Торговым судам могут разрешить в некоторых случаях неоднократно пересекать Государственную границу без прохождения пограничного и таможенного контроля

(Керенский И. В.)

(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2013)

Текст документа

Подготовлен для системы КонсультантПлюс

ТОРГОВЫМ СУДАМ МОГУТ РАЗРЕШИТЬ В НЕКОТОРЫХ СЛУЧАЯХ

НЕОДНОКРАТНО ПЕРЕСЕКАТЬ ГОСУДАРСТВЕННУЮ ГРАНИЦУ

БЕЗ ПРОХОЖДЕНИЯ ПОГРАНИЧНОГО И ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ

Материал подготовлен с использованием правовых актов

по состоянию на 24 января 2013 года

И. В. КЕРЕНСКИЙ

23 января 2013 г. Госдума приняла в первом чтении правительственный законопроект N 166761-6 "О внесении изменений в статью 9 Закона Российской Федерации "О Государственной границе Российской Федерации" и статью 6 Федерального закона "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" (далее - законопроект).

Авторы законопроекта предлагают при соблюдении ряда условий разрешить российским и иностранным судам неоднократно пересекать Государственную границу без прохождения пограничного и таможенного (в части совершения таможенных операций, связанных с прибытием или убытием судов) контроля.

Для реализации данного права российские суда обязаны будут соответствовать ряду требований.

Во-первых, конечная и начальная точки их маршрута должны находиться на территории России. В законопроекте устанавливаются два возможных маршрута:

- либо суда должны осуществлять плавание между портами или морскими терминалами РФ;

- либо убывать из портов РФ во внутренние морские воды или территориальное море РФ в целях торгового мореплавания и впоследствии прибывать также в морские порты РФ. Исключение из этого правила составит использование судов в целях рыболовства. Дело в том, что российские суда в таком случае уже имеют право неоднократно пересекать Государственную границу на основании разрешения пограничных органов [1].

Во-вторых, они должны быть оснащены техническими средствами контроля местоположения судна и передачи данных о его местоположении.

В-третьих, судам необходимо передавать данные о своем местоположении в пограничные органы, а также уведомлять пограничные органы о намерении пересечь границу.

В-четвертых, при прибытии на территорию РФ в отношении судов должен осуществляться пограничный и таможенный контроль, а в случаях, предусмотренных международным договором или законом, - и иные виды контроля.

Чтобы иностранные суда смогли реализовать право на неоднократное прохождение Государственной границы без контроля, им необходимо будет также соответствовать данным требованиям. Однако в этом случае уведомлять пограничные органы о намерении пересечь границу не требуется. Вопрос о порядке многократного пересечения границы такими судами должно будет разрешить Правительство РФ в подзаконном акте. Как указано в законопроекте, оно же будет определять правила уведомления пограничных органов, правила передачи им сведений о местоположении судов и требования к оснащению судов необходимыми техническими средствами.

Согласно законопроекту судам, многократно пересекающим Государственную границу без прохождения контроля, будет запрещен заход во внутренние морские воды и территориальное море иностранных государств. Правительство РФ вправе будет установить перечень исключений из этого запрета. Также суда не смогут без разрешения пограничных и таможенных органов осуществлять посадку (высадку) людей и погрузку (выгрузку) грузов, товаров, валюты, животных на иностранные и российские суда, прошедшие пограничный контроль. Нарушить данные запреты можно будет только в случае чрезвычайных обстоятельств, о которых капитан судна обязан будет незамедлительно сообщить пограничным и таможенным органам.

Как указано в пояснительной записке к законопроекту, его принятие обусловлено тем, что из-за географических и климатических особенностей отдельных регионов России осуществление в них торгового мореплавания связано с пересечением Государственной границы. При этом неоднократное пересечение границы происходит даже в том случае, когда суда осуществляют плавание между двумя частями российской территории.

Нередки случаи, когда компании, осуществляющие подобные рейсы, привлекаются к ответственности за непрохождение судами пограничного или таможенного контроля (см., например, Постановления ФАС Дальневосточного округа от 03.12.2012 N Ф03-5321/2012 по делу N А51-8492/2012, ФАС Дальневосточного округа от 18.11.2011 N Ф03-5674/2011 по делу N А24-1923/2011).

В настоящее время идет подготовка к рассмотрению законопроекта во втором чтении.

[1] Часть 14 ст. 9 Закона РФ от 01.04.1993 N 4730-1 "О Государственной границе Российской Федерации".

Документ:

Законопроект N 166761-6 "О внесении изменений в статью 9 Закона Российской Федерации "О Государственной границе Российской Федерации" и статью 6 Федерального закона "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию".

Название документа