Электронная карта - вот мой паспорт!
(Пшеницын О.)
("ЭЖ-Юрист", 2013, N 4)
Текст документа
ЭЛЕКТРОННАЯ КАРТА - ВОТ МОЙ ПАСПОРТ!
О. ПШЕНИЦЫН
Олег Пшеницын, газета "ЭЖ-Юрист".
Электронный паспорт нового поколения в ближайшие годы должен стать основным документом, удостоверяющим личность гражданина Российской Федерации на территории нашей страны. Это следует из разработанного ФМС России проекта Федерального закона "Об основном документе, удостоверяющем личность гражданина Российской Федерации".
Форма документа
Законопроект устанавливает, что основным документом, удостоверяющим личность гражданина РФ на территории РФ, является паспорт гражданина РФ, оформленный в виде идентификационной карты с электронным носителем информации (далее - электронная карта). Эта электронная карта будет содержать персональные данные гражданина, включая биометрические персональные данные, зафиксированные на ней в визуальной (графической) и электронной форме, что позволит идентифицировать личность ее владельца.
Документ не уточняет, что подразумевается под графической формой персональных данных, но можно предположить, что на электронной карте будет размещена информация о владельце документа и его фотография. Описание электронной карты, а также технические требования, предъявляемые к ней, и перечень визуальных (графических) сведений и сведений в электронной (машиносчитываемой) форме будут установлены Правительством РФ.
Принятие законопроекта позволит применить в повседневной жизни более практичный и менее подверженный риску порчи документ, существенно снизить традиционный бумажный документооборот и, как указано в пояснительной записке к документу, сократить возможности для реализации мошеннических и коррупционных схем при совершении юридически значимых действий и оказании государственных услуг.
Предполагается, что срок действия электронного паспорта составит 10 лет, а выдаваться он будет при достижении гражданином РФ 14-летнего возраста. Оформлять, выдавать и заменять электронную карту будут органы Федеральной миграционной службы России. Действующие в сегодняшнем законодательстве основания для замены паспорта (Постановление Правительства РФ от 08.07.1997 N 828 "Об утверждении Положения о паспорте гражданина Российской Федерации, образца бланка и описания паспорта гражданина Российской Федерации") в основном сохранены, к ним добавлен лишь случай "значительного изменения внешности гражданина".
Законопроект определяет полномочия федеральных органов исполнительной власти, их территориальных органов по осуществлению правоприменительных функций, функций по федеральному государственному контролю (надзору) и предоставлению государственных услуг в сфере миграции по оформлению, выдаче и замене электронной карты.
Документ закрепляет срок действия электронной карты, обязанность граждан РФ по получению, хранению и замене электронной карты и обязанность уполномоченных органов по оформлению, выдаче и замене электронной карты.
В целях обеспечения процессов оформления, выдачи, замены, использования и прекращения (приостановки) действия выданных электронных карт предполагается создание нового государственного реестра. Порядок создания, ведения реестра и предоставления доступа к нему будет определен Правительством РФ. Оператором реестра выступит Федеральная миграционная служба России.
Получение и замена
Существующие тенденции внедрения электронного документооборота, а также предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме нашли свое отражение в порядке подачи гражданами документов на получение или замену электронного паспорта. Законопроект устанавливает, что заявление, а также иные документы, необходимые для получения или замены электронной карты, могут быть поданы через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг либо представлены в форме электронных документов и направлены в ФМС через сеть Интернет, в том числе через Единый портал государственных и муниципальных услуг.
Электронный паспорт, как следует из проекта Закона, будет служить не просто удостоверением личности, но и средством идентификации в информационных системах. По мнению авторов проекта, его использование позволит создать базу для существенного роста доли электронных операций, для создания новых электронных сервисов, обеспечит возможность получения электронных услуг как в государственном, так и в частном секторах без необходимости личного взаимодействия с органом или организацией, оказывающей такие услуги.
Универсальная карта
Технологии получения государственных и муниципальных услуг с помощью электронных карт сегодня получают широкое распространение. С января 2013 года граждане России могут получить так называемую универсальную электронную карту (УЭК). Основным нормативным документом, регулирующим порядок выпуска и обслуживания УЭК, является Федеральный закон от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг". Кроме этого, на уровне законодательства субъектов РФ выходят региональные нормативные акты, регулирующие порядок выпуска и обслуживания УЭК. Универсальная электронная карта, помимо идентификационных данных гражданина, содержит информацию о страховом номере индивидуального лицевого счета в системе пенсионного страхования и номер полиса обязательного медицинского страхования. Электронная начинка УЭК позволяет использовать карту не только для идентификации личности гражданина при получении государственных и муниципальных услуг. Установленные на ней специальные программы, так называемые электронные приложения, дают возможность использовать УЭК в качестве удостоверения для получения льгот, оплаты транспорта и товаров, получения банковских услуг. Предполагаемый период службы универсальной карты - 5 лет.
В рассматриваемом законопроекте не упоминается о возможности использования каких-либо электронных приложений - новый паспорт будет только идентификатором личности. Однако после введения электронных паспортов на руках у гражданина окажутся 2 электронных средства доступа к предоставлению государственных и муниципальных услуг. Видимо, законодателям придется каким-то образом решать проблему своеобразной конкуренции 2 электронных средств идентификации.
Большой переходный период
Законопроект устанавливает значительный переходный период для введения электронных паспортов. Закон должен вступить в силу с 1 января 2015 года, и с этого дня в стране должны начать выдачу электронных паспортов. С этого же момента будет признан недействительным и паспорт гражданина СССР, до сих пор являющийся документом, удостоверяющим личность наравне с паспортом гражданина РФ.
Вступление в силу нового закона не означает немедленного отказа от бумажных паспортов. Традиционный паспорт сохранит юридическую силу основного документа, удостоверяющего личность гражданина РФ, до его замены на электронную карту и будет признаваться действительным до 1 января 2025 года.
Более того, после вступления закона в силу уполномоченные органы продолжат осуществлять выдачу бумажных паспортов гражданина РФ, удостоверяющих личность гражданина на территории нашей страны, до 1 января 2025 года.
Название документа