К вопросу об организации незаконного вооруженного формирования или участия в нем

(Маслакова Е. А.) ("Военно-юридический журнал", 2014, N 3) Текст документа

К ВОПРОСУ ОБ ОРГАНИЗАЦИИ НЕЗАКОННОГО ВООРУЖЕННОГО ФОРМИРОВАНИЯ ИЛИ УЧАСТИЯ В НЕМ

Е. А. МАСЛАКОВА

Маслакова Елена Александровна, доцент кафедры уголовно-правовых дисциплин Орловского филиала РАНХиГС (г. Орел), кандидат юридических наук.

Статья посвящена объективным и субъективным признакам преступления, связанного с организацией незаконного вооруженного формирования или участия в нем, а также проблемам отграничения данного преступления от смежных составов.

Ключевые слова: незаконное вооруженное формирование, вооруженность, незаконность, общественная безопасность.

On the issue of organization of illegal armed formation or participation therein E. A. Maslakova

Article is devoted to objective and subjective signs of the crime connected with the organization of an illegal paramilitary group or participation in it, and also problems of distinguishing of this crime from adjacent structures.

Key words: illegal paramilitary group, armament, illegality, public safety.

В соответствии со ст. 13 Конституции РФ запрещается "создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни". Подобные действия нарушают стабильность в обществе, влекут значительные человеческие жертвы и крупный материальный ущерб. Массовое совершение преступлений, предусмотренных ст. 208 УК РФ, началось в конце XX в. С 2000 по 2008 г. количество подобных преступлений выросло почти в 4 раза. Их подавляющее число приходится на Северо-Кавказский регион. В последние годы можно наблюдать тенденцию к некоторому снижению числа таких преступлений. Однако, несмотря достаточно обширную правоприменительную практику в данной сфере, существуют ряд затруднений при квалификации преступлений, предусмотренных ст. 208 УК РФ. В науке уголовного права также отсутствует единое мнение относительно ряда категорий, характеризующих признаки состава данного преступления. Поэтому представляется актуальным рассмотреть особенности преступления, предусмотренного ст. 208 УК РФ. Прежде всего необходимо отметить, что в уголовно-правовой литературе высказаны различные точки зрения относительно объекта рассматриваемого преступления. Ряд авторов отмечают многообъектный характер данного деяния <1>. На наш взгляд, организация незаконного вооруженного формирования или участие в нем является однообъектным преступлением, непосредственным объектом которого является общая безопасность, под которой следует понимать совокупность отношений, обеспечивающих состояние защищенности личности, общества, государства от внешних и внутренних угроз. Законодатель в конструкции состава, предусмотренного ст. 208 УК РФ, не указывает на цель создания незаконного вооруженного формирования, что также указывает на однообъектность рассматриваемого деяния. В случае совершения незаконным вооруженным формированием иных преступлений, посягающих на другие объекты уголовно правовой охраны, необходима квалификация по их совокупности. -------------------------------- <1> См., например: Узбеков Ф. А. Уголовно-правовые аспекты ответственности за организацию незаконного вооруженного формирования или участие в нем: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Саратов, 2005. С. 15.

Объективная сторона данного преступления выражается в альтернативном совершении таких действий, как: создание вооруженного формирования (объединения, отряда, дружины или иной группы), не предусмотренного Федеральным законом (ч. 1 ст. 208 УК РФ); руководство таким формированием (ч. 1 ст. 208 УК РФ); финансирование такого формирования (ч. 1 ст. 208 УК РФ); участие в незаконном вооруженном формировании, не предусмотренном Федеральным законом (ч. 2 ст. 208 УК РФ). Указание законодателя на то, что вооруженные формирования могут выступать в виде объединений, отрядов, дружин и иных групп, показывает, что речь идет о вооруженных объединениях различного масштаба. Качественная характеристика незаконного вооруженного формирования включает: наличие внутренней структуры, имеющей управление и подчиненность, распределение обязанностей, относительную устойчивость, дисциплину и профессиональную обученность воинскому делу, ношение формы и знаков различия (что отсутствует, например, в банде), предназначенность для ведения вооруженных действий <2>. -------------------------------- <2> Павлинов А. В. Уголовно-правовые средства борьбы с организацией незаконного вооруженного формирования или участием в нем: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 1998. С. 14.

Количественная характеристика незаконного вооруженного формирования является одним из критериев, которые позволяют отграничить ст. 208 УК РФ от смежных составов, например, от бандитизма (ст. 209 УК РФ). Банда как разновидность одной из форм соучастия, согласно ст. 32 УК РФ, признается таковой, если в ее состав входят как минимум два физических лица. О количественном составе незаконного вооруженного формирования в диспозиции ст. 208 УК РФ ничего не говорится. Исходя из толкования ст. 208 УК РФ, представляется невозможным существование незаконного вооруженного формирования, состоящего из двух человек. В противном случае законодательные понятия "вооруженное формирование" (ст. 208 УК РФ) и "вооруженная группа" (ст. 209 УК РФ) потеряют свои особенности. Вооруженность как обязательный признак незаконного вооруженного формирования предполагает наличие у его участников любого вида огнестрельного или иного оружия, боеприпасов и взрывных устройств, в т. ч. кустарного производства, а также боевой техники. Большинство ученых сходятся во мнении, что не имеет значения для квалификации по ст. 208 УК РФ, на законном или незаконном основании владеют оружием участники вооруженного формирования, а также заводского ли изготовления данные предметы или самодельные <3>. -------------------------------- <3> Комиссаров В. С. Преступления, нарушающие общие правила безопасности (понятие, система, общая характеристика): Дис. ... д-ра юрид. наук. М., 1997. С. 115 - 116; Павлинов А. В. Указ. соч. С. 18, 89; Бейбулатов Б. Ш. Уголовно-правовые и криминологические аспекты организации и участия в незаконных вооруженных формированиях: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Ставрополь, 2001. С. 40 - 41.

Еще одним признаком преступления, предусмотренного ст. 208 УК РФ, является незаконность вооруженного формирования. Вооруженное формирование может быть признано незаконным в следующих случаях: - если оно создается при отсутствии какой-либо законодательной основы; - если оно образуется и функционирует на основе решений органов власти и управления субъектов РФ, органов исполнительной власти, не соответствующих Конституции РФ; - если созданное на законных основаниях вооруженное формирование продолжает функционировать после вступления в силу решения о его ликвидации (роспуске), которое было вынесено уполномоченным органом с соблюдением установленных требований; - если созданное на законном основании военизированная структура выходит в процессе своей деятельности за рамки своей компетенции, присваивает себе функции, не предусмотренные законом <4>. -------------------------------- <4> Павлинов А. В. Уголовное законодательство в борьбе с незаконными вооруженными формированиями // Уголовная политика: совершенствование законодательства и правоприменительной практики: Тр. Акад. упр. МВД России. М., 2000. С. 90 - 91.

В качестве создания незаконного вооруженного формирования выступают такие действия, как разработка системы управления и подчиненности, материально-технического обеспечения, методов деятельности, функциональной направленности, распределения обязанностей между участниками, выбор лидера, обеспечение оружием и боеприпасами. В соответствии с п. 24 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 9 февраля 2012 г. N 1 создание незаконного вооруженного формирования будет окончено с момента фактического образования формирования, т. е. с момента объединения нескольких лиц в группу и приобретения хотя бы некоторыми из них оружия, боеприпасов, взрывных устройств, боевой техники. Руководство незаконным вооруженным формированием заключается в осуществлении управленческих функций в отношении объединения, отряда, дружины или иной группы, а также в отношении отдельных ее участников. Так, в приговоре по делу Т. суд указал, что руководство вооруженным формированием означает деятельность по управлению созданным вооруженным формированием, объединением, отрядом, дружиной и т. п. В свою очередь, управление представляет собой комплекс организаторских функций, направленных на обеспечение жизнедеятельности созданного формирования: постановка задач, контроль за их выполнением, проведение повседневной работы по обучению участников вооруженного формирования и привитию им практических навыков несения службы <5>. -------------------------------- <5> Дело N 2-55/04 // Архив Верховного суда Республики Дагестан.

Под финансированием незаконного вооруженного формирования понимается предоставление или сбор средств либо оказание финансовых услуг с осознанием того, что они предназначены для обеспечения деятельности объединения, отряда, дружины или иной группы. Участием в незаконном вооруженном формировании является вхождение в его состав, выполнение функциональных обязанностей по обеспечению деятельности такого формирования. Например, действия могут выражаться в принятии присяги, получении формы, оружия, обучении участников, строительстве временного жилья и различных сооружений, приготовлении пищи и т. п. Так, А. был осужден по ч. 2 ст. 208 УК. Он был признан виновным в участии в незаконном вооруженном формировании, не предусмотренном федеральным законом, а также в вооруженном мятеже. Как установил суд, в 1997 - 1999 гг. в самопровозглашенной Чеченской Республике Ичкерия под руководством Шамиля Басаева, гражданина Иордании Хаттаба, некоторых уроженцев Республики Дагестан и др. на территории Чеченской Республики было создано многочисленное незаконное вооруженное формирование. А. осуществлял функции переводчика Хаттаба, также выполняя и другие поручения, в т. ч. по обеспечению незаконного вооруженного формирования связью <6>. Изменения, внесенные в ч. 2 ст. 208 УК РФ в ноябре 2013 г., позволяют привлекать к уголовной ответственности лиц, участвующих на территории иностранного государства в незаконных вооруженных формированиях, не предусмотренных законодательством данного государства, в целях, противоречащих интересам России. Если лицо, не являясь членом незаконного вооруженного формирования, выполняет отдельные поручения руководителя или одного из участников такого незаконного вооруженного формирования, данные действия должны квалифицироваться как пособничество организации незаконного вооруженного формирования или участию в нем. -------------------------------- <6> Дело N 2-100/01 // Архив Верховного суда Республики Дагестан.

Субъектом преступления, предусмотренного ст. 208 УК РФ, является вменяемое физическое лицо, достигшее 16-летнего возраста. Однако многими специалистами, занимающимися исследованием данной проблемы, отмечается достаточно высокая частота совершения преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 208 УК, лицами в возрастном диапазоне от 14 до 16 лет <7>. В связи с этим обстоятельством было бы оправданно и целесообразно снизить возраст уголовной ответственности до 14 лет. Специалисты в области ювенальной юстиции и ученые-психологи подтверждают способность в этом возрасте осознавать степень и характер фактической общественной опасности участия в незаконном вооруженном формировании. -------------------------------- <7> См., например: Аджиев А. Д. Организация незаконного вооруженного формирования или участие в нем: уголовно-правовые аспекты противодействия: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Краснодар, 2009. С. 23.

Преступление, предусмотренное ст. 208 УК РФ, совершается с прямым умыслом. Конструкция ч. 1 ст. 208 УК не предусматривает каких-либо специальных мотивов и целей формирования, что является, на наш взгляд, законодательным пробелом. По своему характеру они могут быть как неправомерными, так и обладающими некоторой общественной полезностью. Например, защита от неправомерных посягательств, обеспечение безопасности населения, поддержание общественного порядка, охрана физических и юридических лиц, обеспечение экономических интересов различных социальных слоев и групп, установление контроля над другими незаконными группировками, силовое разрешение каких-либо вопросов, насильственное изменение основ конституционного строя или нарушение целостности Российской Федерации и другие. Часть 2 ст. 208 УК РФ содержит указание на цель в части уголовной ответственности за участие на территории иностранного государства в незаконных вооруженных формированиях, не предусмотренных законодательством данного государства, а именно в целях, противоречащих интересам Российской Федерации. Наиболее существенным признаком, отличающим организацию незаконного вооруженного формирования или участия в нем (ст. 208 УК РФ) от организации террористического сообщества и участия в нем (ст. 205.4 УК РФ), а также от бандитизма (ст. 209 УК РФ), представляется именно направленность целевой установки совершаемых действий. Террористическое сообщество создается в целях осуществления террористической деятельности либо для подготовки или совершения одного или нескольких преступлений, предусмотренных ст. ст. 205.1, 205.5, 206, 208, 211, 220, 221, 277, 278, 279, 360 УК, либо иных преступлений в целях пропаганды, оправдания и поддержки терроризма. При бандитизме вооруженная группа (банда) создается в целях нападения на граждан или организации. При совершении же преступления, предусмотренного ст. 208 УК РФ, указание на цель отсутствует. В литературе встречается мнение, согласно которому банда и незаконное вооруженное формирование являются схожими категориями. Так, Н. Г. Иванов считает, что банда и незаконное вооруженное формирование - это "близнецы-братья", имеющие все черты групп, описанных в Общей части УК РФ, отличающиеся от иных вооруженностью, но очень схожие между собой. Автор задается вопросом: "А разве незаконное вооруженное формирование не может планировать нападения на граждан или организации? В то же время разве банда - законное вооруженное формирование?" <8>. Представляется, что в случае применения участниками незаконного вооруженного формирования неправомерного насилия в отношении граждан и организаций само незаконное вооруженное формирование должно рассматриваться как бандформирование, а его члены должны привлекаться к уголовной ответственности по ст. 209 УК РФ. -------------------------------- <8> Иванов Н. Г Нюансы уголовно-правового регулирования экстремистской деятельности как разновидности группового совершения преступлений // Государство и право. 2003. N 5. С. 45.

Согласно примечанию к ст. 208 УК РФ, лицо, добровольно прекратившее участие в незаконном вооруженном формировании и сдавшее оружие, освобождается от уголовной ответственности, если в его действиях не содержится иного состава преступления. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 9 февраля 2012 г. N 1 в п. 30 разъясняет, что участник незаконного вооруженного формирования, в силу возложенных на него обязанностей не обладающий оружием, может быть освобожден от уголовной ответственности на том основании, что он добровольно прекратил участие в незаконном вооруженном формировании и сообщил об этом органам власти. Наличие такого примечания в ст. 208 УК РФ является способом предотвращения, пресечения и раскрытия тяжких преступлений. Государство отказывается от своего права на наказание преступника ради достижения общественно полезной цели. Таким образом, вопросы квалификации деяний, связанных с организацией незаконных вооруженных формирований, а также проблемы отграничения ст. 208 УК РФ от смежных составов были и остаются достаточно актуальными, требующими дальнейшего теоретического разъяснения и практического подтверждения.

Список литературы

1. Аджиев А. Д. Организация незаконного вооруженного формирования или участие в нем: уголовно-правовые аспекты противодействия: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Краснодар, 2009. 2. Бейбулатов Б. Ш. Уголовно-правовые и криминологические аспекты организации и участия в незаконных вооруженных формированиях: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Ставрополь, 2001. 3. Иванов Н. Г. Нюансы уголовно-правового регулирования экстремистской деятельности как разновидности группового совершения преступлений // Государство и право. 2003. N 5. 4. Комиссаров В. С. Преступления, нарушающие общие правила безопасности (понятие, система, общая характеристика): Дис. ... д-ра юрид. наук. М., 1997. 5. Постановление Пленума Верховного Суда РФ "О некоторых вопросах судебной практики по уголовным делам о преступлениях террористической направленности" // Российская газета. 2012. 17 февраля. 6. Павлинов А. В. Уголовно-правовые средства борьбы с организацией незаконного вооруженного формирования или участием в нем: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 1998. 7. Павлинов А. В. Уголовное законодательство в борьбе с незаконными вооруженными формированиями // Уголовная политика: совершенствование законодательства и правоприменительной практики: Тр. Акад. упр. МВД России. М., 2000. 8. Уголовный кодекс Российской Федерации: Текст с изм. и доп. на 20 января 2014 г. М.: Эксмо, 2014. 9. Узбеков Ф. А. Уголовно-правовые аспекты ответственности за организацию незаконного вооруженного формирования или участие в нем: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Саратов, 2005.

Название документа