Социально-психологическая модель профессионального взаимодействия сотрудников подразделений силовых структур с представителями органов государственной власти

(Жиляев С. В.)

("Юридическая психология", 2014, N 1)

Текст документа

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО

ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СОТРУДНИКОВ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ СИЛОВЫХ СТРУКТУР

С ПРЕДСТАВИТЕЛЯМИ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ

С. В. ЖИЛЯЕВ

Жиляев Сергей Владимирович, доцент кафедры юридической психологии Московского университета МВД России.

Статья посвящена проблемным вопросам осуществления профессионального взаимодействия сотрудников подразделений силовых структур с представителями органов государственной власти.

Ключевые слова: объективные условия межгруппового взаимодействия, природа межгрупповых различий, регулирование межгруппового взаимодействия, социально-психологическая модель профессионального взаимодействия сотрудников подразделений силовых структур с представителями органов государственной власти, опосредованного выполнением должностных обязанностей, доминирующее положение в ситуации взаимодействия, социально-психологические особенности межгруппового взаимодействия.

Social-psychology model of professional interaction of employees of subdivisions of securities agencies with representatives of agencies of state power

S. V. Zhilyaev

The article concerns controversial issues of professional interaction of employees of subdivisions of security structures with representatives of agencies of state power.

Key words: objective conditions of intergroup interaction, nature of intergroup differences, regulation of intergroup interaction, social-psychology model of professional interaction of employees of subdivisions of security structures with representatives of agencies of state power mediated by execution of official duties, dominant position in the situation of interaction, social-psychology peculiarities of intergroup interaction.

Развитие российского общества на современном этапе характеризуется радикальными политическими и экономическими преобразованиями, которые обусловливают необходимость поиска новых методов управления, разработки новых принципов построения отношений между организациями и их коллективами с учетом повышения их самостоятельности и ответственности. Происходящие реформы организационно-штатных структур силовых ведомств, их оптимизация обусловлены поиском повышения эффективности деятельности подразделений. Одним из таких направлений организационно-штатных изменений является разрешение проблемы межгруппового взаимодействия в системе выполнения должностных обязанностей сотрудниками ФСБ России, ФТС России, МВД России, МЧС России, ФМС России и др. (далее - представители органов государственной власти (или ФСБ, ФТС, МВД, МЧС, ФМС)). Применительно к специфике деятельности на международном пункте пропуска взаимодействие указанных подразделений осуществляется на основе исполнения функций по осмотру транспортных средств и грузов сотрудниками различных ведомств.

Проблема межгруппового взаимодействия в системе силовых структур в настоящее время рассматривается преимущественно в теоретическом плане. Эмпирических исследований детерминации поведения групп в межгрупповом взаимодействии на современном этапе относительно мало, а проведенные исследования в производственных организациях В. С. Агеевым, А. Ю. Наумовым, И. Р. Сушковым, Ю. А. Луневым, О. Н. Колебцевой и др. не в полной мере раскрывают межгрупповое взаимодействие, обусловленное выполнением должностных обязанностей в системе предотвращения правонарушений. Кроме того, не проводилось экспериментальных исследований, посвященных изучению роли самоорганизации и саморегуляции групп в межгрупповом взаимодействии по предотвращению правонарушений.

В настоящее время под межгрупповым взаимодействием понимается процесс непосредственного или опосредованного воздействия множественных субъектов (объектов) друг на друга, порождающий их взаимную обусловленность и своеобразный характер отношений. Межгрупповое взаимодействие имеет место между целыми группами или их частями и может выступать как интегрирующий или дестабилизирующий фактор.

Анализ межгруппового взаимодействия предопределяет выявление объективной и субъективной составляющей взаимодействующих сотрудников подразделений силовых структур с представителями органов государственной власти, а также изучение связей между ними. Межгрупповое взаимодействие сотрудников подразделений силовых структур с представителями органов государственной власти, обусловленное реализацией функциональных возможностей и выполнением ими должностных обязанностей, целесообразно определить как профессиональное взаимодействие по предотвращению правонарушений (далее - профессиональное взаимодействие).

Решение проблемы определения социально-психологических особенностей профессионального взаимодействия сотрудников подразделений силовых структур с представителями органов государственной власти требует выявления механизмов, обеспечивающих взаимодействие внешних и внутренних факторов межгрупповых связей и отношений. При этом объективные условия направляют активность групп и определяют пространственно-временные границы их функциональной данности, опосредуя их направленность в решении межгрупповых задач, а также предопределяют межгрупповые связи и отношения.

К объективным условиям, опосредующим взаимодействие сотрудников подразделений силовых структур с представителями органов государственной власти в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации, необходимо отнести осуществление совместного досмотра граждан и транспортных средств, сопровождение лиц транспортных средств, пересекающих границу, действие сотрудников подразделений силовых структур и представителей органов государственной власти по выявленным фактам различных правонарушений, а также их предупреждению и т. д.

В контексте деятельности должностных лиц пункта пропуска через государственную границу и решения проблемы исследования важно исходить из того, что объективные основания жизнедеятельности взаимодействующих групп определяют особенности их функционирования, развития и специфику их отношений.

Специфика межгрупповых отношений в работах отечественных психологов, выполненных на основе исследования коллективов организаций в рамках деятельностного подхода, определена изучением мнений и оценок членов групп относительно связей и отношений взаимодействующих групп, определения качеств групп-партнеров и групп членства, которые в межгрупповом взаимодействии предстают в виде социально-психологических отношений, которые либо способствуют интеграции групп в предотвращении правонарушений, либо их дезинтегрируют. В результате данных исследований выявлено, что качества групп, их отношения и связи изменяются в зависимости от условий совместной деятельности. При этом специфика межгрупповых процессов с объективной стороны определяется условиями взаимодействия, а с субъективной - отражением межгрупповых различий в сознании членов взаимодействующих групп, где релевантные межгрупповые различия приводят к межгрупповой интеграции и социальной идентичности, а амбивалентные - к межгрупповой дифференциации, что впоследствии неизбежно приводит к аутгрупповой дискриминации как членов взаимодействующих групп, так, возможно, и своих.

Природа межгрупповых различий и содержание межгрупповых отношений, как правило, не изучаются, соответственно, отношение групп к объективным условиям взаимодействия и их влияние, опосредованное функциональной деятельностью, обеспечивающее регулирование межгрупповых отношений, не решаются на достаточном уровне, как результат - отсутствие качественного предупреждения правонарушений.

В исследовании межгрупповых отношений П. Н. Шихирева и И. Р. Сушкова определена роль объективных условий взаимодействия при формировании межгрупповых отношений. При этом акцент делается на ценностный характер психологических отношений субъекта к реальности. Исходя из этого исследование межгруппового взаимодействия должно включать не только изучение социально-психологических отношений, взаимодействующих групп, но и отношение самих групп к объективным условиям взаимодействия. Такой взгляд на проблему профессионального взаимодействия групп позволяет определить механизмы и факторы их регулирования, а также разработать социально-психологическую модель профессионального взаимодействия на основе стратегии позитивной оценки группы членства (см. рис. 1).

Рис. 1. Социально-психологическая модель профессионального

взаимодействия сотрудников подразделений силовых структур

с представителями органов государственной власти

Наличие групповых целей и ценностей предопределяет предназначение групп и той области деятельности, где оно может быть в большей мере реализовано, а осознание группой своего предназначения ведет к проявлению той активности, которая опосредует адекватное поведение и принятие системы целей и возможностей, вследствие чего возникает сравнение одной группы с членами группы-партнера. Однозначно, что восприятие и оценивание объективных условий взаимодействия определяют социально-психологические свойства взаимодействующей группы, характер ее отношения к этим условиям и отношение к группе-партнеру. Отношение членов групп к ситуации взаимодействия напрямую будет зависеть от цели, которую группа членства пытается достигнуть. При этом сотрудники подразделений силовых структур непременно будут сравнивать положение членов своей группы с представителями органов государственной власти в системе межгрупповых связей и отношений, определяя трудности и более легкий путь в достижении цели. Соответственно, сотрудники подразделений силовых структур и представители органов государственной власти рассматривают ситуацию взаимодействия как способствующую или противоречащую групповым интересам и целям группы членства в первую очередь.

Качественная оценка объективных условий ситуации взаимодействия будет выражаться в мнениях, суждениях и оценках, определяя выбор альтернативы и динамики поведения в межгрупповом взаимодействии, обусловленном выполнением должностных обязанностей. Вследствие чего остальными членами взаимодействующих групп ситуация взаимодействия будет рассматриваться как противоречащая или сопутствующая групповым ценностям и нормам поведения, а также препятствующая и ущемляющая их возможности или помогающая и создающая положительные условия в достижении групповой цели.

В соответствии с данными обстоятельствами межгруппового взаимодействия необходимо определить особенности профессионального взаимодействия сотрудников подразделений силовых структур с представителями органов государственной власти.

При опосредованном влиянии ситуации взаимодействия на сотрудников подразделений силовых структур и представителей органов государственной власти ситуация может определяться ими как благоприятная для одних и неблагоприятная для других, вплоть до ущемления прав. При этом смысл групповой активности будет заключаться в поддержании межгрупповых границ и отождествлении своей группы с функциональной независимостью субъекта деятельности. В такой ситуации межгруппового взаимодействия наиболее значимы для группы членства будут цели, ценности, нормы, традиции своей группы, которые обусловливают жизнедеятельность группы, ее выживание в своей организационно-штатной структуре и вместе с тем не разделяются группами-партнерами, результатом такого сравнения выступает дифференциация. Они определяют активность группового сознания и соответствующие свойства групп. Межгрупповые различия в наибольшей степени акцентируются во мнениях, в суждениях и оценках, предопределяя межгрупповое противостояние, акцентируя скрытое межгрупповое влияние. Соответственно, группы выбирают стратегии поведения, которые обеспечивают их защиту, стремятся уклониться от нежелательных для себя контактов, связанных с профессиональной деятельностью представителей органов государственной власти, игнорируя требования членов высокостатусных групп в части, касающейся ситуаций взаимодействия с группами-партнерами. Неотъемлемыми характеристиками взаимодействия в таких условиях являются межгрупповая дискриминация и внутригрупповой фаворитизм, в результате чего происходят рассогласование действий, соперничество, возникают неконструктивные конфликты, предубежденность к ситуации взаимодействия.

В случае осознания доминирующего положения в ситуации взаимодействия группа будет стремиться упорядочить свое поведение и осуществить незначительное социальное влияние в целях сохранения своей позиции по отношению к группе-партнеру. При этом основными субъективными факторами для группы в доминирующем положении будут выступать процессы категоризации. В данных условиях профессионального взаимодействия сотрудников подразделений силовых структур с представителями органов государственной власти значимые межгрупповые различия будут определять групповое поведение, а осознание преимуществ будет являться смыслом групповой активности.

В представленных случаях профессионального взаимодействия члены групп не признают группу-партнера как достойную в достижении цели взаимодействия, межгрупповые различия выступают основополагающими факторами в выборе поведенческих альтернатив и группы, будут придерживаться достижения только своих целей. Из этого следует, что сама ситуация профессионального взаимодействия будет обусловлена достижением узкогрупповых целей взаимодействующих групп. Следовательно, наличие двух и более узкогрупповых целей будут препятствовать открытой обоюдной активности и налаживанию открытого межгруппового взаимодействия, а совместная деятельность будет рассматриваться членами групп как препятствующая в достижении узкогрупповых целей, при этом цель в предотвращении правонарушений будет посредственной для подразделений.

В обстоятельствах осознания группами ситуации взаимодействия как благоприятной группы-партнеры всецело будут принимать ее. В данном варианте профессионального взаимодействия сотрудники подразделений силовых структур будут разделять на личностно-субъективном уровне существующую систему межгрупповых отношений, вне зависимости от того, что она предполагает равнозначимые условия в достижении цели. При этом процессы идентификации выступят для сотрудников подразделений силовых структур и представителей органов государственной власти доминирующими в определении стратегии поведения, а функциональная дифференциация предопределит равную значимость и возможности групп-партнеров в ситуации взаимодействия.

Экспериментально доказано, что межгрупповые различия воспринимаются позитивно, когда они соответствуют представлениям о справедливом, должном и правильном.

Сотрудники подразделений силовых структур признают справедливость межгруппового взаимодействия, обусловленного выполнением должностных обязанностей, когда преимущества представителей органов государственной власти оправданы более строгим отношением начальников и руководителей к результатам деятельности, общими интересами и разделяемой всеми ценностью сохранения групповых границ, а также их выживанием в своих организационно-штатных структурах.

Кроме того, группы-партнеры являются неравноценными, но равноправными участниками профессионального взаимодействия в условиях значимости одной группы в достижении общей цели путем подтверждения и принятия компетентности другой, а также возможности выражения своих прав, мнений, суждений и оценок в процессе профессионального взаимодействия.

В данном варианте профессионального взаимодействия стратегия поведения сотрудников подразделений силовых структур будет обусловлена активностью к согласованию своих действий и их упорядоченности, а также выработке общих с представителями органов государственной власти норм и правил поведения, при этом формируемая деловая интеграция будет подкреплена принятыми традициями групп-партнеров. Групповому поведению предшествует процесс оценивания, выработки мнения, суждения об условиях взаимодействия, а эти оценки, в свою очередь, влияют на динамику межгрупповых взаимоотношений и взаимодействия. Исследования межгрупповых отношений показывают, что межгрупповая дифференциация, дискриминация, соперничество и межгрупповые конфликты в достижении общей цели обусловлены прежде всего межгрупповыми психологическими различиями, а интеграция, согласованность межгруппового поведения являются результатом психологической общности. Необходимо добавить, что психологическое единство групп-партнеров в полной мере способствует открытости межгрупповых отношений, сотрудничеству, взаимовыручке и взаимопониманию.

Социально-психологические особенности межгруппового взаимодействия в научных изысканиях основываются на положениях теорий социальной идентичности и социальной категоризации, согласно которым доминирующая роль в образовании и функционировании группового субъекта деятельности отдается когнитивным процессам.

Процессы социальной категоризации и социальной идентификации являются механизмами восприятия характеристик взаимодействующих групп и объективных условий, опосредующих их взаимодействие, целями которых выступают образование групповых границ и формирование группового сознания. Результатом процесса категоризации является социальная идентичность как следствие самоопределения группы. Механизмами формирования социальной категоризации и поддержания социальной идентификации являются процессы межгруппового сравнения.

Целью межгруппового сравнения выступает выбор альтернативы поведения, а содержание группового сознания определяется выявлением и поддержанием значимых для групповой жизнедеятельности межгрупповых дифференциаций. Регулирование межгрупповых отношений в межгрупповом взаимодействии сотрудников подразделений силовых структур с представителями органов государственной власти выступает принятием или непринятием группами друг друга, их однородности-разнородности.

Опираясь на экспериментальные работы отечественных психологов, необходимо рассмотреть роль когнитивных процессов и их влияние на механизмы восприятия объективных условий межгруппового взаимодействия, а также их роль в формировании межгрупповых отношений в профессиональном взаимодействии.

Эффективная совместная деятельность групп связана, по мнению отечественных психологов, с взаимным формированием и обменом оценками, суждениями и мнениями, необходимыми для осуществления совместной деятельности. Всему этому способствует разделенный процесс сравнения, который сводится к отдельным процессам соотнесения единства своей группы, целей, ценностей с другой группой, единства понимания ситуации взаимодействия и объективных условий совместной деятельности и свойств групп, а также сравнения стратегий поведения и отношения к группе членства. В данных обстоятельствах важнейшими разделенными процессами в ходе сравнения являются процессы категоризации и идентификации, которые являются основными когнитивными процессами межгруппового взаимодействия, учет которых в совокупности с разделенным процессом сравнения позволяет определить социально-психологические особенности профессионального взаимодействия сотрудников подразделений силовых структур с представителями органов государственной власти.

В исследуемой проблеме важно отметить то, что вновь созданные коллективы в процессе межгруппового взаимодействия придерживаются групповых интересов, которые могут идти вразрез с интересами групп-партнеров. Данный вариант необходимо рассматривать как фактор межгрупповой дискриминации и внутригруппового фаворитизма, способствующий межгрупповому разъединению и противостоянию.

Результаты исследований показали, что несовпадение групповых интересов является одним из факторов межгрупповой дезинтеграции, способствующих межгрупповому противостоянию, а поведение членов групп опосредовано групповой принадлежностью в целях защиты групповых интересов, при этом регулирование межгрупповых процессов осуществляется через установление связей и отношений, отвечающих взаимным интересам и способствующих межгрупповой интеграции.

Практический опыт деятельности в подразделениях силовых структур подсказывает, что наличие схожих целей, общих объектов деятельности и равного статуса взаимодействующих сотрудников и представителей органов государственной власти характеризует групповое сознание значимого большинства. Регулирование начальниками и руководителями внутриорганизационных процессов групп, равных по своим функциональным возможностям в межгрупповом взаимодействии, затруднено, вплоть до избегания мер, обеспечивающих их психологическое единство в реализации должностных обязанностей. А отсутствие помощи начальников и руководителей сотрудникам подразделений силовых структур в формировании и выборе интегративных стратегий поведения предопределяет их ограниченность действий в регулировании межгруппового взаимодействия. Однако особый интерес представляет собой анализ динамики межгрупповых отношений в подразделениях силовых структур с органами государственной власти, который заключается в сочетании процессов дифференциации, связанный с самоопределением, обособлением и межгрупповой интеграцией. Установление психологического единства в ситуации профессионального взаимодействия, даже при обострении объективных условий взаимодействия, обусловлено процессами аффилиации.

Наличие групповых целей в межгрупповом взаимодействии, обусловленном выполнением должностных обязанностей, определяет групповые границы, обеспечивает становление и развитие социальной системы общественных отношений, определяя процесс адаптивности и интеграции системы взаимодействия; при этом проявляется конструктивная роль межгрупповой дифференциации, которую принято определять как неблагоприятный показатель профессионального взаимодействия. Анализ результатов исследований отечественных психологов демонстрирует, что межгрупповые цели определяют дифференциально-интегративные процессы ситуации и процесса взаимодействия, предопределяя стратегию поведения в достижении общей значимой цели.

Отдельно необходимо отметить экспериментальное исследование Ю. А. Лунева и О. Н. Колебцевой, в основе которого лежит положение о взаимообусловленности объективного и субъективного - требований руководителей и начальников к межгрупповому взаимодействию подчиненных подразделений и их специфики групповой активности. Где направленность межгрупповой активности проявляется в дифференцированной предрасположенности групп к отражению объективных условий межгруппового взаимодействия и их готовности к выбору определенной стратегии поведения. При этом данное свойство группы формируется посредством лидерства.

В исследованиях группового субъекта деятельности в условиях наличия общей цели, а также форм и организации труда лидерство способно выступать регулятором групповой активности, но при условии его действия в высокоразвитых группах, которым свойственны высокий уровень взаимовыручки, сплоченности, ответственности и где межгрупповые отношения опосредованы характером совместной деятельности. Соответственно, формирование эффективного функционирования группового лидерства в межгрупповом взаимодействии как механизма регулирования межгрупповых отношений необходимо сосредоточить на развитии соответствующих групповых свойств. При этом результаты, полученные в исследованиях Ю. А. Лунева и О. Н. Колебцевой, не позволяют решить данный вопрос, однако авторы отводят основную роль процессам групповой идентификации, где ее сущность составляет социальная идентичность, а попытки выявления внутригрупповых паттернов и последующего их регулирования показали свою несостоятельность. Данное обстоятельство позволяет определить роль процессов межгрупповой категоризации в ситуации взаимодействия и совместной деятельности, обусловливая процесс регулирования межгруппового взаимодействия. Соответственно, социально-психологические особенности профессионального взаимодействия сотрудников подразделений силовых структур с представителями органов государственной власти определенно связаны с когнитивными процессами. При этом необходимо отметить, что в исследованиях межгрупповых отношений Ю. А. Лунев и О. Н. Колебцева отталкиваются от положения о том, что осознание межгрупповых различий первично по отношению к осознанию межгруппового сходства. Соответственно, межгрупповые различия первичны в осуществлении межгруппового взаимодействия сотрудников подразделений силовых структур и представителей органов государственной власти.

Основную роль в установлении межгрупповых границ, становлении группового сознания и формировании отношений в межгрупповом взаимодействии определяет межгрупповая категоризация.

Межгрупповая категоризация в процессе профессионального взаимодействия сотрудников подразделений силовых структур с представителями органов государственной власти - это ценностное восприятие ситуации межгруппового взаимодействия с позиции группового членства. Ценности в качестве элементов структуры группового сознания являются нормами не только мышления, но и поведения, что отображено в модели при интеграции взаимодействующих групп и выражается в аффилитации, открытости, толерантности и референтности. Категоризационные процессы в межгрупповом взаимодействии в профессиональной деятельности обеспечивают создание эффективных групповых границ, а также устойчивость и управляемость всей системы взаимодействия. Процессы категоризации обусловливают распределение сотрудников подразделений силовых структур на различные социальные группы, где их поступки в рамках контекста совместной деятельности приобретают смысл и значимость межгруппового взаимодействия с представителями органов государственной власти. Процессы социальной категоризации, распределяющие социальные события и объекты по группам, необходимы сотрудникам в целях упорядочения социального опыта, ориентации в своем социальном окружении, а также самоопределения в социальной системе взаимодействия. Следовательно, межгрупповая категоризация способствует систематизации социального окружения, определяет групповые интерпретации социальной реальности в соответствии с принятыми нормами поведения, что, в свою очередь, предопределяет согласованность и управляемость процесса профессионального взаимодействия сотрудников подразделений силовых структур с представителями органов государственной власти.

Ценностная основа когнитивных процессов категоризации профессионального взаимодействия определяет образы ситуации взаимодействия, в которых отражены ведущие групповые потребности и интересы. Образы - это нормы-представления о предназначении взаимодействующих групп, их возможностях в достижении цели и соответствующих условиям совместной деятельности групповых свойствах. Образы обеспечивают опережающее отражение динамики межгруппового взаимодействия, обусловленного выполнением должностных обязанностей на основе потребностей позиционирования, самоопределения и самопознания, определяют особенности восприятия и оценивания событий в пространстве выполнения профессиональной деятельности, социально-психологические отношения группового субъекта к объектам и событиям в процессе их взаимодействия. Предшествующие и сопутствующие межгрупповому взаимодействию образы ситуации профессионального взаимодействия сотрудников подразделений силовых структур с представителями органов государственной власти являются факторами их регулирования, поскольку они обусловливают формирование соответствующих мотивов групповой активности. Согласно предложенной модели профессиональное взаимодействие сотрудников подразделений силовых структур с представителями органов государственной власти осуществляется посредством определения места и роли членов групп в системе межгруппового взаимодействия и должно регулироваться в разрезе несоответствия реальных образов идеальным представлениям о них. Источником регулирования в данном случае выступает несоответствие групповых свойств и вкладов взаимодействующих субъектов требованиям самой организационной системы.

Таким образом, предложенная модель является основой исследования социально-психологических особенностей профессионального взаимодействия сотрудников подразделений силовых структур с представителями органов государственной власти. Она позволяет определить логику, направляет исследовательскую активность и содержит существенные для диагностики профессионального взаимодействия компоненты, устанавливает их взаимосвязь, позволяет определить критерии и показатели профессионального взаимодействия. Кроме того, данная модель позволяет определить норму профессионального взаимодействия, сравнение с которой дает возможность оценить его эффективность. И если реальное состояние не соответствует представленной норме, модель позволяет предопределить организационно-управленческие мероприятия по его повышению, при этом четко ограничивая уровень их осуществления. Эффективное взаимодействие сотрудников подразделений силовых структур с представителями органов государственной власти является результатом процессов регулирования их профессионального взаимодействия. Соответственно, социально-психологические особенности профессионального взаимодействия сотрудников подразделений силовых структур с представителями органов государственной власти, решение проблемы его регулирования предполагает прежде всего изучение когнитивной сферы субъектов межгруппового взаимодействия.

Литература

1. Агеев В. С. Социальная перцепция в процессах межгруппового взаимодействия: Дис. ... канд. психол. наук. М., 1979.

2. Андреева Г. М. Социальная психология. 5-е изд. М.: Аспект Пресс, 2007.

3. Андреева Г. М., Богомолова Н. Н., Петровская Л. А. Зарубежная социальная психология XX столетия. М.: Пресс Аспект, 2002.

4. Булгаков А. В. Психологическая теория и практика межгрупповой адаптации (по материалам экспериментального исследования на кораблях ВМФ России): Монография. М.: МГОУ, 2006.

5. Громов И. А., Мацкевич И. А., Семенов В. А. Западная социология. СПб.: ДНК, 2003.

6. Давыдов В. В., Запорожец А. В., Зинченко В. П., Ломов Б. Ф., Лурия А. Р., Матюшкин А. М., Петровский А. В. Психологический словарь / В. В. Давыдов и др. М.: Педагогика, 1983.

7. Колебцева О. Н. Регулирование межгрупповых отношений в организации: Дис. ... канд. психол. наук. М., 2006.

8. Крысько В. Г. Социальная психология: Словарь-справочник. М.: АСТ, 2001. 668 с.

9. Лунев Ю. А. Социально-психологические аспекты сотрудничества в межгрупповом взаимодействии. 1989.

10. Позняков В. П. Динамика межгрупповых отношений в трудовом коллективе в условиях организационно-экономических нововведений: Дис. ... канд. психол. наук. М., 1991.

11. Стефаненко Т. Г. Атрибутивные процессы в межгрупповых отношениях: Дис. ... канд. психол. наук. М., 1993.

Название документа