Обязанности полиции в отношении беспомощных лиц и уголовная ответственность за оставление в опасности
(Плешаков А. М., Яковлева С. Е.) ("Законы России: опыт, анализ, практика", 2013, N 3) Текст документаОБЯЗАННОСТИ ПОЛИЦИИ В ОТНОШЕНИИ БЕСПОМОЩНЫХ ЛИЦ И УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ОСТАВЛЕНИЕ В ОПАСНОСТИ
А. М. ПЛЕШАКОВ, С. Е. ЯКОВЛЕВА
Плешаков Александр Михайлович, доктор юридических наук, профессор, профессор кафедры уголовного права Московского университета МВД России.
Яковлева Светлана Евгеньевна, адъюнкт Московского университета МВД России.
Статья посвящена соотношению положений Федерального закона "О полиции" и уголовного закона, предусматривающих ответственность за оставление в опасности. Рассматриваются обязанности оказания полицией помощи лицам, находящимся в беспомощном состоянии либо состоянии, опасном для жизни и здоровья; проблемы уголовной ответственности сотрудников полиции за неоказание помощи беспомощным лицам, находящимся в состоянии, опасном для жизни или здоровья.
Ключевые слова: полиция; обязанности; уголовная ответственность; беспомощное состояние; состояние, опасное для жизни или здоровья; неоказание помощи; оставление в опасности.
Police's obligations concerning helpless persons and criminal liability for leaving a person in a dangerous situation A. M. Pleshakov, S. E. Yakovleva
Pleshakov Aleksandr Mikhaylovitch, doctor of laws, professor, professor of the criminal law department of the Moscow university of the MIA of Russia.
Yakovleva Svetlana Evgenyevna, graduate in the Moscow University of the MIA of Russia.
The article is devoted to the ratio of provisions of the Federal law "On the police" and the criminal law, which foresees the responsibility for the abandonment in danger. Discusses the duties of the delivery of police assistance to persons who are in a helpless condition or in the condition dangerous for life and health; the problems of the criminal responsibility of police officers for failure to render aid to helpless persons, who are in a condition dangerous for life or health.
Key words: police; obligations; criminal liability; helpless condition; condition dangerous for life and health; failure to render assistance; leaving in a dangerous situation.
В соответствии с Федеральным законом от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ "О полиции" <1> (далее - Закон) жизнь и здоровье граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства и их безопасность являются самостоятельными объектами социальной защиты. -------------------------------- <1> СЗ РФ. 2011. N 7. Ст. 900.
Обязанности полиции по устранению угроз безопасности граждан детально регламентированы в ст. 12, 14, 15, 16 и 27 Закона. Основной из таких обязанностей является оказание первой помощи пострадавшим от преступлений, административных правонарушений и несчастных случаев, а также лицам, находящимся в беспомощном состоянии либо в состоянии, опасном для их жизни и здоровья, когда специализированная помощь отсутствует или не может быть получена своевременно. Сотрудник полиции обязан принимать неотложные меры по спасению таких граждан. Закон не раскрывает понятие беспомощности, т. е. состояния, при котором лицо не может самостоятельно принять меры к самосохранению и (или) избежать неблагоприятных последствий для собственной жизни или здоровья. Однако в нормах этого правового акта представлен широкий диапазон жизненных ситуаций, динамика которых может привести к возникновению беспомощных состояний человека. Во-первых, это происшествия, в том числе чрезвычайные и дорожно-транспортные. Во-вторых, это события, угрожающие общественной и личной безопасности, - аварии, катастрофы, стихийные бедствия, массовые беспорядки, массовые отравления и др. В-третьих, это несчастные случаи и их крайние разновидности - исключительные, неотложные, не терпящие отлагательства, иные, имеющие чрезвычайный характер, и т. п. Сюда же относятся и различного рода физиологические причины беспомощного состояния, т. е. имеющие субъективный характер. Во-первых, это алкогольное, наркотическое или иное токсическое опьянение или отравление и утрата лицом способности самостоятельно передвигаться и (или) ориентироваться в окружающей обстановке (п. 14 ч. 1 ст. 13 Закона). Во-вторых, это общая неспособность позаботиться о себе в случаях непосредственной угрозы для жизни или здоровья (п. 13 ч. 1 ст. 13). В-третьих, это полная или частичная неспособность по состоянию здоровья или возрасту сообщить сведения о себе (как зовут, где проживает, где находится и т. д.). Это, как правило, престарелые, подкинутые новорожденные, заблудившиеся малолетние, лица, страдающие тяжелыми психическими заболеваниями, и др. (п. 11 ч. 3 ст. 17). Таким образом, беспомощность человека, или состояние, опасное для его жизни или здоровья, возникает в силу различного рода экстраординарных, чрезвычайных обстоятельств, нарушающих состояние защищенности (его личной безопасности). Чрезвычайные ситуации природного характера возникают, как правило, при землетрясениях, извержениях вулканов, наводнениях, тайфунах и ураганах, смерчах, лесных и торфяных пожарах и при других стихийных катаклизмах <2>. Чрезвычайные ситуации техногенного характера возникают при взрывах и пожарах на промышленных и военных объектах, на транспорте, в зонах экологического бедствия или экологических катастроф, которые вызывают неблагоприятные изменения в окружающей природной среде (отравление воды, воздуха, увеличение радиоактивного фона и т. п.). В свою очередь, чрезвычайные ситуации социального характера возникают при всех формах противоправных действий "волнующегося населения" <3> - при массовых беспорядках, террористических актах, экстремистских или сепаратистских проявлениях, при межнациональных, этнических или межрелигиозных столкновениях и конфликтах и т. п. -------------------------------- <2> См., например: ФЗ от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" // СЗ РФ. 1994. N 35. Ст. 3648; ФЗ от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" // СЗ РФ. 1999. N 14. Ст. 1650; ФКЗ от 30 мая 2001 г. N 3-ФКЗ "О чрезвычайном положении" // СЗ РФ. 2001. N 23. Ст. 2277. <3> См.: Таганцев Н. С. Уголовное уложение 1903 г. СПб., 1904. С. 958.
В Законе общеобязательные правила поведения сотрудников полиции в этих ситуациях сопряжены с одной из базовых категорий Закона - оказанием первой помощи. Общее понятие такой помощи, применительно к ее медицинскому аспекту, содержится в ст. 31 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" <4> и в более чем 30 приказах Минздравсоцразвития РФ о порядке оказания скорой, ранней, первичной, специализированной медицинской помощи <5>. Такого рода содействие человеку для облегчения его положения или участи (собственно - помощь) осуществляется при несчастных случаях, травмах, острых нарушениях мозгового кровообращения, шоках, отравлениях и других состояниях и заболеваниях, угрожающих жизни и здоровью лица. -------------------------------- <4> СЗ РФ. 2011. N 48. Ст. 6724. <5> См.: Преступления против личности: законодательство и судебная практика (2003 - 2012) / Отв. ред. В. Б. Боровиков. М., 2012. С. 58 - 61.
Дефиниция первой (необходимой, незамедлительной) "полицейской" помощи по своему содержанию гораздо более широкая, чем понятие "первая медицинская помощь". Содействие полиции (ее приход на выручку, избавление от беды) лицам, находящимся в беспомощном состоянии, представляет собой комплекс самых ранних, безотлагательных и экстренных мер как организационного, так и персонифицированного характера. Разумеется, последовательность таких мероприятий общего или частного порядка зависит от фактических обстоятельств складывающейся обстановки и ее оценки. Первоочередным может быть незамедлительное устранение факторов опасности (газа, воды, огня, электрического тока, задымления и т. п.); извлечение людей из воды, из-под обломков разрушенных строений; их удаление из горящего помещения или транспорта, которые осуществляются самостоятельно или с помощью других лиц; быстрая эвакуация граждан, которые могут пострадать от источника опасности; обязательный и срочный вызов медицинской помощи и аварийных служб; доставление пострадавших (потерпевших) в лечебные учреждения и т. п. <6>. -------------------------------- <6> См. по этому поводу: Комментарий к Федеральному закону "О полиции". М., 2011. С. 221.
Первая помощь может состоять и в действиях, которые должны совершаться ранее, чем все вышеперечисленные мероприятия. Это может выражаться в оказании элементарной доврачебной помощи: определение наличия сознания и кровообращения у пострадавшего, восстановление и поддержание дыхательных путей, запрокидывание головы с подъемом подбородка, искусственное дыхание до появления признаков жизни, пальцевое прижатие артерии, наложение жгута или повязок при травмах различных областей тела, термоизоляция при обморожениях, промывание поврежденных поверхностей водой и т. п. <7>. Таким образом, первая помощь полиции - это всегда лишь усилия (попытки) по недопущению развития дальнейших неблагоприятных событий. -------------------------------- <7> См.: Перечень мероприятий по оказанию первой помощи, утвержденный Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 4 мая 2012 г. N 477н "Об утверждении Перечня состояний, при которых оказывается первая помощь, и Перечня мероприятий по оказанию первой помощи" // СПС "Гарант".
В соответствии со ст. 33 Закона сотрудник полиции должен нести ответственность за свое противоправное бездействие и за отдаваемые им приказы и распоряжения. Следовательно, когда беспомощное лицо попадает в опасное для жизни либо здоровья состояние, а сотрудник полиции не оказывает ему помощи, то он может быть привлечен к уголовной ответственности по ст. 125 УК РФ ("Оставление в опасности"). По смыслу уголовного закона потерпевший на момент оставления его без помощи должен обладать двумя обязательными признаками: во-первых, находиться в опасном состоянии, во-вторых, быть беспомощным в любой из форм, указанных в диспозиции статьи. Опасным для жизни или здоровья состоянием признается то, которое альтернативно может закончиться: а) смертью потерпевшего; б) нарушением анатомической целостности органов и тканей или их физиологических функций; в) соматическим или психическим заболеванием или патологическим состоянием. Опасность для жизни или здоровья, которая и определяет сущность опасного состояния, должна быть реальной и наличной. Реальность означает, что угроза для жизни или ухудшения здоровья существует объективно, т. е. в конкретный промежуток времени и в данном месте, а не в воображаемых предположениях или вымыслах виновного. Наличность опасности - это динамика ее реальности. Она заключается в том, что всегда возникает момент ее начала и окончания, т. е. опасность либо непременно (неминуемо, неизбежно) реализуется, либо будет предотвращена (блокирована, нейтрализована). Беспомощность потерпевшего является родовым понятием для всех остальных форм, указанных в законе (старость, малолетство, болезнь). Причины, вследствие которых лицо оказалось в подобном положении, для установления оснований уголовной ответственности значения не имеют. Это может быть как физическая, так и психическая беспомощность, когда лицо не осознает опасности и собственного состояния. Возможны варианты и при сочетании подобных факторов. Это так называемая психофизиологическая беспомощность, например грудные младенцы, малолетние дети, пожилые лица с болезнью Альцгеймера и т. п. Виды беспомощности, указанные в законе (малолетство, болезнь, старость), являются весьма ограниченными и выполняют, на наш взгляд, ориентирующую роль. Эти факторы на практике требуют расширительного толкования, т. е. оценки и учета дополнительных и детальных обстоятельств. Дело в том, что возрастные границы не имеют четких юридических границ. Обычно указываются только верхние и условные пределы возраста: до 14 лет (малолетние) и свыше 60 лет (старые), что явно недостаточно. При таком подходе во внимание принимается только так называемый хронологический, или паспортный, возраст. Однако при учете этого фактора необходимо обращаться к возрастной психологии, поскольку и малолетство, и старость имеют несколько градаций. Указанные категории основаны на совокупности физического возраста (степень физического развития) и психологического (степень личностного развития). Причем указанные возрасты у одного и того же лица могут и не совпадать <8>. Так, многие (но не все) малолетние дети подросткового возраста (11 - 13 лет), хорошо развитые физически, вполне способны постоять за себя и самостоятельно принимать меры к самосохранению. Вряд ли их можно априори признавать беспомощными. -------------------------------- <8> См. подробнее: Обухова Л. Ф. Возрастная психология. М., 1996. С. 44, 56.
То же самое относится и к старости. Согласно международной возрастной периодизации с 60 лет у мужчин и с 55 лет у женщин только начинается так называемый период старения (геронтогенеза), который классифицируется по трем группам - пожилой, старческий и долгожители. Соответственно, юридическое понятие "старость" не совпадает ни с общим периодом старения, ни с его группами. Более того, лица старческого возраста (от 75 до 90 лет) и даже некоторые долгожители (старше 90 лет) подчас вполне способны позаботиться о себе и даже могут помогать и защищать других. Беспомощными их никак не назовешь. Болезнь также является условным критерием беспомощности, поскольку это понятие по своему содержанию чрезвычайно объемное. Далеко не каждое болезненное состояние лишает потерпевшего возможности к самосохранению. Под иной беспомощностью следует понимать такие состояния, которые не охватываются понятием болезни: слепые, глухие, инвалиды, слепоглухонемые, несовершеннолетние, отстающие в психическом развитии, немощные, например после тяжелой болезни или операции, и т. п. Однако и здесь должна быть индивидуальная оценка. Под категорию иной беспомощности могут подпадать и абсолютно здоровые, взрослые люди, имеющие хорошую психическую и физическую подготовку <9>. В юридической литературе отмечались и оценивались подобные ситуации, например человек, оказавшийся под завалами разрушенного дома, заблудившийся на огромной территории в глухих местах, очутившийся в воде, но не умеющий плавать, и т. п. <10>. -------------------------------- <9> См.: Мыц Я. А. Оставление в опасности (социальная обусловленность криминализации, понятие, виды, уголовно-правовая характеристика). Владимир, 2006. С. 139. <10> См., например: Жижиленко А. А. Преступления против личности. М.-Л., 1927. С. 59; Топильская Е. В. О правовом понятии беспомощного состояния потерпевшего // Вестник ЛГУ. 1989. Серия 6. Вып. 4. С. 87 и др.
В теории уголовного права дискуссионным является вопрос о том, является ли алкогольное или наркотическое опьянение беспомощным состоянием. Сюда же иногда относят и обморок (внезапная потеря сознания) и определяют их как временную беспомощность, т. е. такую, из которой человек может выйти сам через короткий промежуток времени <11>. Каков тот промежуток, не разъясняется, видимо, в силу его неопределенности. Подобное ранжирование форм беспомощности вряд ли приемлемо для анализа, поскольку "короткое" (временное) состояние может перерасти в длительное, например обморок в кому, тяжелое опьянение в алкогольный делирий и т. п. -------------------------------- <11> См.: Власов Ю. А. Уголовная ответственность за оставление в опасности: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Омск, 2004. С. 12.
Глубокое опьянение представляет собой острую интоксикацию организма и приводит порой к тотальному поражению организма, блокирует нейрофизиологические процессы и двигательные реакции. В некоторых случаях тяжелая степень опьянения приводит к летальному исходу. В практическом плане это означает, что, например, сильно пьяный человек в 30-градусный мороз может лежать раздетым на снегу и не двигаться. Разумеется, такое состояние следует оценивать как беспомощное. Таким образом, опасное для жизни или здоровья состояние потерпевшего и его беспомощность представляют собой систему криминообразующих признаков. Следовательно, если нет чего-то одного, то нет и состава преступления, предусмотренного ст. 125 УК РФ. При этом не важно, что первично, а что вторично: в равной степени беспомощность может детерминировать опасное состояние, и, наоборот, - состояние, угрожающее человеку, способно сформировать его беззащитность. Объективная сторона оставления в опасности осуществляется путем бездействия. Применительно к ст. 125 УК РФ бездействие как пассивное, но волевое поведение является преступным деянием при наличии как минимум трех взаимосвязанных элементов. Во-первых, на сотруднике полиции лежат обязанности по выполнению конкретных действий, во-вторых, у него имеются возможности их осуществить (оказать помощь), в-третьих, он этого не делает и оставляет человека в опасном состоянии. Проанализируем эти элементы-условия более подробно. Понятие обязанности как меры должного поведения субъекта правоотношений подразумевает ее нормативное содержание. В Законе указано, что независимо от замещаемой должности, места нахождения и времени суток сотрудник полиции обязан оказывать помощь гражданам, не способным принять меры к самосохранению. В свою очередь, в диспозиции ст. 125 УК РФ функциональные (служебные, профессиональные) нормы должного поведения отражены, на наш взгляд, в правовом установлении общего порядка. В соответствии с уголовным законом виновный обязан позаботиться о потерпевшем. С этимологических позиций забота - это деятельность, направленная к конкретному благополучию кого-либо, т. е. к спокойному, нормальному состоянию. Обязанности полиции по: оказанию первой помощи; принятию мер по предоставлению медицинской помощи; осуществлению неотложных и необходимых мер по спасению граждан; устранению угроз для их жизни и здоровья; содействию в доставлении пострадавших в лечебные организации; пользованию для этого любыми средствами связи и транспорта, и представляют, по своей сути, специальные правила поведения, т. е. заботу. Следовательно, правовое словосочетание "обязан иметь заботу" имеет, на наш взгляд, бланкетный характер скрытого содержания. Вторым элементом (условием) преступного бездействия является возможность виновного оказать помощь потерпевшему. Возможность - это средство, способ или обстоятельство, необходимое для осуществления конкретных действий. В нашем случае это означает, что у сотрудника полиции есть все требуемое (нужное) для избавления человека от опасности, сохранения его жизни и здоровья, устранения неблагоприятных последствий, в конечном итоге - для принятия решения о выходе из затруднительного положения. Возможность для оказания помощи должна иметь объективный, а не абстрактно-формальный характер. Оценка возможности как реальной, т. е. существующей в действительности, зависит как от внешних факторов, так и от психофизиологических свойств сотрудника полиции. Реальной возможности может и не быть при обстоятельствах непреодолимой силы природного или техногенного характера, при коллизии обязанностей и необходимости оказывать помощь одновременно нескольким лицам и т. п. Реальной возможности оказать содействие другим людям нет и в тех случаях, когда сотрудник полиции сам находится в беспомощном состоянии, допустим, он контужен, ранен, болен и т. п. Третьим признаком бездействия является невыполнение сотрудником полиции своих обязанностей. Применительно к правомочиям полиции и их соотношению с уголовным законом мы рассматриваем одну, но, пожалуй, основную форму пассивного поведения. В теории уголовного права такая форма получила название "бездействие-невмешательство" <12>. Это касается ситуаций, когда опасное состояние потерпевшего объективно возникает помимо действий самого сотрудника полиции и он самостоятельно никак не ставит человека в подобное положение. -------------------------------- <12> См. подробнее: Бойко А. И. Преступное бездействие. СПб., 2003. С. 192 - 195 и др.
Бездействие представляет собой волевой акт поведения, и его начало (момент долженствования) возникает с момента реальной угрозы для жизни или здоровья потерпевшего, разумеется, когда это становится очевидным для сотрудника полиции. Невмешательство - это длящееся бездействие, т. е. которое объективно продолжается какой-то промежуток времени и заканчивается с момента оставления в опасности. Состав преступления, предусмотренный ст. 125 УК РФ, является формальным. Неблагоприятные последствия волевого и пассивного поведения сотрудника полиции в виде наступления смерти потерпевшего или значительного ухудшения его здоровья не охватываются диспозицией анализируемой нормы. Соответственно, дополнительной квалификации по ст. 109, 118 УК РФ не требуется. Оставление в опасности совершается только с прямым умыслом и должно быть заведомым. Сущность этого обстоятельства заключается в абсолютном, безусловном, доподлинном знании виновного о реальном положении дел. Соответственно, заведомость как элемент интеллектуальной стороны прямого умысла представляет собой повышенную степень осознания общественной опасности своего бездействия <13>. Добросовестное заблуждение виновного относительно как самого "оставления", так и оценки опасного состояния исключает уголовную ответственность. -------------------------------- <13> См. подробнее: Кудрявцев В. Н. Общая теория квалификации преступлений. 2-е изд. М., 2004. С. 153.
Для установления оснований уголовной ответственности по ст. 125 УК РФ мотивы и причины бездействия значения не имеют. Подобные побуждения могут быть любыми, и суть преступного поведения от этого не меняется. Однако в Законе по этому поводу есть специальные установления. Сотрудник полиции не может в оправдание своего бездействия ссылаться на интересы службы, экономическую целесообразность, незаконные требования, приказы и распоряжения вышестоящих должностных лиц (ч. 4 ст. 6 Закона). В этой же статье указано, что не может служить оправданием бездействия и ссылка на какие-либо иные обстоятельства. Диапазон подобных мотивов-обстоятельств может быть весьма широким. На практике бездействие нередко мотивируется формальными причинами: "мое дежурство закончилось", "я не на работе", "я в отпуске", "это не моя территория" и т. п. К подобного рода недопустимому оправданию или поведению относятся и утверждения об отсутствии при себе в данный момент служебного удостоверения либо сокрытие того, что сотрудник является полицейским. В Законе регламентируются обязанности полиции и при обстоятельствах необходимой обороны, и при задержании лица, совершившего преступление, когда правомерно применяется оружие и причиняются телесные повреждения различной тяжести нападавшему (преступнику). Закон в этих ситуациях предписывает сотруднику полиции стремиться к минимизации любого ущерба (ч. 3 ст. 19). Разумеется, подобное получается не всегда. Однако правовая обязанность оказывать первую помощь гражданину, получившему телесные повреждения в результате правомерного применения оружия или специальных средств, а также принимать меры по предоставлению ему медицинской помощи в возможно короткий срок сохраняется и здесь в полной мере (ч. 4 ст. 19 Закона). Соответственно, бездействие в данных случаях как одна из форм оставления лица в опасном для жизни или здоровья состоянии не исключает уголовной ответственности по ст. 125 УК РФ.
Библиографический список
1. Бойко А. И. Преступное бездействие. СПб., 2003. 2. Власов Ю. А. Уголовная ответственность за оставление в опасности: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Омск, 2004. 3. Жижиленко А. А. Преступления против личности. М.-Л., 1927. 4. Комментарий к Федеральному закону "О полиции". М., 2011. 5. Кудрявцев В. Н. Общая теория квалификации преступлений. 2-е изд. М., 2004. 6. Мыц Я. А. Оставление в опасности (социальная обусловленность криминализации, понятие, виды, уголовно-правовая характеристика). Владимир, 2006. 7. Обухова Л. Ф. Возрастная психология. М., 1996. 8. Преступления против личности: законодательство и судебная практика (2003 - 2012) / Отв. ред. В. Б. Боровиков. М., 2012. 9. Таганцев Н. С. Уголовное уложение 1903 г. СПб., 1904. 10. Топильская Е. В. О правовом понятии беспомощного состояния потерпевшего // Вестник ЛГУ. 1989. Серия 6. Вып. 4.
Название документа