Необходимость наращивания технических средств противодействия терроризму на объектах транспортной инфраструктуры

(Михайлов А. В.)

("Транспортное право", 2013, N 2)

Текст документа

НЕОБХОДИМОСТЬ НАРАЩИВАНИЯ ТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВ

ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ТЕРРОРИЗМУ

НА ОБЪЕКТАХ ТРАНСПОРТНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ

А. В. МИХАЙЛОВ

Михайлов Андрей Владимирович, старший преподаватель кафедры тактико-специальной подготовки и оперативного планирования Международного межведомственного центра подготовки специалистов по борьбе с терроризмом и экстремизмом, полковник полиции.

В статье рассматриваются проблемы антитеррористической безопасности аэровокзальных комплексов. Рассмотрены технические средства обеспечения безопасности, видеонаблюдения и контроля доступа аэропортов и транспортных терминалов. Обращено внимание на некоторые, наиболее важные системы безопасности.

Ключевые слова: борьба с терроризмом, комплексы досмотрового оборудования, обеспечение безопасности аэропортов, обеспечение авиационной безопасности.

The necessity for buildup of technical means of counteraction of terrorism on the infrastructure objects

A. V. Mikhajlov

The article concerns the problems of antiterrorist security of airport complexes; considers the technical means of ensuring security, video-supervisions and control of access to airports and transportation terminals; draws attention to certain, the most important systems of security.

Key words: fighting terrorism, complexes of examination equipment, ensuring security of airports, ensuring aviation security.

В последние годы терроризм стал особенно изощренным, кровавым и безжалостным: это взрывы в публичных местах, поездах, на вокзалах, захват государственных учреждений, посольств, самолетов. Возникают новые невиданные прежде направления терроризма: ядерный, биологический, экологический и информационный. Все они носят явные черты политического терроризма. Его цель гораздо масштабнее и грандиознее, чем получение денежного выкупа или освобождение из тюрем арестованных боевиков, - поставить на колени целые народы и государства.

История показывает, что все самые громкие террористические события современности приходятся на конец XX - начало XXI в. Именно в этот период разрабатывается стратегия современного терроризма, совершенствуется и оттачивается его тактика. Террористы начинают объединяться, ставят себе на службу новейшие научные достижения человечества.

Проявления терроризма весьма разнообразны по своим масштабам, целям, формам, методам, природе и т. п. Однако единого толкования этого явления пока не существует. Специалистами предпринимались и продолжают предприниматься шаги по систематизации его проявлений по различным основаниям. В качестве субъектов терроризма могут выступать: государство, его специальные службы, международные или национальные террористические центры и организации, политические течения и партии экстремистского толка, группы граждан и даже отдельные лица, стремящиеся достичь своих целей.

В настоящее время произошла трансформация тактики терроризма. Раньше он существовал в основном в форме единичных покушений на руководителей государств, правительств и высокопоставленных чиновников. Сейчас ситуация кардинально изменилась. Современный терроризм - это уже не разрозненные индивидуальные действия, а серии разнообразных террористических акций, направленных против широкого круга лиц и объектов, тщательно подготовленные и осуществляемые квалифицированными кадрами и хорошо организованными группировками.

При этом наблюдается резкий количественный рост террористических актов с многочисленными жертвами и значительными материальными потерями, а также объединение усилий отдельных экстремистских формирований и криминальных структур на международном уровне для достижения своих политических целей.

Усовершенствовалась структура террористических группировок и усилилась конспиративность их деятельности. Террористы стали во многих случаях действовать малочисленными подразделениями, ужесточили проверку новых членов. В рамках террористических организаций практикуется специализация подразделений по их предназначению: финансирование, разведка и контрразведка, поставка оружия и спецсредств, исполнение террористических актов. Терроризм становится долговременным фактором, негативно влияющим на развитие общественных отношений, как в России, так и в ряде сопредельных государств.

Одним из наиболее ответственных направлений по противодействию террористическим атакам стало обеспечение авиационной безопасности.

Данное направление безопасности все больше волнует представителей государственной власти, правоохранительных органов, отраслевых министерств и ведомств. В очередной раз актуальность этой проблемы была обозначена на парламентских слушаниях по теме "О законодательном обеспечении развития авиационного транспорта" Комитета Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по энергетике, транспорту и связи. Террористические акты, помимо угрозы жизни и безопасности людей, подрывают авторитет гражданской авиации, доверие к обеспечению ее безопасности, что приводит к падению спроса на авиаперевозки, сокращению доходов и потере рабочих мест в аэропортах и авиакомпаниях.

Нарастает угроза использования террористами воздушных судов в качестве оружия поражения, вероятность применения ими биохимических и радиоактивных веществ. Реальные происшествия продемонстрировали, что службы авиационной безопасности авиапредприятий гражданской авиации России оказались не в полной мере готовыми противостоять новым угрозам. Не менее остро стоит также проблема обеспечения безопасности, видеонаблюдения и контроля доступа аэропортов и транспортных терминалов. Остановим внимание на некоторых, наиболее важных системах безопасности.

Важным элементом обеспечения безопасности на авиаперевозках является правильный выбор комплекса досмотрового оборудования и систем безопасности, состав и функциональные возможности которых должны учитывать характер ожидаемых угроз, интенсивность пассажиропотока, внешние условия выполнения досмотровых мероприятий.

Часть 1. Периметр

Периметр нельзя представить себе в виде единого длинного забора, тянущегося до горизонта. Любой периметр делится на рубежи охраны. Они отличаются большим разнообразием: одни имеют зоны отчуждения и тропы для прохода нарядов, у других, напротив, даже нет возможности для полноценного размещения чувствительной зоны кого-либо средства обнаружения - требуется большая изобретательность инсталлятора для создания контролируемого рубежа с охранением высокой вероятности обнаружения и периода ложных тревог.

Вначале необходимо решить проблему регулировки движения транспортных потоков, ограничения доступа к определенным местам. Для этого наиболее подходящими являются дорожные блокираторы, которые применяются в следующих случаях:

- в местах, где необходимо ограничение транспортного потока, и пешеходных зонах;

- в местах, требующих защиты от несанкционированного проникновения и терроризма.

Для снижения вероятности проведения террористических актов и акций с использованием автотранспорта необходимо ограничить или полностью запретить въезд автотранспорта на территорию аэропорта, а для транспортировки прибывающих граждан использовать средства доставки, проверенные службой безопасности и принадлежащие аэропорту.

Важно учитывать, что территория аэропортов характеризуется большой протяженностью периметра, имеющего в своем составе:

- протяженные прямолинейные участки;

- участки малой протяженности с частыми поворотами заграждения.

Для сигнализационного блокирования участков первого типа логично применять извещатели с протяженной зоной обнаружения. Во втором случае, наоборот, рационально применять извещатели малой дальности обнаружения. Выбор типа извещателя во многом определяется типом заграждения, на котором он будет применяться. По требованиям авиационной безопасности к аэропортам территория аэропорта должна иметь сплошное заграждение высотой 2,13 - 2,44 м по всему периметру. Сигнализационное блокирование подобных заграждений может успешно осуществляться с помощью вибрационных средств обнаружения. В зависимости от принципа действий чувствительного элемента, периметровые вибрационные извещатели делятся на:

- вибрационные с одиночными датчиками на полотне заграждения;

- вибрационные трибоэлектрические;

- вибрационные микрофонные;

- вибрационные с коаксиальным чувствительным элементом;

- вибрационные волокнисто-оптические.

Часть 2. Здание

Взрыв, устроенный террористом-смертником 24 января 2011 г. в международном аэропорту Домодедово, поднял вопрос о защите помещений аэропортов от актов незаконного вмешательства. Теракт был осуществлен в общественной зоне аэропортового терминала. Зоны общего доступа остаются слабозащищенными в подавляющем большинстве аэропортов мира. Как сказал по этому поводу редактор Aviation Security International Филипп Баум: "Нападение подтвердило наихудшие страхи отрасли; сообщество авиационной безопасности многие годы говорило об угрозе подрыва смертника в аэропорту, поэтому ни для кого не стало сюрпризом то, что это произошло".

На данный момент шлюзовые кабины - одна из важнейших составляющих в системе обеспечения безопасности аэропортов. Они контролируют поток посетителей, способны распознать сотрудников компании, персонал охраны.

Следующим моментом защиты терминалов в аэропортах является стеклянное покрытие здания. Так как при взрыве они могут давать дополнительный осколочный эффект, а значит, поражения пассажиров. Для этого необходимо устанавливать специальные ударостойкие стекла группы А - бронированные стекла с защитной пленкой. Их устанавливают на объектах, имеющих материальные ценности высокой потребительской стоимости, исторические и культурные ценности; в операционных залах банков; в торговых залах ювелирных и оружейных магазинов; в аптеках и на объектах, находящихся под централизованной или внутренней физической охраной. Наиболее серьезной системой защиты в системе безопасности является видеонаблюдение.

Контроль персонала

Большое количество персонала требует постоянного контроля. Без автоматизированных средств, систем безопасности, таких как контроль доступа, учет рабочего времени и зорких, непрерывно следящих видеокамер учет становится неполноценным.

Доступ в помещения и перемещение по аэропорту должны контролироваться. Все действия персонала, особенно контакт с оборудованием, пассажирами и их багажом, должны находиться под непрерывным наблюдением.

Проникновение на территорию (охрана периметра)

Не секрет, что большинство аэропортов нормально не защищены от проникновения на территорию. Автоматизированная система видеонаблюдения помогает оператору в наблюдении за большой территорией. Тревожные или подозрительные движения или действия будут выведены на экран оператору автоматически.

Безопасность пассажиров

Видеонаблюдение играет здесь как минимум две роли:

- во-первых, беспристрастно фиксирует все передвижения и действия пассажиров на территории аэропорта, включая взаимодействие с персоналом;

- во-вторых, помогает обеспечивать безопасность, выявляя нарушения общественного порядка, несанкционированные действия, помогает находить преступников.

Контроль движения, разгрузки-погрузки и

охраны воздушных судов

Все движения воздушных судов гражданской авиации - начиная от посадки, перемещения по территории, разгрузки-погрузки, технического обслуживания, охраны во время стоянок в любое время суток и заканчивая взлетом - должны быть записаны с помощью системы видеонаблюдения.

Часть 3. Структура системы громкого оповещения

На данный момент они существуют в изобилии, но прежде чем сделать выбор в пользу одной из них, мы должны понять, что должна такая система собой представлять и каким требованиям соответствовать. Постараемся набросать структуру построения системы оповещения, удовлетворяющей необходимым требованиям и способной выполнять непростые задачи.

Сегодня, проектируя системы оповещения для аэропортов, приходится опираться только на общие и скудные требования РД 78.36.003-2002, НПБ 104-03 и СП 3.13130-2009. Поэтому мы возьмем за основу здравый смысл и международный опыт.

Первое, что мы хотим получить от системы, это надежность. Она должна работать непрерывно 24 часа в сутки 7 дней в неделю в течение 7 лет, при этом важна непрерывная самодиагностика на наличие возможных неисправностей центрального оборудования и контроль целостности линий громкоговорителей. Она должна иметь резервное дублирование, т. е. аналогичную аппаратуру, которая должна находиться в другом здании. Система должна сохранять 100-процентную работоспособность в экстремальных условиях. Данные требования достигаются при выполнении трех условий:

- грамотное расположение оборудования;

- возможность центрального оборудования работать от резервных источников питания;

- наличие керамических клеммников у громкоговорителей системы, противопожарных колпаков у потолочных громкоговорителей, а также использование кабеля в негорючей оплетке.

Система должна быть интегрируемой, т. е. иметь возможность надежной работы с другими системами безопасности и обеспечения жизнедеятельности аэропорта.

В аэропорту экономически совершенно невыгодно организовывать две независимые системы - аварийного речевого оповещения и музыкальной трансляции и передачи объявлений. Гораздо правильнее обустроить одну систему, способную передавать одновременно во множество зон множество различных объявлений на разных языках, транслировать различные музыкальные каналы в конкретных зонах объекта и передавать тревожные сообщения при возникновении ЧС. При этом сигнал должен быть автоматическим, но подконтрольным оператору системы. При установке системы необходимо помнить, что система должна быть единой. Это достигается при полной взаимной интеграции нескольких однотипных систем.

Часть 4. Противодействие слепой смерти

Говоря об угрозе терроризма и мерах защиты от нее, следует иметь в виду, что наиболее вероятными сценариями осуществления террористического акта (как целенаправленного действия, предполагающего причинение максимального ущерба) являются подрыв взрывного устройства либо распыление отравляющих веществ в местах массового скопления людей.

Между тем Комплексная программа обеспечения безопасности населения на транспорте, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 30.07.2010 N 1285-р, первоначально предусматривает в части оснащения объектов транспорта и транспортной инфраструктуры весьма ограниченный перечень инструментальных средств непосредственного обнаружения опасных веществ.

Возможность использования в террористических целях отравляющих веществ (ОВ) и, соответственно, защита от этой угрозы Программой не рассматривается совсем.

Террористы же используют достижения современной техники, привлекая специалистов в различных областях. Так, по сообщениям британской газеты The Sandy Times, международная террористическая сеть "Аль-Каида" создала с помощью работающих на нее хирургов "человека-бомбу", в тело которого вживлены способные взрываться имплантаты. Взрывчатка вживляется в мягкие ткани бедер и груди. "Подобные имплантаты предназначены для того, чтобы незаметно пронести взрывчатку на борт самолета", - отмечает издание. По его информации, даже применяемые сегодня в ряде ведущих аэропортов мира специальные сканеры человеческого тела не способны выявить эти взрывные устройства. Взрывчатка приводится в действие путем впрыскивания в имплантаты специальной жидкости с помощью шприца. Применение такого экзотического пока способа террористического акта уже имело место.

Так, в Саудовской Аравии было совершено покушение на принца Мохаммеда бин Найефа.

Брат короля и единокровный брат наследного принца Абдаллы, управляющего страной, Найеф считается одним из трех или четырех наиболее влиятельных официальных лиц королевства, он отвечает за операции против "Аль-Каиды".

Убийство принца было тщательно спланировано, однако о том, что произошло на самом деле, известно немногое. По версии саудовских властей, давно разыскиваемый террорист по имени Абул Кхаир сообщил члену королевской семьи о своем желании сдаться и сдать бывших соратников. Принц решил лично встретиться с выразившим раскаяние преступником.

Первоначально сообщалось о том, что, находясь в приемной министра, Кхаир попросил разрешения позвонить по телефону. В этот момент в приемную вышел принц, после чего прогремел взрыв. Однако, как установило следствие, охрана проверила, но не забрала у террориста мобильный телефон. И тот, приблизившись к бин Найефу, набрал нужную комбинацию цифр, после чего сработала бомба. По счастливой случайности министр получил лишь легкие ранения.

Долгое время оставалось неясным, как смертник сумел пронести взрывчатку в кабинет члена королевской семьи. Согласно сведениям французских силовиков, обнаружить ее обычными методами проверки было невозможно, так как она находилась в желудке террориста в виде заранее проглоченной им капсулы. Увидеть такой предмет можно только в рентгеновских лучах, и при наличии у специалиста серьезного опыта.

Один из наиболее эффективных методов обнаружения взрывчатых веществ (далее - ВВ), который сейчас эффективно исследуется, - это метод регистрации паров ВВ в атмосфере на основе диодной лазерной, лазерной оптико-акустической и лазерной спектроскопии комбинационного рассеяния. Эти методы на сегодняшний день обладают наиболее высокой чувствительностью и информативностью среди лазерно-оптических методов регистрации следовых количеств веществ в атмосфере в паровой фазе. Особое внимание уделено возможности создания комплексной системы обнаружения и идентификации взрывчатых веществ в открытой атмосфере на телеуправляемой платформе, включающей в себя лазерные газоанализаторы различного типа.

Современные системы скрининга взрывчатых веществ, включая и те, для которых требуется анализ "соскобов" с багажа, хороши для использования тех взрывчатых веществ, которые производятся промышленностью. Большинство таких взрывчатых веществ представляют собой производные органических соединений, они содержат легколетучие компоненты, которые могут быть легко отделены и проанализированы существующими синтетическими методами.

Проблема с обнаружением самодельной взрывчатки связана с тем, что в ней содержатся неорганические соединения - нитраты и хлораты, которые не являются летучими, поэтому для определения содержания этих ионов в образце требуется определенное экспериментальное мастерство и длительное время.

Тем не менее время является ключевым фактором для обнаружения взрывчатых веществ - в связи с увеличением террористической угрозы в наши дни период досмотра пассажиров увеличился, и администрация аэропортов не хочет раздражать пассажиров, еще в большей степени усложняя процедуру досмотра. Помимо этого скорость анализа необходима, чтобы следователи могли как можно быстрее идентифицировать тип взрывчатого вещества при анализе места преступления.

Для ускорения процесса анализа исследователи из лаборатории разработали устройство и систему химических реакций, необходимых для идентификации неорганических взрывчатых веществ, также позволяющую определять природу взрывчатого вещества и после его детонации. Новая методика основана на принципе капиллярного электрофореза. После отбора пробы предположительно взрывчатого вещества или продуктов его распада пробу растворяют, после чего вводят этот раствор в капилляр, заполненный электролитом, находящимся под влиянием электрического поля с большой напряженностью. Ионы, находящиеся в образце, перемещаются по капилляру с различной скоростью, которая зависит от их заряда и размера, что позволяет их достаточно быстро детектировать.

Для демонстрации возможности новой методики исследователи из Австралии продемонстрировали, что разработанное в их группе устройство определяет нитраты, перхлораты, хлораты и азиды, в образцах почвы, собранных на месте взрывов модельных взрывчатых устройств.

Специалист по криминалистике из Международного университета Флориды Брюс МакКорд (Bruce McCord) отмечает, что система, созданная в группе Бредмора, отличается в выгодную сторону от существующих как портативностью, так и скоростью определения компонентов взрывчатки или продуктов ее разложения.

В настоящее время работают с целью разработки удобного интерфейса для потенциальных пользователей нового аналитического устройства, надеясь, что производство нового устройства будет начато уже в середине 2012 г.

Ведутся разработки в этой области и в России. Производятся обнаружители взрывчатых веществ на основе метода ядерно-квадрупольного резонанса (далее - ЯКР). В нем используются безвредные радиоволны определенной частоты. Принцип действия оборудования в том, что ни одна мощная взрывчатка не обходится без высокого содержания азота. Химические формулы взрывчатых веществ состоят главным образом из атомов азота, водорода, кислорода и углерода. Метод ЯКР очень чувствителен к азоту. Он входит в резонанс с радиоволнами ЯКР и излучает сам. Частота этого излучения зависит от состава и структуры молекул соединения. Таким образом, используя ЯКР, можно обнаружить и идентифицировать конкретное взрывчатое вещество. Человек подошел к месту досмотра, на который уходит примерно 10 секунд. Данный прибор может обнаруживать довольно малые количества взрывчатых веществ (например, селитры, пластита достаточно 30 - 50 граммов).

Специализированные портативные георадары официально приняты на вооружение Федеральной службой безопасности (в том числе - взрывотехническими службами) для обнаружения взрывных устройств. Хотя эти же георадары в больших количествах (несколько иной модификации, более упрощенные) приобретают геофизики и строители.

Еще один прибор прошел испытания на станции метро "Охотный Ряд" ГУП "Московский метрополитен". Важным положительным результатом стало отсутствие ложноположительных срабатываний детектора (при этом анализы проводились в душном, насыщенном различными запахами помещении и проверялись зачастую сильно пахнущие объекты). Называется этот прибор ионно-дрейфовый детектор "Кербер", предназначенный для определения сверхмалых концентраций взрывчатых, наркотических и отравляющих веществ.

Выводы

По словам нового министра транспорта М. Соколова, обеспечение авиационной безопасности было и остается одним из приоритетных направлений, в котором будет продолжена работа по повышению безопасности на авиатранспорте. При этом самое пристальное внимание должно быть направлено на вопросы технологической безопасности и контроля за соблюдением собственниками инфраструктуры и транспортных средств всех существующих в этой области требований.

Очевидно, что для обеспечения авиационной безопасности в аэропорту необходимо выполнение всего комплекса мер, правил и норм по безопасности. Также необходимо учитывать уникальные особенности каждого аэропорта в отдельности.

Для полноценного обеспечения безопасности существующая служба авиационной безопасности должна постоянно прогрессировать и претворять в жизнь дополнительные меры по безопасности, применяя новейшие технологии и опыт зарубежных коллег.

Список литературы

1. Арас Джангир. Четвертая мировая война: информационно-аналитический справочник по негосударственным военизированным системам. М., 2011.

2. Журавель В. П. Терроризм, экстремизм, сепаратизм (в выступлениях и статьях). М., 2012.

3. Современный терроризм: теория и практика / Ред. В. И. Марченков. М., 2012.

4. Супертерроризм: новый вызов нового века / Под ред. А. В. Федорова (научные записки ПИР-Центра). М., 2012.

5. Террор и антитеррор: покушения, взрывы, убийства. Минск, 2011.

6. Шевченко В. Г. Безопасность России в XXI веке: Монография. М., 2009.

Название документа