Государственный контроль как эффективный механизм противодействия экономической преступности
(Тарасов Ю. А.) ("Российский следователь", 2013, N 3) Текст документаГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ МЕХАНИЗМ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПРЕСТУПНОСТИ <*>
Ю. А. ТАРАСОВ
Тарасов Юрий Анатольевич, адъюнкт Московского университета МВД России, подполковник полиции.
В статье рассматриваются вопросы, связанные с госконтролем как эффективным механизмом противодействия экономической преступности и коррупции, структура госорганов, осуществляющих контрольную и правоохранительную виды деятельности, и вносятся предложения по дальнейшему повышению эффективности госконтроля.
Ключевые слова: государственный контроль, контролирующие и правоохранительные органы, экономическая преступность, криминализация, коррупция, Интернет.
The article is concerned with the issues of the state control as an effective mechanism of counteraction of economic crime and corruption, the structure of the state agencies exercising the control and enforcement types of activity, and introduces the proposals with regard to the further improvement of efficiency of the state control.
Key words: state control, controlling and enforcement agencies, economic crime, criminalization, corruption, Internet.
Проблема дальнейшей криминализации общественных отношений в экономической сфере сегодня по-прежнему остается острой, поскольку обуздать рост экономических и налоговых преступлений коренным образом пока не удается. Несмотря на ряд успешных дел, в частности, касающихся деятельности структурных подразделений Минобороны России, Минрегионразвития России, Минсельхоза России, криминальное и коррупционное давление на экономику продолжается. В общем плане отметим, что волна экономической и налоговой преступности, а также коррупция в России не возникла из ничего, она стала следствием общей криминальной экспансии. Наиболее подверженными ее влиянию оказались кредитно-финансовая система, рынок недвижимости, сфера приватизации, внешнеэкономическая деятельность, оборот сырьевых и энергоресурсов, алкогольный и продовольственный рынки. Прибыльными являются хищения и контрабанда антиквариата, контроль за проституцией, незаконный оружейный и наркобизнес, а также киберпреступность. По некоторым данным, только оборот нелегальной наркоторговли в среднем в недалеком прошлом ежегодно составлял порядка двух миллиардов долларов. По информации ЗАО "Лаборатория Касперского", специалисты Лаборатории ежесуточно обезвреживают от 75 до 125 тысяч вредоносных объектов в сети Интернет. Все большую популярность у хакеров в последнее время приобретают "взломы" систем безопасности различных кредитных учреждений и последующее за этим масштабное несанкционированное снятие финансовых средств, находящихся на электронных счетах юридических и физических лиц, пользующихся инфраструктурой электронного банкинга. На решении социально-экономических проблем негативно сказывается сокрытие различными юридическими и физическими лицами объемов осуществляемой ими экономической деятельности, что приводит к деформации государственной налоговой политики и налоговых отношений, поскольку происходит незаконное перераспределение доходов и собственности. Неуплата или недоплата налогов ведет к сокращению бюджетных поступлений и расходных их частей. Сокращение же доходов бюджетов является одной из основных причин недофинансирования расходов на социальные нужды, в частности, на образование, здравоохранение, культуру, спорт, правоохранительную деятельность. Экономическая преступность напрямую связана с криминальным вывозом капиталов из России и отмыванием "грязных денег", неуплатой налогов. В настоящее время на зарубежных счетах физических лиц скопились сотни миллиардов долларов, с которых не перечислены налоги в госбюджет. Огромная часть российских капиталов "осела" в оффшорных зонах. Значительное влияние теневой и криминальной экономической деятельности распространяется и на инвестиционные процессы. Таким образом, сегодня криминализация общественных отношений, состояние реального сектора отечественной экономики, международные угрозы, в т. ч. связанные с расширяющимся применением сети Интернет в киберпространстве, создают широкий спектр проблем для личности, общества и государства и, конечно, для национальной безопасности страны. Отметим, что накопленный мировой научный и практический опыт свидетельствует о том, что существует критическая масса, набрав которую, экономическая преступность и коррупция формируют мощную теневую и криминальную экономику и превращаются из проблемы в первую очередь правоохранительных органов - в общегосударственную. Укажем основные признаки экономических и налоговых преступлений: - совершаются в сфере экономических (налоговых) отношений, направлены на умышленное (преднамеренное) получение экономической выгоды и причинение экономического вреда; - субъектами таких преступлений могут быть как юридические, так и физические лица, в т. ч. содействующие выполнению хозяйственной деятельности; - способы их совершения могут быть насильственными и ненасильственными. Понятия экономической и налоговой преступности охватывают экономические отношения собственности и хозяйственной деятельности, а также совокупность преступлений, которые совершаются в этих сферах, если их составы предусмотрены в Уголовном кодексе РФ. Распространено следующее понятие экономической преступности: это совокупность умышленных корыстных преступлений, а также лиц, которые их совершили, в сфере легальной и нелегальной экономической деятельности, основным непосредственным объектом которых выступают отношения собственности и отношения в сфере производства, обмена, распределения и потребления товаров и услуг. В настоящее время в России преступная экономика является одним из реальных компонентов хозяйственной системы. Она, в частности, характеризуется такими чертами, как массовый уход от налогов, бегство капиталов за границу, ведение скрытой бухгалтерии, серых зарплат, нелегальная занятость населения, челночная и бартерная торговля и т. п. В Уголовном кодексе РФ предусмотрена ответственность за различные виды имущественных преступлений. В специальной главе 22 УК РФ конкретно определены виды преступлений в сфере экономической деятельности. Как известно, результативность борьбы с преступностью вообще и с экономической, в частности, во многом зависит от эффективности деятельности государственных органов, их правового, кадрового, организационного, финансового, технического, информационного, научно-методического обеспечения. Важнейшую роль в противодействии экономической преступности играет состояние эффективности государственного управления и обязательной его функции - госконтроля. Для решения стоящих перед страной актуальных задач необходима консолидация усилий различных органов государственной власти, в т. ч. уполномоченных осуществлять контрольные функции, поскольку государство заинтересовано в предупреждении и искоренении социально-экономической базы для совершения общественно опасных деяний в экономической сфере. Ведь известно, что, например, сокрытие реальных объемов экономической деятельности от государственного контроля, как правило, ограничивает возможности привлечения ресурсов, особенно со стороны иностранных инвесторов, т. к. велики риски инвестиционных вложений капиталов в российскую экономику. Многие зарубежные инвесторы опасаются открывать свой бизнес в России, поскольку не могут адекватно противостоять организованной преступности. Поэтому легальный зарубежный бизнес по-прежнему с оглядкой идет на российский рынок, опасаясь вымогательства мздоимцев-чиновников и невозможности систематически получать прибыль легальными способами. Итак, состояние экономической преступности и коррупции в стране продолжает оставаться сложным. Одним из способов минимизации последствий от криминальной экономики и коррупции является эффективно организованный государственный контроль, направленный не только на выявление совершенных криминальных деяний, но и на их предупреждение. Кстати, в своих посланиях Федеральному Собранию РФ глава государства неоднократно отмечал важную роль государственного контроля. Так, еще в тексте Послания 2001 г. Президент подчеркнул: "...контроль за соблюдением федеральных законов следует переводить в плановый режим..." <1>. -------------------------------- <1> РГ. 2001. 4 апр.
В общественном сознании уже давно сформировалось понимание необходимости изменить деятельность госаппарата в плане повышения результативности его работы к лучшему. Цель этого - повернуть государственных и муниципальных служащих лицом к обществу, обязать их реально служить законным интересам человека, включая и решение вопросов противодействия экономической преступности и коррупции. Государство также в этом заинтересовано, т. к. осуществление государственного контроля за состоянием преступности и коррупции в России приобрело не только социально-экономический, но и политический характер. Отметим, что сам по себе госконтроль не является каким-то пугалом. Это необходимый элемент управления, его обязательная функция, а также средство обратной связи, сигнализирующее об имеющихся проблемах, отклонениях от установленных требований, принятых решений. Важность контрольной функции заключается и в том, что по результатам контроля субъектами государственного управления принимаются корректирующие меры, направленные на устранение причин и условий совершения экономических преступлений и проявлений коррупции. Кстати, предупредительная и антикриминогенная роль государственного контроля подтверждается и международными нормативными правовыми документами. Например, в Лимской декларации руководящих принципов контроля, принятой Международной организацией высших контрольных органов, установлено, что контроль - не самоцель, а неотъемлемая часть системы регулирования, цель которой - выявление отклонений от принятых стандартов и нарушений принципов законности, эффективности и экономии расходования материальных ресурсов на ранней стадии. Кстати, выявление отклонений именно на ранней стадии открывает возможности для принятия корректирующе-превентивных управленческих мер, направленных на проведение мероприятий по предотвращению или сокращению нарушений в будущем, а в отдельных случаях, если есть необходимость, - привлечения виновных к ответственности, включая получение компенсации с госчиновников за причиненный ущерб. Действительно, контроль как превенция выполняет роль корректора, однако в него обязательно должна входить и уголовно-правовая составляющая, если превенция "не сработала". Значение контроля возрастает, если в компетенцию контрольных органов входит принятие уголовно-правовых (органы прокуратуры Российской Федерации) или административных законодательных мер (органы Роспотребнадзора России) за допущенные чиновниками нарушения, выявленные в ходе контроля. Вместе с тем следует также сказать, что опыт нашего прошлого свидетельствует о том, что всеобъемлющий контроль в состоянии удерживать преступность на сравнительно низком уровне, но его определенные методы могут быть опасными для демократических институтов. Однако госконтроль нельзя рассматривать как репрессивную деятельность госаппарата. Поэтому нельзя допускать при осуществлении контроля нарушения госслужащими законности, превышения ими своих полномочий. Государственный контроль направлен на обеспечение организации жизни и деятельности личности, общества и государства на основе Конституции Российской Федерации, федеральных законов, указов и распоряжений главы государства, постановлений и распоряжений Правительства РФ, нормативных правовых актов Федерального Собрания РФ, принятых в соответствии с Конституцией РФ, а также ратифицированных международных нормативных правовых актов. Таким образом, недооценивать значимость контроля как эффективного механизма противодействия экономической преступности и коррупции ошибочно и вредно, поскольку контроль играет важную роль в регулировании политических, социально-экономических, криминогенных процессов. Итак, сам по себе контроль как функция, элемент, механизм управления и средство обратной связи, наблюдения за состоянием исполнения нормативных правовых актов, принятых решений не является проявлением репрессивного управления в экономической сфере. В ходе госконтроля выявляются отклонения в деятельности различных органов, юридических и физических лиц и принимаются меры, направленные на устранение нарушений в сфере экономики и предупреждение их в будущем. По результатам государственного контроля устанавливаются (корректируются) правила (процедуры) действий определенных органов и должностных лиц в системе государственного управления. И это обстоятельство является важным профилактическим фактором в части, касающейся предупреждения и пресечения экономической преступности и коррупции. В то же время госконтроль должен осуществляться при строжайшем соблюдении установленных и защищаемых Конституцией РФ прав и свобод физических и юридических лиц. Анализ основных направлений экономической деятельности государственных органов исполнительной власти позволяет выделить в качестве наиболее криминогенных объектов государственного контроля следующие: - финансово-кредитную сферу, криминализация которой является наиболее опасной для личности, общества и государства, поскольку криминализации в результате нее подвержены все звенья экономической системы в целом; - сферу внешнеэкономической деятельности, являющуюся самым эффективным средством незаконного экспорта капиталов через криминальную систему экспорта энергетических и сырьевых ресурсов; - сферу отношений собственности, в первую очередь в топливно-энергетическом, агропромышленном и строительном комплексах, а также на рынке недвижимости; - сферу потребительского рынка, строго контролируемую криминальными структурами, квотирующими размеры продаж, устанавливающими монопольные цены и взимающими дань в виде доли от участия в капитале, а также в виде прямых платежей за право осуществлять торговую деятельность. Таким образом, можно утверждать, что именно перечисленные криминальные сферы или направления работы субъектов экономической деятельности относятся к наиболее важным и востребованным объектам государственного контроля, на которых и должны сконцентрироваться усилия правоохранительных органов и всех органов госконтроля. Анализ нормативных правовых актов свидетельствует, что у России основными субъектами государственного контроля являются Президент РФ (президентский контроль), Совет Федерации и Государственная Дума Федерального Собрания РФ (парламентский контроль), Правительство РФ (правительственный контроль), суды Российской Федерации (Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ и судебные органы, входящие в их систему) - ст. ст. 10 - 11 Конституции РФ. Госконтроль также осуществляют Счетная палата Российской Федерации (финансовый контроль), прокуратура РФ (прокурорский надзор), Банк России (банковский контроль), Уполномоченный по правам человека в РФ. В регионах госконтроль осуществляют законодательные собрания и высшие должностные лица исполнительной власти субъектов Российской Федерации (их аппараты). Ведущее место в системе внешнего (надведомственного) госконтроля за экономической преступностью и коррупцией в сфере деятельности органов исполнительной власти занимает президентский контроль, поскольку в соответствии со ст. 32 Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 г. N 2-ФКЗ "О Правительстве РФ" именно Президент руководит федеральными органами исполнительной власти "силового" блока. Как известно, борьба с преступностью является главенствующим направлением работы правоохранительных органов, к которым относятся, в частности, МВД России, ФСБ России, ФСО России, СВР России, ФСКН России, ФСИН России, ФТС России. Анализ федеральных, в т. ч. конституционных, законов, а также указов и распоряжений Президента РФ свидетельствует, что основными субъектами президентского контроля за экономической преступностью и коррупцией являются: глава государства, Администрация Президента РФ, Контрольное управление Президента РФ, полномочные представители президента РФ в федеральных округах. Названные субъекты президентского контроля уполномочены осуществлять контроль за исполнением государственными органами исполнительной власти принятых нормативных правовых актов и президентских поручений и по вопросам финансово-экономической деятельности. С учетом стратегического конституционного статуса Президента РФ как главы государства (ст. 80 Конституции РФ) президентский контроль является стратегическим видом государственного контроля, и он осуществляется за стратегическими направлениями деятельности государственных органов исполнительной власти. Наиболее разветвленная структура контролирующих органов в России создана в системе правительственного контроля. В настоящее время функционирует более 30 федеральных органов исполнительной власти со статусом федеральной службы, обладающих весьма обширными полномочиями по осуществлению вневедомственного контроля. А такие службы, как, например, Федеральная налоговая служба, Федеральная служба финансово-бюджетного надзора, Федеральная служба по финансовому мониторингу, Федеральное казначейство, Федеральная служба страхового надзора, осуществляют госконтроль за финансово-экономической деятельностью. В связи с этим следует сказать, что для повышения эффективности госконтроля за экономической преступностью и коррупцией в стране необходимо объединение усилий субъектов госконтроля всех ветвей государственной власти, а также прокуратуры РФ, Счетной палаты РФ, Банка России. Причем не только за деятельностью госорганов, их аппаратов, но и частных структур (субъектов экономической деятельности). Для эффективного функционирования контрольных органов целесообразно обеспечить их реальное взаимодействие и координацию. В связи с этим целесообразно рассмотрение вопроса о создании Совета по координации контрольной деятельности при Президенте РФ, поскольку в соответствии со ст. 80 Конституции РФ именно на главу государства возложено обеспечение согласованного взаимодействия и функционирования органов государственной власти. О необходимости обеспечения взаимодействия свидетельствуют и положения Указа Президента РФ, изданного еще 3 марта 1998 г. N 224, "Об обеспечении взаимодействия государственных органов в борьбе с правонарушениями в сфере экономики" <2>. Данным Указом Правительству РФ, федеральным и региональным органам исполнительной власти предписано принять необходимые меры по преодолению разобщенности государственных органов в предупреждении, своевременном выявлении и пресечении правонарушений в сфере экономики. В Указе также установлено, что при выявлении таких преступлений следует незамедлительно информировать органы прокуратуры. -------------------------------- <2> Собрание законодательства РФ. 1998. N 10. Ст. 1159 (в ред. Указа Президента РФ от 25 июля 2000 г. N 1358).
На Минфин России и Федеральную налоговую службу данным Указом Президента РФ возложена обязанность выделения по требованию правоохранительных органов специалистов для участия в проведении проверок и ревизий по материалам и уголовным делам о правонарушениях в сфере экономики. Генеральному прокурору Российской Федерации рекомендовано усилить надзор за законностью мер, принимаемых по выявленным преступлениям и административным правонарушениям в сфере экономики и направленных на устранение причин и условий, способствующих их совершению. Отметим, что госконтроль за деятельностью правоохранительных органов в части принятия ими мер по своевременному выявлению и предупреждению экономических преступлений направлен на повышение эффективности их работы по подрыву основ экономической преступности, активное противодействие с их стороны негативным процессам в системе государственного управления. Государственный контроль важно осуществлять не только за деятельностью государственных органов, но и за социально-экономическими процессами. При этом следует помнить об экономической опасности практиковавшихся государством налоговых льгот как способа поддержки каких-либо организаций и лиц. По-прежнему актуальна и необходима в целях развития и совершенствования госконтроля за различными сферами деятельности, должностными лицами также реализация конституционного принципа: все равны перед законом и судом (ст. 19 Конституции РФ). Сейчас же в стране существует широкая система иммунитетов, в частности, депутатов Государственной Думы, целого ряда категорий судейского сообщества. Для эффективной борьбы с преступлениями в экономической сфере и коррупцией важно, чтобы срабатывала система, состоящая из следующих взаимосвязанных элементов: выявление преступления качественное его предварительное расследование предъявление обвинения передача материалов уголовного дела в суд объективное судебное расследование принятие судом объективного судебного решения (приговора суда). Следует отметить, что наличие хороших законов, указов, федеральных программ не является панацеей в обеспечении эффективной борьбы с экономической и налоговой преступностью. Поэтому, говоря о полноте и рациональности правового поля в целях усиления эффективности борьбы с экономической преступностью и госконтроля, необходимо отметить, что принятие только уголовно-правовых мер не даст необходимого результата. Никакой новый жесткий уголовный закон сущностно не исправит положение с неуплатой налогов, "бегством" капиталов за рубеж без решения государством социально-экономических проблем. Отметим и другой значимый аспект. Контроль над экономической преступностью и коррупцией, а также за правоохранительной деятельностью на этих направлениях борьбы должен соответствовать современным характеристикам преступности: ее высокой обеспеченности финансовыми средствами, организованности, криминальному профессионализму, использованию высоких технологий. Важнейшим фактором в реализации таких задач является расширенное подключение к этому процессу СМИ и населения, проведение комплексного социально-правового контроля, в том числе Общественной палатой РФ. Таким образом, эффективный государственный контроль необходим для обеспечения национальной экономической безопасности России, безопасности личности, общества и государства. Решение данного вопроса стратегически важно для дальнейшего оздоровления политической и социально-экономической обстановки в стране в целом.
Название документа