Феминизация полиции Франции: исторический аспект

(Андреева И. А.) ("История государства и права", 2012, N 24) Текст документа

ФЕМИНИЗАЦИЯ ПОЛИЦИИ ФРАНЦИИ: ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ <*>

И. А. АНДРЕЕВА

Андреева Ирина Анатольевна, доцент кафедры теории и истории права и государства Омской академии МВД России.

В статье рассматриваются исторические аспекты феминизации полиции Франции, которая началась в первой трети XX в. Первые женщины-полицейские были одновременно и социальными работниками, и полицейскими агентами.

Ключевые слова: женщина-полицейский, феминизация, полицейский агент.

In article historical aspects of the feminization of the French police are considered. The process of feminization of the police forces started in first third of XXth century. The first of policewomen were a combination of social workers and cops.

Key words: policewoman, feminization, police agent.

Выработка стратегий социального развития, обеспечивающих стабильное развитие современных обществ, невозможна без утверждения комплексного гендерного подхода, который позволил бы гармонизировать социальные отношения между полами. Как отмечает С. В. Поленина, "недостаточное представительство женщин в государственных органах той или иной страны дает основание для постановки вопроса о том, насколько легитимны соответствующие политические структуры, является ли демократическим политический строй данного государства" <1>. Эволюция в сфере женского труда и образования, происходящая в последние полтора века, ставшая важнейшей составляющей современного социокультурного процесса, нашла отражение и в феминизации <2> полиции, масштабы которой, впрочем, не следует преувеличивать, так как к началу XXI в. доля женщин в полицейских структурах по отношению к общей численности кадрового состава в большинстве стран не столь значительна (например, в Австралии - 29%, Канаде - 18%, Швеции - 18%, США - 12 - 14%, Финляндии - 10% <3>). Этот процесс, на наш взгляд, интересен и тем, что позволяет высветить суть изменяющихся подходов к полиции и полицейской профессии в XX в. -------------------------------- <1> Поленина С. В. Права женщин в системе прав человека: международный и национальный аспект. М., 2000. URL: http://www. owl. ru/win/books/polenina/25.php (дата обращения: 10.02.2011). <2> Феминизация - возрастание роли и влияния женщин в обществе в целом либо в отдельных областях общественной жизни. <3> Denham T. Place du genre dans la reforme de la police. DCAF, 2008. URL: http://www. dcaf. ch/Publications/Series/Detail? lng=en&id=47344 (дата обращения: 10.02.2011).

В начале XX в. требования смягчения методов полицейской деятельности, ее гуманизации, развития превентивного аспекта все более властно заявляли о себе. Снижение "градуса" репрессивности полиции, безусловно, происходило в связи с масштабными социальными изменениями. Модернизируемое общество становилось все более нетерпимым к проявлениям насилия в публичной жизни. Утверждение во Франции республиканских идеалов стимулировало интерес к проблемам формирования полицейской этики (ошибки полицейских шли в "пассив" государства, а правительства народного представительства не могли себе позволить потерять доверие своих избирателей). В это же время делаются первые попытки осмысления этических требований к персоналу: "Хорошо усвоенный интерес демократии состоит в том, чтобы поднимать значение полиции, но никак не снижать его. Человек, который держит в своих руках свободу, репутацию, судьбу другого человека, должен иметь прекрасное сердце и позицию заботливой справедливости", - утверждал в 1911 г. префект парижской полиции С. Эннион <4>. -------------------------------- <4> Berliure J.-M. Le monde des polices en France: XIX - XX siucles. Paris, 1996. P. 70.

Как ответ на эту потребность адаптации полицейского института к меняющимся запросам общества, с одной стороны, и как составная часть общественно-политических изменений Франции, особенно после Первой мировой войны, приведших к росту участия женщин в трудовой деятельности, состоялся приход в профессию полицейского, изначально мужскую, женщин. Во многих странах в начале XX в. была признана необходимость присутствия женщин в полиции для работы, в большинстве своем, профилактической, в ограниченной сфере, связанной с женской и детской преступностью, насилием против женщин и т. д. Впервые подобная специальная служба - Департамент общественной безопасности по защите молодых женщин и девушек - была создана в 1905 г. в г. Портланд (США, штат Орегон). Чтобы не произошло нежелательной ассоциации женщин с полицейской работой, их стали называть не "policemen", а "policewoman", а сами они предпочитали считать себя социальными работниками <5>. Именно эта потребность полиции в осуществлении социальных функций, которые, согласно распространенным общественным стереотипам о мужских и женских качествах, женщины могли выполнять гораздо лучше в соответствии со своей природой, сделала возможным доступ женщинам в полицейские структуры. -------------------------------- <5> Feinman C. Women in the criminal justice system. 1994. P. 93.

Концепция ограниченного использования женщин в полиции при организационном обособлении "женских" подразделений была общепринята в США, как и в других странах, вплоть до 1960-х гг., хотя были и исключения, некоторые сотрудницы особых женских отделов, особенно после Первой мировой войны, стали работать в детективных подразделениях, одна из них стала в 1914 г. шефом полиции <6>. -------------------------------- <6> Ibid. P. 94.

Во Франции инициатором процесса феминизации полиции, запоздавшего по сравнению с другими странами, стал Национальный совет французских женщин и Муниципальный совет Парижа. Вопрос о создании специальной бригады помощниц полиции при Префектуре полиции Парижа был решен положительно в 1930-е гг. Это был период обостренного интереса к проблеме профилактики преступности несовершеннолетних и обновления соответствующего законодательства. 31 декабря 1935 г. в префектуре появились первые 2 помощницы (в Англии в это время в разных городах действовали уже 165 полицейских агентов-женщин), впоследствии бригада состояла из 20 сотрудниц. К ним предъявлялось обязательное требование - иметь диплом социального работника, в число их служебных обязанностей входило поддержание связей с общественными организациями <7>. В конце XIX - начале XX вв. по инициативе женщин, принадлежавших к обеспеченным слоям общества, во Франции было создано множество благотворительных женских ассоциаций, призванных сгладить обострившиеся в процессе индустриализации и урбанизации проблемы социального неравенства, особое внимание уделявших женщинам и детям из бедных слоев и оказывавших на них в первую очередь нравственное воздействие. Они действовали в том же направлении, что и женщины-полицейские <8>. -------------------------------- <7> Pruvost G. Profession - policier, sexe - feminin. Editions MSH, 2007. P. 1 - 2. <8> Beauchesne L. Les recherches en Amerique du nord sur l'entree des femmes dans la police: les difficultes d'integration dans une culture organisationnelle masculine // Deviance et societe. 1999. N 3. P. 353.

Рис. Помощницы полицейских Префектуры полиции Парижа. 1935 г.

Вслед за Парижем в 1936 г. префект Роны предпринял эксперимент по созданию службы помощниц полиции в Лионе <9>. Задачи помощниц полиции заключались в профилактике детской преступности и преступности против детей, борьбе против проституции. Они должны были "вовремя распознать зло, которое может произойти, падение, которое может состояться из-за стечения обстоятельств", осуществляя постоянный контроль общественных мест вблизи женских учебных заведений, кафе, досуговых учреждений, скверов, бирж труда и т. д., и, если необходимо, оказать помощь женщинам, оказавшимся в трудной ситуации <10>. -------------------------------- <9> Ambraisse A. Les Assistantes de police, premier metier feminin dans les services actifs. Exemple de Lyon, 1937. URL: http://www. printemps. uvsq. fr/Com_ambr. htm (дата обращения: 20.07.2010). <10> Ibid.

В работе с несовершеннолетними в возрасте до 18 лет помощницы полицейских должны были основываться на положениях декрета от 30 октября 1935 г., который отменил статьи Уголовного кодекса о наказании несовершеннолетних за бродяжничество и ввел меры предварительного помещения (ст. 2) и окончательной защиты (статья 3). Каждый безнадзорный ребенок доставлялся помощницами в ближайший комиссариат полиции. После исследования всех его жизненных обстоятельств он либо возвращался к родителям, либо направлялся на попечение администрации по социальным вопросам. Собранные помощницами сведения, дополненные комиссарами полиции, а иногда и обществами охраны детства, передавались в прокуратуру, которая принимала решение либо о прекращении мер предварительного помещения, либо о передаче дела в суд для принятия решения о мерах окончательной защиты. Контроль за Службой помощниц полицейских осуществлялся префектом полиции. Поскольку на помощниц полиции распространялись общие условия оплаты труда и отставки сотрудников полиции, они не должны рассматриваться как социальные работники. У них имелись и определенные полицейские полномочия: они могли принять решение о наложении штрафа, применить арест, сделать запросы о необходимой информации. Правда, во всех случаях, когда требовалось использование принуждения, им должны были оказывать содействие коллеги-мужчины, эта норма может трактоваться и как формальное ограничение полномочий полицейских-женщин. Их повседневная деятельность состояла из обязательного присутствия в бюро в Префектуре полиции с 8 до 10 часов, патрулирования улиц, и, особенно, мест, где часто бывают женщины и дети, или где они чаще всего оказывались в опасности, то есть у школ, кинотеатров, в бедных кварталах, ярмарках, рынках, садах и скверах, при осуществлении встреч с родителями, представителями общественных организаций и т. д. Несмотря на все опасения полицейского руководства, служба была положительно принята общественным мнением и сотрудниками полиции. Присутствие женщин в полиции позволило без больших затрат предложить ее современный и гуманный образ, доброжелательный имидж полицейской организации, хотя не следует переоценивать итоги этого нововведения, положительного во всех аспектах, поскольку служба долгое время насчитывала только двух сотрудниц. Общественная потребность в новой гуманной полиции существовала, безусловно, но вряд ли парижская женская полиция сумела ее удовлетворить. К тому же, вероятно, именно столь незначительным числом новоиспеченных полицейских женского пола можно объяснить то, что их достаточно тепло приняли на этом этапе. Создание службы помощниц полиции было достаточно закономерным в определенном контексте, когда важное значение приобретал профилактический аспект полицейской деятельности в связи с обновлением законодательства о преступности несовершеннолетних. В целях изучения условий, порождающих преступность несовершеннолетних, работы с ними и их семьями была необходима новая особая полицейская служба, она была задумана и создавалась исключительно как работа для женщин в полиции. В период Четвертой республики (1946 - 1958) были предприняты попытки феминизации полиции в национальном масштабе, потерпевшие неудачу из-за того, что в рамках чисток послевоенного времени от коллаборационистов, национальная полиция нуждалась в репрезентации более мужественного определения полицейского корпоративного духа. Первые серьезные изменения в положении женщин внутри полиции были достигнуты благодаря самим парижским помощницам полиции: хорошо интегрированные в полицейскую профессию и доказывавшие свою значимость и необходимость, они смогли без привлечения к своим проблемам широкого общественного мнения добиться некоторых требований в вопросе повышения статуса и жалования. В 1952 г. было отменено требование обязательного диплома социального работника при приеме на работу женщин в полицию, в 1960 г. помощницы получают статус, эквивалентный статусу полицейского инспектора. Сначала в Париже (1953), а затем на всей территории страны (1968) они получили право участвовать в конкурсе на замещение должности помощника офицера полиции. Наконец, существенный перелом в освоении женщинами полицейской профессии произошел в 1970-е гг. Начался отказ от стереотипного увязывания роли женщин в полицейской системе с работой с молодежью и подобного рода "социальным" аспектом деятельности. Женщины были допущены к участию в конкурсах на замещение ряда должностей в полиции: в 1972 г. - инспекторов полиции, в 1974 г. - комиссара полиции, в 1978 г. - стража порядка. В 1975 г. во французской полиции работали более 1000 помощниц полиции, 254 инспектора, 11 следователей, 4 комиссара полиции женского пола <11>. В 1983 г. женщины получили возможность продвигаться по службе и участвовать в служебных экзаменах. -------------------------------- <11> Le probleme du recrutement feminine dans la police // Revue de la Police National. 1975. N 98. URL: http:// www. cesdip. fr/IMG/pdf/Pruvost_Photos_de_femmes_policiers_dans_la_presse. pdf.

Фото. Первый выпуск женщин - стражей порядка Полицейской школы в Реймсе. 1979 г. Фото с сайта: URL: http://knol. google. com/k/femmesdans-la-police-france#

Доступ женщинам к осуществлению полицейской деятельности в полном объеме был открыт в результате процесса ее профессионализации. Он состоял во все большей централизации управления полицейской организацией, стандартизации полицейской работы на основе складывающейся системы профессиональной подготовки; специализации деятельности, отказе от осуществления задач, которые не связаны с поддержанием порядка и т. д. Процесс сопровождался укреплением иерархизированной военизированной модели полицейской организации. Казалось бы, эти тенденции усилили, как показал П. Манинг, маскулинность полицейской культуры. Однако утверждение формальных критериев отбора на службу облегчило доступ в полицию женщинам. В настоящее время в западноевропейской практике проводится принцип, что женщины и мужчины способны в равной мере эффективно осуществлять полицейские функции. При этом многочисленные научные исследования подтвердили, что женщины-полицейские часто обладают особыми компетенциями и качествами, полезными для решения современных задач обеспечения общественного порядка. В большинстве случаев они способны успешнее разрешить напряженную ситуацию мирным способом, чем коллеги-мужчины. Они менее склонны к использованию оружия на поражение и в целом к насильственным действиям. С точки зрения населения, женщины-полицейские значительно реже, чем полицейские-мужчины, ведут себя неподобающим образом. Пользуясь большим доверием со стороны общества, они встречают меньшее сопротивление при выполнении таких рутинных полицейских действий, как проверка документов <12>. -------------------------------- <12> Denham T. Op. cit.

Тем не менее набор женщин во французскую полицию был ограничен квотами до 1988 г., до того времени, пока Европейский суд по правам человека Постановлением от 30 июня 1988 г. не осудил эту политику как дискриминационную и не вынудил Францию отказаться от прежней практики рекрутирования кадров. С 1992 г. женщины имеют доступ ко всем должностям в полиции наравне с мужчинами, за исключением специальных подразделений - Отрядов республиканской безопасности <13>. Декретом от 3 марта 1992 г. <14> были упразднены различия в приеме на службу в полицию мужчин и женщин. Решению, утвердившему равный доступ в полицию независимо от пола, в немалой степени способствовала развернувшаяся в СМИ дискуссия, на исход которой сильное влияние оказало то, что впервые в истории Франции в 1992 г. при исполнении служебных обязанностей погибли женщины-полицейские. Полицейские профсоюзы, до этого поддерживавшие политику МВД Франции по сохранению ограниченных квот для женщин, изменили свою позицию. Если в 1987 г. доля женщин в полиции составляла 4% от общей численности кадрового состава, то в 2004 г. - от 13 до 17% в разных службах, в 2006 г. - 23,83% (доля женщин - комиссаров полиции - 22,6%, полицейских - 21,7%, помощников безопасности - 43,8%). При этом женщины имеют непропорционально большое представительство в административных и технических службах - 74%. Уровень феминизации в Национальной жандармерии составил 14,93%: в 2006 г. в ее подразделениях служили 277 женщин-офицеров жандармерии (4% от общей численности), 7280 унтер-офицеров (9,6%) и 4609 помощников жандармов (31,87%) <15>. -------------------------------- <13> Pruvost G. Le cas de la feminisation de la Police nationale // Dossier. 2008. N 153. P. 9. URL: http:// www2.cndp. fr/ archivage/ valid/ 135694/ 135694-17335-22484.pdf (дата обращения: 10.02.2011). <14> Decret n°92-200 du 3 mars 1992 supprimant les corps des fonctionnaires des services actifs de la police nationale de la liste des corps pour lesquels un recrutement distinct peut ictre prevu pour les hommes et pour les femmes. URL: http:// www. legifrance. gouv. fr/ affichTexte. do;jsessionid= 3139FD3CA7DFCCA5540885BF9CD37DF1.tpdjo08v_2?cidTexte= J0RFTEXT000000711283&dateTexte= (дата обращения 10.02.2011). <15> URL: http:// infos. emploipublic. fr/ 2009/ 06/ 03/ polices-gendarmeriequelle-place-pour-les-femmes (дата обращения: 10.02.2011).

Название документа