Зонально-линейный принцип раскрытия и расследования преступлений как перспективная форма управленческой деятельности начальника территориального органа внутренних дел на районном уровне
(Лапин А. А., Сараев Н. В.) ("Российский следователь", 2013, N 1) Текст документаЗОНАЛЬНО-ЛИНЕЙНЫЙ ПРИНЦИП РАСКРЫТИЯ И РАССЛЕДОВАНИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЙ КАК ПЕРСПЕКТИВНАЯ ФОРМА УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НАЧАЛЬНИКА ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО ОРГАНА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ НА РАЙОННОМ УРОВНЕ <*>
А. А. ЛАПИН, Н. В. САРАЕВ
Лапин Алексей Алексеевич, начальник ГУ МВД России по Ростовской области, кандидат юридических наук, доцент.
Сараев Николай Вячеславович, начальник филиала ВНИИ МВД России по Южному федеральному округу, кандидат юридических наук.
В статье рассматриваются проблемы, связанные с повышением эффективности организации работы служб и подразделений органов внутренних дел на районном уровне по раскрытию и расследованию преступлений. Авторы считают, что в условиях реформирования системы МВД России перспективной формой управленческой деятельности начальника органа внутренних дел по обеспечению взаимодействия и координации работы служб и подразделений является зонально-линейный принцип.
Ключевые слова: раскрытие и расследование преступлений, взаимодействие служб и подразделений органов внутренних дел, зонально-линейный принцип.
In article the problems connected with increase of efficiency of the organization of work of services and divisions of law-enforcement bodies at regional level on disclosure and investigation of crimes are considered. Authors consider that in the conditions of reforming of system of the Ministry of Internal Affairs of Russia by a perspective form of administrative activity of the chief of law-enforcement body on ensuring interaction and coordination of work of services and divisions the zone and linear principle is.
Key words: disclosure and investigation of crimes, interaction of services and divisions of law-enforcement bodies, zone and linear principle.
Расширение масштабов криминального влияния на многочисленные сферы жизнедеятельности общества обоснованно заставляет людей задумываться о своей безопасности и надежности ее обеспечения государством. В свою очередь, государство, сталкивающееся с обострениями криминальной ситуации, вынуждено не только традиционно реагировать на ее последствия с помощью имеющихся в его арсенале репрессивных уголовно-правовых мер, но и искать эффективные пути предупреждения криминальных деяний, совершенствовать методы раскрытия и расследования преступлений <1>. -------------------------------- <1> Лапин А. А. Перспективы развития системы предупреждения правонарушений органами внутренних дел // Предупреждение преступлений и административных правонарушений органами внутренних дел: Учебник для студентов вузов / Под ред. В. Я. Кикотя, С. Я. Лебедева. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009. С. 470.
Наряду с предупреждением преступности органы внутренних дел обязаны раскрывать уже свершившиеся преступные факты, так называемые неочевидные преступления. Раскрытие преступлений является одной из важнейших мер противодействия преступности в целом и представляет собой деятельность, осуществляемую гласно и негласно в соответствии с законодательством уполномоченными на то оперативными подразделениями и службами правоохранительных органов, направленную на выявление признаков преступлений, установление лица (группы лиц), их совершивших, а также иных обстоятельств, имеющих значение для доказывания их вины и принятия к ним мер, предусмотренных законом. Как правило, раскрытие неочевидных преступлений осуществляется оперативными подразделениями правоохранительных органов, с использованием всего арсенала сил и средств как гласного, так и негласного характера <2>. -------------------------------- <2> Лапунова Ю. А., Пинкевич Т. В. Отдельные аспекты деятельности оперативных подразделений органов внутренних дел по предупреждению и раскрытию преступлений, совершаемых псевдорелигиозными сообществами криминальной направленности: Учебное пособие. М.: ДГСК МВД России, 2011. С. 100.
В основу реформирования системы МВД России заложена идея оптимизации деятельности полиции, рационализации выбора путей для наиболее быстрого и качественного достижения целей и выполнения поставленных задач по борьбе с преступностью. Вместе с тем правоохранительные органы постоянно сталкиваются с активным противодействием преступников, со все более изощренными приемами совершения преступлений и сокрытия их следов. Раскрывать такие преступления только процессуальными средствами весьма затруднительно. Необходимость эффективного взаимодействия следователя с оперативными подразделениями при расследовании сложных уголовных дел, использования в уголовном судопроизводстве результатов оперативно-розыскной деятельности обусловлена потребностями практики. Ученые отмечают, что взаимодействие следователя и органов дознания является эффективным при соблюдении ряда условий или принципов взаимодействия. К ним они относят: законность; уважение и соблюдение конституционных прав и свобод человека и гражданина; разграничение компетенции следователя и органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность; организующую и руководящую роль следователя в процессе взаимодействия; неразглашение данных предварительного следствия, средств и методов, применяемых в ОРД; планирование взаимодействия; обеспечение взаимодействия руководителями органов предварительного следствия и органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность <3>. -------------------------------- <3> Организация раскрытия и расследования многоэпизодной преступной деятельности: Учебное пособие / Под общ. ред. В. И. Коваленко. М.: ЦОКР МВД России, 2007. С. 118.
В условиях сокращения штатной численности и изменениях в структурном построении территориальных органов внутренних дел <4>, как одной из перспективных форм оптимизации деятельности по повышению результатов противодействия преступности, охраны общественного порядка, профилактики правонарушений, МВД России обозначен зонально-линейный принцип организации работы <5>. -------------------------------- <4> Указ Президента РФ от 1 марта 2011 г. N 248 "Вопросы Министерства внутренних дел Российской Федерации", Указ Президента РФ от 1 марта 2011 г. N 249 "Об утверждении Типового положения о территориальном органе Министерства внутренних дел Российской Федерации по субъекту Российской Федерации", Указ Президента РФ от 1 марта 2011 г. N 250 "Вопросы организации полиции". <5> Директива МВД РФ от 26 октября 2011 г. "О приоритетных направлениях деятельности органов внутренних дел и внутренних войск МВД России, ФМС России в 2012 году".
Данный принцип не является нововведением. Его основные положения, в той или иной степени, находят свое отражение в нормативных документах МВД России, регламентирующих деятельность подразделений территориальных органов по направлениям деятельности <6>. -------------------------------- <6> См., например: Приказ МВД России от 26 мая 2000 г. N 569 "Об утверждении Инструкции по организации работы подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел"; Приказ МВД России от 16 сентября 2002 г. N 900 "О мерах по совершенствованию деятельности участковых уполномоченных милиции"; Приказ МВД России от 17 января 2006 г. N 19 "О деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений"; Приказ МВД России от 29 января 2008 г. N 81 "Об организации комплексного использования сил и средств органов внутренних дел Российской Федерации по обеспечению правопорядка в общественных местах"; Приказ МВД России от 2 марта 2009 г. N 185 "Об утверждении административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации исполнения государственной функции по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения"; и др.
Организация работы по зонально-линейному принципу в Главном управлении МВД России по Ростовской области осуществляется с августа 2010 года, формы этой деятельности постоянно совершенствуются. Согласно Приказу ГУ МВД России по Ростовской области территория Ростовской области разделена на 7 зон оперативного управления (Ростовская, Шахтинская, Каменская, Волгодонская, Сальская, Миллеровская и Таганрогская) с численностью проживающего населения более чем 250 тыс. чел., которые обслуживают 44 территориальных органа внутренних дел, в составе: двух межмуниципальных и трех управлений, девяти межмуниципальных и тридцати отделов МВД России по административным образованиям области. Основными задачами зонально-территориального деления являются повышение результативности борьбы с преступностью, в первую очередь по раскрытию преступлений, по которым расследование приостанавливалось по основаниям п. п. 1, 2 ст. 208 УПК РФ, розыску преступников, обеспечению охраны общественного порядка и профилактики правонарушений, повышению эффективности управленческой деятельности и роли руководящего состава подразделений Главка по координации оперативно-служебной деятельности территориальных органов и подразделений. Для организации и непосредственного участия в работе по зонально-линейному принципу в каждой зоне функционируют группы сотрудников под руководством заместителей начальника главка, заместителей начальника полиции ГУ, начальника штаба ГУ, которые являются руководителями зон оперативного управления. Вместе с тем основой зонально-линейного принципа является непосредственная организация этой работы на районном уровне. Организационно данный вопрос разрешен созданием постоянных комиссий по контролю за раскрытием преступлений, совершенных в условиях неочевидности. Территория муниципального образования условно разделена на оперативные зоны, за каждой из которых закреплены сотрудники подразделений уголовного розыска, экономической безопасности и противодействия коррупции, предварительного следствия, дознания, участковых уполномоченных полиции, по делам несовершеннолетних, ГИБДД, а также экспертно-криминалистического подразделения. Руководство такими группами возлагается на сотрудников независимо от принадлежности к определенной службе (хотя предпочтение отдается сотрудникам следственных подразделений) и во многом зависит от уровня профессиональной подготовленности конкретных сотрудников. Еженедельно (по вторникам) в масштабах всей области под руководством начальников органов внутренних дел либо их заместителей - начальников полиции проводятся заседания комиссий, где предметно разбираются мероприятия по раскрытию преступлений. На подготовительном этапе руководителями следственных подразделений и подразделений дознания проводится анализ всех уголовных дел по нераскрытым преступлениям, в том числе прошлых лет, из которых выделяются наиболее перспективные. В их число включаются дела, по которым отработаны не все версии, выявлены пробелы при проведении проверочных мероприятий, не допрошены свидетели, потерпевшие, не назначены экспертизы, не выполнены иные следственные и оперативно-розыскные мероприятия, либо оперативным путем получены дополнительные сведения. На руководителей подразделений уголовного розыска возлагаются анализ деятельности по розыску преступников и БВП, сверки по базам данных похищенного, полноты и качества их наполнения. Результаты изучения являются предметом комиссионного рассмотрения, по принципу "мозгового штурма" на совещаниях при начальниках органов внутренних дел с каждой зональной группой отдельно, в ходе которых определяется комплекс дополнительных оперативно-розыскных мероприятий по рассматриваемым уголовным делам, отдаются отдельные поручения сотрудникам по направлениям деятельности (ОУР, УУП, ГИБДД, ПДН). В последующем рассматриваются вопросы исполнения намеченных мероприятий, результаты исполнения отдельных поручений, дается оценка организации взаимодействия конкретных сотрудников подразделений, вклад каждого в раскрытие и расследование преступлений на закрепленных зонах ответственности и вырабатываются дальнейшие задачи. Протоколы совещаний ведутся в соответствующем "Журнале заслушивания зональных групп", в котором фиксируются поручения сотрудникам и сроки их исполнения. Как показала практика, особенно полезны такие совещания оказались для сельских органов внутренних дел, в которых, по причине удаленности поселений, не все сотрудники зональных групп, в первую очередь - сотрудники уголовного розыска, имеют возможность регулярно выезжать во все населенные пункты на зоне обслуживания. В связи с этим в рамках совещаний проходит "живой" обмен информацией, формируется реальное взаимодействие между сотрудниками всех служб внутри зональных групп. Следует согласиться с С. В. Зуевым, что к недостаткам в решении задач оперативно-розыскного содействия производству предварительного расследования можно отнести следующие: - оперативные сотрудники проводят реализацию оперативных материалов, не поставив в известность органы предварительного следствия <7>; -------------------------------- <7> Это противоречит требованиям Приказа МВД России от марта 2002 г. N 215 "Об утверждении Инструкции по организации взаимодействия подразделений и служб органов внутренних дел в расследовании и раскрытии преступлений".
- оперативные сотрудники представляют в следственные подразделения некачественные и недостаточно полные материалы доследственных проверок; - не в полной мере используются возможности изучения следователями материалов дел оперативного учета; - поручения следователя долгое время не исполняются оперативными сотрудниками или исполняются формально; - следователи плохо осведомлены о возможностях оперативно-технических подразделений и других оперативных служб, о наличии в системе МВД России криминалистических учетов <8>. -------------------------------- <8> Зуев С. В. Применение уголовно-процессуальных и оперативно-розыскных средств противодействия организованной преступности: Учебное пособие. М.: ЦОКР МВД России, 2010. С. 91.
В целях разрешения вышеназванных проблем со стороны аппарата Главного управления осуществляется постоянный контроль за реализацией зонально-линейного принципа. Основным инструментом контроля организации работы остается фактический контроль, осуществляемый, наряду с целевыми проверками по линиям и направлениям деятельности, в рамках еженедельных выездов в территориальные органы для проведения однодневных проверок группой сотрудников под руководством главного зонального инспектора Инспекции ГУ, соответственно главные инспекторы выезжают в закрепленные за ними зоны оперативного управления, в составе сотрудников Штаба, ЭБ и ПК, УУР, ООП, ОД Главка. Результаты докладываются начальнику Главного управления обобщенной докладной запиской, служат предметом рассмотрения на коллегиях и оперативных совещаниях. Наряду с этим организовано ежеквартальное проведение межотраслевых сверок результатов работы органов и подразделений внутренних дел области по зонам и линиям оперативно-служебной деятельности. В сверках принимает участие руководящий состав Главного управления, территориальных органов внутренних дел конкретной зоны оперативного управления (начальники территориальных органов внутренних дел, начальники полиции, заместители начальников полиции по ООП, руководители подразделений ЭБиПК, предварительного следствия, дознания и штабных подразделений). Задачами при соблюдении зонально-линейного принципа работы на местах являются: обеспечение своевременности и полноты формирования информационных массивов оперативно-справочного и статистического назначения, определяется перспектива результатов окончания предстоящих отчетных периодов на основных направлениях деятельности. В том числе изучаются журналы заслушиваний зональных групп и дается оценка качеству их проведения, а также вырабатываются меры к выявлению и устранению недостатков на основных направлениях оперативно-служебной деятельности, изучаются возникающие проблемы в раскрытии и расследовании преступлений, розыску преступников. Итоги сверок рассматриваются на совещаниях при начальнике Главного управления и его заместителях, в ходе которых заслушиваются руководители территориальных подразделений, не обеспечивших эффективной работы подчиненных на основных направлениях оперативно-служебной деятельности, определяются задачи по устранению имеющихся недостатков и устанавливаются конкретные сроки для доклада о принятых мерах. Как результат, уже в 2011 году отмечалось повышение результативности работы Главного управления по целому ряду основных направлений оперативно-служебной деятельности и эта тенденция получила свое развитие в текущем году. В целом на территории Ростовской области на протяжении двух лет имеет место снижение общего количества зарегистрированных преступлений (2011 год - 5,2%; 9 мес. 2012 года - 6,9%). Массив тяжких и особо тяжких преступных посягательств сократился на 10,2% в 2011 году и на 2,3% в текущем году, а их удельный вес от общего числа зарегистрированных преступлений соответственно составил 24,6% и 26,5%. Результативность раскрытия преступлений по итогам работы за 9 месяцев 2012 года улучшена по всем основным направлениям деятельности. Так, раскрываемость убийств составила 90,1% (+5,6%), фактов умышленного причинения тяжкого вреда здоровью - 93,6% (+3,3%), разбоев - 72,3% (+5,8%), изнасилований - 98,7% (+0,9%), грабежей - 57,4% (+6,4%), краж - 44,8% (+2,6%), в том числе квартирных - 50,4% (+2,0%). При этом на 1,6% больше раскрыто ранее приостановленных преступлений и на 5,8% - преступлений прошлых лет, среди которых 430 тяжких и особо тяжких преступлений (+13,2%). Значительно повысилась эффективность розыскной работы. Если на 1 января 2011 г. в розыске находился 1991 преступник, по итогам 9 месяцев 2012 года остаток не разысканных составил 1488 (-25,3%). Аналогичная ситуация по установлению места пребывания без вести пропавших граждан (2010 год - 1106 / 9 мес. 2012 года - 1017; - 8,1%) и установлению личности неопознанных трупов (2010 год - 1091 / 9 мес. 2012 года - 495; - 54,6%). В качестве положительных примеров можно привести задержание в декабре 2011 года в Октябрьском районе Ростовской области группы в составе 17 человек, которые на протяжении трех лет совершали изнасилования (63 эпизода) на территории Ростовской области и Краснодарского края, а также в текущем году - раскрытие убийства гражданина А., совершенного в 2008 году. Положительные результаты работы ГУ МВД России по Ростовской области во многом предопределены поступательным внедрением в деятельность органов внутренних дел области зонально-линейного принципа работы по раскрытию конкретных преступлений и постоянного контроля за этой работой. Безусловно, решение органами внутренних дел задач по противодействию преступности во многом зависит от четкого определения функций и обязанностей каждого подразделения и службы, а также согласованности их действий. В этой связи возникают вопросы взаимодействия и координации деятельности органов внутренних дел по раскрытию и расследованию преступлений. Это и проблемы руководства данной деятельностью, и проблемы совершенствования форм и методов взаимодействия и т. д. Несомненно, это процесс сложный, требующий осмысленного и взвешенного подхода.
Название документа