Предупреждение административных правонарушений в области защиты Государственной границы Российской Федерации

(Чернышова Т. И.) ("Административное право и процесс", 2012, N 12) Текст документа

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ В ОБЛАСТИ ЗАЩИТЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАНИЦЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Т. И. ЧЕРНЫШОВА

Чернышова Татьяна Игоревна, сотрудник Центра исследования проблем российского права "Эквитас".

Автор проводит теоретическое исследование вопросов предупреждения административных правонарушений и выделяет основные направления деятельности пограничных органов Федеральной службы безопасности по предупреждению административных правонарушений в области защиты Государственной границы Российской Федерации.

Ключевые слова: административное правонарушение, предупреждение, деятельность пограничных органов.

About the prevention of administrative offences in the sphere of protection of the state border of the Russian Federation T. I. Chernyshova

The author conducts the theoretical research on the prevention of administrative offences and defines the main directions of activity of the border control agencies of the Federal Security Service for the prevention of the administrative offences in the sphere of protection of the state border of the Russian Federation.

Key words: administrative offence, prevention, activity of the border control agencies.

В нормативных источниках и научной литературе для обозначения деятельности, направленной на выявление и дальнейшую работу с причинами и условиями правонарушений, употребляются такие термины, как: "предупреждение", "профилактика", "предотвращение", "противодействие", "борьба", "пресечение", "превенция". Причем одни авторы признают некоторые понятия синонимичными <1>, другие - идентичными <2> или взаимозаменяющими <3>, третьи различают их, выделяя специфическое содержание <4>. -------------------------------- <1> См., напр.: Трегубова Е. В. Административно-правовое регулирование предупреждения налоговых правонарушений: Монография. М.: ВША Минфина России, 2009. С. 24; Ситкина М. Н. Противодействие органов внутренних дел административным правонарушениям в сфере оборота наркотических средств и психотропных веществ: Монография. Хабаровск: Дальневосточный ЮИ МВД России, 2009. С. 55 и др. <2> См., напр.: Гаврилюк Е. Д. Предупреждение преступлений и правонарушений, совершаемых осужденными в воспитательных колониях: Дис. ... к. ю.н. Рязань, 2005. С. 100. <3> См., напр.: Павлова Л. В. Предупреждение правонарушений, совершаемых несовершеннолетними на объектах железнодорожного транспорта (по материалам Московской железной дороги): Монография. Рязань: Академия ФСИН России, 2010. С. 102. <4> См., напр.: Титова В. Н. Предупреждение налоговых правонарушений и преступлений средствами прокурорского надзора: Дис. ... к. ю.н. М., 2004. С. 110; Сизикова Н. М. Профилактика правонарушений в области избирательного права: Дис. ... к. ю.н. М., 2008. С. 50; Аминов Д. П., Жариков Ю. С., Ревин В. П. Предупреждение преступлений: отечественный и зарубежный опыт (криминологическое и уголовно-правовое исследование). Издательство СГУ, 2010. С. 30; Аванесов Г. А. Криминология. Прогностика. Управление: Учебное пособие. Горький, 1975. С. 69.

Для устранения возникшей неопределенности рассмотрим буквальное толкование перечисленных терминов, которые в широком смысле действительно содержат некоторую идентичность. Однако будем иметь в виду, что понятийный аппарат науки в целом и юридической в частности далеко не во всем следует общим правилам словоупотребления, поэтому каждое понятие имеет отличительное смысловое значение. Юридическая действительность настолько сложна и многообразна, что нередко при использовании в законе, правовой науке и практике тех или иных понятий приходится наполнять их специфическим содержанием, отличающимся от общепринятого <5>. -------------------------------- <5> См.: Алексеев А. И., Герасимов С. И., Сухарев А. Я. Криминологическая профилактика: теория, опыт, проблемы: Монография. М.: Издательство "НОРМА", 2001. С. 8 - 9.

Итак, понятие "борьба" в значении "бороться" - стремиться уничтожить, искоренить; сражаться или состязаться, стремясь победить <6>. Термин, вероятно, употребляется для обозначения тех усилий, которые необходимо приложить при столкновении полярных интересов, подразумевающих деятельное противостояние и направленных скорее на прекращение уже совершающегося действия, чем на его предупреждение. -------------------------------- <6> См.: Толковый словарь русского языка с включением сведений о происхождении слов / РАН. Институт русского языка им. В. В. Виноградова / Отв. ред. Н. Ю. Шведова. М.: Издательский центр "Азбуковник", 2008. С. 57.

"Противодействие" - действие, препятствующее другому действию; сопротивление <7>. "Противодействовать", т. е. воздействовать противоположным способом, оказывать сопротивление проявлению, развитию другого действия. Причем применение отрицательных обратных связей на какое-либо действие предполагает комплекс мер, включающий в себя и предупредительную деятельность. -------------------------------- <7> См.: Новейший большой толковый словарь русского языка / Гл. ред. С. А. Кузнецов. СПб.: Норинт; М.: РИПОЛ классик, 2008. С. 1032.

Так, в части, касающейся коррупции, законодатель раскрывает термин "противодействие" как деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий: а) по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции); б) по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией); в) по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений <8>. -------------------------------- <8> См.: ФЗ "О противодействии коррупции" // СЗ РФ. 2008. N 52 (ч. 1). Ст. 6228.

В вышеуказанном определении просматривается аналогия с положениями Федерального закона N 35-ФЗ "О противодействии терроризму", определяющими понятие "противодействие терроризму" как деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления по: а) предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма); б) выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта (борьба с терроризмом); в) минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма <9>. -------------------------------- <9> См.: ФЗ "О противодействии терроризму" // СЗ РФ. 2006. N 11. Ст. 1146.

Таким образом, в рассмотренных определениях термин "борьба" в смысловом отношении является более узким понятием по отношению к противодействию и отражает действия специально сформированных структур, непосредственно направленные скорее на прекращение правонарушений, чем на решение вопросов их предупреждения. При этом термин "противодействие" достаточно широк и охватывает действия различных органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, государственных и муниципальных служащих, а также граждан. Понятие "предупреждение" употребляется в значении слова "предупредить" - заранее известить, уведомить; заранее принятыми мерами отвратить; опередить, сделать что-нибудь ранее, чем что-нибудь произошло <10>. Синонимичным видится заимствованное прилагательное "превентивный" (от латинского praeventus - "опережающий") - предупреждающий, предохранительный, опережающий действия противной стороны <11>. Так как в качестве одной из задач законодательства об административных правонарушениях закреплено предупреждение административных правонарушений, будем рассматривать этот термин как основополагающий. -------------------------------- <10> См.: Толковый словарь русского языка: ок. 100 000 слов, терминов и фразеологических выражений / С. И. Ожегов. М.: ООО "Издательство "Оникс"; ООО "Издательство "Мир и образование", 2011. С. 472. <11> См.: Асланова Л. А. Толковый словарь новейших слов и выражений русского языка. М.: ООО "Дом Славянской книги", 2010. С. 614.

Утвержденная Приказом Федеральной службы налоговой полиции Российской Федерации <12> N 525 от 9 декабря 2002 г. Инструкция об основах организации и формах осуществления в федеральных органах налоговой полиции работы по предупреждению преступлений и правонарушений не только раскрывала понятие "предупреждение преступлений и правонарушений", но и определяла направления деятельности федеральных органов налоговой полиции по предупреждению преступлений и правонарушений. -------------------------------- <12> С 1 июля 2003 г. Федеральная служба налоговой полиции РФ упразднена, ее функции по выявлению, предупреждению и пресечению налоговых преступлений и правонарушений переданы МВД РФ в соответствии с Указом Президента РФ от 11 марта 2003 г. N 306 "Вопросы совершенствования государственного управления в Российской Федерации".

Они включают в себя: - профилактику преступлений и правонарушений (общую и индивидуальную); - предотвращение готовящихся преступлений и правонарушений; - пресечение покушений на преступления <13>. -------------------------------- <13> См.: Об утверждении Инструкции об основах организации и формах осуществления в федеральных органах налоговой полиции работы по предупреждению преступлений и правонарушений: Приказ Федеральной службы налоговой полиции Российской Федерации от 9 декабря 2002 г. N 525 // Российская газета. 15.02.2003.

Таким образом, данная правовая норма определяет виды предупредительной деятельности: профилактику, предотвращение и пресечение, которые, бесспорно, реализуются и в предупреждении административных правонарушений в области защиты Государственной границы Российской Федерации. "Профилактика" - совокупность предупредительных мероприятий <14>. Профилактика (от греч. praeventus - "охранительный") подразумевает комплекс мероприятий, направленных на предупреждение каких-либо явлений, выявление, изучение и устранение факторов риска. Термин "профилактика", который иногда трактуется как синоним понятия "предупреждение", будем рассматривать как его составную часть. На это указывает и ряд авторов, замечая, что профилактика является органической частью целостного процесса предупреждения правонарушений <15>, она не тождественна предупреждению. Данные термины соотносятся как вид с родом. Профилактика составляет одну из частей предупреждения, которая по широте и глубине упреждающего воздействия, способности влиять на истоки, корневую систему правонарушений, на то, что ее продуцирует, воспроизводит и тем самым "лечит болезнь" в самом ее начале, является наиболее важной и эффективной <16>. -------------------------------- <14> См.: Толковый словарь современного русского языка / В. В. Лопатин, Л. Е. Лопатина. М.: Эксмо, 2009. С. 611. (Библиотека словарей Российской академии наук.) <15> См.: Подрядов А. И. Профилактика правонарушений: понятие, эффективность, организация, методы. Рига: Общество "Знание" Латв. ССР, 1983. С. 6. <16> См.: Алексеев А. И. Указ. соч. С. 12.

Профилактику правонарушений можно рассматривать в широком и узком смысле слова. В широком смысле мерой профилактического воздействия можно считать любую норму права, так как главная цель создания любой нормы права - предотвратить возможные аномалии конкретных общественных отношений, принудить выбрать правильный вариант поведения. С этой точки зрения нормы профилактического воздействия занимают большой массив нормативных правовых актов. Такие нормы оказывают "скрытое" психологическое воздействие. Как правило, законопослушные граждане применение таких "скрытых" профилактических мер не ощущают, так как реализация профилактических мер основана на добровольном исполнении предписаний нормативных правовых актов. В узком смысле профилактика правонарушений проявляется в случае, если лицо отказывается добровольно исполнять предписания правовых норм. Тогда механизм государственно-правового принуждения позволяет заставить лицо следовать нормативным предписаниям <17>. -------------------------------- <17> См.: Сизикова Н. М. Профилактика избирательных правонарушений как наиболее эффективный способ защиты избирательных прав граждан России // Вестник Московской городской избирательной комиссии. 2008. N 3(95). С. 25.

Так, например, Закон Российской Федерации "О Государственной границе Российской Федерации" предусматривает, что основанием для пропуска через государственную границу лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных является наличие действительных документов на право въезда лиц в Российскую Федерацию или выезда их из Российской Федерации, документов на транспортные средства, грузы, товары и животных <18>. То есть само наличие данной правовой нормы вынуждает действовать именно так (пересекать государственную границу с действительными документами), а не иначе и является "скрытой" профилактической мерой, направленной на недопущение совершения административного правонарушения в области защиты Государственной границы Российской Федерации. -------------------------------- <18> См.: О Государственной границе Российской Федерации: Закон от 1 апреля 1993 г. N 4730-1: ст. 11: по состоянию на 8 декабря 2011 г. // Российская газета. 04.05.1993.

Если правонарушение все же совершено, то в действие вступает административное наказание, целью которого является предупреждение совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами (общая и частная превенция). Общая превенция направлена на предупреждение неограниченного круга лиц, которые видят действенность наказания и, соответственно, воздерживаются от совершения правонарушений. Частная превенция представляет собой предупреждение совершения новых правонарушений тем лицом, которому назначено наказание <19>. -------------------------------- <19> См.: Комментарий к Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях (постатейный) с постатейными материалами. 2-е изд., перераб. и доп. / Авт. и сост. А. Б. Борисов. М.: Книжный мир, 2010. С. 25.

Таким образом, предупреждение рассматривается шире, чем профилактика, и, следовательно, профилактика, причем не только криминологическая, но и любого иного направления, подчинена предупреждению <20>. То есть первым этапом предупредительной деятельности, направленным на недопущение правонарушения, является профилактика. Если она оказывается недостаточно эффективной, появляется необходимость в предотвращении и пресечении правонарушения. -------------------------------- <20> См.: Аминов Д. И. Указ. соч. С. 30.

Термин "предотвратить" означает "заблаговременно устранить, заранее отвратить" (что-нибудь) угрожающее <21>. То есть не дать возникнуть, произойти какому-либо действию (совершению административного правонарушения) на начальном этапе, когда у лица появляется замысел, формируется решение, намечается план его совершения. Предотвращение совершения административного правонарушения - второй этап предупредительной деятельности. -------------------------------- <21> См.: Толковый словарь русского языка: ок. 30 000 слов / Под ред. Д. Н. Ушакова. М.: Астрель; АСТ; Хранитель, 2008. С. 669.

"Пресекать" - прекращать, останавливать ход, развитие, течение чего-либо <22>. То есть пресечение правонарушений (третий этап предупредительной деятельности) имеет место тогда, когда процесс их совершения останавливается внешним воздействием путем принудительного прекращения происходящих противоправных действий для предотвращения наступления вредных последствий. Так, например, в случае выявления в ходе контрольно-проверочных мероприятий нарушений законодательства Российской Федерации о государственной границе, законодательства и международных договоров Российской Федерации в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов должностные лица пограничных органов обязаны принять в пределах своей компетенции все необходимые меры по пресечению указанных нарушений и привлечению нарушителей к ответственности, установленной законодательством Российской Федерации <23>. -------------------------------- <22> См.: Ефремова Т. Ф. Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный. М.: Рус. яз., 2000. Т. 2. С. 285. <23> См.: О пересечении Государственной границы Российской Федерации российскими судами для перегрузки уловов водных биологических ресурсов, рыбной и иной продукции из них во внутренних морских водах и в территориальном море Российской Федерации: Пост. Правительства РФ от 09.02.2012 N 107 // СЗ РФ. 2012. N 8. Ст. 1023.

Из изложенного делаем вывод о направлениях деятельности пограничных органов Федеральной службы безопасности по предупреждению административных правонарушений в области защиты Государственной границы Российской Федерации, включающих в себя: - профилактику административных правонарушений в области защиты Государственной границы Российской Федерации (общую и индивидуальную); - предотвращение готовящихся административных правонарушений; - пресечение совершаемых административных правонарушений. Следует заметить, что на сегодняшний день одной из опасных тенденций в сфере административной деликтности является нарастание административно наказуемых поведенческих актов, не исключая и огромного количества правонарушений в области защиты государственной границы. Существующая статистика административных правонарушений, даже несмотря на разрозненность и, как результат, отсутствие полноты, показывает пугающие цифры <24>. Так, например, только за сорок дней специальной пограничной операции "Афганский излом", проведенной в сентябре - октябре 2011 г., было задержано порядка 370 нарушителей режима государственной границы, свыше 2 тыс. нарушителей пограничного режима, более 25 нарушителей режима в пунктах пропуска <25>. В ходе операции "Кордон-2011", проведенной на участке Пограничного управления ФСБ России по Псковской области, задержано 370 нарушителей пограничного режима, 15 нарушителей правил пересечения государственной границы, возбуждено 335 дел об административных правонарушениях, наложено административных штрафов на сумму около 1,5 млн. руб. <26>. Проведение таких оперативно-профилактических мероприятий выявляет не только рост количества административных правонарушений в области защиты государственной границы, но и во многом определяет источники опасностей и угрозы, создаваемые этими правонарушениями, личности, обществу и государству. -------------------------------- <24> См.: Дерюга А. Н. Актуальные проблемы развития административной деликтологии: Монография. М.: Изд-во СГУ, 2009. С. 6. <25> См.: Пасынков Р. Остановить "белую смерть" // Граница России. 07 - 13.12.2011. <26> См.: Пресс-служба ПУ ФСБ России по Псковской области. "Кордон-2011" // Граница России - северо-запад. 02 - 08.11.2011.

А. С. Дугенец в качестве одной из угроз общественной безопасности справедливо выделяет современную административную деликтность, указывая на ее сущностные характеристики: масштабность, дифференциацию субъектного состава, повышение степени общественной опасности, тенденцию к интегрированию с преступностью <27>. Действительно, несмотря на отсутствие признака общественной опасности, административные правонарушения имеют зачастую допреступный характер, предполагая совершение в последующем общественно опасного виновного деяния. -------------------------------- <27> См.: Дугенец А. С. Административная ответственность в российском праве: Дис. ... д. ю.н. М., 2005. С. 319.

Отметим, что административные проступки совершаются гораздо чаще преступлений и составляют большую по численности группу деликтов, чем уголовно наказуемые деяния <28>. Таким образом, можно констатировать, что административные правонарушения в России сегодня превратились в одно из самых типичных асоциальных и противоправных явлений. Современные исследования административной и уголовной деликтности со всей очевидностью доказывают их взаимообусловленность, перерастание противоправных проступков в преступления, когда количество переходит в качество, где первым выступает административный проступок, вторым - преступление <29>. -------------------------------- <28> См.: Симакина И. А. Совершенствование правового механизма выявления и устранения причин и условий, способствующих совершению административных правонарушений: Дис. ... к. ю.н. Хабаровск, 2009. С. 4. <29> См.: Дерюга А. Н. Указ. соч. С. 6.

В этой связи целью предупреждения административных правонарушений в области защиты Государственной границы Российской Федерации становится: - снижение уровня административных правонарушений в данной области; - управление административной деликтностью в области защиты государственной границы. Поэтому непреложность того факта, что необходимо не только производить количественный сбор данных об административных правонарушениях, в том числе в области защиты государственной границы, но и проводить активную работу по изучению причин и условий совершения таких правонарушений, очевидна. Тем более что недооценка опасности административных правонарушений стала уже традиционной <30>, что негативно сказывается как на состоянии правопорядка в целом, так и на формировании правосознания граждан и практике правоприменения. -------------------------------- <30> См.: Никулин М. И. Административная деликтология: концептуальные основы профилактики административных деликтов: Монография. Хабаровск: Дальневосточный ЮИ МВД России, 2004. С. 27.

К нормам, содержащим указания на обязанность органов административной юрисдикции выявлять и устранять причины и условия, способствующие совершению административных правонарушений в области защиты государственной границы, можно отнести ст. 30 Закона Российской Федерации "О Государственной границе", которая к числу полномочий пограничных органов относит осуществление профилактики правонарушений, борьба с которыми входит в их компетенцию <31>. -------------------------------- <31> См.: ФЗ "О Государственной границе Российской Федерации" // Российская газета. 04.05.1993.

Говоря о причинах совершения административных правонарушений в области защиты Государственной границы Российской Федерации, можно выделить некоторые из них: отсутствие комплексной государственной системы предупреждения административных правонарушений и, как следствие, непродуктивность разрозненных мероприятий по их предупреждению, недостаточная эффективность системы наказания, а также слабая осведомленность населения по вопросам, касающимся правил режима государственной границы, пограничного режима, режима в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации. Нарушение указанных правил происходит зачастую из-за незнания законодательства Российской Федерации о государственной границе, свидетельством чему являются многочисленные дела об административных правонарушениях. Так, например, 8 июля 2011 г. гражданин Российской Федерации Еремеев В. Н. нарушил режим в пункте пропуска через Государственную границу Российской Федерации "Скангали", находясь на его территории без документов, удостоверяющих личность, и пропуска <32>. Административное правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 18.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, было совершено им по неосторожности, в связи с незнанием порядка нахождения на режимной территории пункта пропуска через Государственную границу Российской Федерации. -------------------------------- <32> См.: Там же. Ст. 23, 24; Об утверждении Правил режима в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации: Приказ Федерального агентства по обустройству Государственной границы Российской Федерации от 27 декабря 2010 г. N 451-ОД: п. 7, 8 // Российская газета. 23.03.2011.

Первого июля 2011 г. граждане Российской Федерации Владимиров И. А. и Петров И. П. совершили административное правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 18.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях: находились в районе населенного пункта Носово Пыталовского района Псковской области, располагающегося в пределах пограничной зоны <33>, без установленных документов (паспорта и индивидуального пропуска в пограничную зону) <34>, т. е. нарушили правила пограничного режима <35>. Правонарушение совершено гражданами Владимировым И. А. и Петровым И. П. при выполнении трудовых обязанностей в качестве экспедиторов ТД "Альфа" (доставка продуктов питания в продовольственный магазин). Условиями, способствовавшими совершению административного правонарушения, явились: необеспечение руководством организации своих сотрудников необходимыми документами на право пребывания в пограничной зоне. В связи с этим руководству организации вынесено представление о принятии мер по устранению причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, в котором предлагается организовать получение и выдачу сотрудникам, выполняющим свои обязанности в пограничной зоне, индивидуальных (коллективных) пропусков или командировочных удостоверений, а также ознакомить их с правилами въезда, пребывания и передвижения в пограничной зоне. -------------------------------- <33> См.: О пределах пограничной зоны на территории Псковской области: Приказ ФСБ РФ от 2 июня 2006 г. N 242 (по сост. на 21 апреля 2007 г.) // Российская газета. 14.07.2006. <34> См.: Об утверждении Правил пограничного режима: Приказ ФСБ РФ от 10.09.2007 N 458: п. 1.1 ст. 1 (по сост. на 27 июля 2009 г. // Российская газета. 24.11.2007. <35> См.: О Государственной границе Российской Федерации: Закон от 1 апреля 1993 г. N 4730-1: ст. 17 // Российская газета. 04.05.1993.

Актуальной в этой связи становится проблема привлечения граждан к защите государственной границы в составе добровольных народных дружин и в качестве внештатных сотрудников пограничных органов для выполнения совместно с ними следующих задач: - обеспечение контроля над соблюдением режима Государственной границы Российской Федерации, пограничного режима и режима в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации; - участие в розыске лиц, пытающихся совершить или совершивших незаконное пересечение Государственной границы Российской Федерации; - разъяснение гражданам правил режима Государственной границы Российской Федерации, пограничного режима и режима в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации <36>. -------------------------------- <36> См.: О порядке привлечения граждан к защите Государственной границы Российской Федерации: Постановление Правительства РФ от 15 апреля 1995 г. N 339: п. 3: по состоянию на 5 декабря 2008 г. // СЗ РФ. 1995. N 17. Ст. 1545.

Причем решение задач по привлечению добровольных народных дружин к защите государственной границы и тем самым профилактическая работа осуществляются через: - непосредственное участие пограничного органа в организации и осуществлении мероприятий по защите государственной границы, проводимых с участием членов народных дружин; - качественную подготовку и всестороннее обеспечение мероприятий по защите государственной границы, проводимых с участием членов народных дружин; - постоянное совершенствование профессионального и методического мастерства должностных лиц пограничного органа, привлекаемых для работы с членами народных дружин; - воспитание у членов народных дружин стремления к повышению уровня своей подготовленности; - умелое сочетание должностными лицами пограничного органа разнообразных форм привлечения членов народных дружин к защите государственной границы; - поддержание постоянного взаимодействия пограничного органа с органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации и местного самоуправления по созданию условий для участия членов народных дружин в защите государственной границы; - ведение учетной документации и осуществление постоянного контроля за организацией и состоянием работы по привлечению членов народных дружин к защите государственной границы <37>. -------------------------------- <37> См.: Об организации работы пограничных органов с добровольными народными дружинами по защите Государственной границы Российской Федерации: Приказ ФСБ РФ от 17 ноября 2010 г. N 566 // Российская газета. 12.01.2011.

Представляется, что полное и качественное выполнение указанных мероприятий адекватно отвечает интересам обеспечения защиты государственной границы и позволит не только своевременно доводить до заинтересованных субъектов положения нормативных правовых актов, тем самым снижая вероятность совершения ими правонарушений, но и создать должный контроль за соблюдением режима Государственной границы Российской Федерации, пограничного режима и режима в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации. Также мерами, направленными на решение задач предупреждения административных правонарушений в области защиты Государственной границы Российской Федерации, должны стать: 1. Налаженная работа по выявлению причин и условий административных правонарушений, их анализу и своевременному принятию адекватных мер (управленческих решений) с целью недопущения перерастания административных деликтов в преступления путем создания единой государственной системы предупреждения административных правонарушений. Правовым основанием для этого становится Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г., которая определила в качестве одного из направлений обеспечения государственной и общественной безопасности создание единой государственной системы профилактики преступности (в первую очередь среди несовершеннолетних) и иных правонарушений, включая мониторинг и оценку эффективности правоприменительной практики <38>. -------------------------------- <38> См.: О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года: Указ Президента РФ от 12 мая 2009 г. N 537 // Российская газета. 19.05.2009.

Помимо этого необходимо отметить: несмотря на то что на сегодняшний день сбор данных о количественной стороне административных правонарушений в области защиты государственной границы ведется, недостаточно эффективно организована работа по изучению причин и условий, способствующих совершению административных правонарушений в данной области. 2. Разработка на законодательном и ведомственном уровне комплекса мер по предупреждению административных правонарушений в области защиты Государственной границы Российской Федерации на основе анализа причин и условий, способствующих их совершению. 3. Оптимизация деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления по выработке и практическому осуществлению мер по предупреждению административных правонарушений в области защиты Государственной границы Российской Федерации во взаимодействии с пограничными органами. 4. Работа по подготовке и изданию пограничными органами различных методических рекомендаций для субъектов предупредительной деятельности, правовое и организационное обеспечение заинтересованных субъектов необходимыми документами, распространение экспресс-информации для сотрудников других ведомств, а также органов местного самоуправления. 5. Информирование граждан о содержании нормативных правовых актов (и изменениях в них), касающихся правил режима государственной границы, пограничного режима, режима в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации с использованием современных информационных технологий и телекоммуникационных систем, а также путем распространения различного рода брошюр, листовок, информационных плакатов, объявлений. 6. Освещение фактов привлечения граждан к административной ответственности в области защиты Государственной границы Российской Федерации в средствах массовой информации с целью демонстрации действенности наказания и, вследствие этого, психологического стимулирования воздержания от совершения правонарушения неограниченного круга лиц. 7. Организация "демонстрации силы" государства в лице его органов на границе с целью оказания психологического влияния на поведение потенциальных нарушителей. 8. Участие в международном сотрудничестве по предупреждению административных правонарушений в области защиты государственной границы, в том числе проведение совместных приграничных оперативно-профилактических мероприятий. 9. Формирование имиджа эффективности государственного управления на границе путем реализации вышеуказанных мероприятий. В итоге создание налаженного механизма предупреждения административных правонарушений в области защиты Государственной границы Российской Федерации позволит снизить издержки для государства и общества и уйти от более жестких форм государственно-правового принуждения, обеспечивая законность и правопорядок.

Название документа