Условия инновационно-безопасного развития территорий

(Калгина Л. Д.) ("Безопасность бизнеса", 2012, N 4) Текст документа

УСЛОВИЯ ИННОВАЦИОННО-БЕЗОПАСНОГО РАЗВИТИЯ ТЕРРИТОРИЙ <*>

Л. Д. КАЛГИНА

Калгина Людмила Дмитриевна, доцент кафедры ЭТ ФГБОУ ВПО "Хабаровская государственная академия экономики и права", кандидат экономических наук.

Автор исследует условия безопасного инновационного развития территорий, дает понятие "инновационная территория".

Ключевые слова: экономическая безопасность, инновационная территория, инновационное развитие.

The author examines conditions of safe innovative development of territories, gives the notion of "innovative territory".

Key words: economic safety, innovative territory, innovative development.

Выдвижение инновационного процесса на роль ведущего фактора и элемента экономической системы повышает значение исследования проблем развития территорий, вопросов экономической безопасности в условиях возрастания роли интеллектуальных, природных, инновационных детерминант экономического роста. Основные подходы к территориальному развитию и экономической безопасности территорий разрабатывались в середине и в конце XX в. Их можно представить в виде концепций, различающихся принципами, слагаемыми, кругом учитываемых факторов, индикаторов и акцентами. В настоящее время существуют различные подходы к определению "инновационной территории", в основном разработанные в рамках программного документа "Основополагающие принципы устойчивого развития Европейского континента" <1>. -------------------------------- <1> Основополагающие принципы устойчивого развития Европейского континента // Европейские документы по пространственному развитию / Европейская конференция министров регионального развития (СЕМАТ). Комитет руководителей Европейской конференции министров регионального планирования (СЕМАТ). Ганновер, 7 - 8 сентября 2000 г.

В научной литературе "инновационную территорию" определяют чаще всего как "территорию с высокой концентрацией научно-технического потенциала", находящуюся в границах одного или нескольких муниципальных образований, основу которых составляет создание и реализация конкурентоспособной наукоемкой продукции <2>. -------------------------------- <2> Аванов В. В., Петров Б. И. Территории высокой концентрации научно-технического потенциала в странах ЕС // Инновационное развитие территорий в России и ЕС: опыт, проблемы, перспективы / Проект FINRUS 9804. Инновационные центры и наукограды. М.: СкканруС, 2001.

Таким образом, представления об инновационных территориях основываются на преимущественно технократическом понимании инноваций как результата научно-технической деятельности. В результате основные направления государственной политики развития инновационных территорий определяются как модернизация экономики, обновление производственных фондов, диверсификация производства, повышение конкурентоспособности продукции, эффективности использования научно-технического потенциала, ускорение процесса разработки, внедрения и использования инноваций в сфере производства и т. п. Все это практически не затрагивает собственно территорию, ее социально-экономическое безопасное развитие, процесс формирования адекватного механизма управления инновациями на уровне территории. В данном случае следует согласиться с А. Г. Шеломенцевым, Ю. А. Толченкиным, Б. В. Юшковым в том, что вышеприведенное представление об инновационных территориях основано на узком понимании инноваций как результата научно-технической деятельности, и принять следующее определение: "инновационная территория" - локальная социально-экономическая система, основу которой составляет научно-технический комплекс, направленный на целенаправленное приращение знаний, разработку современных технологий и формирование соответствующих современным условиям новых ценностей, определяющих характер и направления развития территории <3>. -------------------------------- <3> Шеломенцев А. Г., Толченкин Ю. А., Юшков Б. В. Инновационные территории в теориях регионального развития // Журнал экономической теории. 2005. N 4. С. 104 - 113.

В исследованиях инновационного характера описываются не только привлекательные для инвесторов и предпринимателей-новаторов стороны территории, но и обращается внимание на возможные негативные последствия инновационного процесса для определенной территории и необходимость принятия защитных мер. Защищенность от внутренних и внешних угроз является составной частью общего понятия "экономическая безопасность" <4>. -------------------------------- <4> Закон Российской Федерации "О безопасности" (принят 5 марта 1992 г.).

По территориальным масштабам наряду с другими выделяют международную и национальную безопасность, которая ограничивается масштабами стран, ее регионами или другими территориальными образованиями. Содержание экономической безопасности, сферы общественной жизни, направления человеческой деятельности позволяют выделять различные виды безопасности, в т. ч. "инновационную безопасность". Инновационную безопасность можно определить как совокупность условий и факторов, обеспечивающих независимую, стабильную, устойчивую способность к постоянному обновлению и самосовершенствованию, при гарантированной защите интересов и приоритетов нации, разумном использовании природных ресурсов территории. Инновационные идеи могут основываться на научных фундаментальных и прикладных знаниях, на анализе потребностей рынка, на основе практического опыта снижения издержек производства и знания принципов и методов организации производства. При этом важно не только грамотно и тщательно изучить состояние территории на данный период, но и направить научные исследования на разработку несырьевых, наукоемких, высокотехнологичных производств. Инновационная активность субъектов и реализация основных положений инновационного освоения территорий во многом зависят от условий и факторов, определяющих инновационно-наступательное безопасное развитие территорий, т. к. инновационное развитие экономики и экономическая безопасность тесно связаны и при правильно выстроенном взаимодействии способны успешно дополнять друг друга. С одной стороны, деятельность по обеспечению экономической безопасности направлена на создание условий для инновационного развития территорий, характеризующегося устойчивостью и грамотностью развития своих составляющих. С другой стороны, инновационное развитие является одним из важнейших факторов, позволяющих более активно и широко заниматься обеспечением экономической безопасности. Вместе с тем при определенных условиях быстрый негармоничный инновационный рост может привести к снижению уровня экономической безопасности со всеми вытекающими последствиями, и в то же время сам инновационный процесс может оказаться под угрозой. Следовательно, можно выделить две стороны инновационной безопасности. С одной стороны, внедряемые инновации могут иметь отрицательный эффект для территории. С другой стороны, сам инновационный процесс подвержен риску, что также негативно может отразиться на территориальном развитии. Исходя из Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года инновационной следует считать социально ориентированную, экономически безопасную, с эффективным ресурсопотреблением экономику <5>. Это значит, что переход России на инновационный путь развития возможен только при условии обеспечения экономической безопасности территорий, что обусловлено, с одной стороны, сложившимся в мире техногенным типом экономического развития, с другой - все возрастающим уровнем технологического воздействия на окружающую среду, приведшего к трансформации природно-техногенных процессов в критические с негативными социально-экономическими последствиями и зачастую к экологически аварийным ситуациям на отдельных территориях. -------------------------------- <5> Распоряжение Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 N 1662-р "О концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2021 года" // Собрание законодательства Российской Федерации. 2008. N 47. Ст. 5489.

Экономические проблемы территорий чаще всего объясняют "провалами рынков" или слабыми рыночными стимулами. Однако, как показало время, необходимые для устойчивого развития технико-экономические инновации не могут быть обеспечены только рыночными стимулами и корректировкой "провалов рынка". В данном случае необходимы институциональные изменения на всех этапах технологического процесса, создание системы инфраструктурных условий для технологических и экологических инноваций, формирование инновационной предпринимательской среды. При этом важное значение имеет сбор, накапливание и систематизация информации о состоянии окружающей среды на определенной территории. Информационное обеспечение природоохранной деятельности и прогнозирование изменений в экосистеме под воздействием техногенного фактора позволяют тщательно проанализировать текущее состояние местности, создать условия для внедрения и реализации на территории инновационных программ с более высокой ресурсоотдачей и безотходностью. Другими словами, при помощи государства следует создать эффективный экономический механизм, обеспечивающий необходимые условия для инновационно-безопасного, чистого и экономически эффективного развития территорий. Неоднозначным и сложным представляется совокупное влияние на инвестиционные процессы таких факторов, как уровень конкуренции, кризис денежной ликвидности, структура и формы собственности. Особым фактором становится институт интеллектуальной собственности, который выражает не только отношения присвоения, но и отношения экономически и социально эффективного ее использования <6>. Как специфический вид собственности, интеллектуальная собственность является не только социально-экономической, но и экономико-правовой категорией, отношения по поводу ее объектов характеризуются экономической и правовой сопряженностью. Отсюда важным инструментом института интеллектуальной собственности является рассмотрение и защита прав носителей интеллектуального продукта, повышение доверия в отношениях работодателей и квалифицированных работников относительно интеллектуальной собственности. Названные проблемы актуальны еще и потому, что часть прикладной науки постепенно передается в частные руки. -------------------------------- <6> Суркина Н. Н. Интеллектуальная собственность как фактор становления инновационной экономики: Автореф. дис. ... канд. экон. наук. Казань, 2009. 12 с.

Поскольку пока еще не сформирована эффективная система защиты по сохранению научно-технического потенциала при приватизации собственности научных организаций, в условиях высокой криминализации этого процесса в России сохранение и существование профиля научной деятельности подвергается большому риску, следовательно, в настоящее время по требованиям национальной безопасности целесообразно приостановить разгосударствление научных организаций, направить усилия на то, чтобы сосредоточить на территории достаточное количество специалистов высокой квалификации. Причинами возникновения рисковых ситуаций развития инновационно-безопасных территорий являются недостаточно обоснованный прогноз спроса на инвестиции в инновационные проекты, структурные диспропорции и их воздействие на изменение инновационных программ, рост неплатежеспособности основных потребителей инновационного продукта, природные демографические и другие причины. Кроме того, диапазон возможностей для инноваций находится под влиянием окружения учреждений макроэкономической обстановки и других условий. Все это требует создания системы скоординированной модернизации общества, государства и бизнеса, условий инновационной деятельности, выделения концептуальных основ исследования проблемы инновационно-безопасного развития территорий.

Название документа