К вопросу о необходимости государственной защиты руководителей и экспертов государственных судебно-экспертных учреждений Российской Федерации

(Пинчук П. В.) ("Эксперт-криминалист", 2012, N 4) Текст документа

К ВОПРОСУ О НЕОБХОДИМОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЗАЩИТЫ РУКОВОДИТЕЛЕЙ И ЭКСПЕРТОВ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СУДЕБНО-ЭКСПЕРТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ <*>

П. В. ПИНЧУК

Пинчук П. В., начальник 111 Главного государственного центра судебно-медицинских и криминалистических экспертиз Минобороны России (главный судебно-медицинский эксперт Минобороны России), доктор медицинских наук.

В статье рассмотрена проблема отсутствия нормативно-правового регулирования вопроса государственной защиты руководителей и экспертов государственных судебно-экспертных учреждений и подразделений Российской Федерации. Приведены сведения о системе мер и механизме реализации государственной защиты, регламентированных Федеральным законом от 20 апреля 1995 г. N 45-ФЗ "О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов". Предложен путь решения указанной проблемы.

Ключевые слова: государственная защита, государственное судебно-экспертное учреждение, эксперт, заключение эксперта.

The article considers the problems of absence of normative-law regulation of the issue of state protection of heads and experts of the state judicial-expert institutions and subdivisions of the Russian Federation; cites information on the system of measures and mechanism of realization of state protection regulated by Federal Law of 20 April 1995 N 45-FZ "On State Protection of Judges, Officials of Law-enforcement and Control Agencies". The author proposes the way of solution of the said problem.

Key words: state protection, state judicial-expert institution, expert, expert's opinion.

В настоящее время в Российской Федерации проводятся мероприятия по реализации Перечня поручений Президента Российской Федерации от 3 февраля 2012 г. N Пр-67 и поручения Правительства Российской Федерации от 22 февраля 2012 г. N ВП-П4-1006 по вопросам совершенствования судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации. В рамках указанной работы заинтересованными федеральными органами исполнительной власти совместно с Верховным Судом Российской Федерации, Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации и Генеральной прокуратурой Российской Федерации готовятся предложения по данному вопросу. В частности, по вопросам передачи судебно-медицинских и судебно-психиатрических экспертных учреждений из ведения субъектов Российской Федерации в ведение Минздрава России, создания межведомственного координационного органа по вопросам судебно-экспертной деятельности, подготовки федеральной целевой программы развития и совершенствования судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации, совершенствования деятельности негосударственных экспертов и профессиональной подготовки специалистов в области судебной экспертизы в высших учебных заведениях и научных учреждениях. Вместе с тем за рамками проводимой работы оказалась проблема отсутствия нормативно-правового регулирования вопроса государственной защиты руководителей и экспертов государственных судебно-экспертных учреждений и подразделений Российской Федерации (далее - ГСЭУ). В настоящее время в Российской Федерации существует нормативная правовая база и механизм государственной защиты судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов, сотрудников федеральных органов государственной охраны, осуществляющих функции, выполнение которых может быть сопряжено с посягательствами на их безопасность, а также создания надлежащих условий для отправления правосудия, борьбы с преступлениями и другими правонарушениями. Данный вопрос регламентирован Федеральным законом от 20 апреля 1995 г. N 45-ФЗ "О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов" (далее - Закон от 20 апреля 1995 г.), которым установлена система мер государственной защиты жизни, здоровья и имущества указанных лиц и их близких родственников. Обеспечение государственной защиты судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов, сотрудников федеральных органов государственной охраны состоит в осуществлении уполномоченными на то государственными органами предусмотренных Законом от 20 апреля 1995 г. мер безопасности, правовой и социальной защиты, применяемых при наличии угрозы посягательства на жизнь, здоровье и имущество указанных лиц в связи с их служебной деятельностью, а также их близких родственников и, в исключительных случаях, иных лиц, на жизнь, здоровье и имущество которых совершается посягательство с целью воспрепятствовать законной деятельности судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов, сотрудников федеральных органов государственной охраны, либо принудить их к изменению ее характера, либо из мести за указанную деятельность. В ст. 2 указанного Закона приведен перечень лиц, подлежащих государственной защите: - судьи всех судов общей юрисдикции и арбитражных судов, арбитражные заседатели, присяжные заседатели; - прокуроры; - следователи; - лица, производящие дознание; - лица, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность; - сотрудники федеральных органов внутренних дел, осуществляющие охрану общественного порядка и обеспечение общественной безопасности, а также исполнение приговоров, определений и постановлений судов (судей) по уголовным делам, постановлений органов расследования и прокуроров; - сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы; - военнослужащие внутренних войск МВД России, принимавшие непосредственное участие в пресечении действий вооруженных преступников, незаконных вооруженных формирований и иных организованных преступных групп; - сотрудники органов федеральной службы безопасности; - сотрудники органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ; - судебные исполнители; - работники контрольных органов Президента Российской Федерации, осуществляющие контроль за исполнением законов и иных нормативных правовых актов, выявление и пресечение правонарушений; - сотрудники федеральных органов государственной охраны; - работники таможенных и налоговых органов, антимонопольных органов, федеральных органов государственного контроля, Федеральной службы по финансовому мониторингу, Счетной палаты Российской Федерации, а также иные категории государственных и муниципальных служащих по перечню, устанавливаемому Правительством Российской Федерации; - близкие родственники указанных выше лиц. Согласно ст. 3 защищаемым лицам обеспечивается применение уполномоченными на то государственными органами мер безопасности в целях защиты их жизни и здоровья, обеспечения сохранности их имущества, применение мер правовой и социальной защиты. Для защищаемых лиц ст. 5 установлены следующие виды мер безопасности: личная охрана, охрана жилища и имущества; выдача оружия, специальных средств индивидуальной защиты и оповещения об опасности; временное помещение в безопасное место; обеспечение конфиденциальности сведений о защищаемых лицах; перевод на другую работу (службу), изменение места работы (службы) или учебы; переселение на другое место жительства; замена документов, изменение внешности. Применение и осуществление мер безопасности согласно ст. 12 Закона от 20 апреля 1995 г. возлагается: 1) в отношении судей, арбитражных заседателей, присяжных заседателей, прокуроров, следователей, судебных исполнителей и должностных лиц контролирующих органов, а также их близких родственников - на органы внутренних дел; 2) в отношении должностных лиц органов внутренних дел, органов федеральной службы безопасности, таможенных органов, федеральных органов государственной охраны, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, а также их близких родственников - на указанные органы соответственно, в которых созданы в установленном порядке специальные подразделения. Меры безопасности в отношении судей военных судов, прокуроров и следователей военной прокуратуры, военнослужащих, производящих дознание, военнослужащих внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации, принимавших непосредственное участие в пресечении действий вооруженных преступников, незаконных вооруженных формирований и иных организованных преступных групп, а также их близких родственников осуществляются также командованием соответствующей воинской части или начальником соответствующего военного учреждения. В ст. 13 регламентированы повод и основание для применения мер безопасности: заявление подлежащего защите лица; обращение председателя суда либо руководителя соответствующего правоохранительного или контролирующего органа либо руководителя федерального органа государственной охраны, а также начальника учреждения или органа уголовно-исполнительной системы; получение органом, обеспечивающим безопасность, оперативной и иной информации о наличии угрозы безопасности указанного лица. Основанием для применения мер безопасности является наличие достаточных данных, свидетельствующих о реальности угрозы безопасности защищаемого лица. Также в Законе от 20 апреля 1995 г. прописаны порядок принятия решения о применении мер безопасности (ст. 14) и их порядок (ст. 15), права и обязанности защищаемого лица (ст. 17), порядок отмены мер безопасности (ст. 18) и ответственность за нарушение требований, установленных Федеральным законом (ст. 19). Отдельная глава Закона посвящена мерам социальной защиты лиц, подлежащих государственной защите. В частности, в ст. 20 предусмотрены материальные компенсации в случае гибели должностного лица, причинения вреда его здоровью, уничтожения или повреждения его имущества в связи с его служебной деятельностью. В ст. 21 рассмотрены вопросы финансирования и материально-технического обеспечения мер государственной защиты. Таким образом, согласно Закону от 20 апреля 1995 г., только руководители и эксперты ГСЭУ ФСБ России, ФСКН России и Таможенного комитета России имеют право на государственную защиту, поскольку в перечне подлежащих государственной защите лиц указаны сотрудники органов федеральной службы безопасности, сотрудники органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, а также работники таможенных органов. Однако руководители и эксперты иных ГСЭУ в число лиц, подлежащих государственной защите, не входят. Для ГСЭУ Минюста, Минздрава, Минобороны России проблема отсутствия нормативно-правового регулирования вопросов государственной защиты руководителей и экспертов ГСЭУ указанных органов исполнительной власти является весьма актуальной. Это объясняется тем, что в производстве ГСЭУ нередко находятся судебные экспертизы, назначаемые в рамках расследования уголовных дел, имеющих громкий общественный резонанс, по финансово-экономическим нарушениям, в рамках рассмотрения арбитражных дел по крупным финансовым спорам хозяйствующих субъектов. При этом эксперты, в производстве которых находятся указанные судебные экспертизы, нередко получают угрозы физической расправы или ощущают моральное давление со стороны фигурантов дел или анонимов с целью предопределения результатов выводов в заключении эксперта или его изменения. Опыт работы автора статьи в должности руководителя ГСЭУ свидетельствует о том, что в таких случаях каких-либо действенных мер по элементарной физической защите подчиненных экспертов фактически невозможно добиться ни от органа или лица, назначивших производство экспертизы, ни от органов военной контрразведки, ни от подразделений МВД России по месту жительства эксперта. В итоге проблему обеспечения физической защиты экспертов вынуждены решать руководство ГСЭУ и родственники эксперта. В соответствии с Федеральным законом от 31 мая 2001 г. N 73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации" основным заказчиком труда экспертов являются суды, судьи, органы дознания, лица, производящие дознание, и следователи. Безусловно, для государства роль указанных органов и лиц в отправлении правосудия крайне важна. Поэтому не вызывает никаких вопросов необходимость их государственной защиты. Вместе с тем очень часто доказательная база уголовных дел или судебных решений базируется на заключении эксперта, от качества которого зависят судьбы людей, их финансовое благополучие или продвижение по службе. Однако законодатель не учел, что на жизнь, здоровье и имущество экспертов, так же как и судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов, сотрудников федеральных органов государственной охраны, может совершаться посягательство с целью воспрепятствования их законной деятельности, либо принуждения их к изменению ее характера, либо из мести за указанную деятельность. Неразрешенная проблема отсутствия нормативно-правового регулирования вопроса государственной защиты руководителей ГСЭУ и судебных экспертов оказывает негативное влияние не только на их деятельность, но и, опосредованно, на деятельность по реализации назначения судов, судей, органов дознания, лиц, производящих дознание, и следователей, так как в условиях оказываемого на эксперта даже психологического давления со стороны заинтересованных в результате экспертного труда сторон далеко не всегда экспертом может быть выдано объективное, научно обоснованное заключение. Очевидно, что проблема государственной защиты руководителей и экспертов ГСЭУ в полной мере отвечает интересам государства и требует решения на законодательном уровне. Для ее решения, по нашему мнению, необходимо внесение поправок в Закон от 20 апреля 1995 г. в части, касающейся перечня лиц, подлежащих государственной защите. При этом руководители и эксперты ГСЭУ и их близкие родственники должны быть в полном объеме обеспечены всеми видами государственной защиты - применением мер безопасности, правовой и социальной защиты.

Название документа