Некоторые аспекты правового регулирования оборота гражданского оружия

(Рогулев П. А.) ("Общество и право", 2008, N 1) Текст документа

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ОБОРОТА ГРАЖДАНСКОГО ОРУЖИЯ

П. А. РОГУЛЕВ

Рогулев Петр Анатольевич, адъюнкт кафедры административного и конституционного права Орловского юридического института МВД России.

Обращаясь к вопросу правового регулирования оборота гражданского оружия необходимо иметь точное представление о самом понятии оружия, а также выявить общую систему основных понятий, содержащихся в Федеральном законе "Об оружии" <1>, и конкретизировать определение оборота оружия. -------------------------------- <1> См.: Собрание законодательства РФ. 1996. N 51. Ст. 5681.

Следует отметить, что в различных отраслях научного знания: военной науке, криминалистике, судебной баллистике, уголовном праве в зависимости от конкретных задач исследования и прикладного значения - определения термина "оружие" различны. В связи с этим происходит расширение либо сужение указанного понятия, что вполне естественно. Понятие оружия сформулировано в ст. 1 Федерального закона "Об оружии": "Оружие - устройства и предметы, конструктивно предназначенные для поражения живой или иной цели, подачи сигналов". Как следует из определения, оно разрабатывалось с учетом широкого круга относящихся к нему предметов и поэтому носит достаточно общий характер. Термин "оружие" используется расширительно, подразумевая под собой лишь оружие в собственном смысле слова, а не его конкретные виды. Изучая сущностные вопросы, Е. Д. Шелковникова в своем исследовании выделяет следующие признаки, характеризующие оружие: правовой и целевой. Правовой признак состоит в наличии особого правового режима оружия (отдельных его видов) в зависимости от того, является оно объектом разрешительной системы или нет. Целевой признак оружия заключается в его специальном назначении (для поражения живой или иной цели, подачи сигналов) и обусловленных им конструктивных особенностях <1>. -------------------------------- <1> См.: Шелковникова Е. Д. Теоретические и правовые основы деятельности органов внутренних дел по контролю за оборотом оружия: Монография. М.: ВНИИ МВД России, 1998. С. 6.

Отмеченные конструктивные особенности оружия отражают, на наш взгляд, основную задачу его создания - поражение цели, т. е. временное либо постоянное нарушение функционирования объекта (одушевленного или неодушевленного) вплоть до его разрушения. Далее, в статьях Федерального закона "Об оружии" под оружием (применительно к его обороту) понимается любой предмет, определенный данным Законом в качестве оружия, а также основные части огнестрельного оружия. В российском законодательстве оружие по своему целевому признаку подразделяется на следующие типы: 1. Огнестрельное оружие - оружие, предназначенное для механического поражения цели на расстоянии снарядом, получающим направленное движение за счет энергии порохового или иного заряда. 2. Холодное оружие предназначено для поражения объекта с помощью мускульной силы человека при непосредственном контакте с ним. 3. Метательное оружие предназначено для поражения цели на расстоянии снарядом, получающим направленное движение при помощи мускульной силы человека или механического устройства. 4. Газовое оружие предназначено для временного поражения живой цели путем применения слезоточивых или раздражающих веществ. 5. Пневматическое оружие предназначено для поражения цели на расстоянии снарядом, получающим направленное движение за счет энергии сжатого, сжиженного или отвержденного газа. 6. Сигнальное оружие конструктивно предназначено только для подачи световых, дымовых или звуковых сигналов <1>. -------------------------------- <1> Сборник законов РФ. М., 2003. С. 678.

Законом "Об оружии" данное оружие выделено в самостоятельный тип впервые. Однако обоснованность включения такого "предмета" в объект регулирования оружейного законодательства представляется спорной. Так, например, Е. Д. Шелковникова ставит под сомнение целесообразность такого деления типов оружия в соответствии со ст. 1 Федерального закона "Об оружии". Согласно Закону, все перечисленные типы оружия, за исключением сигнального, конструктивно предназначены для поражения цели. Сигнальное же оружие имеет совсем иное назначение, и, таким образом, в законодательное определение понятия "оружие" искусственно вносится посторонний элемент, что, по мнению Е. Д. Шелковниковой, является нецелесообразным. По ее мнению, исходя из определения сигнального оружия, оно не может содержать никакого "метаемого снаряжения" <1>. Следовательно, складывается логически абсурдная ситуация, когда оружие не имеет ни боеприпаса, ни патрона и не может поразить цель. -------------------------------- <1> См.: Шелковникова Е. Д. Указ. соч.

На наш взгляд, данное суждение требует уточнения, так как среди всех видов изделий, предназначенных для подачи сигналов, существуют два типа сигнальных приспособлений, конструктивно схожих с огнестрельным оружием, которые в криминалистической оценке могут быть отнесены к оружию. В качестве первого примера стоит указать на сигнальные приспособления (пистолеты) для подачи светового сигнала путем отстрела на расстояние, используя пороховой заряд патрона, горящего элемента, способного на незначительном удалении от стреляющего поразить цель (в большинстве случаев причинив ей только повреждение). Во втором случае речь идет о сигнальных пистолетах для подачи звукового сигнала посредством возникающего при взрыве капсуля хлопка и при непосредственном контакте с живыми тканями человека, животного, повреждающие их. Данные, конструктивно схожие с огнестрельным оружием, пистолеты в криминальной среде очень часто приспосабливают для осуществления полноценного выстрела снаряда. Таким образом, соглашаясь с мнением Е. Д. Шелковниковой, мы полагаем, что избранная законодателем для обозначения этого типа оружия формулировка является некорректной (поскольку данному описанию полностью соответствуют такие, например, предметы, как свисток, фонарик), а потому нуждается в корректировке. Необходимость включения данных предметов в перечень устройств, оборот которых ограничен лицензионными отношениями, в первую очередь объясняется возможностью использования их с целью причинения вреда человеку. В таком случае, давая определение сигнальному оружию, следует исходить именно из этой позиции. На наш взгляд, определение сигнального оружия должно быть дополнено конструктивной схожестью с огнестрельными оружием и возможностью причинения вреда живой силе. Принятый Государственной Думой 13 ноября 1996 г. Федеральный закон "Об оружии" впервые ввел в России оборот гражданского оружия и отнес к категории оружия самообороны электрошоковые устройства (ЭШУ) и искровые разрядники (ст. 3). При этом законодатель, давая в ст. 1 Федерального закона "Об оружии" характеристику его основных понятий, в то же время не раскрывает определения этого нового вида гражданского оружия самообороны. В статье 3 данного Закона содержится лишь указание на его возможные модификации: электрошоковые устройства и искровые разрядники отечественного производства, выходные параметры которого соответствуют Государственным стандартам Российской Федерации и нормам Министерства здравоохранения Российской Федерации. Таким образом, действующим Федеральным законом "Об оружии" к обороту на территории России разрешены только ЭШУ и ИР отечественного производства. Эти устройства объединяют в себе, с одной стороны, признаки холодного оружия, поскольку их применение требует непосредственного контакта с объектом поражения, а с другой - признаки газового оружия, так как само поражение не ведет к деструктивным изменениям объекта и поражающее действие носит временный характер. Дав краткую характеристику основных типов оружия, предусмотренных Федеральным законом "Об оружии", перейдем к определению понятия "оборот оружия". Оружие, взрывчатые вещества, безусловно, являются вещами, т. е. материальными предметами внешнего по отношению к человеку окружающего мира, способными удовлетворить определенные потребности людей, а значит, обладают полезными качествами, в силу чего могут являться объектами гражданских правоотношений <1>. -------------------------------- <1> См.: Гражданское право: Учебник. Ч. 1 / Под ред. А. П. Сергеева, Ю. К. Толстого. М., 1998.

В то же время, поскольку эти вещи имеют весьма специфическое назначение, например, поражение живой или иной цели, они обладают опасными свойствами и при определенных обстоятельствах могут представлять угрозу правоохраняемым интересам. Государственное регулирование отношений, складывающихся вокруг предметов, подпадающих под категорию оружия, взрывчатых веществ, обусловлено тем, что социально полезные их свойства при определенных обстоятельствах могут обращаться во вред охраняемым интересам, представлять угрозу безопасности. И поскольку безопасность характеризует общественные отношения, определяющие состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, и является одной из сфер государственного управления, государство, выражая публичный интерес, средствами административного права должно оказать управляющее воздействие на определенный участок социальной деятельности, объектом которой являются оружие, боеприпасы, взрывчатые материалы <1>. -------------------------------- <1> См.: Долгополов А. А. Оборот оружия и взрывчатых веществ как объект административно-правового регулирования. ВНИИ МВД РФ: Некоторые вопросы совершенствования деятельности органов внутренних дел в современных условиях: Сборник трудов адъюнктов и соискателей. М., 2006.

Проводя исследования в области оборота оружия, Е. Д. Шелковникова и А. А. Долгополов выявили следующие тенденции: правовое закрепление понятия оборота оружия и его составляющих; законодательное определение классификации оружия, разрешенного к обороту на территории Российской Федерации; введение обязательной сертификации всех видов оружия и кадастрирование служебного и гражданского оружия; значительное расширение круга лиц, имеющих право на владение оружием, в том числе огнестрельным; установление ограничений и запретов на оборот служебного и гражданского оружия, касающихся его конструкций, размеров, формы, свойств, принципов действия, порядка использования и т. п.; введение новых видов гражданского и служебного оружия. Определяя содержание оборота оружия, Федеральный закон "Об оружии" приводит исчерпывающий перечень действий в отношении данных предметов, включающий его производство, торговлю оружием, его продажу, передачу, приобретение, коллекционирование, экспонирование, учет, хранение, ношение, перевозку, транспортирование, использование, изъятие, уничтожение, ввоз оружия на территорию Российской Федерации и вывоз его из Российской Федерации. Однако законодателем раскрывается содержание лишь дефиниции, входящей в определение понятия "оборот оружия" - его производство. Иные понятия, имеющие прямое отношение к обороту оружия (экспорт и импорт (ст. ст. 6, 17); продажа (ст. 6); пересылка (ст. 6); временное пользование (ст. 12); награждение (ст. 20); дарение (ст. 20); наследование (ст. 20)), в Законе только обозначаются. Отсутствие в Законе толкования всего понятийного аппарата оборота оружия на практике приводит к произвольному толкованию Закона. Мнение о необходимости включения в Закон определений данных понятий было высказано Е. Д. Шелковниковой при подготовке Комментария Федерального закона "Об оружии" <1>. -------------------------------- <1> См.: Скворцов С. М., Шелковникова Е. Д. Федеральный закон "Об оружии": Комментарий / Под ред. В. Я. Кикотя. М.: ВНИИ МВД России, 2001. С. 3 - 21.

Таким образом, проведенный анализ понятийного аппарата, составляющего содержание оборота оружия, показал, что содержащееся в Федеральном законе "Об оружии" определение оборота оружия нуждается в дополнении и уточнении. Кроме этого, в Закон необходимо включить определения всех действий, составляющих содержание оборота оружия, что позволит правоприменителю избежать ошибок, связанных с применением законодательства.

Название документа