Международный терроризм в Азиатско-Тихоокеанском регионе
(Морозов Н. А.) ("Международное уголовное право и международная юстиция", 2013, N 2) Текст документаМЕЖДУНАРОДНЫЙ ТЕРРОРИЗМ В АЗИАТСКО-ТИХООКЕАНСКОМ РЕГИОНЕ <*>
Н. А. МОРОЗОВ
Морозов Николай Александрович, доцент Дальневосточного государственного университета, кандидат юридических наук.
Опасность международного терроризма угрожает любой стране мира. Количество террористических актов год от года увеличивается. И национальная безопасность каждого государства должна включать меры по борьбе с терроризмом. В Азиатско-Тихоокеанском регионе проживает чуть более половины населения земного шара. Проблема борьбы с терроризмом здесь стоит особенно остро.
Ключевые слова: международный терроризм, безопасность, стабильность, угроза активности боевиков, противодействие, сотрудничество.
The danger of the international terrorism threatens any country of the world. The number of terror attacks increases every year. Therefore, the national security of each state must include measures to combat terrorism. The Asian-Pacific region is home to a little more than half the world's population. The problem of combating terrorism here is particularly acute.
Key words: international terrorism, security, stability, threat of militant activity, opposition, cooperation.
Отличительные черты современного международного терроризма: - Наблюдается не только использование террористических организаций отдельными государствами в собственных интересах, но и формирование глобальных и региональных террористических руководящих центров, осуществляющих подготовку операций и организацию взаимодействия между отдельными группами и исполнителями, привлекаемыми к той или иной акции, при этом национальная и религиозная принадлежность исполнителей не является свидетельством принадлежности к конкретному государству или религиозному движению. - Для закрепления присутствия в конкретных государствах используется право на политическое убежище; осуществляется проникновение в общественные и государственные политические, экономические и силовые структуры; под прикрытием своих агентов в органах власти создаются разветвленная сеть центров и баз по подготовке боевиков, склады оружия и боеприпасов, фирмы, компании, банки, фонды, которые используются для финансирования проводимых операций. - Обозначилась тенденция перехода от осуществления отдельных террористических актов к масштабным акциям, приобретающим характер диверсионной террористической войны, в ходе которой широко применяются методы информационно-психологического воздействия, в том числе для создания атмосферы всеобщего страха, возбуждения антиправительственных настроений в обществе в целях успешной борьбы за влияние и власть. - Международный терроризм срастается с наркобизнесом и торговлей оружием; искусственно создает конфликтные и кризисные ситуации для распространения своего влияния. В расстановке сил в мире начинает проявляться тенденция к резкой поляризации. Существующий однополярный мир во главе с США, видимо, не будет устраивать ряд европейских государств, Китай, Японию и исламский мир. Каждый из этих полюсов (центров силы) имеет собственные цели, пути и средства их достижения. Это создает предпосылки для широкого распространения терроризма. Британская консалтинговая компания Maplecroft составила рейтинг самых опасных стран мира, при посещении которых туристы могут подвергнуться террористическим атакам с массовой гибелью людей. Степень опасности оценивалась на основании анализа 100 факторов риска с учетом "индекса террористической угрозы". В рейтинге 162 страны распределены на 4 группы по уровню угрозы: очень высокая, высокая, средняя и низкая. В первую группу попали Ливан, Индия, Таиланд, Филиппины, Алжир, Ирак, Афганистан, Пакистан, Сомали и Колумбия. Причем Таиланд впервые попал в число самых опасных стран. Юго-Восточная Азия (ЮВА) является частью Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР). В него входят Бруней, Вьетнам, Индонезия, Лаос, Малайзия, Мьянма, Камбоджа, Сингапур, Таиланд, Филиппины. Невозможно отделить от проблем безопасности этого региона и вопросы безопасности дальневосточных государств. В этом регионе проживает чуть более половины населения земного шара. До начала 1990-х годов политика региона находилась в орбите глобального противостояния между СССР и США, а также политики Китая, и многие процессы, происходившие в регионе, являлись реакцией на противоборство двух сверхдержав. Однако крушение СССР и смягчение режима в КНР резко изменили ситуацию в ЮВА. Активность террористических групп в ЮВА происходит на фоне и при взаимодействии с традиционным для этого региона мира морским пиратством. Географические условия, наличие оживленных торговых путей дают большие возможности для терактов на море. Страны АТР быстро отреагировали на вызов международного терроризма. На совещании в Брунее в ноябре 2001 г. была принята Декларация о единых движениях по противодействию терроризму. В ней выражается решимость активизировать усилия по предотвращению и пресечению акций террористических групп в регионе. Есть намерение продолжать сотрудничество в этой области в рамках как Ассоциации, так и международного сообщества. Специальное совещание в мае 2002 г. в Куала-Лумпуре (Малайзия) согласовало и утвердило рабочий план, предусматривающий усиление взаимодействия между правоохранительными органами "десятки" и обмен информацией в борьбе с терроризмом. В Декларации по терроризму решительно осуждается террор. В то же время подчеркивается разногласие с "тенденцией некоторых группировок идентифицировать терроризм с конкретной верой или этническими группами". В Куала-Лумпуре создан Региональный антитеррористический центр, планируется проведение региональной конференции по противодействию отмыванию "грязных денег" и финансированию терроризма. Здесь может пригодиться и опыт, накопленный в Российской Федерации <1>. -------------------------------- <1> См.: Ольшаный А. И. Создание и функционирование российской системы противодействия легализации преступных доходов и финансирования терроризма // Вестник Московского государственного открытого университета. Серия "Экономика и право". 2010. N 1(1). С. 78; N 2(2). С. 39.
Страны АТР по-разному реагируют на угрозу международного терроризма. Япония. Гарантией общественной безопасности считается своевременное реагирование и уголовно-правовая борьба с преступными акциями (терактами) левацких и ультраправых группировок, религиозных сект. Правительство Японии утвердило законопроект, который дает право ее вооруженным силам оказывать тыловую поддержку Соединенным Штатам во время проведения антитеррористических операций в любом районе земного шара. Одновременно кабинет министров утвердил в парламенте поправку к закону о вооруженных силах, возложив на них, в частности, полномочия по охране американских баз и других важных объектов в стране. Новый закон впервые после 1945 г. дает японским войскам право действовать за границей без прямой санкции ООН. До сих пор в случае чрезвычайных обстоятельств сфера их действия ограничивалась территорией, водами и воздушным пространством собственной страны и так называемыми "прилегающими районами". Теперь же контингенты японских вооруженных сил могут размещаться в любой стране (при условии, что ее власти дадут на это согласие), даже если в зоне дислокации не будет существовать угрозы возникновения реальных боевых действий <2>. -------------------------------- <2> URL: http://www. soldiering. ru/terrorism/anti-terror_company_japan. php.
В Японии предпринят ряд практических шагов по созданию законодательной базы, где борьба с терроризмом была возведена в ранг проблемы обеспечения национальной безопасности. Уже в октябре 2001 г. были разработаны и приняты законы и поправки к существующим законам, создавшие правовую основу для самостоятельных и коллективных действий Японии в борьбе с международным терроризмом: Закон об особых мерах против террора, поправки к Закону о силах самообороны и Закону об управлении по безопасности на море. Угроза международного терроризма обусловлена в основном исламскими экстремистами. Япония была названа в качестве мишени для террористических атак в заявлениях, транслировавшихся в октябре 2003 г. по спутниковому вещанию в Катаре. В Японии есть немало американских объектов, которые исламские экстремисты могут рассматривать в качестве мишеней для терроризма. Кроме того, как показали взрывы в Индонезии, угроза крупномасштабных террористических актов достигает Юго-Восточной Азии, которая географически близка к Японии. Поддержание союза с США является важным для защиты страны от врагов. Япония тратит меньше чем 1% своего национального бюджета на военных, в то время как располагается в регионе конфликтов (отношения между Японией, Северной Кореей и Китаем, например, а также японская оккупация Маньчжурии, Тайваня и Корейского полуострова). Северная Корея и Китай, основываясь на историческом опыте, являются более серьезной угрозой для Японии, чем террористические группы на Ближнем Востоке. Традиционный подход к борьбе с терроризмом в Японии включает мониторинг и наблюдение. Хотя передовые технологические инструменты и используются, японцы делают акцент на традиционной борьбе со шпионажем. За последние пятьдесят лет Япония разработала тактические методы борьбы с терроризмом и делится этим опытом со странами Восточной Азии (семинары силовых структур Юго-Восточной Азии). Япония переживала атаки терроризма в различных его формах в течение нескольких десятилетий. Опыт Японии по борьбе с терроризмом отличается от опыта США. Японцы сосредоточили внимание на человеческом факторе, в то время как Америка ищет технологические решения национальных проблем в области безопасности. Японии необходимо постоянно совершенствовать и изменять меры пограничного контроля, а также иммиграционной политики для борьбы с терроризмом. Также есть необходимость изучения киберпространства и оружия массового поражения (особенно химического и биологического), которые могут быть использованы террористами, ведь Япония была первой страной, в которой террористами было применено химическое оружие массового поражения (газ зарин в токийском метро). Япония налаживает международное, в том числе российско-японское, сотрудничество в деле борьбы с терроризмом. Прошедшие в Токио российско-японские консультации по антитеррористической проблематике на уровне заместителя министра иностранных дел России и специального представителя правительства Японии показали общность подходов Москвы и Токио ко всем аспектам противодействия международному терроризму. Достигнута договоренность о сотрудничестве в этой области <3>. -------------------------------- <3> URL: http://www. newsland. ru/News/Detail/id/541935/cat/42.
В Японии в конце XX века религиозная преступность проявила себя в очень жестокой форме. Наиболее трагичные последствия принесла преступная деятельность фанатиков из секты Аум Синрике, которую возглавлял Секо Асахара. Ему предъявлено 11 обвинений: газовая атака в городе Мацумото, известный террористический акт в Токийском метро (11 убитых и более 5 тыс. отравленных), организация расправ над "предателями" внутри секты, похищения и убийства людей, попытка наладить производство оружия и средств массового уничтожения, наркотиков <4>. После шокировавшего Японию теракта - газовой атаки в токийском метро - секта Аум Синрике прекратила свою деятельность: в январе 1997 г. Комиссия по общественной безопасности запретила эту организацию в соответствии с Законом по борьбе с подрывной деятельностью. -------------------------------- <4> См.: Головнин В. День Асахары // Новое время. 1995. N 52. С. 27.
В 1990-е годы продолжились антироссийские выступления ультраправых с требованием к правительству добиваться возврата "северных территорий". Инциденты включали "партизанские атаки" (прорыв на грузовике к зданию Министерства юстиции в июне 1999 г., покушение на директора школы в Осаке). Тогда полиция арестовала 1348 ультраправых (за 1012 нарушений), включая 10 террористов, было изъято 79 стволов огнестрельного оружия. Однако японская полиция пытается подавить терроризм в первую очередь путем пресечения нелегальной активности ультраправых по сбору денежных средств. Опасными антиобщественными организациями являются и ультралевые группы (Национальный комитет Коммунистической лиги, Революционная марксистская партия и др.), члены которых верят в победу коммунизма путем вооруженного свержения демократического общества. Их ряды насчитывают около 24 тыс. человек. Со дня образования в 1957 г. они организовывали уличные вооруженные столкновения с применением бутылок с зажигательной смесью ("коктейль Молотова"), взрывы и жестокие убийства. С 1990 г. ими было совершено 143 теракта в партизанском стиле, при этом погибло 3 и ранено 17 человек. Основным средством борьбы являются бомбы с часовым механизмом и таймерные детонаторы. Кроме того, они ведут незаконный сбор компромата на членов правительства и органы безопасности путем прослушивания разговоров (в том числе полиции) и кражи документов. В недавнем прошлом подрывной деятельностью занималась Японская Компартия (КПЯ). Она и сейчас (будучи самой мощной компартией в капиталистическом мире) все еще поддерживает политику, не исключающую возможности применения силы в процессе совершения революции, в зависимости от действий полиции и властей <5>. -------------------------------- <5> White paper on police. 2000. P. 102.
После захвата ряда высших дипломатических и должностных лиц в резиденции японского посла в Лиме (1997 - 1998 гг.) стала очевидна необходимость активизации борьбы с международным терроризмом, в первую очередь с Японской Красной армией - JRA (террористической организацией) доступными правовыми средствами. Токийский полицейский департамент с конца прошлого века арестовал за подделку паспортов и другие правонарушения порядка 20 человек. Однако группа японских террористов, которая захватила самолет японской авиалинии "Едо-гоу" в марте 1970 г., все еще находится в Северной Корее, с правительством которой террористы поддерживают тесные связи <6>. В ноябре 2001 г. в Японии задержана сама основательница Японской Красной армии Фусако Сигенобу. С 1975 г. известная террористка разыскивалась Интерполом за организацию терактов (таких как диверсия в аэропорту Тель-Авива, когда было расстреляно свыше 20 и ранено около 80 мирных граждан и др.). Как оказалось, последние несколько лет террористка проживала в Осаке, откуда не раз совершала поездки по фальшивому паспорту за границу, хотя полиция полагала, что она находится в Ливане. При задержании был конфискован персональный компьютер, 1,3 млн. йен и CD-диск, на котором полиция нашла ценную информацию. Арест основательницы JRA на родине подтверждает версию о том, что террористы перестали получать международную поддержку, которая активно оказывалась крайне левым организациям после окончания "холодной войны". Таким образом, этот арест может стать решающим в деле ликвидации одной из старейших террористических организаций мира. -------------------------------- <6> В марте 1996 г. член этой группы Е. Танака был арестован в Камбодже и передан властям Таиланда за попытку передачи фальшивой валюты (Япония сразу подала просьбу о его выдаче).
Начиная с террористических атак 11 сентября Япония постоянно боролась против международного терроризма. Чтобы предотвратить и уничтожить международный терроризм, международное сообщество должно объединить свои усилия для того, чтобы принять антитеррористические меры. С этой точки зрения важно обеспечить помощь странам, которые не имеют возможностей для принятия соответствующих мер по борьбе с терроризмом. Поэтому в Японии, в основном для азиатских стран, проводятся семинары и учебные курсы. Цель проекта заключается в содействии наращиванию потенциала стран АТР за счет участия чиновников из министерств и ведомств, ответственных за политику и координацию в области борьбы с терроризмом и кризисным регулированием, а также обеспечение их знаниями и опытом, необходимыми для планирования, разработки и координации политики по вопросам международного сотрудничества по борьбе с терроризмом. Филиппины. Филиппинское правительство отрицательно отреагировало на доклад по безопасности, подготовленный на основе международного исследования в 2010 г., т. к. в нем говорится о том, что страна обогнала Индонезию и Таиланд по уровню угрозы терроризма и риск совершения террористических актов по-прежнему крайне высок. В то же время в большинстве стран Юго-Восточной Азии этот риск значительно ниже. Это связано с тем, что на юге Филиппин находятся Фронт национального освобождения коммунистической Новой народной армии и Исламский фронт освобождения. Программа борьбы с терроризмом Индонезии оказалась более успешной. Но все же в Индонезии остаются небольшие группы экстремистов. Также низким является уровень терроризма на большей части Таиланда, но в южной части страны он поднимается до высокого из-за продолжающегося мятежа исламских сепаратистов. За пределами этих двух регионов остальные страны АТР не страдают от значительных террористических рисков. Хотя существуют проблемы в отдаленных регионах, таких как Синьцзян на северо-западе Китая. Южные Филиппины уже давно являются пристанищем для террористической деятельности. Воинственные организации прижились в тех местах, где не работают законы и господствует бедность, что мешает правительству ликвидировать эти опасные группировки. В последние годы филиппинское правительство сделало значительные успехи в сопротивлении терроризму, в частности благодаря помощи США. Государственный Департамент США считал Южные Филиппины террористической зоной в соответствии с классификацией 2006 г. Согласно отчету государственного департамента 2008 г. филиппинское правительство имеет контроль на архипелаге Сулу и острове Минданао, но не справляется с несогласием местного мусульманского меньшинства с политикой центрального правительства. В результате Филиппины стали родиной многих групп повстанцев, включая Abu Sayyaf Group, Коммунистическую партию народов Филиппин, Фронт национального освобождения Моро и Освободительный фронт Моро (MILF). Этими группами с 2004 г. было совершено более сотни нападений на территории Филиппин, самым крупным из которых был взрыв парома, унесший жизни 130 человек. Филиппинское правительство сделало значительные шаги в борьбе с терроризмом, но террористы продолжают использовать эту страну в качестве базы для подготовки и дислокации своих армий. Несмотря на все усилия, террористическая деятельность на Филиппинах продолжается. Усиленное сотрудничество США и Филиппин в реализации антитеррористических законов стало приоритетной задачей после теракта 11 сентября. Так, США на территории Филиппин реализовали специальные программы, направленные на обучение филиппинских правоохранительных органов борьбе с терроризмом посредством грантовой помощи. Более 4000 филиппинских полицейских прошли курс обучения полицейским операциям и методам ведения следствия в США <7>. -------------------------------- <7> Terrorism Havens: Philippines. URL: http://www. cfr. org/publication/9365/terrorism_havens. html#June 1, 2009.
Соединенные Штаты также значительно увеличили количество оружия, продаваемого Филиппинам. Американские продажи оружия Филиппинам увеличились на 63% за пять лет после 11 сентября. Северная Корея. Реакция Корейской Народно-Демократической Республики (КНДР) на международные усилия по борьбе с терроризмом в течение всего 2002 г. вызывала разочарование, хотя в заявлении, сделанном после терактов 11 сентября, КНДР подтвердила свою государственную политику противодействия терроризму и любой поддержке терроризма. В 2001 г. после терактов 11 сентября она также подписала Конвенцию ООН по подавлению финансирования терроризма и стала участником Конвенции против захвата заложников. Однако, несмотря на призывы международного сообщества, Северная Корея не предприняла существенных шагов для содействия усилиям по борьбе с терроризмом. Ее первоначальный и дополнительный доклады Контртеррористическому комитету ООН о мерах, которые она приняла для выполнения своих обязательств по резолюции 1373 Совета Безопасности ООН, были неинформативны и оставляли без ответа многие вопросы. В то же время Северная Корея продавала оружие нескольким террористическим группам, хотя и подтверждала, что выступает против всех форм международного терроризма. Пхеньян также предоставил убежище нескольким членам Японской Красной армии, которые в 1970 г. участвовали в угоне самолета японских авиалиний в Северную Корею. Пхеньян продолжал продавать ракетные технологии странам, включенным Соединенными Штатами в список государств - спонсоров терроризма. И это несмотря на то, что Северная Корея участвует в 6 из 12 международных конвенций и протоколов, относящихся к терроризму <8>. -------------------------------- <8> URL: http://www. antiterror. ru/library/lections/70865357.
Со стороны Северной Кореи в рамках ее подрывной деятельности против Республики Корея (Южной Кореи) были совершены такие международные террористические акты, как попытка нападения на Президентский Голубой дом в 1968 г., "рангунский инцидент" в Бирме в 1983 г. и бомбардировка корейского авиалайнера в 1987 г., в результате которой погибли все 115 пассажиров и члены команды. По предположению США, все три теракта были спланированы Разведывательным управлением Народной армии Северной Кореи. Хотя после случая с взрывом корейского авиалайнера в 1987 г. не было отмечено терактов, в которые была бы явно вовлечена Северная Корея. Однако Северная Корея все еще финансирует террористическую группировку Йодого (Yodogo). Йошидзо Танака, член группировки Йодого, замечен в Камбодже вместе с тремя северными корейцами, у которых были паспорта дипломатических представителей Северной Кореи. Японская полиция продолжает внимательно следить за акциями Северной Кореи, затрагивающими национальные интересы Японии. Китай. Согласно официальной статистике, количество лиц, арестованных в Синьцзян-Уйгурском автономном регионе (СУАР) Китайской Народной Республики (КНР) в 2005 г. за создание угрозы государственной безопасности, которой может быть что угодно - от терроризма до разговора с западными журналистами, составило 18227 человек. В 2002 г. тибетский Лама и бывший монах были приговорены соответственно к смертной казни и пожизненному заключению в западной провинции Сычуань за установку пяти бомб, в результате чего погиб один человек и двенадцать других ранено. Терроризм является трудным термином для определения. Это понятие кажется еще более расплывчатым и широким применительно к обстоятельствам в Китае, где любое преднамеренное и насильственное преступление в отношении любого лица или имущества с целью посеять страх или причинение вреда в политических целях будет считаться терроризмом. На языке Пекина терроризм представляет собой одно из "трех зол", вместе с сепаратизмом и религиозным фундаментализмом, который угрожает национальной безопасности Китая и региональной стабильности. Наличие "трех зол" также означает, что коренные причины терроризма - религиозная свобода, культурная автономия жизни и политические права этнических меньшинств - не признаются китайскими властями. Китай вступил в международные и региональные форумы (АСЕАН и шестисторонние переговоры по северокорейскому ядерному разоружению), а также принял участие в совместных военных учениях по борьбе с терроризмом и пиратством с участием соседних стран. Пекин обсудил вопросы пограничного контроля с мусульманским Пакистаном, традиционным другом Китая, а также налаживает дружеские отношения с Индией и Непалом, которые приняли более ста тысяч тибетских беженцев. Китай также сотрудничает в борьбе с терроризмом, религиозным экстремизмом, сепаратизмом с Россией и странами Центральной Азии. По инициативе Китая в 2003 г. был создан антитеррористический центр для обмена разведданными и планами региональных антитеррористических операций. После событий 11 сентября 2001 г. в США китайское правительство активизировало подавление уйгуров в Синьцзян-Уйгурском автономном районе (СУАР) на западе Китая и еще больше ограничило религиозные права мусульманского населения в СУАР - ввело запрет некоторых религиозных обрядов во время священного месяца Рамадан, закрыло мечети, увеличило официальный контроль над исламским духовенством в регионе, были проведены аресты религиозных лидеров, деятельность которых считается непатриотичной или подрывной. Кроме того, правительство начало кампанию по "очистке" культурных кругов и средств массовой информации и некоторых государственных ведомств, чтобы избавить их от "нежелательных элементов". 29 декабря 2001 г. Постоянный комитет Конгресса Народных представителей принял поправки в Уголовный кодекс КНР с целью сделать более видимыми меры, которые он называет антитеррористическими. Эти поправки касаются статей 120, 114, 115, 127, 191 и 291. Заявленная цель поправок, которые вступили в силу в тот же день, - "обеспечение национальной безопасности и безопасности жизни людей и имущества, а также поддержание общественного порядка в целях предотвращения террористических преступлений". К сожалению, новые положения расширяют сферу применения смертной казни в Китае и могут быть использованы для дальнейшего подавления свободы выражения мнений. Мировое сообщество признает обязанность государств защищать права своих граждан от насильственных преступных деяний. Однако такие меры должны быть реализованы в рамках защиты всех прав человека. Расплывчатые формулировки ряда статей закона, отсутствие определения понятий "терроризм", "террористическая организация", "террористическое преступление", которые приводятся в нескольких положениях, а также неспособность указать максимальное наказание в некоторых из статей вызывает обеспокоенность: отсутствие точности создает неопределенность в отношении того, какое поведение запрещено; эти положения могут устанавливать уголовную ответственность за мирную деятельность и лишать других прав, таких как свобода мысли и собраний; смертная казнь может применяться в качестве наказания в большинстве из указанных выше статей. Международное сообщество обеспокоено тем, что антитеррористическое законодательство в Китае может быть использовано в контексте продолжающихся репрессий правительства в "этнической сепаратистской деятельности", в частности в СУАР. Стали появляться призывы скорейшего законодательного закрепления борьбы с терроризмом, звучали лозунги: "Для защиты суверенитета Китая и территориальной целостности мы должны бороться с сепаратистами, международными террористами и религиозными экстремистами". Термин "сепаратизм" в понимании китайского правительства - это широкий круг мероприятий, многие из которых являются не более чем мирной оппозицией и инакомыслием, мирным стремлением осуществить право на свободу религии. Событиями 11 сентября китайские власти пытались оправдать свое жесткое подавление мусульманских этнических противников или независимых религиозных лидеров в СУАР, утверждая, что они были связаны с международным терроризмом. В непрерывных политических репрессиях в СУАР за последние десять лет власти задержали десятки тысяч людей, многие из них находились в полной изоляции в течение долгого времени, подвергались пыткам и приговорены к заключению. Amnesty International считает, что меры, принимаемые государствами для защиты своего населения от насильственных преступных деяний, должны быть реализованы в рамках защиты всех прав человека, и не использоваться в качестве предлога для сокращения основных свобод и расправы с мирной оппозицией.
Название документа