Проблемы правового регулирования оборота неправомерной информации в Интернете
(Бородин К. В.) ("Информационное право", 2014, N 1) Текст документаПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ОБОРОТА НЕПРАВОМЕРНОЙ ИНФОРМАЦИИ В ИНТЕРНЕТЕ <*>
К. В. БОРОДИН
Бородин Клим Викторович, аспирант юридического факультета Южно-Уральского государственного университета.
Развитие информационных технологий привело к повышению внимания к сети Интернет со стороны государства и усилению государственного регулирования, где присутствуют противоречивые подходы, приводящие к разногласиям с интернет-индустрией. В статье раскрываются проблемы, связанные с данными разногласиями, а также основные методы, которые призваны не допускать дальнейшего роста противоречий между государством и интернет-сообществом. На сегодняшний день законотворческая деятельность позволила выделить основные виды неправомерной информации и способы борьбы с противоправными интернет-сайтами, описанные в статье. Также рассмотрены проблемы, возникшие с принятием антипиратского Закона N 187-ФЗ, и предложены основные направления их решения.
Ключевые слова: информационное сообщество; информационные технологии; Интернет; неправомерная деятельность в сети; "черный список"; "антипиратский закон"; блокирование сайтов, нарушающих исключительные права на фильмы.
Problems of legal regulation of illegal information on the Internet K. V. Borodin
Development of information technology has led to increased attention to the Internet by the government and increased state regulation. The consequence is the emergence of conflicting laws, leading to disagreements with the Internet industry. The article describes the problems associated with these differences, as well as basic methods for limiting the further growth of contradictions between the state and the Internet community. The article shows a list of illegal information and ways to combat illegal Internet sites, enshrined in law. Also the main problems arising from the adoption of the federal law number 187. As a result, the main directions have been developed to solve them.
Key words: information society; information technology; Internet; illegal activity on the network; "black list"; "anti-piracy law"; blocking sites that violate the exclusive rights to movies.
Развитие информационных технологий - одна из первоочередных задач государства. Отрасль информационных технологий является стратегически важным объектом для Российской Федерации, и в своем плане мероприятий под названием "Развитие отрасли информационных технологий" Министерство связи и массовых коммуникаций РФ среди важнейших задач государства по поддержки отрасли в 2013 - 2018 гг. выделяет: - развитие человеческого капитала за счет повышения уровня образования в области информационных технологий; - улучшение институциональных условий ведения бизнеса в России, обусловленных снижением административных барьеров, созданием благоприятного налогового режима, устранением таможенных барьеров по импорту высокотехнологичной продукции отрасли информационных технологий; - развитие международного сотрудничества в области информационных технологий; - расширение исследовательской деятельности в области информационных технологий, требующее корректировки существующих механизмов распределения финансирования на науку для развития информационных технологий на базе существующих высших учебных заведений и научно-исследовательских организаций; - поддержка развития бизнеса, включающая совершенствование механизмов финансирования компаний на ранних стадиях развития; - долгосрочный заказ на информационные технологии со стороны государства; - повышение грамотности населения в области информационных технологий <1>. -------------------------------- <1> План мероприятий "Развитие отрасли информационных технологий" // Официальный сайт Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации. URL: http://minsvyaz. ru/ru/ news/index. php? id_4=43857.
Развитие отрасли информационных технологий тесно связано с внедрением сети широкополосного доступа (ШПД). Процент проникновения Интернета весной 2013 г. составляет 52%. Увеличение этого показателя до 80% - цель Минкомсвязи РФ, которую необходимо выполнить к 2018 г. Существует проблема обеспечения баланса конституционных прав на доступ к информации, на ее поиск и распространение, с одной стороны, и прав других субъектов и установленных ограничений в отношении конфиденциальной и иной ограниченного доступа информации - с другой. Различные ограничения в отношении доступа к информации связаны прежде всего с ее содержанием, необходимостью защиты прав и законных интересов общества, государства, личности. Конституционное регулирование ограничения доступа к информации является неотъемлемым элементом правового государства, а установление режимных требований возможно лишь тогда, когда режим ограничения доступа получил законодательное закрепление <2>. -------------------------------- <2> Право на доступ к информации. Доступ к открытой информации / Отв. ред. И. Ю. Богдановская. М.: Юстицинформ, 2009.
На законодательном уровне доступ к информации может быть ограничен, а в некоторых случаях распространение информации может быть запрещено. В соответствии с федеральным законодательством неправомерная деятельность подразделяется на несколько видов: - распространение информации, порочащей честь и достоинство человека; - ограничение прав на свободу, неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну; - сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия <3>; -------------------------------- <3> Конституция Российской Федерации от 25 дек. 1993 г. (с изм. от 30 дек. 2008 г.) // Российская газета. 2009. 21 янв.
- оборот информации, причиняющей вред здоровью и (или) развитию детей, - информации (в т. ч. содержащейся в информационной продукции для детей), распространение которой среди детей запрещено или ограничено в соответствии с Федеральным законом N 436-ФЗ <4>; -------------------------------- <4> Федеральный закон от 29 декабря 2010 г. N 436-ФЗ "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" (ред. от 2 июля 2013 г.) // Российская газета. 2010. 31 дек.
- оборот информации, подрывающей защиту основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечение обороны страны и безопасности государства; - распространение информации, составляющей государственную тайну, коммерческую и служебную тайну; - распространение персональных данных граждан; - отправление электронных сообщений без возможности отказа от такой информации; - распространение материалов с порнографическими изображениями несовершеннолетних и (или) объявлений о привлечении несовершеннолетних в качестве исполнителей для участия в зрелищных мероприятиях порнографического характера; - распространение информации о способах, методах разработки, изготовления и использования наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, местах приобретения таких средств, веществ и их прекурсоров, о способах и местах культивирования наркосодержащих растений; - распространение информации о способах совершения самоубийства, а также призывов к совершению самоубийства; - оборот информации о несовершеннолетнем, пострадавшем в результате противоправных действий (бездействия), распространение которой запрещено федеральными законами <5>; -------------------------------- <5> Федеральный закон от 5 апр. 2013 г. N 50-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части ограничения распространения информации о несовершеннолетних, пострадавших в результате противоправных действий (бездействия)" // Российская газета. 2013. 10 апр.
- распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды <6>; -------------------------------- <6> Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" (ред. от 2 июля 2013 г.) // Российская газета. 2006. 29 июля.
- распространение информации с нарушением исключительных прав на фильмы, в т. ч. кинофильмы, телефильмы <7>. -------------------------------- <7> Федеральный закон от 2 июля 2013 г. N 187-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам защиты интеллектуальных прав в информационно-телекоммуникационных сетях" // Российская газета. 2013. 10 июля.
Самым популярным инструментом по распространению неправомерной информации являются сайты. Сайтом в сети Интернет является совокупность программ для электронных вычислительных машин и иной информации, содержащейся в информационной системе, доступ к которой обеспечивается через сеть Интернет по доменным именам и (или) по сетевым адресам, позволяющим идентифицировать сайты в сети Интернет <8>. -------------------------------- <8> Федеральный закон от 28 июля 2012 г. N 139-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" // Российская газета. 30 июля 2012.
В настоящее время законодательно закреплены процедуры по ограничению доступа к сайтам, содержащим неправомерную информацию. Единая автоматизированная информационная система "Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети Интернет и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети Интернет, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено" каждый месяц вносит записи и блокирует интернет-ресурсы. Позитивная практика блокирования сайтов или указателей страниц сайтов говорит о правильной выбранной политике в области регулирования информации, попадающей под ст. 15 ФЗ N 149. В целях упрощения процесса по регулированию вопросов, связанных с нарушением исключительных прав на фильмы, в 2013 г. был принят т. н. антипиратский закон, в котором закреплен порядок ограничения доступа к информации, распространяемой с нарушением исключительных прав на фильмы, в т. ч. кинофильмы, телефильмы. Закон был принят, несмотря на множество возражений со стороны крупнейших интернет-сообществ и, в частности, РАЭК. Волнения были весьма обоснованными, потому что принятый закон закрепил право за правообладателем на заявление в суд о принятии мер по ограничению доступа к информационным ресурсам. В случае отказа или бездействия какого-либо звена из цепочки, а именно информационного посредника либо владельца интернет-ресурса, может быть ограничен доступ к ресурсу либо к странице сайта. Стоит отметить, что сразу после вступления поправок в законную силу в суд были поданы несколько исковых заявлений. Это может свидетельствовать о существовавшей на тот момент острой необходимости узаконивания действий правообладателей. Принятие закона, не учитывающего интересы всех сторон, оказалось поспешным решением. Поэтому была подана петиция по доработке Федерального закона. Благодаря совместной детальной проработке поправок к закону депутатами Госдумы РФ и представителями РАЭК картина, складывавшаяся вокруг антипиратского закона, стала более объективной. Закрепленная на законодательном уровне возможность блокировки сайта является одним из главных недостатков закона. Блокирование интернет-сайта должно являться крайней мерой, если досудебное разрешение конфликта не привело к желаемым результатам. Среди других принципов, на которых должно строиться взаимодействие правообладателей, владельцев интернет-площадок и пользователей, необходимо выделить досудебное разрешение конфликта и акцент на саморегулирование. Попытку законодателя закрепить регулирование нарушений исключительных прав на фильмы можно считать точкой отсчета на расширение правовой области, а именно: размещение с нарушением исключительных прав музыкальных произведений и книг может быть в будущем причиной блокировки сайта. Поэтому до расширения списка произведений необходимо окончательно прийти к единому соглашению по процедуре ограничения доступа к интернет-ресурсу.
Список литературы
1. Конституция Российской Федерации от 25 дек. 1993 г. (с изм. от 30 дек. 2008 г.) // Российская газета. 2009. 21 янв. 2. Федеральный закон от 5 апр. 2013 г. N 50-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части ограничения распространения информации о несовершеннолетних, пострадавших в результате противоправных действий (бездействия)" // Российская газета. 2013. 10 апр. 3. Федеральный закон от 2 июля 2013 г. N 187-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам защиты интеллектуальных прав в информационно-телекоммуникационных сетях" // Российская газета. 2013. 10 июля. 4. Федеральный закон от 2 июля 2012 г. N 139-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" // Российская газета. 2012. 30 июля. 5. Федеральный закон от 29 дек. 2010 г. N 436-ФЗ "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" (ред. от 2 июля 2013 г.) // Российская газета. 2010. 31 дек. 6. Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" (ред. от 2 июля 2013 г.) // Российская газета. 2006. 29 июля. 7. Петухова С., Гончаров А. Интернет в России. Зима 2012 - 2013 гг. // Интернет в цифрах. 2013. N 2. С. 8 - 13. 8. План мероприятий "Развитие отрасли информационных технологий" // Официальный сайт Министерства связи и массовых коммуникаций РФ URL: http://minsvyaz. ru/ru/ news/index. php? id_4=43857. 9. Право на доступ к информации. Доступ к открытой информации / Отв. ред. И. Ю. Богдановская. М.: Юстицинформ, 2009.
Название документа