведении оперативно-розыскных мероприятий, обеспечивающих оперативно-боевое противодействие экстремистской и террористической деятельности. Приведенные выше и иные нормы уголовно-процессуального закона и ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности" являются отправными для исследования взаимосвязей между частной теорией оперативно-боевого противодействия экстремистской и террористической деятельности и уголовно-процессуальной наукой. В частности, отображенные в вышеуказанных нормах взаимосвязи при оперативно-розыскном документировании и процессуальном доказывании обеспечивают научно обоснованное сочетание процессуальных действий и оперативно-розыскных мероприятий в решении задач уголовного судопроизводства. В учебнике для юридических вузов "Основы оперативно-розыскной деятельности" (под ред. В. Б. Рушайло, СПб., 2002) дан развернутый анализ влияния основных институтов уголовного процесса на оперативно-розыскную деятельность. Его выводы могут быть распространены и на оперативно-боевое противодействие экстремистской и террористической деятельности как часть теории оперативно-розыскной деятельности. Как известно, уголовно-процессуальное право охватывает совокупность юридических норм, регулирующих деятельность органов расследования, прокуратуры и суда, должностных лиц, граждан и представителей общественности в процессе возбуждения, расследования и разрешения уголовных дел. Соответствующие нормы применяются только в уголовном процессе, поэтому сами по себе они никак не регулируют оперативно-розыскные действия, обеспечивающие ведение оперативно-боевого противодействия экстремистской и террористической деятельности, однако в совокупности имеют существенное значение как для оперативно-розыскной деятельности, так и для оперативно-боевого противодействия экстремистской и террористической деятельности. В этой связи следует рассматривать значение для оперативно-боевого противодействия экстремистской и террористической деятельности не отдельных норм уголовного процесса, а некоторых правовых институтов. Как мы отмечали выше, преемственность наук юридического профиля, а именно уголовного процесса и теории оперативно-боевого противодействия экстремистской и террористической деятельности, проявляется в общности задач, стоящих перед данными науками. Задачи соответствующей правовой науки неотделимы от задач, формулируемых перед основным нормативным источником данной науки. Как известно, уголовно-процессуальный закон признал в качестве важной составляющей назначения уголовного судопроизводства защиту интересов лиц и организаций, потерпевших от преступления. Цели оперативно-боевого противодействия экстремистской и террористической деятельности представляют собой осознанный образ прогнозируемого результата представления о нем, на достижение которого направлено действие сотрудника оперативно-боевых подразделений. Целями оперативно-боевого противодействия экстремистской и террористической деятельности являются защита от преступных посягательств жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечение безопасности общества и государства от наиболее тяжких преступных посягательств, обнаружение преступления и задержание преступников, освобождение захваченных ими людей. Уголовно-процессуальные нормы о задержании, избрании меры пресечения, связанные с водворением задержанных и арестованных в изолятор временного содержания или следственный изолятор, создают организационную основу и реальную возможность оперативной проверки задержанных и арестованных в условиях изоляции. Научные труды процессуалистов по этим вопросам могут быть использованы при разработке проблем теории оперативно-боевого противодействия экстремистской и террористической деятельности. Тесная связь, на наш взгляд, наблюдается между положениями теории оперативно-боевого противодействия экстремистской и террористической деятельности и науки административного права. Например, именно отрасли права, изучаемые этой наукой, определяют систему и государственно-правовой статус органов, осуществляющих оперативно-боевое противодействие экстремистской и террористической деятельности. Система и государственно-правовой статус указанных органов предопределены руководящими положениями Конституции РФ, определяющими их задачи и обязанности, а также детализированными в отраслевом законодательстве (а именно, отраженном в нормах государственного и административного права) полномочиями физических и юридических лиц. Сама система нормативно-правового регулирования оперативно-боевого противодействия экстремистской и террористической деятельности носит административно-правовой характер и осуществляется путем издания органами, осуществляющими эту деятельность, в пределах своей компетенции нормативных актов (наставлений, инструкций, приказов, распоряжений и пр.), регламентирующих организацию и тактику проведения оперативно-боевых мероприятий. Оперативно-розыскная деятельность, как и оперативно-боевое противодействие экстремистской и террористической деятельности, - разновидность деятельности государства. Только Российская Федерация в лице высших органов законодательной, исполнительной и судебной власти (в пределах их компетенции) может наделять правом осуществления оперативно-розыскной и оперативно-боевой деятельности каких-либо субъектов, возлагать на них определенные обязанности и осуществлять контроль за реализацией норм Федеральных законов "Об оперативно-розыскной деятельности", "О полиции", "О противодействии терроризму", "О противодействии экстремистской деятельности". Вместе с тем в процессе оперативно-боевого противодействия экстремистской и террористической деятельности, осуществляемого на современном этапе развития нашего государства, возникают, длятся и прекращаются общественные отношения, регулируемые нормами различных отраслей права. Прежде всего это происходит в области уголовно - и административно-правовых отношений, а также отношений, регулируемых в основном нормами уголовно - и административно-процессуального права. Отдельные правила (части норм) этих отраслей права законодателем включены в Федеральный закон "Об оперативно-розыскной деятельности". Среди них встречаются: уголовно-правовые предписания (ч. 4 ст. 18), административные предписания (ч. 7 ст. 18), гражданские предписания (п. 3 ч. 1 ст. 15), трудовые правоотношения (ст. 17 и др.), финансовые гарантии (ст. 19). Полагаем, что такой вариант регламентации является зачастую недостаточно обоснованным и неоправданным, хотя бы с точки зрения юридической техники, а потому нуждается в дальнейшем совершенствовании.

Библиографический список

1. Агапов П. В. Организация преступного сообщества (преступной организации): уголовно-правовой анализ и проблемы квалификации. Саратов, 2005. 2. Бурковская В. А. Криминальный религиозный экстремизм: уголовно-правовые и криминологические основы противодействия: Автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2006. 3. Кочои С. М. Терроризм и экстремизм: уголовно-правовая характеристика. М., 2005. 4. Краснов М. Политический экстремизм - угроза государственности // Российская юстиция. 1999. N 4. 5. Коряковцев В. В., Питулько К. В. Комментарий к Уголовному кодексу РФ. СПб., 2004. 6. Некрасов Д. Е. Расово-этнический экстремизм (криминологический аспект): Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Рязань, 2006. 7. Оперативно-розыскная деятельность / Под ред. К. К. Горяинова, В. С. Овчинского, А. Ю. Шумилова. М., 2001. 8. Комментарий к Уголовному кодексу РФ / Под ред. В. И. Радченко. 2-е издание. М., 2010. 9. Хлебушкин А. Г. Преступный экстремизм: понятие, виды, проблемы криминализации и пенализации: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Саратов, 2007. 10. Оперативно-розыскная деятельность и уголовный процесс / Под ред. В. В. Черникова, В. Я. Кикотя. М., 2002.

References (transliteration)

1. Agapov P. V. Organizatsiya prestupnogo soobshchestva (prestupnoy organizatsii): ugolovno-pravovoy analiz i problemy kvalifikatsii. Saratov, 2005. 2. Burkovskaya V. A. Kriminal'nyy religioznyy ekstremizm: ugolovno-pravovye i kriminologicheskie osnovy protivodeystviya: Avtoref. dis. ... d-ra yurid. nauk. M., 2006. 3. Kochoi S. M. Terrorizm i ekstremizm: ugolovno-pravovaya kharakteristika. M., 2005. 4. Krasnov M. Politicheskiy ekstremizm - ugroza gosudarstvennosti // Rossiyskaya yustitsiya. 1999. N 4. 5. Koryakovtsev V. V., Pitul'ko K. V. Kommentariy k Ugolovnomu kodeksu Rossiyskoy Federatsii. SPb., 2004. 6. Nekrasov D. E. Rasovo-etnicheskiy ekstremizm (kriminologicheskiy aspekt): Avtoref. dis. ... kand. yurid. nauk. Ryazan', 2006. 7. Operativno-rozysknaya deyatel'nost' / Pod red. K. K. Goryainova, V. S. Ovchinskogo, A. Yu. Shumilova. M., 2001. 8. Kommentariy k Ugolovnomu kodeksu Rossiyskoy Federatsii / Pod red. V. I. Radchenko. 2-e izdanie. M., 2010. 9. Khlebushkin A. G. Prestupnyy ekstremizm: ponyatie, vidy, problemy kriminalizatsii i penalizatsii: Avtoref. dis. ... kand. yurid. nauk. Saratov, 2007. 10. Operativno-rozysknaya deyatel'nost' i ugolovnyy protsess / Pod red. V. V. Chernikova, V. Ya. Kikotya. M., 2002.

Название документа