Коррупция в современном российском обществе: состояние и борьба с ней
(Антипьев А. Г., Антипьев К. А.)
("Вестник Пермского университета", 2013, N 1)
Текст документа
КОРРУПЦИЯ В СОВРЕМЕННОМ РОССИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ: СОСТОЯНИЕ
И БОРЬБА С НЕЙ
А. Г. АНТИПЬЕВ, К. А. АНТИПЬЕВ
Антипьев А. Г., доктор социологических наук, профессор кафедры социологии и политологии, Пермский государственный национальный исследовательский университет.
Антипьев К. А., кандидат социологических наук, доцент кафедры социологии и политологии, Пермский национальный исследовательский политехнический университет.
В статье анализируется состояние коррупции в современной России, ее роль и место в различных сферах общества. Раскрываются пути и методы борьбы с ней. Делается вывод не только о необходимости ужесточения наказания за коррупционные преступления, но и о неотвратимости наказания. Авторы считают, что при всей значимости правового, экономического, политического факторов в борьбе с коррупцией нельзя игнорировать роль культуры, социальных норм и общественных ценностей; необходима также независимая антикоррупционная экспертиза принимаемых законов.
Ключевые слова: коррупция; антикоррупционные структуры и институты; гражданское общество.
Corruption in modern Russian society: its state and fighting against
A. G. Antipyev, K. A. Antipyev
Antipyev A. G., Perm State National Research University.
Antipyev K. A., Perm State National Research Polytechnical University.
The authors analyze the state of corruption in modern Russia, as one of the key problems that weaken the social, political and economic foundations. Indicated that corruption in our country permeates the public and private sectors of the economy, making them transparent, effective. Through corruption, the big business realizes not only economic, but also political goals and objectives, and by acting on civil society and political structures. In most cases, these effects are not in the public interest, and they are confronted directly. However, the obvious is the fact that corruption is a part of society, especially the "household" completely satisfied. Purchase license, diplomas, permits, payment of a fine personal pocket official, allows citizens to resolve their problems in corners.
State power causes of corruption while surgical strikes rather fearing public discontent over corruption impunity status. Citizens themselves have different opinions to fight corruption. Some believe that this is really an image of power stroke. Others see it as the redistribution of powers and assets among the various factions and clans, do not believe in the inevitability of punishment for corruption. In recent years in the fight against corruption began to include the institutions of civil society anti-corruption councils, public house, the independent media, including the Web. On most corruption at middle and senior levels, we learn from the Internet, and then pick up this information and journalists are starting to include law enforcement agencies.
The authors conclude that for all the importance of economic, political and legal factors, we can not ignore the role of culture, social norms and values. In a democratic state, along with the laws they are able to minimize corruption. Hence the success of the fight against corruption will largely depend on the degree of development of civil society, its institutions, anti-corruption environment and high level of legal awareness and legal culture, social control, spiritual and moral norms and values.
Key words: corruption; anti-corruption structures and institutions; civil society.
Среди целого ряда острейших проблем, тормозящих развитие современной России, сдерживающих модернизацию экономики и общества, особо выделяется проблема коррупции.
Согласно статье 1 Федерального закона 273-ФЗ от 25 декабря 2008 г. "О противодействии коррупции" "коррупция: а) это злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц, либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами или в интересах юридического лица" [9].
Из словаря С. И. Ожегова и Н. Ю. Шведовой: "Коррупция - это моральное разложение должностных лиц и политиков, выражающееся в незаконном обогащении, взяточничестве, хищении и срастании с мафиозными структурами" [8, с. 298].
Коррупция проявляет себя во всех странах мира, в том числе развитых. Однако в современной России коррупция в силу своего характера и масштабов - это не просто какое-то отдельное локальное явление в области экономики, политики, морали и государственного и муниципального управления. Это система отношений, которая пронизывает все сферы общества, его институты и ведет к многочисленным негативным последствиям, деформирует экономические отношения, ломает политическую систему, элиту превращает в ее противоположность - в антиэлиту, отторгает духовно-нравственные ценности.
В ходе двадцатилетней трансформации российского общества коррупция приобрела масштабный характер, стала нормой жизни граждан, и не только чиновников. Коррупция дискредитирует право как основной инструмент регулирования жизни государства и общества, угрожает общественной и национальной безопасности, разрушает демократические институты государства и общества. Она отрицательно влияет на имидж страны в мировом сообществе, ставит барьер на пути притока в страну необходимых инвестиций. Высокая степень коррумпированности была обозначена как одно из препятствий вступления России в ВТО.
Коррупция в нашей стране поглощает значительную часть секторов государственной и частной экономики, делает их непрозрачными, уводя из налоговой базы средства, так необходимые для модернизации экономики и повышения качества жизни россиян. Через коррупционные отношения крупный бизнес реализует не только экономические, но и политические цели и задачи, воздействует на гражданские институты, влияет на политические партии и движения. Коррупция, вторгаясь в средний и мелкий бизнес, не дает ему полнокровно развиваться.
Известные отечественные специалисты этого негативного явления М. Левин и Г. Сатаров утверждают: "...коррупция - главный и динамично растущий сектор российской экономики" [6, с. 4]. Ими подсчитано, что годовой доход только в сфере деловой коррупции в 2005 г. более чем в два раза превысил суммарный доход от экспорта сырой нефти, нефтепродуктов и газа. Высокий уровень коррупции в России подтверждается многочисленными международными рейтингами. Так, в мировом рейтинге CPI наша страна находится в числе наиболее коррумпированных стран: согласно данным за 2011 г., Российское государство заняло 143-е место из 183 стран, охваченных исследованием [2, с. 171].
Председатель Конституционного Суда РФ В. Зорькин с тревогой пишет о том, что наша страна сползает в "криминальную и коррупционную пропасть" [16, с. 7].
Особо стоит обратить внимание на то, что о необходимости борьбы с коррупцией российская власть заявляла практически с первых лет образования независимого государства. Так, в самом первом Послании Федеральному Собранию РФ (1994 г.) Президент Б. Н. Ельцин поставил перед государством одну из главных задач: "...нанести удар по преступности, перейти в наступление на коррупцию" [11] (выделено нами. - А. А., К. А.). Аналогичные задачи ставились практически во всех восемнадцати последующих посланиях глав Российского государства, включая последнее (12 декабря 2012 г.). В нем Президент России В. В. Путин особо подчеркнул, что главные проблемы в нашей стране - низкая эффективность государственной власти и коррупция. При этом он признался: "... ничего нового здесь тоже не скажу" [12], т. е. это старые и плохо решаемые проблемы нашего общества и государства.
К проблеме коррупции приковано внимание политических партий. На выборах все они в числе приоритетных мер называют борьбу с коррупцией. К коррупционерам очень решительно настроено общественное мнение. Так, идею конфисковывать их имущество поддерживают 84% опрошенных, 80% считают необходимым привлекать к уголовной ответственности за посредничество при даче взятки. Больше половины респондентов (56%) согласны с проведением узаконенных провокаций для выявления коррупционеров. То, что идея узаконенных провокаций пользуется популярностью, считает бывший военный прокурор и первый заместитель Министра юстиции А. Савенков, говорит очень о многом - люди готовы поддержать нетривиальные меры, считая, что обычными способами коррупционера не запугать [17, с. 17].
В последние годы практически ни один документ, характеризующий социально-экономическую и политическую ситуацию в современной России, а также положение дел с преступностью, не обходится без упоминания о коррупции.
В этом плане нельзя не согласиться с тем, что главная проблема не в коррупции самой по себе, а в отсутствии у власти способности влиять на ее масштабы [8, с. 8].
Нельзя сказать, что федеральные, региональные и местные органы власти ничего не делают реально, а только констатируют наличие высокого уровня коррупции. Они принимают определенные меры по ее минимизации, в первую очередь посредством ужесточения законодательства. Так, известно, что Государственная Дума ведет работу над поправками в Административный и Уголовный кодексы об ужесточении наказания за коррупцию. С 2013 года вступает в силу закон, который вводит ротацию чиновников. В первую очередь под ротацию попадут руководители контрольных и надзорных органов. По замыслу, постоянная ротация не позволит чиновникам обрастать коррупционными связями на местах [5, с. 1]. Президент России В. В. Путин подписал пакет законов о контроле за соответствием расходов чиновников их доходам [13, с. 1]. Пакет антикоррупционных законов вступил в силу с 1 января 2013 г. Однако проверяться будут только сделки, совершенные с 1 января 2012 г.
Кроме законодательных инициатив в борьбе с коррупцией появились реальные факты этой борьбы. В борьбу кроме правоохранительных и надзорных органов активно включились институты гражданского общества: антикоррупционные советы, общественные палаты, независимые средства массовой информации, включая Интернет, и др. В последние месяцы 2012 г. и начале 2013 г. почти каждый день российская общественность узнает о новых разоблачениях коррупционных дел высокопоставленных чиновников.
Тем не менее политики, ученые, да и простые граждане неоднозначно оценивают начавшуюся борьбу с коррупцией. Одни считают, что это лишь имиджевый ход для повышения рейтинга власти. Другие видят в этом перераспределение властных полномочий и активов между различными группировками и кланами, не очень верят в неотвратимость наказания за коррупцию. Третьи полагают, что причина не так важна - главное, что этот повод вполне реален.
Кстати, далеко не все политические деятели и эксперты считают коррупцию одним из главных препятствий и вызовов России в развитии ее экономики и общества. Так, А. Кудрин в одной из своих статей выделил десять основных задач по созданию новой экономической модели, нацеленной на модернизацию и инновации. Среди них нет задачи борьбы с коррупцией [4, с. 59 - 72].
О коррупции в нашей стране сейчас известно многое, но не все. Нет ясного понимания ее причин, путей и методов ее искоренения, и меры, направленные на борьбу с ней, пока не дают ощутимых результатов. Поэтому повышается и усиливается стремление науки к практике и изучению социальной природы коррупции.
На этом пути есть свои трудности и проблемы. Во-первых, коррупционные действия чаще всего носят латентный характер. Во-вторых, особенно сложно изучать и влиять на коррупцию в условиях "архаичного", переходного общества, каковым является Россия [1]. В-третьих, во многих исследованиях упор делается на верхушечную коррупцию, но явно недооценивается низовая коррупция. Закон о контроле за расходами чиновников и соотнесении их с реальным заработком при всей его значимости касается ограниченного круга лиц. В то время как коррупционные схемы формируются значительно ниже, там, где выделяются квоты и лицензируется деятельность, оказываются услуги в сфере образования, здравоохранения, жилищно-коммунального хозяйства и т. п. В-четвертых, в стране началась борьба с коррупционерами, а порядок, который создает условия для воровства, почти не меняется.
В силу многоликости коррупции необходимы ее комплексное и системное исследование и на этой основе разработка соответствующих мер по ее искоренению.
Истоки коррупции лежат прежде всего в экономике. Коррупция почти всегда экономически мотивирована. Этот процесс в нашей стране приобрел реальную систематизирующую силу с началом разгосударствления собственности, с воплощением известного лозунга "Берите суверенитета столько, сколько проглотите". Государство в этот период не просто занимало нейтральную позицию, а являлось мощным инструментом криминальной приватизации наиболее прибыльной собственности, переходившей в частные руки за бесценок или по символической стоимости, не имевшей экономического обоснования.
Таким образом, бюрократией и бизнесом было приватизировано и само государство. Произошло смыкание государственной и муниципальной власти с криминальным бизнесом. Это привело к тому, что в России по своей социально-политической сути сформировался режим победившей коррумпированной бюрократии. "На ней, - считает В. Стародубровский, - держится вся так называемая вертикаль власти. В этих условиях логично ожидать вероятность стремления вернуться к имитационным мерам, которые и проще, и привычнее, и безопаснее..." [14, с. 182]. Коррумпированная бюрократия профессионально овладела этим видом деятельности. Частично этому способствует ошибочный стереотип (миф), сформировавшийся в нашем обществе, согласно которому коррупция является частью российской ментальности. Отсюда вольно или невольно делается вывод, что казнокрадство и другие сходные преступления и злоупотребления властью лежат в природе русского национального характера. А раз так, то и относиться к ним можно снисходительно и терпимо. Такой стереотип ведет к оправданию самоустраненности от реальной борьбы с коррупцией, к ее имитации [7, с. 68]. Руководство этим стереотипом особенно опасно для политических и государственных деятелей, принимающих важные для общества решения.
Безусловно, в борьбе с коррупцией надо ужесточать законодательство. Необходимо сделать неотвратимым наказание за коррупцию. Заслуживает внимания, например, предложение некоторых юристов по узакониванию запрета на профессию человека, который, обладая специальными знаниями, использовал их в преступных целях [17, с. 17].
Коррупция генерирует поколение специалистов, которые не способны профессионально решать общественные и производственные вопросы. А начинается это, как правило, в системе образования. В силу высокого уровня ее коррумпированности, в первую очередь вузовского образования, в стране падает качество подготовки специалистов. По данным Рособрнадзора, ежегодно покупается до 500 тыс. дипломов с высшим образованием, в том числе около 100 тыс. с так называемой проводкой. По некоторым данным, почти треть защищенных в последние годы кандидатских и докторских диссертаций написаны за деньги. В стране наблюдается масштабный поход за научными степенями и званиями чиновников и бизнесменов.
Из-за коррупции образование как важнейший социальный институт не выполняет своих функций. Она деформирует развитие личности. Студент, освоив опыт коррупции в вузе, переносит его на другие отрасли общества и структуры государства.
Теневой сектор высшего образования постоянно расширяется, и, как показывает практика, серьезного препятствия этому процессу пока не видно. Хотя в нашей стране есть соответствующие санкции. Так, "за использование заведомо подложного документа" по статье 327 УК РФ грозит штраф до 80 тыс. руб., арест до 6 месяцев или исправительные работы сроком до двух лет, а также санкции по ст. 159 "Мошенничество". Но, как показывает практика, эти статьи применяются крайне редко. Показателен в этом плане пример бывшего руководителя администрации губернатора Пермского края Ф. Алиева. В ходе проверки у него был обнаружен поддельный диплом о высшем образовании. В одном из районных судов г. Перми состоялось судебное разбирательство. Судом было вынесено решение, что "диплом не поддельный, так как он напечатан на простой, а не на гознаковской бумаге", т. е. он был оправдан. И после этого он какое-то время продолжал работать в этой же должности. Подобные факты свидетельствуют о том, что даже самые продуманные антикоррупционные меры могут оказаться малоэффективными при плохом правоприменении, слабой координации антикоррупционных структур и институтов. Ныне эта координация, по словам Председателя Счетной палаты С. Степашина, осуществляется в ручном режиме [10, с. 4].
В нашем обществе почти отсутствует независимая экспертиза принимаемых законов. Так, к проекту Закона "Об образовании в Российской Федерации" в качестве экспертов были привлечены органы управления образованием и частные предприниматели. Аналогично произошло и с внедрением известного всем ЕГЭ. Что в результате получили?
"...За этот срок, что ЕГЭ проводится, рост коррупции в образовательной сфере, по данным директора Института социологии РАН, академика М. Горшкова, составил почти полтора раза - просто "адресаты" у взяток сменились" [3, с. 11].
Борьба с коррупцией в нашей стране осложняется еще и тем, что в право нередко вмешивается политика. Нет ни одной сколько-нибудь сложной проблемы, которую можно было бы эффективно решить в условиях низкого доверия общества к власти. Это положение в полной мере относится и к коррупции.
При всей значимости экономического, политического, правового факторов в борьбе с коррупцией нельзя не учитывать роль культуры, социальных норм и ценностей. В демократическом обществе наряду с законодательством они способны минимизировать коррупционную деятельность. Следовательно, успех в борьбе с коррупцией во многом будет зависеть от степени сформированности гражданского общества, наличия антикоррупционной атмосферы, высокого уровня правосознания и правовой культуры населения, от духовно-нравственных норм и ценностей. К сожалению, современное российское общество подошло к такому состоянию, что впервые за двадцать лет реформ глава государства в своем Послании Федеральному Собранию РФ (12 декабря 2012 г.) вынужден был констатировать: "...в начале XXI века мы столкнулись с настоящей... ценностной катастрофой..." [12] (выделено нами. - А. А., К. А.). Заметим, катастрофа - это внезапное бедствие, событие, влекущее за собой тяжелые последствия. В переводе с греческого языка - конец, гибель.
Такое заявление главы нашего государства вселяет некоторую надежду на то, что у власти есть осознание состояния катастрофы и она не на словах, а на деле займется решением обозначенной проблемы. В условиях нарастания социальных, демографических и экономических угроз необходимо уделить больше внимания проблеме гуманитарной экспертизы принимаемых законов с целью более тщательного учета их социальных последствий.
Следует также принять жесткие политические решения по кардинальному обновлению элиты, часть из которой погрязла в коррупции. Кроме этого, без активизации самих граждан добиться реального успеха в борьбе с коррупцией невозможно. В условиях глобализации цензура становится все менее возможной. Поэтому чем активнее люди, общественные организации будут заявлять о тех или иных проблемах и фактах произвола, используя для этого СМИ и Интернет, тем быстрее они будут решаться.
Таковы только некоторые размышления по заявленной в статье теме. Авторы осознают, что за ее рамками осталось достаточно большое число нерассмотренных проблем и вопросов. Особого внимания требует, например, анализ специфики коррупции в конкретных сферах общества и отраслях экономики, изучение субъектов и объектов коррупции. Есть своя специфика на уровне отдельных регионов и муниципальных образований. Все это свидетельствует о многоаспектности явления коррупции и сложности ее изучения.
Библиографический список
1. Антипьев А. Г. Российское общество: пути модернизации и инновации // Проблемы теории и практики управления. 2011. N 5. С. 104 - 110.
2. Афанасьева О. В. Доступ к информации. Мировой тренд в реформировании государства // Вопросы гос. и муницип. управления. 2012. N 3. С. 171.
3. Добрынина Е. Предел погрешности // Рос. газ. 2012. 14 нояб. С. 11.
4. Кудрин А. Чего мы ждем от правительства // Экон. политика. 2012. N 2. С. 59 - 72.
5. Куликов В. Сдаю портфель. Недорого // Рос. газ. 2012. 27 июля. С. 1.
6. Левин М., Сатаров Г. Коррупция в России: классификация и динамика // Вопросы экономики. 2012. N 10. С. 4.
7. Оболенский А. В. Наука на пути новой модели бюрократии (доклад на семинаре "Российское государство сегодня: легитимность и историческая идентичность", ИНИОН РАН, 26 янв. 2012 г.) // Вопросы гос. и муницип. управления. 2012. N 1. С. 68.
8. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений // Рос. акад. наук. Ин-т рус. языка им. В. В. Виноградова. 4-е изд., доп. М.: Азбуковник, 1997. С. 298.
9. О противодействии коррупции: Федер. закон от 25 дек. 2008 г. N 273-ФЗ: в ред. Постановления Правительства Рос. Федерации от 11 июля 2011 г. // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2008. N 52. Ч. 1. Ст. 6288.
10. Панина Т. Берем в расчет // Рос. газ. 2013. 11 янв. С. 4.
11. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию. М., 1994.
12. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию // Рос. газ. 2012. 13 дек.
13. Российская газета. 2012. 5 дек. С. 1.
14. Стародубровский В. Куда несет нас рок событий? Российская экономика в 2011 году // Экон. политика. 2012. N 2. С. 182.
15. Терентьев Д. Проверка на заводах // Аргументы недели. 2012. 1 нояб.
16. Яковлев Ф. Борьба с коррупцией вышла на международный уровень // Аргументы недели. 2012. 7 июня. С. 7.
17. Ямшанов Б. Взятка с занесением // Рос. газ. 2012. 28 сент. С. 17.
Bibliograficheskij spisok
1. Antip'ev A. G. Rossijskoe obshhestvo: puti modernizacii i innovacii // Problemy teorii i praktiki upravlenija. 2011. N 5. S. 104 - 110.
2. Afanas'eva O. V. Dostup k informacii. Mirovoj trend v reformirovanii gosudarstva // Voprosy gos. i municip. upravlenija. 2012. N 3. S. 171.
3. Dobrynina E. Predel pogreshnosti // Ros. gaz. 2012. 14 nojab. S. 11.
4. Kudrin A. Chego my zhdem ot pravitel'stva // Jekon. politika. 2012. N 2. S. 59 - 72.
5. Kulikov V. Sdaju portfel'. Nedorogo // Ros. gaz. 2012. 27 ijulja. S. 1.
6. Levin M., Satarov G. Korrupcija v Rossii: klassifikacija i dinamika // Voprosy jekonomiki. 2012. N 10. S. 4.
7. Obolenskij A. V. Nauka na puti novoj modeli bjurokratii (doklad na seminare "Rossijskoe gosudarstvo segodnja: legitimnost' i istoricheskaja identichnost'", INION RAN, 26 janv. 2012 g.) // Voprosy gos. i municip. upravlenija. 2012. N 1. S. 68.
8. Ozhegov S. I., Shvedova N. Ju. Tolkovyj slovar' russkogo jazyka: 80 000 slov i frazeologicheskih vyrazhenij // Ros. akad. nauk. In-t rus. jazyka im. V. V. Vinogradova. 4-e izd., dop. M.: Azbukovnik, 1997. S. 298.
9. O protivodejstvii korrupcii: Feder. zakon ot 25 dek. 2008 g. N 273-FZ: v red. Postanovlenija Pravitel'stva Ros. Federacii ot 11 ijulja 2011 g. // Sobr. zakonodatel'stva Ros. Federacii. 2008. N 52. Ch. 1. St. 6288.
10. Panina T. Berem v raschet // Ros. gaz. 2013. 11 janv. S. 4.
11. Poslanie Prezidenta Rossijskoj Federacii Federal'nomu Sobraniju. M., 1994.
12. Poslanie Prezidenta Rossijskoj Federacii Federal'nomu Sobraniju // Ros. gaz. 2012. 13 dek.
13. Rossijskaja gazeta. 2012. 5 dek. S. 1.
14. Starodubrovskij V. Kuda neset nas rok sobytij? Rossijskaja jekonomika v 2011 godu // Jekon. politika. 2012. N 2. S. 182.
15. Terent'ev D. Proverka na zavodah // Argumenty nedeli. 2012. 1 nojab.
16. Jakovlev F. Bor'ba s korrupciej vyshla na mezhdunarodnyj uroven' // Argumenty nedeli. 2012. 7 ijunja. S. 7.
17. Jamshanov B. Vzjatka s zaneseniem // Ros. gaz. 2012. 28 sent. S. 17.
Название документа