Полицейские учреждения г. Вены в 80-х гг. XIX в

(Невский С. А.) ("Административное право и процесс", 2012, N 12) Текст документа

ПОЛИЦЕЙСКИЕ УЧРЕЖДЕНИЯ Г. ВЕНЫ В 80-Х ГГ. XIX В.

С. А. НЕВСКИЙ

Невский Сергей Александрович, профессор кафедры уголовно-правовых дисциплин Московского государственного лингвистического университета, доктор юридических наук, профессор.

В статье на основе изучения архивных материалов освещаются вопросы организации и деятельности полицейских учреждений в г. Вене в 80-е гг. XIX в. Особое внимание уделено рассмотрению особенностей организации полицейской стражи.

Ключевые слова: дирекция, управление, полиция, полицейская стража, инспектор.

Police institutions of Vienna in the 80's of the XIX century S. A. Nevsky

The article is based on the study of archival materials concerning the structure and work of police institutions of Vienna in the 80's of the XIX century. Particular attention is paid to the organization of police custody.

Key words: direction, management, police, police custody, inspector.

В одной из ранее опубликованных статей мы затрагивали вопросы организации полицейских учреждений в Австрии во второй половине XIX в. <1>. Однако наиболее подробно рассмотреть особенности организации и деятельности полиции в столице Австрии - г. Вене не удалось из-за ограниченного объема статьи. В предлагаемой статье на основе "Обозрения полицейских учреждений городов Парижа, Берлина и Вены" (далее - Обозрение), изученного в Государственном архиве Российской Федерации <2>, данный пробел частично восполнен. -------------------------------- <1> Невский С. А. Полицейские учреждения Австрии и Пруссии (по материалам отчета князя Голицына о командировке в Вену и Берлин в 1884 г.) // Международное публичное и частное право. 2011. N 4(61). С. 31 - 35. <2> Государственный архив Российской Федерации (далее - ГАРФ). Ф. 102. Оп. 262. Д. 363.

Венский полицейский район включал в себя г. Вену и 34 пригородные деревни (население в пределах городской черты составляло 754 511 человек, в пригородах - 413 998). Управление полицейскими делами было сосредоточено в Императорско-Королевской дирекции полиции (Keiserliche-Konigliche Polizei-Direction). Дирекция, под которой понималась совокупность полицейских учреждений в городе и пригородах, подчинялась императорско-королевскому наместнику Нижней Австрии, "а чрез его посредство" - министру внутренних дел Австрии. Дирекция полиции была "призвана ведать: 1) полицию государственную, пекущуюся о неприкосновенности главы государства, государственнаго строя и существующаго образа правления; 2) полицию местную, охраняющую общественный порядок; 3) полицию судебную, ограждающую безопасность личности и собственности" <3>. -------------------------------- <3> ГАРФ. Ф. 102. Оп. 262. Д. 363. Л. 57 (здесь и далее при цитировании сохранены по возможности стиль и орфография архивных материалов).

Независимо от полицейских властей г. Вена и каждый из пригородов в хозяйственном отношении управлялся выборными общинными властями. Непосредственно город составлял одну общину, разделенную на десять округов. Во главе общинного управления находился выборный Общинный совет (Gemeine Rath), избиравший из своей среды городского голову (Burgermeister Stellvertreter) и в качестве исполнительного органа городской магистрат; в каждом городском округе имелся представитель общинного управления (Bezirks Vorstand) и выборный комитет (Ausschuss). В сферу деятельности городского выборного управления входили пожарная, строительная, санитарная и инспекция рынков, призрение нищих и т. п. Однако в этих вопросах Дирекции полиции предоставлялось право "высшаго наблюдения", в случае необходимости все вопросы по этим отраслям полицейской деятельности разрешались не иначе как с согласия Дирекции <4>. -------------------------------- <4> ГАРФ. Ф. 102. Оп. 262. Д. 363. Л. 57, 57 об.

Как указано в Обозрении, в ведении Дирекции полиции находились: "государственная полиция, заведование печатью, театрами, ассоциациями всякаго рода, личным составом полицейских чинов и исполнительной стражи, определение численности и состава населения, общественныя зрелища и увеселения, железнодорожная полиция, выдача паспортов, свидетельства на право хранить и носить оружие, отношения прислуги к нанимателям, извозный промысел, депозиты, заявления о потерях и находках, распоряжения по преследованию подделки монеты и кредитных бумаг, полицейский надзор, исправительныя заведения, полицейская высылка из столицы, издание справочных и розыскных листков, регистрация лиц опасных для общественнаго порядка" <5>. -------------------------------- <5> ГАРФ. Ф. 102. Оп. 262. Д. 363. Л. 57 об.

Штат Центрального управления и административной полиции состоял из следующих чинов: президент полиции; товарищ президента; 2 старших полицейских советника; 20 полицейских советников; 27 старших комиссаров; 61 комиссар; 30 редакторов (число кандидатов на должность редакторов было неограниченным, из них 12 старших носили звание помощника редактора и получали денежное содержание, остальные состояли сверх штата); начальник регистратуры и два его помощника; 42 старших канцелярских чиновника; 63 младших канцелярских чиновника. Всего - штатных чинов административной полиции 262, кроме того - 20 вольнонаемных писцов и 14 канцелярских служителей. При Центральном управлении состояло 9 окружных врачей и 9 хирургов. Часть чинов административной полиции отправляла службу в Центральном управлении, часть - распределена по полицейским округам, а также по канцеляриям учреждений исполнительной полиции, несколько чиновников было откомандировано в распоряжение главных начальников соседних областей и на некоторые пограничные пункты <6>. -------------------------------- <6> ГАРФ. Ф. 102. Оп. 262. Д. 363. Л. 57 об, 58.

Центральное управление. Центральное полицейское управление (или Императорско-Королевская дирекция полиции) состояло из канцелярии президента, трех отделений и регистратуры. Канцелярия президента занималась распределением документов между отделениями, ведением списка чиновников, а также особо важными делами, поручавшимися ей президентом или его товарищем. В ведении канцелярии находились канцелярские суммы и суммы, ассигновавшиеся для различных потребностей полицейской службы. Первое отделение Дирекции полиции называлось административным и состояло из пяти частей: 1) бюро административной полиции (контроль за распоряжениями окружных комиссариатов, выдача разрешений на проведение общественных зрелищ и увеселений, железнодорожная полиция (пробы локомотивов), выдача свидетельств на право хранить и носить оружие, отношение прислуги к нанимателям, санитарные учреждения (в части, касающейся полиции), наблюдение за частными агентами, надзор за проституцией, ведение списков школ, частных лечебниц, артелей посыльных и надзор за ними); 2) паспортное управление (осуществляло изготовление путевых паспортов и промысловых свидетельств и заведовало относящейся к этим вопросам перепиской); 3) управление переписи (или адресный стол) (вело списки населения столицы, классифицируя получаемые от полицейских окружных комиссариатов отметки о прибытии и отбытии, а также выдавало бесплатно адресные справки по устным и письменным запросам присутственных мест и частных лиц); 4) управление извозным промыслом (распоряжения, надзор и ведение списков по всем вопросам, относившимся к наемным экипажам (извозчиков пароконных и одноконных, омнибусов конно-железных дорог и проч.); вело списки наказанных извозчиков; соглашение с общинным управлением относительно выдачи свидетельств извозчикам и определения мест стоянки извозчиков; определение наказаний за нарушение правил о движении наемных экипажей в пределах 1-го полицейского округа (внутренний город)); 5) хозяйственное и депозитное управление (хранило и заведовало всеми суммами, ассигнованными на содержание полиции, за исключением сумм, находившихся в ведении канцелярии президента. Сюда также поступали находки, которые по истечении определенного срока передавались в городской магистрат). Второе отделение Дирекции полиции именовалось отделением общественной безопасности и судебной полиции. В его состав входили: 1) центральное управление общественной безопасности (надзор за общественной безопасностью на всем пространстве венского полицейского района; самостоятельное делопроизводство и расследование по вопросам о подделке монеты и кредитных бумаг; преследование бежавших преступников); 2) справочное бюро (ведение списков лиц, подвергшихся наказаниям по суду; издание справочных и розыскных полицейских листков; постоянное пополнение фотографического альбома преступников; сообщение судам сведений о личностях подсудимых. Ведение списка преступников по категориям преступлений; каталога вымышленных имен и прозвищ; списка рецидивистов; указателя лиц, подлежавших преследованию и включенных в австрийские и иностранные розыскные полицейские листки; списка скрывшихся лиц; общего указателя обо всех лицах, осужденных окружными судами к наказаниям за преступления и проступки); 3) центральное следственное бюро (контроль полицейских окружных комиссариатов и налагаемых ими взысканий за нарушения полицейских постановлений, за исключением относившихся к извозному промыслу); 4) управление полицейской тюрьмой. В этом управлении также производилась переписка о нищих, бродягах и лицах, направлявшихся в исправительные заведения по распоряжениям полицейской власти. Третье отделение Дирекции полиции было отделением полиции государственной, подразделявшейся на следующие части: 1) бюро государственной полиции; 2) бюро печати; 3) судебно-полицейский отдел по делам печати (в бюро печати и судебно-полицейском отделе по делам печати было сосредоточено заведывание делами печати в пределах венского полицейского района, в том числе выдача разрешений на публичные драматические и иные представления и чтения, на расклейку и разноску печатных объявлений, разрешения на открытие типографий, разрешения на торговлю книгами и предметами искусства, розничную продажу газет, на продажу школьных книг, молитвенников, календарей, изображений святых и т. п.); 4) бюро для заведования ассоциациями имело "высшее наблюдение" за всеми финансовыми, торговыми, промышленными, учеными, литературными, благотворительными и т. п. ассоциациями, а также за публичными собраниями, разрешало или запрещало народные сходки в пределах венского полицейского района. Регистратура Дирекции полиции вела журналы входящих и исходящих документов и управляла полицейским архивом <7>. -------------------------------- <7> ГАРФ. Ф. 102. Оп. 262. Д. 363. Л. 59, 59 об., 60.

Местные учреждения. Единицей полицейского управления в г. Вене являлся окружной комиссариат. Венский полицейский район был разделен на 17 округов, из которых первые 10 приходились непосредственно на город и совпадали с округами выборного общинного управления столицы, остальные охватывали 34 пригородные общины. Полицейские округа (городские и пригородные) имели одинаковое территориальное пространство, первые - в 5590 гектаров, вторые - в 9376 гектаров, с населением от 23 000 до 145 000 человек. Полицейский комиссариат был учрежден в каждом из округов. Возглавлял комиссариат высший полицейский чиновник (полицейский советник или старший комиссар). В его распоряжении находились полицейские комиссары, редакторы, канцелярские чиновники и вольнонаемные писцы, количество которых зависело от размеров округа и количества производившихся дел. В каждом полицейском округе имелось по одному отделению полицейской стражи для наружной (исполнительной) службы. Численность отделения была, в зависимости от значения округа, от 300 (в I округе) до 66 человек (в VIII округе). В распоряжение начальника округа предоставлялось также несколько сыскных полицейских агентов. В ведении управлявших округами состояли также и полицейские комиссары, заведовавшие полицейской службой на железнодорожных вокзалах. Полицейские комиссариаты размещались частично в казенных, частично - в наемных домах и соединялись телеграфной и телефонной связью между собой, с Дирекцией полиции, а также с устроенными в пределах округов сторожевыми полицейскими станциями. Все текущее делопроизводство комиссариата заносилось в так называемый служебный протокол (Gestion Protokoll), на основании которого Дирекция полиции контролировала действия и распоряжения начальника округа и подчиненных ему чиновников <8>. -------------------------------- <8> ГАРФ. Ф. 102. Оп. 262. Д. 363. Л. 60, 60 об., 61.

К числу местных полицейских учреждений принадлежала также полицейская тюрьма, предназначавшаяся для заключения лиц, задержанных полицией впредь до окончательного принятия о них решения. Тюрьмой заведовал один из окружных инспекторов полицейской стражи. При ней состояло отделение стражи из 10 инспекторов и 85 стражников, которые отряжались для сопровождения арестантов, не только в окрестности Вены, но и в отдаленные города. Сообщение между тюрьмой, Дирекцией, зданием судебных мест и полицейскими комиссариатами производилось семью тюремными повозками (первые шесть из которых находились в отдаленных комиссариатах, а седьмая - в тюрьме), три раза в день совершавшими рейсы по определенным маршрутам. Рейсы распределялись так, чтобы повозки трижды в день прибывали в тюрьму в один и тот же час, там происходил между ними обмен арестантами, не подлежащими оставлению в тюрьме <9>. -------------------------------- <9> ГАРФ. Ф. 102. Оп. 262. Д. 363. Л. 61 об.

Полицейская стража. Ее назначение заключалось в содействии "государственным и общинным властям в соблюдении общественнаго спокойствия и безопасности, существующих законов и распоряжений. В частности, полицейская стража обязана охранять безопасность личности и собственности обывателей". С весны 1884 г. полицейская стража состояла из следующих чинов: центральный инспектор - 1; старших инспекторов - 4; окружных инспекторов - 11; старших околодочных инспекторов - 11; младших околодочных инспекторов - 11; инспекторов высшего оклада - 112; инспекторов низшего оклада - 112; стражников - 2438 (всего 2700 человек). Полицейская стража подразделялась на 20 отделений: первые 17 (по числу полицейских округов) состояли при окружных комиссариатах, 18-е - состояло при полицейской тюрьме, 19-е - конное, 20-е - составляло резерв полицейской стражи (резервное отделение служило также школой для поступающих в полицейскую стражу лиц; из резерва пополнялась убыль окружных отделений, в особо важных случаях из него командировалось в территориальные отделения необходимое количество вспомогательных стражников). Главным начальником полицейской стражи был президент полиции, по исполнительной службе - центральный инспектор, по хозяйственной части - независимый от центрального инспектора старший инспектор, исполнявший обязанности хозяйственного докладчика. Управлявшие окружными комиссариатами чиновники соединяли в своем лице как заведование исполнительной службой, так и право, в определенных пределах, награждать полицейских стражников своего округа и налагать на них взыскания. Им подчинялись окружные и околодочные инспекторы; окружным и околодочным инспекторам были подчинены инспекторы, последним - стражники <10>. -------------------------------- <10> ГАРФ. Ф. 102. Оп. 262. Д. 363. Л. 61 об., 62.

К лицам, желавшим поступить на службу в полицейскую стражу, предъявлялись следующие условия: 1) австрийское подданство; 2) возраст не старше 35 и не моложе 24 лет; 3) крепкое здоровье и телосложение, приличная наружность и обхождение; 4) во всех отношениях безупречное прошлое; 5) полное знание немецкого языка, "в слове и на письме; уменье составлять письменныя сообщения и донесения". При соблюдении указанных условий предпочтение отдавалось: "а) тем из соискателей, которые выкажут большую степень развития или образования, например знание одного или нескольких иностранных языков, знакомство с фельдшерскими приемами и проч., и б) тем, которые наиболее знакомы с местными условиями г. Вены". При равном удовлетворении этим условиям преимуществом пользовались окончившие срок службы унтер-офицеры армии <11>. -------------------------------- <11> ГАРФ. Ф. 102. Оп. 262. Д. 363. Л. 62, 62 об.

Стражники давали обязательство прослужить три года в составе полицейской стражи, по выходе в отставку пользовались пенсией на основании общего пенсионного устава для гражданского ведомства. Претенденты на должность полицейского стражника подвергались предварительному испытанию, после чего один год служили в полиции в качестве временных стражников. Во время испытания они получали суточное содержание и зачислялись для теоретического обучения в отделение резерва, а затем для практического - в окружные отделения. В течение 1-го полугодия они получали по 1 гульд. 25 кр. суточных и для проживания помещение в казарме, а по окончании первого полугодия - содержание стражников низшего оклада и присвоенную им форму. Теоретическое обучение вновь принятых стражников производилось в специально устроенной при резервном отделении школе: преподавание возлагалось на 1 старшего инспектора и 3 младших инспекторов. В течение 1883 г. школу посещали 178 человек, из них к концу года 156 откомандировано для практического обучения в окружные отделения, а 22 - оставались в школе. Практическое обучение имело целью ознакомить поступающих с исполнительной службой, с местными условиями, "с духом существующих законов и постановлений". Нижним полицейским чинам, в частности, объяснялось, каким образом следует оказывать помощь при несчастных случаях: при болезненных припадках, рождениях на улицах, при обмороках, попытках самоубийства и проч. Лица, желавшие поступить в конное отделение, обучались верховой езде. В 1883 г. 15 стражников обучались в военной школе плаванию, а 135 стражников, под руководством старшего инспектора и трех нижних чинов, обучались управлению лодками. Кроме того, в резервном отделении обучали новобранцев выправке, строю и обращению с оружием. Окончательное принятие испытуемых стражников на службу производилось по истечении года, время испытания засчитывалось им в действительную службу <12>. -------------------------------- <12> ГАРФ. Ф. 102. Оп. 262. Д. 363. Л. 62 об., 63.

Центральный инспектор осуществлял "высшее наблюдение и контроль за всею исполнительною службою полицейской стражи, не касаясь, впрочем, распоряжений по этому предмету начальников округов"; в частности, он непосредственно руководил тюремным, конным и резервным отделениями, составлял доклады президенту полиции по представлениям начальников полицейских округов о назначениях и повышениях чинов стражи. В чрезвычайных случаях, при народных празднествах, шествиях и т. п., проводившихся на территории обслуживания нескольких комиссариатов, он, по указанию президента полиции, лично руководил действиями полицейской стражи. Состоявшие при окружных полицейских комиссариатах отделения полицейской стражи подчинялись, "под высшим наблюдением" управлявшего округом комиссара, окружным и околодочным инспекторам. Начальник отделения распределял служебные обязанности между своими подчиненными, лично днем и ночью обходил полицейские посты своего округа с целью проверки наружной службы инспекторов и стражников. В непосредственном подчинении начальников отделений находились сторожевые станции или посты, число которых в каждом округе зависело от количества населения и ряда других обстоятельств. Так, в 15-м округе было устроено 13 станций, в 8-м - лишь 3, общее их число доходило до 128. Станции находились в ведении инспекторов, были снабжены спасательными приборами для разных несчастных случаев и соединены телеграфной и телефонной связью с окружными комиссариатами и между собой. Помещение станций состояло из одной или двух комнат с выходом прямо на улицу. Полицейские станции служили центральными сборными пунктами для полицейских постов, расположенных в их окрестностях. Днем и ночью в помещениях станций дежурили, сменяя друг друга, два инспектора, которым подчинялись все посты. Стражники отправлялись на назначенные им посты из помещения станции и возвращались туда же после смены. Постовая служба осуществлялась посредством обхода известных районов, пространство которых рассчитывалось так, чтобы стражники могли совершать полный обход в течение 15 - 20 минут. В пустынных местах города, помимо обыкновенных обходов, несли службу дополнительные патрули по два человека в каждом, а на перекрестках главных улиц, на мостах, площадях - неподвижные посты. Обходная служба поручалась, как правило, одним и тем же старшим, наиболее опытным, заслуживавшим доверия стражникам. Они должны были безостановочно обходить вверенные им районы, не вступая в частные разговоры, не заходя в гостиницы или кофейни иначе как по служебной необходимости, каждый раз сообщая об этом дежурному инспектору. При встрече с другими обходами или патрулями стражники обязаны были сообщить им обо всем замеченном и, не вступая в дальнейшие разговоры, продолжать свой обход <13>. -------------------------------- <13> ГАРФ. Ф. 102. Оп. 262. Д. 363. Л. 65, 65 об., 66.

Наружная служба организовывалась таким образом, что одна половина стражников находилась на постах, совершала обходы, дежурила в помещениях полицейских станций, в определенное время отдыхая, отлучаясь со службы по очереди на время обеда; стражники другой половины, свободной, не могли возвращаться домой позднее 10 часов вечера, обязаны оставлять свои адреса на случай, если по каким-либо обстоятельствам они потребуются <14>. -------------------------------- <14> ГАРФ. Ф. 102. Оп. 262. Д. 363. Л. 66, 66 об.

Интересны сведения о денежном содержании и пенсионном обеспечении чинов полицейской стражи. Одна половина от общего числа инспекторов и нижних чинов полицейской стражи получала высший оклад, другая - низший. Инспекторы высшего оклада получали ежегодно жалованья 600 гульд. и прибавочных за действительное нахождение на службе 150 гульд. (всего 750 гульд.); инспекторы низшего оклада - 540 гульд. жалованья, прибавочных 135 гульд. (итого - 675 гульд.); стражники высшего оклада - 420 гульд. жалованья, прибавочных 105 гульд. (всего 525 гульд.); стражники низшего оклада - жалованья 360 гульд., прибавочных 90 гульд. (всего 450 гульд.). Указанные оклады жалованья по истечении 10 лет службы увеличивались на 40 гульд., затем через каждые 5 лет прибавлялось по 15 гульд. Женатые и имеющие детей инспекторы и нижние чины получали добавочное содержание на наем квартиры в размере 100 гульд. ежегодно. Часть инспекторов и нижних чинов полицейской стражи жила в казармах, часть - на наемных квартирах. В 1883 г. 474 чина полицейской стражи проживали в казармах, на частных квартирах - 1851 <15>. -------------------------------- <15> ГАРФ. Ф. 102. Оп. 262. Д. 363. Л. 63 об.

Для возмещения расходов на лечение больных, погребение умерших чинов полицейской стражи, а также для пособий семьям умерших инспекторы и нижние чины были обязаны вносить ежемесячно по 80 кр. в общество "для вспомоществования чинам полицейской стражи". Расходы по лечению раненых при исполнении служебных обязанностей возмещались казной <16>. -------------------------------- <16> ГАРФ. Ф. 102. Оп. 262. Д. 363. Л. 66 об.

За заслуги при несении службы были предусмотрены следующие виды поощрений: похвальный отзыв в приказе по отделению или в дневном приказе по полиции, похвальный декрет, награждение деньгами, производство вне очереди. В дисциплинарном порядке стражники подвергались следующим взысканиям: 1) устное замечание; 2) письменный выговор, выговоры без занесения или с занесением в приказ по отделению или в дневной приказ по полиции; 3) ограничение свободного времени; 4) разжалование; 5) исключение со службы. Чины стражи, подвергшиеся разжалованию, лишались в течение двух следующих лет права на повышение. Для определения высших степеней наказания для провинившихся чинов полицейской стражи была учреждена дисциплинарная комиссия. Решение комиссии вместе с заключением Центрального полицейского инспектора представлялось президенту полиции, но было для него необязательным, так как президент полиции имел право изменить его, уменьшив или увеличив меру взыскания <17>. -------------------------------- <17> ГАРФ. Ф. 102. Оп. 262. Д. 363. Л. 66 об., 67 об.

В 1883 г. "ввиду часто повторявшихся ночных краж из торговых помещений во внутреннем округе, составляющем 1-й полицейский округ" была учреждена особая стража, названная стражей для охраны кладовых. Расходы по содержанию стражи восполнялись владельцами расположенных в подвальном и первом этажах домов внутреннего города, торговых помещений, складов, лавок и иных промышленных заведений. Для управления стражей была учреждена особая комиссия под председательством президента полиции в следующем составе: 2 члена от полицейского ведомства, 2 - от Венского общинного совета и 10 плательщиков, избиравшихся на три года торговыми палатами. Численность стражи для охраны кладовых составляла 156 человек (инспекторов - 2, младших инспекторов - 8, стражников - 146). Денежное содержание выплачивалось им в виде суточных в следующем размере: старший инспектор - 1 гульд. 65 кр.; второй инспектор - 1 гульд. 45 кр.; младший инспектор - 1 гульд. 5 кр.; стражник - 75 кр. Инспекторы и нижние чины, прослужившие безупречно и без перерыва 10 лет в составе стражи для охраны кладовых, получали при оставлении службы денежное вознаграждение, размер которого комиссия определяла каждый раз особо; оставаясь по истечении 10 лет на службе, стражники получали добавочное содержание в 5 кр. в день. Добавочные оклады, награды, пособия и пенсии выдавались стражникам из особого резервного фонда, образованного из штрафов, которыми облагались владельцы торговых помещений за нарушение правил о запирании на ночь дверей и окон <18>. -------------------------------- <18> ГАРФ. Ф. 102. Оп. 262. Д. 363. Л. 67 об., 68.

Стража отправляла службу в ночное время и лишь в пределах внутреннего города (1-й полицейский округ), разделенного на несколько участков. В каждый из них назначалось по 2 стражника, которые дежурили в них по очереди. Особое внимание стражники обращали на входные двери кладовых, магазинов и вообще домов, а также на выходящие на улицу окна первых этажей. Во время обхода стражникам воспрещалось вступать с кем бы то ни было в продолжительные разговоры. В самом начале дежурства стражник обязан был убедиться, все ли входные двери домов и лавок порученного ему участка надлежащим образом закрыты. Обнаружив незапертую дверь, он предупреждал об этом дворника дома или собственника лавки, доносил контролирующему инспектору и в случае необходимости сам запирал дверь запасным замком, который должен был иметь при себе. Обнаружив какую-либо дверь или окно взломанными, стражник сигнальным свистком вызывал местного обходного полицейского, который уведомлял дежурного инспектора ближайшей станции <19>. -------------------------------- <19> ГАРФ. Ф. 102. Оп. 262. Д. 363. Л. 68, 68 об.

Сыскная полиция в Вене носила название Императорско-Королевского института полицейских агентов, находилась в подчинении президента полиции. Ее личный состав в числе 16 инспекторов и 140 агентов разделялся на 10 бригад, по 1 инспектору и 14 агентов в каждой. Остальные инспекторы находились в непосредственном распоряжении старшего инспектора, в обязанности которого входила организация всех розысков по уголовным делам и соответствующее распределение их между бригадами. Бригады в полном составе или частями, по мере необходимости, откомандировывались в полицейские округа, поступая временно в ведение полицейских окружных комиссаров <20>. -------------------------------- <20> ГАРФ. Ф. 102. Оп. 262. Д. 363. Л. 68 об. (более подробно вопросы организации сыскной полиции в Вене рассмотрены в статье: Невский С. А. Сыскная полиция в столицах европейских государств (Париже, Берлине, Вене) в конце XIX в. // Международное публичное и частное право. 2012. N 2. С. 45 - 47).

Название документа