Основные аспекты формирования правопорядка
(Духно Н. А.) ("Российский следователь", 2012, N 21) Текст документаОСНОВНЫЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВОПОРЯДКА <*>
Н. А. ДУХНО
Духно Николай Алексеевич, директор Юридического института Московского государственного университета путей сообщения (МИИТ), доктор юридических наук, профессор.
В статье раскрываются основные свойства правопорядка, обосновывается его сущность. Показаны связи между законодательством и правопорядком. Обращено особенное внимание на уровни правосознания и его значение в формировании правопорядка. Обосновывается роль управления в становлении правопорядка.
Ключевые слова: правопорядок, общественный порядок, правосознание, управление правопорядком, функции правосознания.
In the article these are revealed basic properties of law and order, its essence is substantiated. These are shown relations between legislation and law and order. Special attention is paid on levels of legal awareness and its importance in establishing of law and order.
Key words: law and order, public order, legal awareness, law and order control, functions of legal awareness.
В наше новое время принимается много законов, но порядок не улучшается на том уровне, как это предписано в действующем законодательстве. В обществе складывается мнение о том, что для налаживания требуемого порядка не хватает законов. Бесспорно то, что законы нужны. Но одних их, как бы хороши они ни были, недостаточно, чтобы в нашей жизни установить порядок, при котором каждый житель Отечества чувствовал себя защищенным и уверенным в торжестве справедливости. Порядок как правильное налаживание состояния общества и государства не является застывшим. Он не бывает неизменным в своем существовании. Его состояние подвержено динамике под воздействием внутренних и внешних факторов самого разного характера. Нередко под порядком понимают сами правила, по которым следует осуществлять какие-нибудь деяния. Это неполное и неточное выражение порядка. Для общества нравственные, религиозные, эстетические и иные общественно признаваемые правила поведения либо законодательные и другие юридически обязательные предписания, обращенные ко всем членам гражданского общества, являются властными велениями государственных органов. Наличие и существование названных норм и правил поведения еще не создает общественного или правового порядка. Общественный порядок и правопорядок не могут быть отождествлены только с этими правилами и предписаниями, поскольку эти правила и нормы существуют лишь как письменные или осознанные формы выражения государственной воли либо общественной мысли. Эти правила и нормы лишь часть, а вернее, необходимая предпосылка формирования общественного либо правового порядка. Общественный порядок складывается и функционирует под влиянием осознания необходимости и заинтересованности членов гражданского общества в упорядоченности своих действий, подчинения их выработанным обществом правилам. Общественный и правовой порядок начинают свою жизнь тогда, когда субъекты - члены общества, граждане, юридические лица и др., которым адресованы правила, нормы, принимают их к исполнению, реализуют, руководствуются ими в своей повседневной бытовой и производственной деятельности. Общественный порядок формируется и функционирует путем реализации политических и религиозных, культурных и эстетических и просветительских мировоззрений, идей, обычаев и традиций. Его стабильность гарантируется и поддерживается уровнем убежденности и верований тех или иных социальных групп гражданского общества. Правовой порядок складывается и существует под влиянием правовых норм и предписаний, изданных или одобренных государством. Гарантом стабильности и реальности правового порядка выступает государство с его нравственным авторитетом и реальным аппаратом принуждения к соблюдению требований правопорядка настоящего времени. Правовая доктрина характеризовала и анализировала правопорядок как категорию общей теории права, тесно связанную с законностью и, по существу, ее дополняющую. Исходным началом правопорядка, условием его существования выступает право как совокупность правил поведения, норм, выражающих государственную волю. Там, где нет права, естественно, отсутствует правопорядок, поскольку он возникает как одна из форм жизни, реализации права, как результат его воздействия на общественные отношения, на поведение и волю людей, членов общества. Российское право является системно упорядоченной совокупностью правовых норм, оно структурированно подразделяется на известные отрасли: конституционную, административную, гражданскую, земельную, экологическую и иные, и правовые институты. Каждая отрасль имеет свой предмет регулирования - однородную группу общественных отношений. В пределах отраслевой сферы юридического регулирования как результат его действия складывается и функционирует присущий этой отрасли правовой порядок, учитывающий специфические черты и особенности отраслевой группы общественных отношений: имущественных, земельных, экологических, административных и т. д. Помимо общетеоретических знаний о сущности и содержании правопорядка как общетеоретической категории, крайне важен и необходим анализ отраслевых видов правопорядка. Эта проблема в российской правовой доктрине поставлена применительно к земельному правопорядку <1>. Вторым, более существенным шагом явилось фундаментальное исследование, посвященное экологическому правопорядку <2>. Было бы желательным при написании учебной литературы и монографических трудов по изложению и анализу сущности и содержания каждой отрасли российского права выделять в качестве самостоятельного раздела сведения о содержании и сущности отраслевого правопорядка. В некоторых отраслях российского права эта проблема уже поставлена и ждет своих фундаментальных исследований. Например, и в советское, и в настоящее время трудовое право всегда имело в своем содержании институт внутреннего трудового распорядка. И даже на всех предприятиях, в организациях и учреждениях действуют Правила внутреннего трудового распорядка. Однако по сложившейся доктрине этот институт, являющийся по существу не распорядком, а трудовым правопорядком, почему-то в литературе всегда включают в институт трудовой дисциплины <3>, в то время как все должно быть наоборот: трудовая дисциплина - это только часть внутреннего трудового распорядка, а последний - это часть трудового правопорядка. -------------------------------- <1> Духно Н. А., Чубуков Г. В. Земельный правопорядок и ответственность. М.: Ин-т защиты предпринимателя, 1998. <2> Духно Н. А. Экологический правопорядок. М.: МИИТ, 1999. <3> Советское трудовое право / Под ред. проф. А. С. Пашкова. М.: Юрид. лит., 1976. С. 304 - 308; Коршунов Ю. Н., Лившиц Р. З., Румянцева М. С. Советское законодательство о труде: Справочная книга для профактива. 2-е изд. М.: Профиздат, 1976. С. 402 - 404; Сыроватская Л. А. Трудовое право. М.: Высш. шк., 1995. С. 188; Толкунова В. Н., Гусов К. Н. Трудовое право России: Учеб. пособие. М.: Юрист, 1995. С. 284.
В учебной и монографической литературе понимание правопорядка обобщенно может быть выражено как "состояние упорядоченности общественных отношений, основанное на праве и законности" <4>. Он, по существу, признается синонимом законности, особенно когда авторы пишут, что правопорядок - это результат соблюдения, исполнения правовых норм, т. е. законности. -------------------------------- <4> Общая теория права и государства: Учебник для юрид. вузов / Под ред. акад. РАЕН В. В. Лазарева. М.: Юрист, 1994. С. 188.
Это обстоятельство приводит к выводу о том, что теоретические основы правопорядка вообще и его отдельных отраслевых видов в частности нуждаются в своем дальнейшем научном анализе, в определении его понятийной сущности и в уточнении структуры и содержания. Если под правовым порядком понимается состояние упорядоченности общественных отношений на основе правовых предписаний, тогда надо вести дальше исследование в плане конкретизации названной упорядоченности, ее границ, механизма, методов. Право упорядочивает, регулирует не все общественные отношения, а лишь определенного рода, обособленные по отраслевому признаку. Следовательно, надо различать отраслевые, а возможно, и подотраслевые виды правового порядка. Упорядоченность появляется на основе работы сложного механизма взаимодействия государственной воли, выраженной в законах и подзаконных нормах, правоприменительной деятельности компетентных государственных органов и органов местного самоуправления, наличия необходимого уровня правосознания граждан, чьими действиями и поступками нормы права претворяются в жизнь, высокого уровня гарантий, обеспечивающих реализацию конституционных прав и законных интересов граждан и юридических лиц, стимулирования их к надлежащему выполнению возложенных на них юридических обязанностей. Теория правосознания в российском правоведении нашла свое обоснование в учебной и монографической литературе <5>. -------------------------------- <5> Фарбер И. Е. Правосознание как форма общественного сознания. М., 1963; Лукашева Е. А. Социалистическое правосознание и законность. М., 1973; Козюбра Н. И. Социалистическое право и общественное сознание. Киев, 1979; Остроумов Г. С. Правовое осознание действительности. М., 1989; Соколов Н. Я. Профессиональное сознание юристов. М., 1988.
Правосознание имеет сложную структуру, которая складывается прежде всего из двух элементов: правовой психологии и правовой идеологии. Содержанием правовой психологии выступают чувства, эмоции, переживания, настроения, привычки, стереотипы, которые возникают у людей в связи с оценкой ими существующих юридических норм и практики их реализации. Правовая идеология как элемент правового сознания - это совокупность юридических идей, теорий, взглядов, которые в концептуальном, систематизированном виде отражают и оценивают правовую реальность. Она стремится к выявлению сущности социального смысла, природы права, пытается его представить в виде законченной культурно-исторической философии и догмы. Согласно устоявшемуся мнению юридической науки, правосознанию присущи три функции (направления воздействия на общественные отношения) - познавательная, оценочная, регулятивная. Субъектами познавательной функции выступают как законодатели, так и граждане, они познают через восприятие и осмысление относящиеся к правовой реальности события, действия, состояния, признаки и другие сведения и факты, которые им предстоит либо оценить, либо использовать. Для правосознания эта функция важна прежде всего в познании свойств объектов и их положительных факторов, складывающихся по поводу их общественных отношений. Оценочная функция правосознания проявляется как деятельность субъектов правопорядка по идентификации, отождествлению сложившихся ситуаций, событий, применяемых мер с точки зрения своих представлений о праве, законности действий других субъектов правоприменения. Можно сказать, что оценочная функция правосознания проявляется как правовая квалификация фактов и ситуаций исходя из уровня правосознания субъекта правопорядка. Регулятивная функция правосознания реализуется через систему мотивов, ценностных ориентаций, правовых установок, которые выступают специфическими регуляторами поведения и имеют особые механизмы формирования. Среди них особую ценность имеет правовая установка. Под нею понимается готовность, предрасположенность субъекта к правомерному или противоправному поведению. Она складывается под влиянием ряда социальных и психофизических факторов. Положительная правовая установка позволяет упорядочить процесс правового воздействия, освобождая субъекта от необходимости каждый раз заново принимать решения в стандартных, ранее встречавшихся ситуациях. Регулятивная функция правового сознания формирует законопослушных субъектов правопорядка, не позволяющих себе небрежное, ущербное обращение с охраняемыми объектами, препятствует им сознательно причинять вред. Общая теория права различает обыденное, профессиональное и научное правосознание. Они имеют место и применительно к правовому сознанию. Обычное правосознание выражается в виде массовых представлений людей, их эмоций, настроения по поводу права и сформировавшегося правопорядка. Эти представления и чувства возникают под влиянием непосредственной обстановки в местах проживания людей, их практического опыта. Профессиональное правовое сознание включает в себя понятия, представления, идеи, убеждения, традиции, стереотипы, складывающиеся в среде юристов, профессионально занимающихся в области применения права и укрепления правопорядка. Это сознание формируется на основе их юридической практики и во многом под влиянием юридической науки и идеологии. Помимо того, правопорядок не может формироваться и функционировать спонтанно, в силу того лишь факта, что имеют место изданные законы и подзаконные правовые предписания. Они останутся "бумажными нормами", если будет отсутствовать управление правопорядком. Под ним следует понимать реализацию государственными и иными органами и организациями возложенных на них задач, функций, полномочий по реализации требований действующего законодательства, в том числе путем официального извещения граждан и юридических лиц как субъектов правового порядка об объеме прав и возлагаемых на них обязанностей. Здесь должен господствовать принцип: гражданин не может нести ответственность за неисполнение официально не опубликованного закона или иного правового акта. Функции управления правопорядком должны определяться его целями и задачами применительно к видам отраслевого правопорядка. Правопорядок в любом государственно-организованном обществе функционирует успешно лишь при наличии политических, экономических и правовых гарантий. Среди этих гарантий ведущее место принадлежит институту ответственности за совершение нарушений действующего законодательства, определяющего содержание установленного правопорядка, и института стимулирования добросовестного и надлежащего выполнения правообязанными субъектами требований, определяющих должное поведение участников правовых отношений. Эти аспекты характеризуют правопорядок как систему общественных отношений, складывающихся на основе норм права. Системная упорядоченность придает составляющим частям, элементам правопорядка необходимое единство и качество. Таким образом, на основе изложенного можно сделать вывод: для устойчивого правопорядка необходимо иметь доброкачественное законодательство, целенаправленно формировать правосознание у всех граждан, совершенствовать систему управления правопорядком.
Название документа