Профессиональная подготовка служащих полиции начала XX столетия (по материалам центрального черноземья России)

(Токарева С. Н.) ("История государства и права", 2012, N 24) Текст документа

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА СЛУЖАЩИХ ПОЛИЦИИ НАЧАЛА XX СТОЛЕТИЯ (ПО МАТЕРИАЛАМ ЦЕНТРАЛЬНОГО ЧЕРНОЗЕМЬЯ РОССИИ) <*>

С. Н. ТОКАРЕВА

Токарева Светлана Николаевна, докторант кафедры истории Отечества Курского государственного университета, кандидат исторических наук.

В статье анализируется образовательный уровень служащих полиции в начале XX века, начиная от начальников полицейских управлений до нижних чинов. Обозначена проблема общего образования и неорганизованность профессиональной подготовки кадров. Показано формирование системы специального обучения личного состава для органов правопорядка на примере Черноземного центра России.

Ключевые слова: полиция, уровень образования, профессиональная подготовка.

In article educational level of employees of police in the beginning of XX century is analyzed, beginning from chiefs of police administrations to the bottom ranks. The problem of the general education and not organization of vocational training of shots is designated. Formation of system of special training of staff for law and order bodies on an example of Chernozem's of the center of Russia is shown.

Key words: police, an educational level, vocational training.

В рамках кадровой политики существенным аспектом является вопрос общей и профессиональной подготовки специалистов. Состояние внутренней социально-политической ситуации Российской империи в начале XX столетия, кроме всего прочего, обозначило необходимость создания эффективной системы отбора личного состава для органов правопорядка. В дореволюционной России не существовало высших и средних учебных заведений, воспитывавших молодых людей специально для службы в полиции. В Своде уставов учебных учреждений и учебных заведений на 1911 г. указано 28 институтов, училищ, школ, находящихся в ведомстве Министерства внутренних дел <1>. Но ни одно из них не было образовано для обучения полицейских. Нередко высшие классные должности органов правопорядка занимали выпускники университетов и училищ по юридическим специальностям (например, училища правоведения при Министерстве юстиции, целью которого было "образование юношества по части судебной"). -------------------------------- <1> Свод законов Российской империи. СПб., 1911. Т. XI. Ч. 1. Ст. 1295.

Устав о службе по определению от правительства и Закон об учреждении полиции <2>, принятые еще в XIX веке, устанавливали порядок принятия чинов и служителей в уездную и городскую полицию Российской империи. Вакансии полицмейстера и уездного исправника замещались с разрешения Министерства внутренних дел по рапорту местного губернатора. Формально основными критериями для занятия этих должностей были выслуга лет по предыдущей службе и присвоенный чин, образование же не имело принципиального значения. Начальники полицейских управлений в провинции редко имели юридическую специализацию. Они заканчивали разные не только по уровню (школы, училища, институты и т. д.), но и по виду учебные заведения (военные, учительские, духовные и т. д.). Например, последний полицмейстер г. Тамбова надворный советник А. Ф. Зубовский окончил двуклассную Московскую духовную семинарию, а полицмейстер г. Козлова Тамбовской губернии надворный советник С. А. Виноградов - курс в Витебском духовном училище <3>. Уездные исправники чаще всего обучались в уездных училищах. -------------------------------- <2> Свод законов об обязанностях полиции. СПб., 1909. Ст. 668. <3> Государственный архив Тамбовской области (ГАТО). Ф. 2. Оп. 143. Д. 752. Л. 117 об. - 120.

Становые приставы уездных полицейских управлений определялись губернским правлением преимущественно из дворян, имевших в данной местности недвижимую собственность <4>. Отсутствие для них единого образовательного ценза было учтено законопроектом о реформе полиции 1913 г. В нем отмечалось, что для занятия должности пристава требуется окончание четырехклассного среднего учебного заведения и трехлетнее пребывание в офицерских чинах <5>. -------------------------------- <4> Свод законов об обязанностях полиции. Ст. 669. <5> Право: Юридическая газета. 1913. N 39. С. 2244.

Полицейские урядники замещались уездным исправником, который должен был устроить для них специальное испытание. Из прошедших его лиц исправник выбирал "наиболее годных к полицейской службе" <6>. Более того, для получения этой должности важное значение имело указание на то, что проситель "окончил курс школы урядников" <7>, так как в соответствии с циркулярами губернских правлений при занятии вакантных мест им отдавалось наибольшее предпочтение <8>. По закону об организации уездной полицейской стражи 1903 г. были установлены основные требования к кандидатам. В нее назначались русские подданные, старше 25 лет, обладавшие здоровым телосложением, преимущественно из отставных и уволенных в запас низших воинских чинов. Кроме того, от поступающих в стражу было необходимо: для урядников - умение составлять протоколы, общее знакомство с полицейской службой и обязанностями полиции по расследованию преступлений; для стражников - умение читать, писать и общее достаточное развитие <9>. Так, в 1915 г. все 33 урядника Богучарского уезда Воронежской губернии были грамотными, но 21 (63,6%) из них не окончили никакого учебного заведения, а остальные же обучались в приходской школе, народном или уездном училище, а один из служащих окончил педагогическое училище <10>. -------------------------------- <6> Свод законов об обязанностях полиции. Ст. 671. <7> Государственный архив Курской области (ГАКО). Ф. 1. Оп. 1. Д. 9679. Л. 10. <8> ГАТО. Ф. 2. Оп. 149. Д. 3. Л. 210. <9> ПСЗ РИ. Собр. 3-е. Т. XXIII. 1903. Отд. I. СПб., 1905. N 22906. П. 8. <10> Государственный архив Воронежской области. Ф. И-2. Оп. 8. Д. 39. Л. 3 - 74 об.; Д. 30. Л. 1 - 18 об.

Социальный портрет городового начала XX столетия также включает в себя сведения об образовании. Обычно оно было домашним или получено в сельской школе, а в лучшем случае - в уездном училище. Основные знания кандидаты получали на службе в армии, так как бывшие военные часто поступали в городскую полицейскую команду. В начале XX века для околоточных надзирателей была подготовлена программа занятий, которая предусматривала изучение правовых норм о преступлениях и наказаниях, полицейского и государственного права, гражданского и уголовного судопроизводства, постановлений местных губернаторов и дум, обучала составлять протоколы и т. д. <11>. Но, к сожалению, на местах не было организовано систематического обучения служащих полицейских команд. -------------------------------- <11> Вестник полиции. 1909. N 8. С. 160 - 162.

Совещание по реформе правоохранительных органов 8 февраля 1913 г. в отношении низших чинов постановило, что при принятии их на службу, помимо подтверждения достаточной грамотности, необходимо было удостоверяться в беспорочности прежней службы и проводить особый экзамен на предмет знания обязанностей полиции <12>. -------------------------------- <12> Право: Юридическая газета. 1913. N 20. С. 421.

Особое внимание в начале XX столетия стало уделяться служащим уездной стражи, возможно, потому что они составляли большинство среднего и особенно низшего звена полицейских и контролировали обширные территории уездов. Кроме того, в нее набирали помимо бывших военных, лиц, вообще ранее нигде не служивших, не знавших даже основ использования оружия, правил дисциплины, обязанностей полицейской службы. И первым, и вторым необходимо было обладать не только практическими навыками, им требовалась серьезная теоретическая подготовка. Они должны были изучить законы, правонарушения и преступления, полагающиеся за них наказания, основания привлечения к ответственности, пределы своих полномочий, правильность процессуальных действий, так как именно полицейские низшего звена первые, до разрешения вопроса высшим начальством, проводили задержания (иногда аресты, обыски, расследования), составляли протоколы, и их действия должны были носить правомерный характер. В связи с этим в губерниях еще с конца XIX века стали организовывать школы урядников, а позднее и школы стражников. Они не создавались на постоянной основе, а возникали периодически по мере необходимости. В одних местностях они функционировали ежегодно (в Воронежской губернии), а в других - раз в несколько лет (в 1912, 1913 гг. - в Курской, Орловской и Тамбовской губерниях). Всего к 1917 г. в России насчитывалось 14 школ урядников. Встречается множество прошений на имя губернатора о желании поступить в школу (держать экзамен на полицейского урядника), но просители получали отказ до своевременного ее открытия <13>, о чем предварительно сообщалось в официальной местной газете. Так, в прессе указывалось, что в 1903 г. учрежденная при Воронежском губернском правлении школа для подготовки кандидатов на должности полицейских урядников открывает свои занятия в период Великого поста с 18 февраля <14>. Желающие поступить в нее могли обращаться за точными справками и указаниями порядка подачи прошений к начальнику полиции по месту жительства или к тому лицу, в ведении которого они хотели бы служить. В орловскую школу урядников, открывшуюся 23 сентября 1913 г., было разрешено поступать воинским чинам для подготовки к полицейской службе, в этом случае учеба продолжалось до шести месяцев <15>. -------------------------------- <13> ГАКО. Ф. 33. Оп. 31. Д. 438. Л. 1, 2, 26. <14> Воронежские губернские ведомости. 1903. N 14. С. 2. <15> Государственный архив Орловской области. Ф. 4. Оп. 1. Д. 7401. Л. 132 об.

Вопрос о том, кто будет заниматься обучением, однозначно разрешился после передачи в 1906 г. уездной полицейской стражи в строевом отношении начальникам губернских жандармских управлений. Другой важной проблемой профессиональной подготовки кадров было отсутствие единых учебных планов. Решение этого вопроса проходило на местном уровне. Так, курский губернатор, планируя открыть в 1913 г. школу для подготовки урядников, в переписке с инспектором полицейской стражи предполагал, что в ней "будут обучаться преимущественно состоящие на службе урядники и стражники" в течение трех месяцев. Кроме того, он передал инспектору программу курса, присланную министерством внутренних дел. Она представляла собой максимум сведений, которые необходимо было изучить, а потому ее разрешалось сократить. Так как не существовало унифицированной программы обучения, то провинциальные власти ориентировались на курсы, которые преподавались в Петербурге и Москве, внося необходимые изменения. Инспектор полицейской стражи в Курской губернии определил, что обучать верховой езде будет его помощник три раза в неделю по часу до обеда. Адъютант этого же управления будет преподавать стрелковое дело, устав внутренней и гарнизонной службы два раза в неделю после обеда. Программа занятий с нижними чинами полицейской стражи включала: - обучение езде: посадку, седловку, манежную езду, шереножное и взводное учение; - стрелковое дело: сборку и разборку револьверов и винтовок, правила стрельбы и стрельбу дробинами; - устав внутренней и гарнизонной службы, касающийся полицейской стражи. Содержание обучения кадров для стражи основывалась на программах подготовки военных, и поэтому некоторые аспекты (знание военного устава, верховая езда, владение оружием) с учетом специфики полицейской службы были заимствованы. Местные особенности губерний также вносили свои коррективы. Так, если в приграничной Курской губернии внимание уделялось изучению устава внутренней и гарнизонной службы, то в Тамбовской (где школа также была открыта в 1913 г.), в силу распространения в ней разных религиозных верований, в курс занятий были включены уроки по сектантству. Кроме того, учитывая широкий спектр деятельности чинов общей полиции, здесь преподавали ветеринарию, тюрьмоведение, врачебный и строительный уставы. Борьба с революционными организациями повлияла на создание отдельного курса по политическому сыску <16>. Учителями в школе были губернский инспектор стражи, его помощники, начальники полиции, прокуроры окружных судов, а также тюремные инспектора, губернские инженеры, ветеринарные и городские врачи, священники и т. д. <17>. Если первые из них знакомили с особенностями полицейской и военной службы, то последние - со спецификой своей деятельности. -------------------------------- <16> ГАТО. Ф. 2. Оп. 143. Д. 334. Л. 88 об. - 89. <17> Там же. Л. 136 - 136 об.

В итоге обучающиеся сдавали установленное испытание в знании обязанностей службы <18>. В порядке успеха сдачи экзамена составлялся список лиц, прослушавших полный курс и удачно выполнивших задание, по которому и замещались открывавшиеся в губернии вакансии или пополнялся полицейский резерв. -------------------------------- <18> Там же. Оп. 149. Д. 3. Л. 218 - 222.

Единый проект программы курса подготовительной школы для лиц, желающих занять должность полицейского урядника, и особая инструкция стражникам были одобрены Комиссией по реформе полиции только в 1913 г., но это не означало введения их сразу в практику <19>. -------------------------------- <19> Право: Юридическая газета. 1913. N 20. С. 508.

Также выходили специальные книги по подготовке кадрового состава <20>. Но это были личные рекомендации авторов (преимущественно военных чинов), а не единый государственный образовательный стандарт. -------------------------------- <20> Строевая служба стражника: полное руководство для обучения строю пеших и конных отрядов полицейской стражи. СПб., 1910.

В течение службы сотрудники уездной стражи тоже проходили обучение. Предполагалось, что этот процесс должен идти в двух направлениях - строевом и полицейском, первым занимались жандармские офицеры, а вторым - служащие общей полиции, так как сама стража представляла военизированную структуру правоохранительной системы. Расписание занятий для конных и пеших отрядов составлялось инспектором полицейской стражи по согласованию с уездным исправником. Распорядок дня служащих включал практические и теоретические занятия: первая половина дня была посвящена физической подготовке, обучению верховой езде, владению оружием, а вторая - изучению полицейских обязанностей <21>. Кроме того, могли проводиться и учебные лагерные сборы <22>. -------------------------------- <21> ГАКО. Ф. 1642. Оп. 3 л. Д. 95. Л. 35 - 38. <22> Там же. Ф. 33. Оп. 2. Д. 14853. Л. 4.

Периодически инспекторы полицейской стражи проводили смотры в уездах, результаты которых сообщались в местное жандармское управление <23>. При осмотре особое внимание уделялось строевой дисциплине, умению ездить верхом и владеть оружием, навыками борьбы и самообороны, то есть практической подготовке (а не теоретическим знаниям). Немаловажное значение имел и быт полицейских служащих: в отчетах упоминались сведения о внешнем виде урядников и стражников, условиях жизни в казармах, качестве принимаемой пищи и даже состоянии конюшен. -------------------------------- <23> Там же. Ф. 1642. Оп. 3 л. Д. 199. Л. 399 - 400.

Под наблюдением инспектора полицейской стражи проводилась курсовая стрельба в день, назначенный уездным исправником. Стражники должны были выполнять стрельбу на 200 и 300 шагов по четыре попытки и залпом в пределах от 300 до 700 шагов <24>. Сведения о результатах подавались губернатору одновременно инспектором полицейской стражи и уездным исправником <25>. -------------------------------- <24> Там же. Л. 113. <25> Там же. Оп. 2. Д. 369. Л. 87, 89 - 92, 100, 101.

Помимо коллективных форм проверок полицейских на соответствие занимаемой должности проводились и индивидуальные испытания по службе. В отличие от современной аттестации сотрудников такой контроль не носил систематического и всеобщего характера, а происходил от случая к случаю и в отношении отдельных лиц. По заключению инспектора уездной стражи испытуемый мог быть понижен в должности. Так, если стражник оказался "малограмотным и малоразвитым", то его в лучшем случае назначали младшим стражником <26>, а в худшем - освобождали от занимаемой должности. -------------------------------- <26> Там же. Л. 136 - 138.

Накануне революции в правоохранительных структурах отмечался недостаток лиц на уровне среднего и низшего звена. В тамбовской печати за март 1917 г. содержится много объявлений о необходимости замещения должностей уездных старших и младших конных милиционеров. Помимо других требований, отмечается, что они должны были быть хорошо грамотными <27>. Но в тех условиях не было реальной возможности занимать вакантные места по высоким кадровым критериям. -------------------------------- <27> Тамбовский земский вестник. 1917. N 63. С. 1.

В сложной внутриполитической обстановке развития России в начале XX столетия важной задачей стало поднятие и укрепление престижа службы в органах правопорядка. Одной их мер являлось установление образовательного ценза и создание возможности получения соответствующей профессиональной подготовки. В итоге к 1917 г. удалось только заложить основы специального обучения полицейских, не создав цельной системы формирования кадрового состава.

Название документа