Обеспечение безопасности при проведении спортивных мероприятий в законодательстве европейских стран
(Шевченко О. А.) ("Спорт: экономика, право, управление", 2013, N 1) Текст документаОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ СПОРТИВНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ ЕВРОПЕЙСКИХ СТРАН <*>
О. А. ШЕВЧЕНКО
Шевченко Ольга Александровна, генеральный секретарь Международной ассоциации спортивного права (IASL), доцент кафедры трудового права и права социального обеспечения Московского государственного юридического университета имени О. Е. Кутафина (МГЮА), ответственный секретарь Комиссии по спортивному праву Ассоциации юристов России, Вице-президент по международным вопросам Национального объединения спортивных юристов России при IASL, кандидат юридических наук.
В статье раскрываются вопросы, связанные с обеспечением безопасности при проведении спортивных мероприятий на примере действующего европейского законодательства. Автор выделяет положительные примеры правовых норм, принятых в спортивном законодательстве европейских стран, и обосновывает их применение в российских условиях.
Ключевые слова: спортивные мероприятия, спортивные болельщики, обеспечение безопасности, лицензирование стадионов.
The article describes the issues related to the safety of sporting events on the example of the current European legislation. The author highlights positive examples of legal rules adopted in the sports law of the European countries and justifies their use in the Russian context.
Key words: sporting events, sports fans, security, licensing stadiums.
Проблема безопасности при проведении спортивных мероприятий - одна из центральных в современном спортивном движении. Недостаточная безопасность при проведении спортивных мероприятий приводит не только к серьезным внутренним социальным проблемам, связанным с уровнем правонарушений и общественной безопасностью, но и воздействует на международные взаимоотношения. В мировой практике хулиганское поведение болельщиков вызывает негативное отношение к странам, граждане которых позволяют себе безответственные и хулиганские действия. Поэтому представленный к обсуждению федеральный законопроект "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с обеспечением общественного порядка и общественной безопасности при проведении официальных спортивных соревнований" является весьма важным и своевременным, и вполне понятно стремление улучшить его и избавить от отдельных дискуссионных моментов и недостатков. Одним из направлений улучшения законопроекта является сравнительный анализ его положений по отношению к аналогичным положениям, существующим в спортивном законодательстве других стран. В этом отношении нам представляется важным провести сравнение особенностей регулирования поведения болельщиков и регламентирования безопасности спортивных мероприятий в данном законопроекте и действующем законодательстве Франции, Италии и других стран. Спортивные болельщики - это категория участников спортивных отношений, которая обеспечивает поддержку отдельным спортсменам или команде в целом. Спортивные болельщики диктуют правила поведения целым трибунам на домашних матчах и на выезде, привлекают новых поклонников. Это люди, которые едут на выезд в любой город, даже самый враждебный, ради поддержки любимой команды. Не надо думать, что это хорошо организованная группа и поэтому ее легко контролировать правоохранительным органам. У многих спортивных болельщиков нет единого лидера, совершенно различный социальный статус участников. Итак, рассмотрим с правовой точки зрения, кто же такой спортивный болельщик. В Толковом словаре русского языка дается следующее определение: болельщик - любитель наблюдать спортивные состязания, а также вообще человек, болеющий за кого-либо <1>. -------------------------------- <1> Ожегов С. И. и Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. 4-е изд., доп. М.: Российская академия наук, 1999.
Россия ратифицировала Европейскую конвенцию о предотвращении насилия и хулиганского поведения зрителей во время спортивных мероприятий и, в частности, футбольных матчей <2>. Согласно Конвенции договаривающиеся стороны обязуются сотрудничать между собой и независимыми спортивными организациями в целях предотвращения насилия и контроля проблемы насилия и хулиганского поведения зрителей во время спортивных мероприятий. -------------------------------- <2> Европейская конвенция о предотвращении насилия и хулиганского поведения зрителей во время спортивных мероприятий и, в частности, футбольных матчей ETS N 120 (Страсбург, 19 августа 1985 г.) // Бюллетень международных договоров. 2000. N 1.
В этих целях Конвенция предусматривает ряд мер, а именно: - тесное сотрудничество между задействованными силами полиции; - судебное преследование правонарушителей и применение соответствующих наказаний; - строгий контроль продажи билетов; - ограничения продажи алкогольных напитков; - соответствующее проектирование и строительство стадионов; - мероприятия, предотвращающие насилие среди зрителей, позволяющие контролировать толпу и обеспечивать ее безопасность. Другими наиболее значимыми европейскими законодательными актами, регулирующими безопасность во время проведения спортивных мероприятий, являются: - Декларация Совета Европы "О борьбе с насилием среди зрителей" (1999 г.); - Рекомендации Совета Европы по борьбе с хулиганством в футболе (1999 г.); - Рекомендации Совета Европы относительно идентификации нарушителей и обмена информацией во время чемпионатов Европы и мира по футболу (2000 г.); - Резолюция Европейского союза по профилактике и борьбе против хулиганства в футболе (1997 г.). В России до сих пор не принят закон о статусе болельщиков, но такой закон действует во многих странах, например в Италии, Бразилии. Закон Бразилии "О статусе болельщика" предусматривает юридическую ответственность организаторов соревнований за возможные беспорядки на стадионах и причиненные болельщику травмы и моральный ущерб. Организаторы соревнований должны предпринять ряд мер безопасности на стадионах. Например, билеты должны "контролироваться по номерам". Стадион, имеющий более 20 тыс. мест, должен быть оборудован электронными камерами слежения. Кроме того, на стадионе должна находиться скорая медицинская помощь из расчета один автомобиль на каждые 10 тыс. болельщиков. В Италии Законом о правилах поведения болельщиков на стадионах предусмотрена уголовная ответственность для нарушителей порядка. Кроме того, начальник главного полицейского управления имеет право запретить посещение стадионов наиболее агрессивным болельщикам не только на территории Италии, но и за ее пределами. Это запрещение может действовать до двух лет, а сами нарушители обязаны по постановлению суда являться в полицию в день соревнований, чтобы органы правопорядка могли убедиться, что они в это время не находятся на трибунах. Все билеты на стадионы являются именными и должны продаваться только по предъявлению удостоверения личности. В свете имеющегося зарубежного опыта нам представляется целесообразным учесть предложенные регулирующие нормы о статусе болельщика в обсуждаемом законопроекте. Ценные и полезные нормативные положения, касающиеся организации безопасности спортивных мероприятий, содержатся в Спортивном кодексе Франции, глава II "Безопасность спортивных мероприятий" <3>. -------------------------------- <3> Соловьев А. А. Актуальные вопросы правового регулирования обеспечения общественной безопасности при проведении спортивных мероприятий во Франции // Спорт: экономика, право, управление. 2010. N 1. С. 21 - 25.
Нормы французского законодательства об обеспечении безопасности при проведении спортивных мероприятий могут быть условно сведены по предметному критерию в следующие группы: 1. Требования к организаторам спортивных мероприятий по организации охраны и осуществлению мер безопасности. Уполномоченные спортивные федерации или при отсутствии таковых признанные спортивные федерации могут определять для своего вида спортивной дисциплины нормы технической классификации, безопасности и требования к оборудованию территорий, мест и трасс, служащих для занятия естественным спортом (ст. L.311-2 Спортивного кодекса Франции). Согласно ст. L.212-1 Спортивного кодекса Франции организовывать или руководить спортивной деятельностью на коммерческой основе могут только лица, обладающие соответствующим дипломом. К спортивным сооружениям, помещениям и иным местам проведения спортивных мероприятий законом предъявляются особые требования. На спортивных объектах, где осуществляется один или несколько видов физкультурной или спортивной деятельности, должны предоставляться гарантии гигиены и безопасности для каждого вида такой деятельности, порядок таких гарантий определен в соответствующих нормативных документах (ст. L.322-2). 2. Требования о привлечении охранных агентств и служб к обеспечению спортивного мероприятия. Согласно ст. L.332-1 Спортивного кодекса Франции на организаторов коммерческих спортивных мероприятий может быть возложена обязанность по обеспечению присутствия службы охраны на условиях, предусмотренных в ст. 23 Закона от 21 января 1995 г. N 95-73 относительно порядка организации мер в области безопасности. В ряде случаев такое привлечение охранных служб является обязательным. Так, организации, указанные в ст. 1 Закона от 12 июля 1983 г. N 83-629, регламентирующего частную охранную деятельность, обеспечивают контроль за допуском в помещение, где организовано спортивное мероприятие, на котором присутствует более 1500 зрителей, в порядке, предусмотренном в ст. 3 - 2 этого Закона (ст. L.332-2 Спортивного кодекса Франции). 3. Требования к обеспечению мест проведения спортивных мероприятий техническими средствами охраны, в т. ч. электронными средствами наблюдения. Статья L.332-2-1 устанавливает, что если в помещении, где проходит спортивное мероприятие, установлена система видеонаблюдения, то лица, ответственные за ее эксплуатацию, в соответствии с разрешением, выданным префектурой в порядке ст. 10 Закона от 21 января 1995 г. N 95-73 относительно порядка организации мер в области безопасности, и организатор спортивного мероприятия должны предварительно, до начала проведения вышеуказанного мероприятия, проверить правильность работы системы видеонаблюдения. За несоблюдение этого требования налагается штраф 15 000 евро. 4. Ограничения на распространение и употребление алкогольных напитков в спортивных сооружениях и помещениях, в помещениях проведения публичных трансляций спортивных мероприятий, а также установление ответственности за нарушение этих ограничений. Наказание в случае нарушения такого запрета - 1 год тюремного заключения и штраф 7500 евро. При этом согласно ст. L.332-4 и L.332-5 Спортивного кодекса Франции пребывание в состоянии алкогольного опьянения в спортивном помещении во время проведения или публичной трансляции спортивного мероприятия наказывается штрафом 7500 евро. 5. Установление запрета на возбуждение вражды и призывы к насилию. Возбуждение каким бы то ни было способом ненависти или побуждение зрителей к насилию по отношению к арбитру, спортивному судье, игроку или любому другому лицу или группе лиц во время спортивного мероприятия или его публичной трансляции в спортивном помещении наказывается в соответствии со ст. L.332-6 Спортивного кодекса Франции одним годом тюремного заключения и штрафом 15 000 евро. 6. Установление запрета на незаконные пронос на публичное спортивное мероприятие и использование там взрывных устройств и любых предметов, которые могут быть использованы в качестве оружия. Наказание в случае нарушения такого запрета - 3 года тюремного заключения и штраф 15 000 евро. 7. Установление ответственности за незаконное проникновение на территорию спортивного объекта во время проведения спортивного мероприятия, за посягательство на безопасность людей или имущество. Наказание в случае нарушения такого запрета - 1 год тюремного заключения и штраф 15 000 евро. Также в соответствии со Спортивным кодексом Франции бросание предмета, представляющего опасность для людей, на спортивном объекте во время проведения или публичной трансляции спортивного мероприятия, согласно ст. L.332-9 Спортивного кодекса Франции, наказывается 3 годами тюремного заключения и штрафом 15 000 евро. Правительством Великобритании в данном направлении также был принят ряд нормативно-правовых актов, перечень требований которых способствовал созданию системы надежной безопасности при проведении футбольных и спортивно-массовых мероприятий. К таким правовым актам необходимо отнести, в частности, Федеральные законы "О безопасности на стадионах" (1975 г.), "О пожарной безопасности и безопасности в местах проведения спортивных мероприятий" (1987 г.), "О футбольных болельщиках" (1989 г.). В целях обеспечения безопасности зрителей в соответствии с этими Законами более жесткие требования были предъявлены к конструкциям футбольных стадионов и спортивных сооружений. Особое внимание уделено пропускной системе и системе оповещения, пожарной безопасности и путям эвакуации, санитарному состоянию, осуществлению видеослежения и контроля за поведением болельщиков и спортсменов как на спортивной площадке, так и на прилегающей территории. В указанных Законах содержатся предписания по реализации необходимых мер безопасности граждан при строительстве спортивных сооружений (оборудование трибун, ограждение секторов сетками, создание пункта наблюдения и управления силами полиции, мест парковки автотранспорта во время проведения мероприятия и др.). В соответствии с положениями Закона "О футбольных болельщиках" (1989 г.) футбольные стадионы на территории Англии и Уэльса, на которых проводятся соревнования между клубами, входящими в Премьер-лигу, Футбольную лигу и международные соревнования, получают в Комиссии по лицензированию в футболе (КЛФ) лицензию для приема зрителей. Такая лицензия не содержит каких-либо требований в области обеспечения безопасности зрителей. Это предоставляет местным органам власти свободу действий в вопросе принятия необходимых решений по обеспечению разумной безопасности зрителей на футбольных стадионах для включения их в сертификат безопасности. Однако в целях гарантийного обеспечения безопасности, без учета того, что стадион располагает лицензией, власти имеют право закрыть или снизить допустимый уровень его вместимости. Указанная организация системы безопасности в Великобритании позволяет должным образом обеспечивать порядок и общественную безопасность на спортивных сооружениях. В результате всех принятых мер с 1989 г. на футбольных стадионах Англии не было массовых правонарушений болельщиков. Несколько иные меры обеспечения порядка и общественной безопасности применяются при проведении спортивно-массовых мероприятий в Германии. В большинстве земель Германии приняты законы об обеспечении безопасности зрителей. Согласно этим законам полиция имеет значительные возможности по предупреждению массовых и иных правонарушений на стадионах. Так, например, за нарушения на стадионах, связанные с причинением ущерба, решениями клубов правонарушителю может быть вынесен запрет на посещение футбольных матчей до 5 лет. В 2002 г. такая мера была применена примерно к 1,5 тыс. фанатов. В случае невыполнения данного запрета правонарушитель может быть осужден судом к лишению свободы на срок до шести месяцев. Также одной из предупредительных мер является временное изъятие паспорта в целях исключения возможности приобретения билета на поезд или самолет. Законом предусмотрен и такой способ, как приглашение на профилактическую беседу болельщика в полицейский участок во время проведения футбольного матча. В целях предупреждения массовых правонарушений на футбольных стадионах Германии создан Информационный центр по спортивным мероприятиям. Его задачами являются координация деятельности полицейских и других правоохранительных органов, взаимодействие с футбольными клубами, учет и отработка информации о фанатах, передача ее в необходимых дозах в средства массовой информации. Полезные разработки имеются и в законодательстве Украины. Закон Украины от 08.07.2011 N 3673-VI "Об особенностях обеспечения общественного порядка и общественной безопасности в связи с подготовкой и проведением футбольных матчей" предусматривает, что организатор, помимо обязательств по Закону, обязан выполнить требования спортивных общественных организаций по обеспечению безопасности участников соревнований, включая зрителей. В связи с этим при доработке законопроекта "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с обеспечением общественного порядка и общественной безопасности при проведении официальных спортивных соревнований" предлагаю учесть следующие предложения, учитывающие передовой международный опыт: 1) необходимо осуществление государственно-частного партнерства в области безопасности на спортивных объектах во время проведения спортивных мероприятий; 2) необходимо ввести лицензирование стадионов и установить требования безопасности к объектам спорта; 3) при разработке правил по обеспечению безопасности при проведении официальных спортивных соревнований, утверждаемых Правительством Российской Федерации, необходимо учитывать регламентные нормы международных и общероссийских федераций по видам спорта по вопросам безопасности.
Название документа