Социально-психологическое обеспечение деятельности сотрудников уголовно-исполнительной системы по предупреждению пенитенциарной преступности
(Бережнова Н. Д.) ("Административное и муниципальное право", 2012, N 10) Текст документаСОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОТРУДНИКОВ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ ПЕНИТЕНЦИАРНОЙ ПРЕСТУПНОСТИ
Н. Д. БЕРЕЖНОВА
Бережнова Наталья Дмитриевна, кандидат психологических наук, проректор по научной работе Социально-экономического института.
В статье рассматривается деятельность сотрудников уголовно-исполнительной системы по предупреждению пенитенциарной преступности, а также раскрываются новые подходы к предупреждению криминогенных источников пенитенциарной системы посредством использования социально-психологического пространства.
Ключевые слова: социально-психологический мониторинг, методика, предупреждение, сотрудник, система, межструктурное взаимодействие, оперативная экспресс-диагностика, социальная иерархия спецконтингента, банк стратегий предупредительного поведения.
Social and psychological support of penitentiary prevention activities performed by the officials of the penal enforcement system N. D. Berezhnova
The article is devoted to the activities performed by the officials of the penal efrocement system in the sphere of penitentiary crime prevention. The author of the article also describes the new approaches to prevention of criminogenic sources of the penitentiary system with the help of social and psychological methods.
Key words: social and psychological monitoring, methods, prevention, official, system, interaction between structures, runtime express diagnostics, social hierarchy of special squads, preventive strategies bank.
Деятельность сотрудников пенитенциарной системы протекает в напряженных и конфликтных ситуациях, которые создают опасные для жизни и деятельности условия. Данные условия оказывают сильное влияние на качество работы сотрудников, вызывая высокую психическую напряженность. Эти состояния провоцируют конкретные противоправные ситуации: захваты заложников; незаконные перебросы; массовые беспорядки; неповиновение; побеги; воровство; распространение наркотических веществ и т. д. Противоправные ситуации создают особо сложные условия деятельности и определяются различными факторами: криминогенность контингента осужденных; жесткий режим отбывания наказания; психопатическое восприятие осужденными процесса гуманизации (лживые жалобы на сотрудников); моральная и материальная провокации; постоянная психологическая борьба из-за устойчивой конфликтной ролевой ситуации; изоляционные условия профессиональной деятельности; физические и психические перегрузки сотрудников; напряжение из-за недостатка профессиональных навыков; низкий социальный уровень проживания семей сотрудников; негативный ореол престижности профессии в обществе. Данные вопросы рассматривали: В. И. Белослудцев, В. Г. Козюля, Л. И. Беляева, В. Грибов, Е. С. Ильина <1>. Данные условия деятельности не могут сочетаться с эффективными результатами работы и возложенным на сотрудников высоким профессиональным долгом перед обществом, которое не считает данную деятельность престижной и высоко оплачиваемой. Предупредить особые условия возможно только при решении социальных проблем сотрудников. -------------------------------- <1> Белослудцев В. И., Козюля В. Г. Организационно-управленческие и педагогические проблемы исполнения уголовных наказаний в отношении осужденных с психическими аномалиями. Домодедово, 1996. С. 56; Беляева Л. И. Психологические особенности экстремальных ситуаций правоохранительной деятельности // Прикладная юридическая психология. М., 2001. С. 531; Грибов В. В тюремном интерьере // Ветеран. 2003. N 5 (718). С. 14; Ильина Е. С. Экстремальная профессия - сотрудник УИС // Развитие личности. 2002. N 4. С. 169.
Престижность профессии можно обеспечить средствами массовой информации, произведениями искусства и культуры, но для этого необходима новая реальная информация, новое профессиональное пространство психологически готовых и профессионально подкованных сотрудников. Сотрудники могут более профессионально выполнять оперативно-служебные задачи за счет социально-психологического обеспечения профессиональных функций в различных спектрах проблемных ситуаций. К профессиональным функциям в особых условиях относятся предупреждение, профилактика и прогнозирование противоправных действий. Общими задачами предупреждения, прогноза и профилактики являются: разработка системы психодиагностического мониторинга, включающего социально-психологическое и криминологическое исследования; организация, планирование и проведение определенных работ по заблаговременному выявлению источников криминальных ситуаций <2>; выявление причин их возникновения, возможных масштабов и последствий <3>; выработка конкретных рекомендаций, разработка и поддержка процедуры принятия решений; организация различных вариантов экстренного реагирования на возникающие криминогенные ситуации; оперативный сбор, обработка и анализ всей поступающей информации <4>. -------------------------------- <2> См.: Антонян Ю. М. Предмет пенитенциарной криминологии. Рязань, 2009. С. 20. <3> Барабанов Н. П. Предупреждение и пресечение чрезвычайных ситуаций криминального характера в исправительных учреждениях. Рязань, 1999. Ч. 1. С. 52. <4> Барабанов Н. П., Березенко Л. А. Криминологические, уголовно-правовые и организационные меры предупреждения формирования преступных групп и их криминальной деятельности в исправительных колониях. Рязань, 2004. С. 196.
Для выполнения данных задач подготавливаются: долгосрочные, среднесрочные и краткосрочные психологические прогнозы возможного противоправного поведения; планы координации деятельности, контроля и программа социально-психологического обеспечения сети наблюдений; система организационных мер по предупреждению, предотвращению и локализации криминальных ситуаций; сценарии развития данных ситуаций; программы информационного обеспечения управления и контроля профилактики, предупреждения и ликвидации последствий. К сопроводительным направлениям можно отнести: создание банка стратегий поведения сотрудников в криминальных ситуациях; осуществление постоянного психологического наблюдения; подбор сотрудников в профессиональные группы экстренного реагирования; создание комплекса психологических рекомендаций как практического руководства, правил поведения в различных стрессогенных ситуациях; обеспечение психологической и профессиональной готовности сотрудников; обучение, подготовка и информирование всех задействованных структурных подразделений; автоматизированный сбор и анализ психологической информации о докриминальных, криминальных и посткриминальных ситуациях. Информация должна включать все достоверные предпосылки криминальной ситуации, которую создают условия докриминальной (криминогенной) ситуации и условия посткриминальной ситуации, представляющей последствия и масштабы криминальной ситуации. Для разработки всех составляющих криминальной ситуации необходима опора на многообразие человеческого фактора в пенитенциарной системе, потому что получаемые посредством мониторинга психологические сведения о конкретных лицах, отбывающих наказание, вполне могут быть использованы для их исправления и предупреждения новых пенитенциарных преступлений. Мониторинг позволяет получать данные для изучения социально-психологических явлений и процессов в местах лишения свободы, которые влияют на поведение осужденных и их включение в криминальную ситуацию. Предупреждение криминальных ситуаций является предупредительной деятельностью, которая обязательно должна учитывать, что осужденные принадлежат к различным социальным слоям общества. В любом случае, результаты работы по психологической коррекции противоправного поведения осужденных взаимосвязаны с результатами предупредительной деятельности. Следовательно, чем более эффективна деятельность по исправлению, тем меньше преступлений должно совершаться в данном учреждении пенитенциарной системы. И, наоборот, чем лучше показатели предупредительной деятельности, меньше преступлений, тем выше уровень исправления осужденных. Таким образом, определяется взаимодополняемость и взаимопересекаемость предупредительных и психокоррекционных функций сотрудников всех структурных подразделений. Взаимозависимость данных функций определяется общими функциями по сбору полной и достоверной информации о той или иной криминологической среде. Критерии взаимности определяются психологизацией деятельности сотрудников и юридическим обеспечением данной психологизации. Вопросы совместной деятельности рассматривали ученые: В. С. Агеев, А. Н. Алексеев, Г. М. Андреева, А. И. Донцова, Г. М. Андреева, Я. Яноушек, М. И. Бобнева, Н. Н. Обозов и др. <5>. -------------------------------- <5> Агеев В. С. Межгрупповое взаимодействие. М., 1990; Алексеев А. Н. Применение метода включенного наблюдения в комплексном социальном исследовании. Л., 1973; Андреева Г. М., Донцова А. И. Межличностное восприятие в группе. М., 1981; Андреева Г. М., Яноушек Я. Общение и оптимизация совместной деятельности. М., 1987; Бобнева М. И. Социальные нормы и регуляция поведения. М., 1978; Обозов Н. Н. Психология межличностного взаимодействия. Л., 1979.
Социально-психологическое обеспечение предупредительной деятельности начинается с учета иерархических структур спецконтингента, их субкультуры, социального положения и психологической атмосферы в преступной группе <6>. Для предупреждения пенитенциарных преступлений необходима информация об условиях содержания осужденных, организации труда и досуга, частоте встреч с родными и защите прав. -------------------------------- <6> Антонян Ю. М. Предмет пенитенциарной криминологии. Рязань, 2009. С. 23.
В психологическое обеспечение предупреждения особых ситуаций должно входить исследование следующих параметров: индивидуальные особенности лиц, способных к деструктивным формам поведения; социально-психологические условия внутригрупповых процессов, происходящих в пенитенциарном сообществе; профессиональная и психологическая компетентность сотрудников пенитенциарных учреждений. Заметим, что содержание и назначение психологического и юридического обеспечения предупредительной деятельности одинаковы, отличие лишь в использовании терминологии той или другой науки. Психологическое обеспечение предупредительной деятельности должно иметь определенные основные составляющие для рассмотрения содержания данной работы: организационно-нормативное обеспечение; определение объекта индивидуально-психологического экстренного вмешательства; разработка специального комплекса организационно-психологических мер; планирование локализации и ликвидации очагов негативного воздействия криминального сообщества; мониторинг результатов данного воздействия и последующего развития событий. Начиная изучение с докриминальной ситуации, необходимо решение следующих задач: определение условий, способствующих асоциальному поведению, разработка социально-психологических мер их устранения; выявление криминогенных лиц, склонных к пенитенциарным преступлениям; постановка на психопрофилактический учет данных лиц; построение программы установки психологической защиты от отрицательно настроенной части спецконтингента; психотерапевтическое и психокоррекционное воздействие на личностей асоциального типа поведения; мониторинг эффективности оказания психопрофилактического воздействия на конкретных лиц; экспресс-диагностика подготовки осуществления правонарушений и информирование о них других должностных лиц; психодиагностика преступных намерений и проведение социально-психологических мероприятий по их декриминализации; определение достоверности полученных результатов профилактического воздействия на положительно характеризующихся осужденных <7>; установление истинных намерений осужденных в отношении постпенитенциарного преступного поведения <8>. -------------------------------- <7> См.: Громов М. А. Обеспечение порядка и безопасности в исправительных учреждениях. Рязань, 2000. С. 39. <8> Громов М. А. Организация безопасности в исправительных учреждениях. Рязань, 2005. С. 14 - 27.
К организационным основам психологического обеспечения предупредительной работы необходимо отнести: определение функций предупредительной работы; разработку по руководству личным составом и рекомендации по его расстановке; организацию порядка получения и использования психологической и оперативной информации; планирование мероприятий предупредительной работы; определение психологических стратегий организационного поведения всех структурных подразделений; разработку психологических методов реагирования; контроль психологической готовности состава служб реагирования в особых условиях; определение психологического порога - начала развития докриминальной ситуации, ее социально-психологических составляющих и участников; разработка системы психологического предостережения лиц группы риска; обобщение опыта и выявление основных критериев оценки профессиональной готовности служб по предупреждению пенитенциарных преступлений; определение психодиагностического блока исследования индивидуально-личностных последствий предупредительной деятельности; разработка индивидуальных программ реабилитации. Эффективное решение задач по предупреждению зависит от правильного построения алгоритма информационно-аналитической работы, достоверности и надежности информации, сопровождения межструктурного взаимодействия, психологического сопровождения координации действий и выполнения принятых решений <9>. -------------------------------- <9> Артемьев Н. С. Понятие и сущность оперативно-розыскной профилактики пенитенциарной преступности. С. 206.
Психологическое обеспечение предупреждения особых ситуаций координации действий должно быть независимо от характера и срока действия управленческого решения и выполнения принятых решений. Процесс должен основываться на социально-психологическом анализе результатов мониторинга, ранжировании фаз действий, контроле соблюдения намеченных сроков (на этапе реализации программ подготовки, на этапе выполнения определенных действий в очаге особых условий, на этапе реабилитации), определении стратегических психологических задач межструктурного взаимодействия. Создание системы психологического обеспечения межструктурного взаимодействия - основа процесса управления профессиональных действий в особых условиях. Система психологического обеспечения должна включать межструктурное распределение функциональных обязанностей в особых условиях с учетом психологических возможностей сотрудников и их совместимости. Психологический регламент должен влиять на комфортное проведение совместных совещаний, партнерское определение общей тактики взаимодействия, учет общих сил и средств. Должны быть учтены возможные ситуации риска с целью страховки, физической и психологической поддержки, а также установление порядка обмена оперативной информацией. В психологическое обеспечение входит работа по повышению внутреннего ощущения ответственности руководителей всех структурных подразделений за жизнь сотрудников и конструктивность взаимодействия <10>. Эта система взаимодействия позволяет на начальном этапе отбывания наказания определять круг криминогенных лиц <11>, их психологические данные для отделов внутренних дел <12> с учетом исключения случаев направления в одно учреждение лиц с явными неприязненными отношениями <13>. -------------------------------- <10> См.: Некрасов А. П. Организация деятельности оперативных аппаратов ИУ по профилактике пенитенциарной преступности. С. 216. <11> Забрянский Г. Л., Савинкова Е. Л. Модель региональной программы предупреждения преступности несовершеннолетних. М., 1996. <12> Закалюк А. П. Прогнозирование и предупреждение индивидуального преступного поведения. М., 1996. <13> Исмаилов И. А. Проблемы предупреждения преступлений. Баку, 1990.
Скрытые неприязненные отношения можно выявить с помощью следующих методик диагностики: показателей и форм агрессии А. Басса, А. Дарки; уровня агрессии А. Ассингера; типа эмоциональной реакции на воздействие окружающей среды В. В. Бойко; типов поведения в конфликтных ситуациях К. Томаса. Комплекс психодиагностических методик профессиональной готовности сотрудников к предупредительной деятельности в учреждениях пенитенциарной системы разного назначения будет несколько отличаться в зависимости от характеристик спецконтингента и условий отбывания наказаний: карантин, колонии строгого режима, колонии-поселения, следственные изоляторы, воспитательные колонии для несовершеннолетних, больницы, домашний арест и т. д. Но функционал предупредительной деятельности будет иметь общие направления: получение информации об оперативной обстановке в группах (мониторинг социально-психологического климата); выявление лидеров и привлечение их к общественно полезному труду (мониторинг лидерства); осуществление целенаправленной работы по компрометации "авторитетов", оказывающих противодействие администрации и нейтрализации их влияния на основную массу осужденных, а также изолирование данных лиц или перевод в более строгие условия содержания (разработка психопрофилактических мероприятий) <14>; обеспечение надежного оперативного прикрытия лиц, состоящих на профилактическом учете, и осужденных, пользующихся правом передвижения без конвоя; осуществление особого контроля (анализ невербального поведения, психолингвистическая экспертиза); проведение мероприятий по выявлению и изоляции дезорганизаторов <15> (мониторинг прогнозирования поведения по вербальному и невербальному поведению, применение социометрической матрицы). -------------------------------- <14> См.: Зарипов З. С., Алауханов Е. О. Современное состояние взаимодействия органов внутренних дел и уголовно-исполнительной системы при проведении профилактики преступлений. С. 234. <15> Голоднюк М. Л., Зубкова В. Л. Предупреждение преступности. М., 1990.
Библиографический список
1. Агеев В. С. Межгрупповое взаимодействие. М., 1990; Алексеев А. Н. Применение метода включенного наблюдения в комплексном социальном исследовании. Л., 1973. 2. Антонян Ю. М. Предмет пенитенциарной криминологии. Рязань: Академия права и управления Федеральной службы исполнения наказаний, 2009. 3. Барабанов Н. П. Предупреждение и пресечение чрезвычайных ситуаций криминального характера в исправительных учреждениях. Рязань, 1999. Ч. 1. 4. Барабанов Н. П., Березенко Л. А. Криминологические, уголовно-правовые и организационные меры предупреждения формирования преступных групп и их криминальной деятельности в исправительных колониях. Рязань, 2004. 5. Белослудцев В. И., Козюля В. Г. Организационно-управленческие и педагогические проблемы исполнения уголовных наказаний в отношении осужденных с психическими аномалиями. Домодедово, 1996.
References (transliteration)
1. Ageev V. S. Mezhgrnppovoe vzaimodeystvie. M., 1990. 2. Antonyan Yu. M. Predmet penitentsiarnoy kriminologii. Ryazan': Akademiya prava i upravleniya Federal'noy sluzhby ispolneniya nakazaniy, 2009. 3. Barabanov N. P. Preduprezhdenie i presechenie chrezvychaynykh situatsiy kriminal'nogo kharaktera v ispravitel'nykh uchrezhdeniyakh. Ryazan', 1999. Ch. 1. 4. Barabanov N. P., Berezenko L. A. Kriminologicheskie, ugolovno-pravovye i organizatsionnye mery preduprezhdeniya formirovaniya prestupnykh grupp i ikh kriminal'noy deyatel'nosti v ispravitel'nykh koloniyakh: Monogr. Ryazan': Akademiya prava i upravleniya FSIN Rossii, 2004. 5. Belosludtsev V. I., Kozyulya V. G. Organizatsionno-upravlencheskie i pedagogicheskie problemy ispolneniya ugolovnykh nakazaniy v otnoshenii osuzhdennykh s psikhicheskimi anomaliyami. Domodedovo, 1996.
Название документа